Подать ходатайство на гербовой бумаге ударение | Загранник

Подать ходатайство на гербовой бумаге ударение

Областной конкурс на лучший методический проект

«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»

Скачать:

Вложение Размер
Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка 643.41 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс на лучший методический проект

«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»

Лысенко Елена Аркадьевна, МОУ СОШ № 100, учитель русского языка и литературы.

Шайкина Гульсум Муктаровна, МОУ СОШ № 100, учитель русского языка и литературы.

« Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка, во внеурочной деятельности и в самостоятельной работе по предмету

1.1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка

1.2. Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности по русскому языку …………………………………………………………..

1.3.Самостоятельная работа обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями как средство развития УУД ………………..

2.Место орфоэпических заданий в рабочей программе по русскому языку …………………………………………………………………………

Актуальность исследования. Социальный заказ системе образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании» [1] , государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Государственным образовательным стандартом основного общего образования» [2] предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также определяет пути повышения его качества. На основании вышеперечисленного, в Образовательной программе основного общего образования школы даются установки: «…В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия».

С одной стороны, среди специфических умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей. С другой стороны, у человека существуют потребности, привычки осознавать орфоэпические затруднения и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания, формирования культурного члена общества.

Формирование у школьников потребности обращаться к орфоэпическим словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач – это одно из требований ФГОС основного общего образования. Культура работы с орфоэпическим словарем является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Следует отметить, что в последние годы в практике преподавания русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо тем, что задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ. Однако, в школьной программе раздел «Орфоэпия» не выделен в отдельную тему для изучения. Слова, произношение которых обучающиеся должны запомнить, во многих учебниках русского языка выделены в рамочки на полях учебников. На практике часто учителя испытывают затруднения в том, каким образом включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было наиболее эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы воспринимались школьниками легко и прочно.

Проблема исследования: несмотря на имеющиеся фундаментальные исследования о применении работы со словарями на уроках русского языка, остается недостаточно проработанным вопрос об использовании орфоэпических словарей в качестве средства развития УУД у обучающихся 5-9 классов как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности по предмету , что необходимо для успешного перехода на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наблюдается дефицит инновационных образовательных практик по повышению языковой, лингвистической, культурологической и информационной культуры обучающихся.

Объект исследования – организация работы с орфоэпическими словарями.

Предмет исследования – организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету .

Цель проекта – разработать систему работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету , направленную на развитие универсальных учебных действий.

  1. Проанализировать методическую литературу по теме проекта, изучить практику систематического использования орфоэпических словарей в урочной и внеурочной деятельности школьников, способствующей формированию универсальных способов действий.
  2. Описать систему работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету , направленную на развитие универсальных учебных действий.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, систематизация методического материала, анализ, синтез, обобщение опыта работы по теме, систематизация методического материала, описание.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использовать данный опыт для организации работы обучающихся 5-9 классов с орфоэпическими словарями на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету , направленной на развитие универсальных учебных действий в контексте требований ФГОС. Предложенные задания могут быть использованы в 5 – 9 классах на уроках русского языка в качестве как тренировочных, так и проверочных упражнений на владение орфоэпическими нормами.

Игровые приемы, упражнения, задания по орфоэпии классифицированы в соответствии с типами УУД, а также распределены по формам деятельности (работа на уроке, внеурочная деятельность по предмету, самостоятельная работа обучающихся).

1.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОРФОЭПИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ

1.1.Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка

Задание № 1. Расставьте ударения в словах. Найдите «третье лишнее». Затем поменяйтесь листочками для взаимопроверки. Оцените результат.

1) браковщик, часовщик, страховщик;

2) ведомостей, скатертей, мощностей;

3) каллиграфия, полиграфия, флюорография

4) айвовый, оптовый, сливовый;

Задание № 2. Тест по теме «Орфоэпические нормы» (I вариант)

1. В каком примере ударение падает на первый слог?

1) завидный 2) судно 3) звонит 4) деяние

2. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) облегчим

3. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш

4. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс

5. В каком слове ударение на первом слоге?

Читать дальше  Сколько платить за аренду земельного участка

1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс

6. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш

7. В каком слове ударение на втором слоге?

1) прикус 2) принудить 3) сетчатый 4) пасквиль

8. В каком слове неверно указан ударный гласный?

1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть

9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) метонимия 2) нефтепровод 3) пуловер 4) закупорить

10. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) вандалы 2) вдовство 3) щавель 4) кашлянуть

11. В каком слове ударение на втором слоге?

1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис

Тест по теме «Орфоэпические нормы» (II вариант)

1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс

2. В каком слове ударение на первом слоге?

1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис

3. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) крЕмень 2) мАркетинг 3) некролОг 4) цЕмент

4. В каком слове ударение на втором слоге?

1) прикус 2) принудить 3) сетчатый 4) пасквиль

5. В каком слове ударение на первом слоге?

1) досуг 2) поняв 3) созыв 4) гербовый

6. В каком слове неверно указан ударный гласный?

1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) гастрономия 2) донельзя 3) досыта 4) кашлянуть

8. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш

9. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) диспансер 2) догмат 3) плесневеть 4) раджа

10. В каком слове ударение на втором слоге?

1) диспансер 2) молох 3) украинский 4) премировать

11. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) алкогОль 2) БлаговЕст 3) вечЕря 4) догмАт

Задание № 3. Криптограмма «Магический квадрат»

ОТ ГЕРБОВОЙ БУМАГИ К БЛАНКАМ ДОКУМЕНТОВ В ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Дрыгина Наталья Николаевна

канд. ист. наук, доцент юридического факультета АГУ, г. Астрахань

История бланка насчитывает более двух столетий, что говорит об устойчивости традиций в оформлении документов. Еще в начале XYIII века официальные документы писались на гербовой бумаге. Впервые штемпелирование бумаги государственным гербом для составления официальных бумаг было введено в Голландии в 1624 г. В России появление гербовой бумаги относится к концу XVII в. Проект «клеймения» бумаги был подан Петру I дворецким Б.П. Шереметева А.А. Курбатовым. Царь оценил финансовые выгоды этого мероприятия, и указом от 1 марта 1699 г. гербовая бумага была введена на территории всего государства [3, т. 3, п. 1637]. Суть этого нововведения состояла в том, что для составления практически любого документа бумагу надо было покупать у государства. Каждый лист гербовой бумаги имел штамп с изображением государственного герба. Петр I ввел три разновидности гербовой бумаги:

·с «большим клеймом» по 10 копеек (три алтына две деньги) за лист для оформления сделок на сумму 50 рублей и выше;

·со «средним клеймом» по одной копейке (две деньги) за лист;

·и с «меньшим клеймом» по полкопейки (одной деньге) за лист. Бумага со «средним» и «меньшим» клеймами использовалась для составления челобитных, в приказном делопроизводстве и пр. Было также утверждено три образца гербовой бумаги разной стоимости: в 20 или 10 копеек, в 2 деньги или одну копейку и одну деньгу. И на столбцах — 25 и 50 копеек.Указом от 7 декабря 1699 г. введено еще два вида гербовой бумаги: по 25 копеек за лист для оформления сделок на сумму до 1000 рублей и по 50 копеек — для сделок на сумму свыше 1000 рублей [1, с. 33].

Штамп имел круглую форму с гербом и указанием цены листа.

Обязанность производить гербовую бумагу, т. е. ставить штампы, была возложена на Оружейную палату. Позже, с 24 августа 1722 г., этим начала заниматься Мануфактур-коллегия, с 24 февраля 1727 г. — Коммерц-коллегия, а затем — Экспедиция о государственных доходах.

Первая партия гербовой бумаги предназначалась для разрезки на столбцы, поэтому штамп ставился на каждом листе два раза, в верхних правом и левом углах. Такая расстановка штампов была нужна для того, чтобы при разрезке листа на два столбца на каждом столбце имелся штамп. Это привело к путанице и спекуляциям — в отдаленных от столицы местах стали продавать столбец по цене листа, так как в присутствующем на каждом столбце штампе указана цена целого листа. Трудности использования в справочных целях столбцов, сложности, возникшие при хранении, привели к их отмене.

Своим Указом 1699 г. Петр Iввел гербовую бумагу, на которой стали составляться документы. В 1700 г. в делопроизводстве перешли от столбцов на тетради, Указом Петра Iот 1700 г. было предписано заменить их тетрадями: «…всякие нашего великого государя и челобитчиковы дела писать в лист и в тетради дестевые, (т. е. в пол-листа, вместо ранее существовавшего формата «в четверть»), а не в столбцы» [3, т. 4, п. 1797]. Тетрадь — это лист бумаги, сложенный вдвое.

С 1702 г. на каждом листе ставилось четыре штампа — на каждой стороне по два в верхнем и нижнем углах [2, с. 87]. Позже порядок штампования листов утвердился окончательно — по одному штампу на странице в правом верхнем углу. С 1719 г. помимо цены на штампе стали ставить год выпуска. Таким образом, гербовую бумагу без даты следует относить к периоду с 1699 по 1718 гг. Датировать более точно внутри этого периода можно по расположению штампов на листе.

С 1720 г. до 1723 г. на штампах не ставили цены, а только дату. Штамп, утвержденный в 1724 г., просуществовал только до 1726 г., а штамп 1726 г. — до 1764 г. С 1724 г. на гербовой бумаге появляется специальная филигрань: вверху надпись «Гербовая бумага», а под ней на каждой половине листа — два орла [2, с. 101].

В 1767 г. на филиграни гербовой бумаги ценой в две копейки стали указывать дату ее выпуска, что, правда, соблюдалось не всегда. В 1798 г. рисунок штампа опять изменили, а в 1800 г. в него ввели мальтийский крест, который был изъят в 1801 г. Для датировки эти изменения существенного значения не имеют, так как на штампе с 1720 г. неизменно стоит дата выпуска.

Читать дальше  Основной договор купли продажи квартиры образец

В XIX веке в системе управления и делопроизводства произошли существенные изменения, что привело к изменениям формы документов. Официальные документы составлялись на бланках с угловым расположением реквизитов. Унификации формы документа способствовало установление правил применения гербовой бумаги. В XIX в. законами было установлено, на какой бумаге какие документы писать. Простая гербовая бумага имела пять «разборов» — в 15, 30, 60, 90 коп. и 2 руб. серебром. Чем выше было учреждение, куда посылался документ, тем дороже должна была быть стоимость («разбор») гербовой бумаги. Так, первый «разбор» был установлен для просительских документов, подаваемых в низшие инстанции, а четвертый — для прошений, подаваемых в высшие инстанции [2, с. 132].

Унификации формы документа способствовало установление правил применения гербовой бумаги. На гербовой бумаге писались «просительские» документы и акты, все канцелярское делопроиз­водство велось на простой бумаге. Делопроизводственные документы по характеру составления и исполнения были разделены на четыре группы: 1) внутренние документы, 2) переписка, 3) «просительские» документы, 4) акты [1, с. 40].

«Просительские документы» — это жалобы, прошения, отзывы. Для апелляционных жалоб было установлено 5 видов гербовой бумаги — от 2 руб. до 10 руб. серебром. Апелляционные жалобы в Сенат писались на гербовой бумаге стоимостью 10 руб., в гражданские палаты — 6 руб.; для «верющих писем» (доверенностей) употреблялась гербовая бумага стоимостью 2 руб.

Акты составляли большую группу документов. Об их видах, порядке составления и засвидетельствования подробно говорилось в «Законах гражданских», опубликованных в Х томе «Свода законов Российской империи» [1, с. 41]. «Крепостная» и «контрольная» гербовая бумага употреблялась для составления актов, торговых свидетельств и т. п. Стоимость этих видов бумаги зависела еще и от суммы сделки, на которую заключался акт. Такой порядок частично сохранялся до 1917 года.

Появление в делопроизводстве России бланков относится к началу XIX века, когда широкое распространение и законодательное закрепление угловой формы расположения сведений об учреждении — авторе документа можно связать с появлением в начале XIX века практической возможности часть реквизитов документов писать на бумаге заранее, то есть заготавливать бланки заранее.

В 1830 году употребление бланков было закреплено законода­тельно, появляется требование обязательного применения бланков» для ускорения хода дел и уменьшения занятий канцелярских служащих» [3, т. 2, п. 546].

С 30-х гг. XIX в. появляются бланковые надписи. Они писались от руки, изготавливались типографским способом или проставлялись с помощью резинового штемпеля. Предписывалось размещать обозна­чение автора в левом верхнем углу. Бланки были двух видов. Один включал: наименование ведомства, учреждения, структурной части, от которой исходил документ, дату отправления документа, номер его по реестру исходящих документов, указание места составления. Кроме того в состав бланка иногда входил заголовок к документу. Другой вид бланка состоял из обозначения штатного названия должностного лица, от которого документ исходил [1, с. 41—42].

Определялся и круг документов, для которых могли изготавливаться бланки. На бланках писали обычно письма, иногда на бланках писали и отпуски (черновики) писем.

Указы, журналы, протоколы, записки и др. писались на чистых листах бумаги, без бланков.

В XIX в. формуляр документа выдерживается более строго. В каждом документе имеются все его реквизиты, они получают определенное место. Выделение бланковой надписи с обозначением в ней автора, даты и номера документа ускоряло обработку документов.

Для ведения делопроизводства в XIX в. применялись как гербовая бумага, бланки, так и чистые листы бумаги.

Таким образом,мы можем сделать вывод, что, гербовая бумага была введена Петром I и на протяжении нескольких столетий постоянно преобразовывалась, истоки современного бланка относятся к XIX веку.

Список литературы:

  1. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В. Формуляр документа. Учебное пособие. — М.: МГИАИ, 1986. — 85 с.
  2. Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. Под ред. д. и. н., проф. А.В. Чернова. М., 1959. —159 с.
  3. Полный свод законов Российской империи. 1832.

страница 3/3

ist.na5bal.ru > Литература > Презентация

29. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

красивЕе
мусоропрОвод
апОстроф
ходАтайство

изогнУтый
премировАть
сливОвый
тотчАс

сорвАла
донИзу
углУбить
кУхонный

зАвидно
сЫта
прИнят
отогнАла

обеспечЕние
дозировАть
вы прАвы
катАлог

30. Учитывая значения слов, расставьте ударения.
Авансировать, автократия, адюльтер, акрополь, актированный, альтовый, апостроф, асимметрия, аскет, базилик, бармен, без толку, благоволить, бойница, бряцать, бутыль, снег валит, востоковедение, вертел, упустить из виду, скрыться из вида, втридорога, генезис, гладильный, глаженье, губчатый, девичий, донага, досыта, дотемна, едучи, заиндевевший, законнорожденный, закупоривание, замковый, заморенный, запах, запорошенный, запыленный, засоленный, засоренный, заткнутый, знамение, знахарка, избаловать, индиго, индустрия, исковое заявление, искриться, исподволь, каучуковый, ластовица, ледник, лечащий, логовище, ломота, маклер, мессия, молящийся, намерение, настороже, настороженный, омоложенный, опошленный, осведомиться, оседланный, оседлый, острота, осужденный, отгул, откуп, отжим, отпрыск, отроду, жить на отшибе, панегирик, паралич, пеня, перетекший, пиала, пиковый, постриг, прадед, премировать, приближенный, приговор, призыв.

31. Образуйте краткие формы от следующих прилагательных и причастий. Прочитайте их, соблюдая орфоэпические нормы и учитывая значения многозначных слов.
Образец: бедный – беден, бедна, бедно, бедны.
Белый, бледный, бойкий, босой, важный, вдохновленный, ввезенный, великий, верный, внесенный, взятый, измененный, включить, вкусный, вольный, врученный, гибкий, глупый, глухой, голодный, гордый, горький, дешевый, длинный, заглушенный, заданный, залитый, изданный, короткий, ловкий, меткий, нанятый, добрый, неправый, точный, чистый, оздоровленный, острый, поднятый, приближенный, сложенный, целый.
32. Слово алфавит происходит от названия двух греческих букв «альфа» + «вита». Ударение всегда падает на звук И. Просклоняй слово алфавит, соблюдая правильное ударение.

33. Поставь ударения.
Карточка №1
Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство, давнишний, диспансер, добела, еретик, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт.
Карточка № 2
Углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, намерение, каталог, облегчить, приняли, положить, ходатайство, брала, клялась, отрочество, созыв, форзац, дефис, мизер, баловаться, вероисповедание, включен, включит, включим, вручит, доверху, донельзя, донизу, досуг, закупорить, каталог, квартал, мозаичный, мусоропровод.
Карточка №3
Давнишний, диспансер, добела, еретик, жалюзи, ждала, жилось, загнутый, загодя, иксы, имперский, километр, клеить, лгала, лекторы, местностей, молящий, наверх, наврала, обеспечение, обзвонит, партер, перелила, плодоносить, рвала, сверлит, сироты, таможня, тотчас, убрала, цемент, центнер, цепочка, черпать, шарфы, щемит, эксперт, отрочество, созыв, форзац, дефис, мизер, баловаться, вероисповедание, включен, включит, включим, вручит, доверху, донельзя, донизу, досуг, закупорить, каталог, квартал, мозаичный, мусоропровод, углубить, торты, щавель, завидно, прибывший, дозировать, кухонный, свекла, жалюзи, клала, расположился, завсегдатай, красивее, оптовый, сливовый, агент, звонит, алфавит, аэропорты, бралась, банты, бороду, верба, верна, взяла, гнала, гналась, гражданство.
Карточка №4
Добела, молящий, обеспечение, сироты, доверху, донельзя, закупорить, донизу, завидно, прибывший, завсегдатай, бухгалтеров, включишь, влилась, вовремя, добрала, добралась, довезенный, занял, заняла, заняло, избалованный, инстинкт, исключит, исстари, конусы, конусов, кормящий, корысть, лила, лилась, наделит, надолго, надорвалась, облегчит, облилась, обнялась, повторенный, поделенный, подняв, позвала, сняла, снята, согнутый, убыстрить, укрепит, шофер, щелкать

Читать дальше  Отмена аукциона по продаже земельного участка

34. Ответь на предложенные вопросы.
1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?
35. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.
36. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.
Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

37. Прочитайте слова, обращая внимание на их ударение и значение. Для каждого из данных слов подберите омоним.
Мука, замок, атлас, хлопок, вертел, пропасть, орган.
38. Выразительно прочитайте отрывки, правильно расставляя ударения. Найдите омонимы. Чем они отличаются по значению? А по произношению? Сделайте вывод о роли ударения.

Облака уже красны,

Лихо прыгают козлы

Крикнул филин: «Я сего

Ну-ка, марш, козлы, в село,

Я. Козловский
39. Прочти, укажи слова, имеющие варианты ударений.
И, вдруг он понял: вот с кем он прожил
Все эти годы странствий и обманов.
Вот чьи он фотографии возил
На дне пустых дорожных чемоданов.
(К.Симонов)

Он прожил жизнь, не
разъезжал по свету,
Не знал он, где кончался
Брянский лес / /

40. Орфоэпический диктант.

(Показать рисунки. По значению слова дети должны определить местоположение ударения и верно назвать этот предмет).

Козлы – козлы замок – замок
полки – полки атлас-атлас

(Показать карточку: с одной стороны – слово без ударения; с другой стороны – это же слово с поставленным знаком ударения.)

Сутолока, каталог, библиотека, цыган, средство, документ, фарфор, жаворонок, километр, ненависть, случай, столяр, магазин, процент.
42. Произведите орфоэпический разбор слов аттракцион, фильмотека, медиатека. Просклоняйте слово монтаж. Какое ударение в этом существительном: подвижное или неподвижное?
43.Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки вы заметили? Поделитесь своими наблюдениями, приводя конкретные примеры.

44. В словаре «Говори правильно» найдите слова, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнеси их правильно несколько раз. Вспомните соответствующее орфоэпическое правило, если оно есть.
45. Подбери из учебника литературы два отрывка, стихотворный и прозаический, в которых есть «трудные» с точки зрения ударения слова. Прочитайте их правильно и выразительно. Какой из них тебе легче было читать, прчему?
46. По ритму стиха определите, как произносится слово комбайнер. Может ли оно звучать иначе? Проверьте по словарю.
Комбайнер жатвою пропах.

Он раньше птиц на старте.

Могучий полевой размах

Вошел в его характер.

  1. Для чего используется орфоэпический разбор слов?
  2. Почему с помощью стихотворных отрывков легче научиться правильному произношению?
  3. Для чего используется магнитофон при обучении орфоэпии?
  4. Как наблюдение за речью дикторов телевидения и радио помогает в овладении правильным произношением и ударением?
  5. Для чего нужно пользоваться орфоэпическим словарем?
  6. В чем причина произносительных вариантов?
  7. Можно ли научиться правильно говорить, если не задумываться над тем, как сказать?

СЛАЙД 24 ( кликнуть 2 раза)

Вместо заключения.
Направления работы по орфоэпии многообразны, а ее объем весьма велик. Право на самостоятельность обеспечивают учителю программа и устав школы. Пособие учитывает творческую свободу учителя, его возможность в конкретных условиях действовать по-своему. Оно будет способствовать методическому развитию учителя, росту его педагогического мастерства. Желаю удачи!
СЛАЙД 25
ПРИЛОЖЕНИЕ
А: агЕнт, алфавИт, аэропОрты;

Б: балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров;

В: вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, вОвремя, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт;

Г: гналА, гналАсь, граждАнство;

Д: давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дозвонИться, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха;

Ж: жалюзИ, ждалА, жилОсь;

З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, знАчимый, зимОвщик, зАсветло;

И: избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать;

К: каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кОнусов, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИться, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный;

Л: лгалА, лЕкторы, лЕкторов, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ;

М: мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд;

Н: навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, нажИлся, назвалАсь, накренИт, налилИ, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, начАв, начАвший, начАвшись, нАчатый, начАть, нАчатые, нЕдруг, нЕдуг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя;

О: обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, ободренА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть, опломбировАть, опОшлять, определЁн, оптОвый, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество;

П: партнЁр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИшь, полилА, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт;

С: свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв;

Т: тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас;

У: убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт;

Ц: цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка;

Ч: чЕрпать; Ш: шАрфы, шофЁр;

Щ: щавЕль, щемИт, щЁлкать;

В представленное пособие вошли некоторые из материалов следующих сборников:

  1. Гвоздев А.М. Современный русский язык. Сборник упражнений. 4-е издание переработанное и дополненное, М.: Просвещение, 1964.;
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Сборник упражнений по современному русскому языку. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1966;
  3. Кельдыев Т.Т, Русский язык в узбекской школе. Сборник упражнений. Ташкент, «Шарк», 2002
  4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.М.: Просвещение, 1988.
  5. Аванесов Р.И. Русское литературное просвещение. Москва, 1984.
  6. Асеев Н.Н. Жизнь слова. Москва, 1967.
  7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Москва, 1980.
  8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 1978.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector