Содержание
Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.
Организация и проведение плановой проверки
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.
Организация и проведение внеплановой проверки
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.
Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка
Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.
В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.
При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.
Выездная проверка
Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.
Срок проведения проверки
Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.
Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 2006-2017 г.
В процессе своей хоз. деятельности каждая организация/ИП сталкивается с обязательными проверками надзорных органов. В помощь бизнесу был разработан журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя – типовой бланк утвержден Минэкономразвитием в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Какие именно данные отражаются в этом документе? Как регулируется порядок ведения журнала в компаниях? Ответим на все вопросы подробно.
Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.
Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.
Обратите внимание! Максимальные сроки документарных и выездных проверок составляют 20 рабочих дней (п. 1 стат. 13 № 294-ФЗ). При этом для одного субъекта СМП установлен годовой лимит на общее число часов по плановым выездным мероприятиям – 50 ч; для микропредприятия – 15 ч (п. 2 стат. 13 № 294-ФЗ). Для определения времени проверки используется специальный журнал учета.
Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.
Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.
Ведением журнала на предприятии/ИП может заниматься ответственный сотрудник, срок хранения ограничен 5 годами. Заполнение выполняют проверяющие органы в лице уполномоченного лица, который вносит записи «от руки». Заверяет документ непосредственный руководитель. Образец типовой формы журнала проверок – скачать здесь.
Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий. Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении. » от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294). Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.
Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).
Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.
На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме.
В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:
Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».
Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:
Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).
Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.
Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:
Важно! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013).
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.
Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:
Обратите внимание! Ст. 26.2 закона № 294 вводит запрет на проведение плановых проверочных мероприятий для субъектов малого предпринимательства, включенных в соответствующий реестр в период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Причем здесь тоже есть определенные исключения:
Использование риск-ориентированной модели при реализации контрольно-надзорной деятельности предполагает, что форма, продолжительность и периодичность проведения плановых проверок будет зависеть от отнесения деятельности проверяемых субъектов или используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска / классам опасности (ст. 8.1 закона № 294).
Постановлением Правительства РФ «О применении риск-ориентированного подхода. » от 17.08.2016 № 806 (в ред. от 22.07.2017) утверждены:
Присвоение категории риска согласно Правилам осуществляется исходя из оценки потенциально неблагоприятных последствий в случае несоблюдения субъектом требований законодательства. Для обоснования используют данные предыдущих проверок и назначенных административных наказаний (п. 9 Правил).
В документе выделено 6 категорий (классов) риска — от чрезвычайно высокого (1 класс) до низкого (6 класс). Плановые проверки субъектов (объектов) с низкой степенью риска не проводятся.
Полномасштабное применение этого подхода начато с 01.01.2018.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 13 закона № 294 срок проведения любой плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Для субъектов малого предпринимательства зафиксирована общая продолжительность выездных плановых мероприятий в год:
Для компаний, функционирующих на территориях нескольких субъектов РФ, продолжительность контрольно-надзорных мероприятий не может быть больше 60 рабочих дней.
Конкретные сроки проверки должны быть указаны в соответствующем распоряжении.
Важно! При определении общей продолжительности выездного планового мероприятия учитываются только периоды непосредственного нахождения проверяющих на месте проверки. В него не входят дни (часы), когда проверяющие изучают документы в своей организации.
Для соблюдения всех ограничений целесообразно заносить в журнал учета проверок (при его наличии) время нахождения проверяющих на месте осуществления мероприятия (п. 9 ст. 16 закона № 294).
Важно! Минимальный срок проверки с 01.01.2018 может быть снижен для субъектов невысокой категории риска.
Согласно п. 3 ст. 13 закона № 294 срок плановой проверки, причем только выездной, может быть увеличен (в исключительных случаях) на 20 рабочих дней.
Для малых предприятий возможно увеличение срока выездного мероприятия максимум на 50 часов, для микропредприятий — на 15 часов. В отношении этих же субъектов проверяющие органы могут приостановить проведение мероприятия. Приостановление допускается всего 1 раз на срок не более чем 10 рабочих дней (п. 2.1 ст. 13 закона № 294).
Необходимость продления связывается с проведением дополнительных исследований, экспертиз и т. д. Причины продления (приостановления) должны быть четко обоснованы должностным лицом, проводящим выездное мероприятие. Данные действия оформляются дополнительным распоряжением, вынесенным руководящим лицом (его заместителем) госоргана.
Для хозяйствующих субъектов, использующих объекты повышенной опасности, вводится режим постоянного государственного контроля (ст. 13.1 закона № 294). К таким объектам отнесены:
Указанный режим подразумевает возможность постоянного пребывания должностных лиц контролирующих органов на объектах и осуществления необходимых мероприятий для обеспечения безопасности на них.
Использование госорганами при проведении плановых мероприятий проверочных листов регламентируется пп. 11.1–11.5 ст. 9 закона № 294.
Проверочный лист состоит из определенных контрольных вопросов. Данный документ унифицирует, упрощает и ускоряет работу проверяющих, а также помогает хозяйствующим субъектам проводить самопроверку.
Вопрос о целесообразности применения проверочных листов при проведении плановых проверок решается госорганами самостоятельно и фиксируется в положении о конкретном виде контроля.
Использование проверочных листов может быть предусмотрено при проверке всех или отдельных хозяйствующих субъектов и обусловлено:
Формы проверочных листов разрабатываются госорганами самостоятельно с учетом требований постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177.
При осуществлении совместных плановых мероприятий могут применяться сводные проверочные листы (п. 11.4 ст. 9 закона № 294).
Любое проверочное мероприятие проводится только на основании распоряжения (приказа) руководящего лица госоргана или его заместителя (п. 1 ст. 14 закона № 294). Типовая форма этого документа утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона. » от 30.04.2009 № 141 (в ред. от 30.09.2016).
Распоряжение о проведении плановой проверки должно быть составлено таким образом, чтобы у проверяемого субъекта не было сомнений в том, какое именно мероприятие и на каких правовых основаниях проводится. В п. 2 ст. 14 закона № 294 перечислены основные положения, которые должны быть зафиксированы в данном документе:
Если распоряжение (приказ) не содержит обязательных положений или составлено не в соответствии с типовой формой, оно может быть признано недействительным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.04.2014 по делу № А82-2845/2013).
Порядок проведения проверки зависит от ее формы. Однако любая проверка начинается с вынесения распоряжения (приказа) о ее назначении. Хозяйствующий субъект информируется о проведении планового мероприятия не менее чем за 3 рабочих дня до его начала (п. 12 ст. 9 закона № 294).
Копия распоряжения может быть направлена:
Документарная проверка проводится путем исследования документов, имеющихся в распоряжении госоргана, в том числе актов предыдущих проверок. В случае недостаточности сведений, а также наличия противоречий и (или) неточностей, проверяющий направляет аргументированный запрос с требованием представить дополнительную информацию. К запросу прикладывается заверенная печатью копия приказа о проведении документарной проверки. На представление запрашиваемых документов дается 10 рабочих дней.
Выездное мероприятие начинается с ознакомления проверяемого субъекта:
Обратите внимание! По общему правилу сразу по завершении мероприятия проверяющие лица согласно требованиям пп. 1 и 4 ст. 16 закона № 294 обязаны составить соответствующий акт в 2 экземплярах.
Проведение налоговых проверок фискальными органами регламентировано налоговым законодательством. Данный вид проверок не подпадает под действие закона № 294.
Налоговые органы проводят:
Налоговая проверка представляет собой систему мероприятий фискальных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства. Предметом плановой проверки предпринимательской деятельности налогоплательщика ФНС являются:
Виды налоговых проверок:
Таким образом, порядок проведения плановых проверок устанавливается различными нормативными правовыми актами. Закон № 294 регламентирует в основном проведение проверок муниципальными органами, устанавливая регламент проведения таких проверок и обеспечивая баланс прав предпринимателей и органов контроля.
No related posts.