Порядок проведения трасологической экспертизы | Загранник

Порядок проведения трасологической экспертизы

Содержание

Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе. В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде. Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.

До экспертизы следует:

  • максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
  • разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде).

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы

Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:

  1. Диагностические:
    • Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
    • С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
    • Где располагается место столкновения транспортных средств?
    • Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
    • Идентификационные:
      • Оставлены ли следы указанным автомобилем?
      • Принадлежит ли деталь указанному ТС?

      Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.

      Экспертиза проводится в следующих случаях:

      • На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
      • По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).

      Эксперт принимает к производству поступившие материалы: знакомится с ними, определяя возможность дачи ответа на поставленные вопросы по имеющимся материалам либо необходимость проведения исследовательских мероприятий.

      Этапы проведения экспертизы

      Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).

      Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.

      Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.

      Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.

      Результат экспертизы и его использование

      Заключение должно основываться на общеизвестных и научных данных, которые можно проверить. Как правило, в тексте указываются источники и фактические данные, которые были положены экспертом в основу выводов. Поэтому, если в заключении есть погрешности, теоретически оно опровержимо.

      В результате проведенной транспортно-трасологической экспертизы могут возникнуть следующие нюансы:

      1. В некоторых случаях эксперт на основе имеющихся материалов не может дать категоричный ответ на вопрос. Например, при невозможности проведения осмотра ТС. В этом случае следует исходить из обстоятельств, по которым осмотр не состоялся. Если сторона ссылается на то, что уже проведен ремонт ТС, замененные детали уничтожены, однако автомобиль не представлен к назначенному времени, то можно со ссылкой на ст. 79 ГПК РФ просить признать факт, для выяснения которого назначалась экспертиза, установленным.
      2. В случае спорности выводов эксперта или неполноты проведенного исследования сторона вправе просить назначения дополнительной или повторной экспертизы по ст. 87 ГПК РФ. Такое ходатайство будет обоснованным, если ранее был проведен судебный допрос эксперта и пробелы экспертного заключения при этом не удалось устранить. Однако не всегда повторная экспертиза дает ясную картину событий. Например, такая ситуация имела место по делу, указанному в п. 7 обзора судебной практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях ВС РТ за 1-й квартал 2014 года (дело № 33-3998/2014).
      Читать дальше  Сколько получает помощник воспитателя в москве

      Итак, транспортно-трасологическая экспертиза призвана дать ответы на вопросы о механизме образования следов на ТС и (или) образовавшихся вследствие его воздействия. Наиболее целесообразно ее проведение по назначению суда. Вопросы этой экспертизы специфичны и требуют специальных технических познаний.

      Проведение трасологической экспертизы зачастую становится единственным возможным выходом в установлении обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия, виновника и причин данной аварии. Рассмотрим виды данного исследования, причины его назначения, порядок и результаты его проведения для полного понимания данного вопроса и возможности защиты своих прав в случае назначения подобного исследования по ДТП с участием читателя.

      ○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

      Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

      • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
      • Трасологическая экспертиза.
      • Исследование следов человека и животных.
      • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

      Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

      • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
      • Составление схемы происшествия.
      • Установление виновника аварии.
      • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
      • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
      • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
      • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

      Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

      Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

      ✔ Гомеоскопическая экспертиза.

      Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

      • Следы зубов, ног и иных частей тела.
      • Отпечатки пальцев.
      • Результаты воздействия предметов одежды.
      • Отпечатки обуви и др.

      Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

      ✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

      Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

      ✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

      Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

      ✔ Экспертиза следов животных.

      В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

      • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
      • Определить количество животных.
      • Установить направление их передвижения.
      • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.

      В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

      ○ На основе чего производится.

      Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

      • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
      • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
      • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
      • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
      • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

      Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

      ○ Порядок трасологической экспертизы.

      Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

      • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
      • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
      • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
      • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
      • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
      • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
      • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.
      Читать дальше  Считается ли день покупки при возврате товара

      Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

      ○ Сроки и стоимость.

      Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

      Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

      • Серьезности аварии.
      • Сроков для проведения экспертизы.
      • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
      • Применяемых методов анализа и т.д.

      Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

      ○ Результаты и документы.

      Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

      Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

      ○ Как оспорить результаты.

      Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

      • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
      • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
      • Неоднозначность выводов.
      • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
      • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
      • В заключении содержится не полная информация о событии.
      • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

      При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

      ○ Советы юриста:

      ✔ Выбираем эксперта.

      Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

      • Длительность работы на данном рынке услуг.
      • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
      • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
      • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
      • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
      • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
      • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

      Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

      ✔ Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

      Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

      • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
      • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
      • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

      Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

      Трасологическая экспертиза – важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт "Союза потребителей" Петров А.В.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      Впоследствии любого дорожно-транспортного происшествия на дорожном полотне имеется масса разнообразных следов, оставленных участниками аварии. Трасологическая экспертиза при ДТП представляет собой процедуру их изучения и имеет наибольшую значимость при урегулировании вопроса относительно произведения страховых выплат. Задачи исследования включают расшифровку путей хода ТС, предшествовавших дорожному происшествию, выявление места столкновения, установление обстоятельств, спровоцировавших аварию.

      Что такое трасологическая экспертиза

      Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

      • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
      • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
      • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

      Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

      Когда проводится

      Необходимость проведения трасологической экспертизы может возникнуть в нескольких случаях.

      • Определение виновника произошедшей аварии. Как правило, происходит это, если все участники ДТП отказываются признавать себя в качестве виновника аварии.
      • Установление природы происхождения того или иного повреждения.
      Читать дальше  Применение срока исковой давности по кредиту

      Второй вариант свойственен для тех случаев, когда страховая компания отказывается производить выплаты, аргументируя это тем, что определенные повреждения не могли быть нанесены ТС в рамках произошедшего происшествия.

      Задачи

      Основными целями экспертизы, проводимой при происшествии, являются следующие:

      • определение скорости, с которой двигались ТС перед аварией;
      • наличие или отсутствие у водителей возможности предотвратить столкновение;
      • соблюдение участниками правил движения или выявление факта нарушения таковых;
      • оценка состояния участвовавшего в аварии ТС до и после ДТП;
      • траектории движения автомобиля;
      • определение схемы расположения ТС.

      Также производится предварительная оценка ущерба, причиненного транспортным средствам, являющимся участниками дорожного происшествия.

      Процедура назначения

      Процедура назначения трасологической экспертизы может быть проведена на любой стадии производства, направленной на расследование ДТП. Основаниями к ее проведению могут выступать такие процессуальные документы:

      • определение судебного органа;
      • постановление прокуратуры или отдела дознания;
      • ходатайство одного из участников произошедшей аварии.

      Видео: Проведение авто-экспертизы после ДТП! Реальное видео


      В документе должны быть указаны вопросы, адресуемые эксперту, перечень материалов, передаваемых для исследования, а также основания для процедуры.

      Ходатайство о назначении экспертизы

      Ходатайство о проведении подается одним из участников судебного заседания в рамках рассмотрения иска о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Оно может быть заявлено как в устной, так и письменной форме. Образец документа отсутствует как таковой, однако есть пункты, указать которые важно обязательно:

      • какой организации нужно передать документы;
      • перечень вопросов, адресованных эксперту.

      Окончательное решение относительно необходимости исследования выносится судьей после рассмотрения ходатайства.

      Читайте также:

      Порядок проведения

      Порядок проведения трасологической экспертизы подчиняется следующему алгоритму:

      • этап предварительного исследования;
      • детальное изучение аварии;
      • Обобщение полученных результатов (совокупно на этом этапе производится оценка ущерба автомобиля после ДТП);
      • письменное оформление данных.

      Ходатайство или иной документ, являющийся предпосылкой для проведения исследования, включает перечень вопросов эксперту, детальное изучение которых рассматривается как начальная ступень процедуры.

      Что нужно для выполнения

      Чтобы получить максимально достоверные и точные результаты проведения трасологической экспертизы, требуется предоставить должностному лицу, проводящему исследование, как можно больше информации. Необходимыми материалами являются следующие.

      • Схема произошедшего ДТП.
      • Полный пакет документов из ГИБДД, включающий протоколы о произведенных нарушениях, справки, освидетельствования и так далее.
      • Показания лиц, участвовавших в аварии, а также свидетелей произошедшего (если таковые есть).
      • Если имеются фото- и видеоматериалы, сделанные на любом этапе расследования ДТП, их также требуется приложить.
      • Обязательным является предъявление транспортных средств.

      При наличии иных документов, к числу которых можно отнести, например, результаты экспертиз, проведенных другими учреждениями, следует также приложить их к основному пакету документов.

      Сроки

      Сроки проведения анализа произошедшего ДТП могут варьироваться в зависимости от ряда факторов, в числе которых серьезность аварии, количество участников, характер ущерба и другие. Проведение может занять несколько дней или недель. При назначении исследования судом возможно предоставление эксперту определенного срока, в течение которого результаты должны быть предъявлены в судебный орган.

      Стоимость исследования

      Сколько стоит проведение экспертизы, зависит от нюансов проводимого исследования и серьезности произошедшей аварии. Минимальная сумма составляет 2-5 тыс. руб., такая цена, как правило, соответствует исследованию аварии легкой степени тяжести. Средняя стоимость трасологии составляет 10 тыс. руб., максимальная — порядка 20 тыс. руб.

      Оплата может быть произведена любым участником аварии на добровольной основе. Если виновником будет признано второе лицо, участвовавшее в ДТП, участник, оплативший экспертизу, может в судебном порядке ходатайствовать о возмещении понесенных им материальных затрат.

      Можно ли провести по фотографии

      Трасология подразумевает наличие возможности проведения исследования дорожно-транспортного происшествия на основании ограниченного числа документации, например, только по фотографиям. Однако результаты, которые предоставляет экспертиза после ДТП в такой ситуации, могут носить неточный характер. Именно по указанной причине не рекомендуется производить ремонт пострадавшего в аварии транспортного средства до получения результатов экспертизы.
      Ваш браузер не поддерживает фреймы
      Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

      Как оспорить результат

      Оспаривание результатов проведенной экспертизы возможно. Так как трасология нередко проводится по инициативе страховой компании с целью отказа в произведении выплат или вторым участником, в интересах которого доказательство собственной невиновности, инициатива обжалования полученных данных может исходить от первого участника аварии, имеющего сомнения в достоверности материалов.

      Вследствие того, что проведение исследования задокументировано, оспаривание подразумевает обращение несогласной стороны в судебную инстанцию. Как оспорить результат, зависит от нюансов полученного экспертного заключения. В ряде случаев необходимость в проведении повторного исследования может отсутствовать, например, из-за грубых ошибок в первичном документе.

      В иных ситуациях лицу, несогласному с результатами, требуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, определение о назначении которой выносится судом. Далее постановление о результатах первой и повторной процедур будет вынесено на основании оценки и детального изучения предоставленных материалов.

      Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП

      Подведем итоги

      Трасологическая экспертиза при ДТП является объективным исследованием, позволяющим получить сведения о виновниках аварии, характере и степени тяжести происшествия, сумме ущерба и других вопросах, имеющих значимость. Зафиксированные документально результаты, вынесенные экспертом, не носят окончательного характера и могут быть обжалованы в рамках судебного процесса. В целом транспортная трасологическая экспертиза является наиболее удобным средством, позволяющим решить возникшие споры, если участники отрицают виновность в произошедшей аварии или возможность появления определенных повреждений именно в рамках случившегося ДТП.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Adblock detector