Правила поведения человека в окружающей среде | Загранник

Правила поведения человека в окружающей среде

Цель:

1. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Развивать кругозор учащихся на примерах художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель:

– Вспомните, как мы отвечали на вопрос: “Что нас окружает?” на уроках окружающего мира. (Нас окружают деревья, воздух, вода, почва, солнце, облака – это природа. Книжка, здание, парта, машины – сделаны человеком, и к природе не относятся.)

– Всё, что нас окружает, называется окружающая среда.

3. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде. Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

Учитель:

– Послушайте стихотворение И. Мазнина:

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она.

Учитель:

– На уроке окружающего мира мы говорили о бережном отношении к природе. Составили вместе правила поведения на природе. Вспомните их.

Правила поведения на природе.

1. Любить природу – значит беречь её. Оберегать деревья, кустарники, травы, которые растут в твоём дворе.
2. Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением.
3. Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки, насыпай корм.
4. В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.
5. Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.
6. Участвуй в посадках деревьев, береги посадки.

Учитель:

– Окружающая среда – это не только природа. Это и люди, и то, что сделано руками человека. Об отношениях между людьми, о бережном отношении к вещам мы уже говорили на прошлых занятиях. Вспомним коротко, о чём говорили.

Отношение к людям и к самому себе. Надо уважительно относиться к старшим, помогать пожилым людям, заботиться о близких. Также надо любить и уважать себя: умываться, расчёсываться, следить за опрятностью в одежде, смотреть за вещами, следить за своей речью.

Отношение к тому, что сделано руками человека. Нужно беречь школьные вещи, школьную мебель, то есть общественное имущество. Оно будет служит другим школьникам после Вас. Нужно беречь и домашние вещи, мебель, так как в них вложен труд Ваших родителей, деньги ими заработанные.

Учитель:

– Есть наука экология. По словарю С. И. Ожегова, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и к окружающей их среде. Люди, которые занимаются экологией, называются экологами. Они изучают связи в природе, влияние человека на природу. Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать”.

– Кто знает примеры экологических проблем?

Учитель:

– Например, Швеции угрожают “кислотные дожди”. Кто из вас знает, что это за “кислотные дожди”? Швеция маленькая страна – родина Астрид Линдгрен – автора книги про Карлсона. Эта страна сосновых и еловых лесов, и потому там почти всегда чистый воздух. Но однажды люди заметили, что в лесах стали сохнуть деревья, гибнуть рыбы в озерах. В чем дело? Ученые провели анализ воздуха, почв и воды. Оказалось, что над лесами скопилось много воздуха с едкой, опасной серной кислотой. А ведь в Швеции нет заводов. Как могла попасть туда серная кислота?

Этот воздух переместился из других стран, где много заводов, которые выбрасывают ядовитую серную кислоту. Ведь на всей Земле у нас один воздух, и если люди портят его в одном месте, то природа станет гибнуть и в другом месте, все в природе взаимосвязано.

Вот такая беда случилась в Швеции. Это всенародная проблема. Когда опасность угрожает природе – животным, растениям, и здоровью и жизни людей, то говорят – это “экологическая катастрофа”.

– А какие еще проблемы называют “экологическими катастрофами”? (Рассуждения детей).

Учитель:

– Например, В море шел корабль, в трюмах он вез нефть, чтобы целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль затрещал от удара, наскочив на подводные скалы. Матросы спаслись в шлюпках. От моря пахло не солью, водорослями или рыбой, а нефтью, она растекалась пленкой на большом участке. Первыми стали гибнуть птицы и рыбы. Птицы не могли взлететь с воды, потому что нефть склеивала их перья. Оттого, что нефть, как пеленой, покрыла море, воздух (кислород) не проникал в глубины, и морские живот рыбы задыхались Люди, жившие в прибрежной полосе, лишились чистого воздуха. Это “экологическая катастрофа”.

Но все люди встали на спасение жизни моря; вышли корабли-очистители, спасатели животных. Эта катастрофа заставила людей задуматься: как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

Учитель:

– Что нарисовано на картинке?

– Дымят заводы и фабрики. Из-за них в воздухе накапливается всё больше и больше углекислого газа. А углекислый газ образует как бы шубу Земли. Это называется парниковый эффект. Земля становится всё жарче – меняется климат. Дело может обернуться экологической катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики, Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны, из-за чего многим странам грозит опасность оказаться под водой. А кое-где возникнут пустыни.

Читать дальше  Появление пьяным в общественном месте статья

– Как могут дети помогать бороться за чистоту окружающей среды? (Не мусорить, не кидать мусор в водоёмы, не жечь траву, убирать мусор около рабочего места, в своей комнате, в подъезде, около дома, в котором живёшь.)

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.

Творческое задание “Мы – экологи”.

Учитель разбивает детей на пять команд – бригад. Даёт каждой бригаде экологов карточку с задание. Дети должны вспомнить, из курса “Окружающий мир” 1 класс, почему может случиться данная экологическая проблема, как её решить.

1 бригада.

Погибает рыба! Помогите! Почему рыба может погибнуть? Как её спасти?

2 бригада.

Кругом мусор! Помогите! Почему появляется мусор? Как с ним бороться?

3 бригада.

Трудно дышать в городе! Помогите! Почему в городе бывает трудно дышать? Как сохранить чистый воздух?

4 бригада.

На лугу исчезли бабочки! Помогите! Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?

5 бригада.

В лесу пропали птицы и звери! Помогите! Почему в лесу могут пропасть птицы и звери? Как их сберечь?

Учитель:

Событие.

В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена.
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка.
Кто спас, кто разодел ее?

1. Почему елочку нарядили?
2. Что произошло, если бы эту елочку спилили?

Учитель:

– Величава, богата, могущественна, красива природа нашей Родины.
– Послушайте стихотворение Д. Всеславина “Зимняя сказка”.

Зимняя сказка.

Снег мерцает в свете,
Нежный пух снежинок,
Скрип березок белых
В тишине лесной,
И мороз некрепкий –
Все кругом спокойно,
Словно в дивной сказке,
Зимним, ясным днем.

Стройный и безмолвный
Лес в наряде чистом,
В белоснежной шали –
Снега-кружева,
И в лучах – как жемчуг
Искорки-снежинки –
Серебристой россыпью
Зимняя краса.

Гордые вязы,
Сосны деревья:
Ясени и великаны,
Солнышко на небе
В облаках пушистых –
Чудный миг, прекрасный,
Зимний лик лесной.

Учитель:

– Разве не нужно беречь такую красоту природы?

4. Итог занятия.

Учитель:

– Итак, как мы должны относиться к окружающей среде?

5. Домашнее задание.

Учитель:

Подготовьте рассказ о вашем домашнем животном по плану:

1. Название животного, порода.
2. Кличка.
3. Внешний вид (особенности окраски).
4. Особенности характера.
5. Твоё отношение к животному.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

1. Дайте определение понятий.
Демографический взрыв – это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.
Отходы производства – твердые, жидкие и газообразные отходы производства, полученные в результате химических, термических, механических и других преобразований материалов природного и антропогенного происхождения.

2. Приведите примеры загрязнения человеком окружающей среды.
Химическое (СО и SO2, образующиеся при сжигании минерального топлива, оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы, нефть).
Биологическое – вырубка лесов, разрушение почв, пожары, истребление видов животных и растений, появление новых вирусов, мутантов и др.
Радиоактивное загрязнение почвы, воды и воздуха.
Результат: разрушение озонового слоя, смог, кислотные дожди, парниковый эффект, повышенный радиационный фон, разлитие нефти в океанах и др. – и, как итог, возможная экологическая катастрофа в будущем.

3. Назовите природные ресурсы, которые являются:
Неисчерпаемыми: вода, воздух (кислород), космические.
Исчерпаемыми возобновимыми: растительный и животный мир, плодородие почвы.
Исчерпаемыми невозобновимыми: полезные ископаемые.

4. Что предполагает рациональное их использование?
Разработка путей охраны окружающей среды, создание очистных сооружений, применение малосернистого топлива, уничтожение и переработка мусора, разработка и применение принципиально новой природоохранительной ("чистой") технологии производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам. Поиск новых источников энергии. Повторное использование сырья. Охрана редких видов животных и растений.

5. Что понимают под экологическим сознанием, и какое значение оно имеет для развития современного человеческого общества?
Под "экологическим сознанием" традиционно понимается совокупность
экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в
самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих
стратегий и технологий взаимодействия с ней. Это развитие ноосферы, или сферы разума; сферы взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Значение: сохранение человечества и его развитие в гармонии с природой.

Читать дальше  Письмо о форс мажорных обстоятельствах образец

6. К чему может привести бездумное использование природных ресурсов?
К экологической катастрофе и исчезновению человека с лица Земли, а возможно, и гибели самой планеты.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

1. Дайте определения понятий.
Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Озоновый экран – часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в которой под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца молекулярный кислород (О2) диссоциирует на атомы, которые затем соединяются с другими молекулами О2, образуя озон (О3); необходим для защиты планеты от жесткого ультрафиолетового излучения.
Кислотный дождь – все виды метеорологических осадков: дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при котором наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно: оксидами серы, оксидами азота.

2. Какое воздействие оказывает деятельность людей на биосферу в настоящее время?
На сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы, в которых имеется большая вина человека. На данный момент в мире существует много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения. Во многих странах проблемы экологии стоят на первом месте, и в нашей стране сейчас начинают уделять все большее внимание, принимаются экстренные меры. Если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей планеты, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы ничем не сможем помочь ни людям, ни природе, которая нас окружает.

3. Заполните таблицу.

Глобальные экологические кризисы

Правила поведения в природе

Правильное поведения человека в природе во время проведения полевых экологических практикумов, познавательных выходов в природу или просто в походах является важной составной частью экологического воспитания.

Выполнение приведенных ниже правил должно быть сознательным!

1. Не ломайте ветви деревьев и кустарников. Ветви древесных растений выполняют функцию скелета и вместе с этим транспортную функцию для воды и питательных веществ, обеспечивающих рост и развитие всего растения. На ветвях располагаются листья, участвующие в питании растения: на свету из углекислого газа и воды в листьях образуются питательные вещества, необходимые растению, а также кислород, без которого не могут жить животные, в том числе и человек. Следовательно, мы не имеем права бессмысленно обламывать побеги, мешать растению жить! К тому же листья задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к сирени, и к другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

2. Не повреждайте кору деревьев и не оставляйте надписей! Отдыхая на природе, люди нередко оставляют «память о себе» – вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины, например пишут на скалах краской свои имена и названия родных городов. Психологи и этологи (ученые, изучающие поведение животных) объясняют эти действия инстинктом, доставшимся нам от предков – потребностью «метить» свою территорию. Собаки, волки, кошки (да и вообще почти все представители собачьих, кошачьих, медвежьих, куньих и других семейств наземных млекопитающих) метят территорию мочой.

3. Пилите на дрова только сухостой – мертвые деревья. Это легко определить по наличию зеленых листьев. Даже если на самом верху есть хоть одна зеленая ветка – поищите другое дерево. Живое все равно плохо будет гореть, это правило вроде все знают. Но не все, к сожалению, грамотно заваливают деревья: старайтесь спилить его так, чтобы оно не раздавило десяток других, молодых и еще живых.

4. Берите с собой на группу хотя бы один большой плотный пластиковый мешок. Во время похода всегда есть вещи, которые не удалось уничтожить в костре. Довезите его до ближайшей цивилизованной помойки или контейнера! Особенно это касается пластиковых, стеклянных бутылок, железных банок, баллончиков из-под репеллента и газа, тюбиков из-под клея…

5. Не ставьте палатки близко к муравейникам и на муравьиных тропах. Муравьи расчистили не для нас сосновую стоянку и не виноваты, что люди сюда пришли. Они не меняют своих маршрутов, и в результате сотнями гибнут от человеческих ног, потому что очень часто их тропа совпадает с нашей тропой.

6. Не вбивайте гвозди в живые деревья, что бы что-то повесить, натянуть и т. п. Можно завязать на деревьях веревку (но не проволоку или стальной трос). Только не забудьте ее потом отвязать!

Читать дальше  Состав тарифа на содержание и текущий ремонт

7. Не устраивайте в сухую погоду «пионерских» костров под деревьями. Достаточно подпалить одну ветку большой сосны, под которой вы расположились, и вы устроите верховой пожар, потушить который не сможете никогда, так как он распространяется очень быстро. В результате вам придется спешно ретироваться, а по вашей милости сгорят десятки гектаров леса, вместе с мелким зверьем. Хорошо еще, если вам самим удастся спастись.

8. Всегда заливайте костер! Если, конечно, с неба не льет, как из ведра. Не затаптывайте, не раскидывайте угли.

9. Не бросайте в лесу окурки. И в воду с лодки не бросайте! Окурок ядовит, что уже плохо. Кроме того, он долго плавает, и в стремнине его может зажевать какая-нибудь рыба, что ни ей, ни тому, кто ее потом выловит, радости не принесет. Возьмите за правило складывать куда-нибудь свои окурки и фантики от конфет, чтобы сжечь на стоянке.

10. Туалет. Хотя в этом ничего вредного для природы нет, отойдите хотя бы метров на десять от тропы – это не так уж сложно. Туалетная бумага быстро истлевает от влаги, и не наносит вреда окружающей среде, так что желательно пользоваться ею, а не газетами.

11. Не возите в лес стеклянную тару! Если у вас нет уверенности, что вы честно повезете ее обратно до ближайшего контейнера. Возите воду, например, в любимых металлических флягах, которые потом с собой же и увезете. Стекло лучше вообще не брать. И уж тем более — не бить! Сами же потом и наступите. Или ваши дети.

12. Не оставляйте на стоянках плоды покорения природы: старые кеды, дырявые тенты, сломанные стрингера, копченые штаны…Особенно часто все «неликвиды» принято утилизировать на последней стоянке маршрута. Сожгите ненужные вещи и остатки закопайте, а лучше — довезите до ближайшего контейнера, тем более если это резиновые и пластиковые изделия. Коптить в небо жженой синтетикой – самый неправильный вариант утилизации отходов.

13. Не оставляйте остатки еды. Оболочки от продуктов питания уже ясно, куда девать, сами продукты, особенно если это крупы, тушенка, сухари и т. п. просто высыпьте под дерево. Как только вы уйдете, благодарные зверьки и птицы все съедят, а что останется – с дождями уйдет в землю. Можно остатки крупяных изделий выкинуть в воду.

14. Что делать, если встретилась бобровая плотина? Не разбирайте ее без большой необходимости – это бессмысленное занятие. Если есть возможность и силы перевалить или обнести – лучше сделать это. Но если уж пришлось разорить бобриные труды, не огорчайтесь – зверьки все очень быстро отстроят заново.

15. Не трогайте змей. И тогда они вас тоже не будут трогать. Ни одна змея, никогда первая не нападет на человека. Глядите под ноги и избегайте мест, где змеи любят греться — старые вырубки, разрушенные избы и колодцы, уступы на скалах, пни на полянках. Уступи дорогу!

16. Не расписывайте скалы и камни. Это неприлично, хотя исторически оправданно – попытка пометить территорию. Если не можете оставить своего следа в истории другим способом, тогда уж лучше займитесь чем-нибудь другим. Нарубите дров к ужину или помойте посуду.

17. Не ставьте сетей. Еды у вас достаточно. А недостаточно – наловите рыбу спиннингом, в честном бою. Не умеете – значит, грибы собирайте… Или дома сидите. А кивать на то, что местные, мол, ловят – неуместно.

18. Не берите в лес магнитофоны. Дайте отдохнуть себе и другим. Кроме того, вы забываете о зверях и птицах, которые просто с ума сходят от этого, имея более чувствительные уши. Или хотя бы вспомните, как выбрасываются на берег киты от техногенных звуков – может, хоть это заставит вас оставить музыкальный ящик дома.

19. Не рубите хвою под палатки. Сейчас большой выбор ковриков. Каждый год вы выкидываете на помойку по елке. Да плюс еще одна, в конце славного пути. Кажется, вполне достаточно…

20. Поведение на Природе определяется конкретными Условиями окружающей среды.

· – Все Действия на Природе должны быть Разумными;

· – Люди не должны наносить Природе Разрушение или Вред;

· – многие Животные и Растения представляют Опасность для Человека;

· – брать на Природу Детей нужно осмотрительно;

· – там, где есть Природа, не должно быть Огня и Химических Веществ;

· – на Природе нельзя вести себя как Хозяин Жизни – Человек там только Элемент;

· – все виды Действий на Природе должны быть детально продуманными;

· – вокруг Человека Природа не должна быть Поврежденной от его Присутствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector