Право на пересмотр приговора вышестоящим судом | Загранник

Право на пересмотр приговора вышестоящим судом

Текст Ст. 50 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Комментарий к Ст. 50 Конституции Российской Федерации

1. Под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Под повторным осуждением за одно и то же преступление понимается повторный (т.е. второй по счету) приговор, вынесенный судом в отношении лица по конкретному преступлению, в отношении которого уже имеется аналогичный приговор по тому же составу преступления.

Положения комментируемой статьи соответствуют Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающему, что никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Конституционное закрепление этого принципа свидетельствует о повышенной охране прав человека при привлечении его к уголовной ответственности и осуждении. Поскольку незаконное осуждение грубо нарушает многие личные, экономические и политические права человека, такая повышенная охрана вполне закономерна и объяснима в государстве, провозглашенном Конституцией РФ демократическим и правовым.

Свое развитие это конституционное положение получило в нормах ст. 212 УПК РФ, закрепившей в качестве оснований прекращения уголовного преследования наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого:

вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Важнейшими специальными направлениями уголовной политики нашего государства являются декриминализация и криминализация деяний. Криминализация — это процесс и результат признания определенных видов общественно-опасных деяний уголовно-наказуемыми. Декриминализация — отмена уголовной ответственности за те или иные деяния, ранее признававшиеся преступными.

Декриминализация как направление уголовной политики обусловлена отпадением в современных социально-экономических и политических условиях общественной опасности декриминализируемых деяний. С 1991 г. до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. законами о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. и уголовный кодекс РФ декриминализировано значительное число деяний*(241).

2. Запрет использования доказательств, полученных с нарушением за кона, является одной из важнейших сторон презумпции невиновности. Несмотря на то что эти доказательства могут свидетельствовать о действительном совершении преступления, их постановка, например, в основу обвинительного приговора невозможна из-за того, что незаконность получения ставит под сомнение их достоверность.

К незаконным относят доказательства, полученные с нарушением норм Конституции РФ и уголовно-процессуального кодекса РФ. К таким нарушениям можно отнести и нарушение права на защиту, например: несвоевременное допущение адвоката к участию в процессе, непредоставление переводчика. Если доказательства получены в ходе обыска или выемки, но при их производстве нарушены нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ о недопустимости обыска в ночное время (кроме экстренных случаев) или об участии в следственных действиях понятых, они не могут быть признаны законными*(242). Такую позицию разделяет Верховный Суд РФ. В своем Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции российской Федерации при осуществлении правосудия» он разъясняет порядок применения ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.

3. Пересмотр приговора, не вступившего в законную силу, осуществляется вышестоящим судом в кассационном порядке по жалобе осужденного, его адвоката, потерпевшего, протесту прокурора. Обращение в кассационную инстанцию влечет за собой обязательный пересмотр приговора, если жалоба была подана в установленный Уголовно-процессуальным кодексом РФ срок — в течение семи суток со дня вынесения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей — в тот же срок со дня вручения копии приговора. Результатом рассмотрения дела в кассационном порядке может быть оставление приговора в силе, смягчение назначенного наказания или применение закона о менее тяжком преступлении. Суд в этом случае не может применить более строгое наказание или применить статью Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за более тяжкое преступление, кроме случаев, когда по этим основаниям принесен протест прокурора или подана жалоба потерпевшим. Неблагоприятное для осужденного решение суда кассационной инстанции может быть вновь обжаловано в вышестоящий суд или прокуратуру.

Каждый осужденный имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Помилование — это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент РФ, который имеет право помиловать любого осужденного, совершившего преступление, независимо от степени его тяжести.

В акте о помиловании Президент РФ вправе освободить от дальнейшего отбывания наказания лицо, осужденное за преступление, либо сократить назначенное наказание, либо заменить более мягким видом наказания, либо снять судимость с лица, отбывшего наказание (ст. 85 УК РФ). Отказ в помиловании не может быть обжалован в судебном порядке.

Право на обжалование судебных решений – важная гарантия прав и интересов осужденного, оправданного, потерпевшего (других сторон), что находит проявление в признании конституционного значения этого права (ч. 3 ст. 50 Конституции). Данное право предусматривается также и нормами международного права, в частности, Протоколом № 7 к Конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод.

«Каждый, осужденный судом за совершение уголовного преступления, имеет право на то, чтобы его осуждение или приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией». А ч. 2 названной статьи допускает исключение из приведенного положения, признавая, что указанного права может быть лишен осужденный за незначительные нарушения или – когда судом первой инстанции был суд «высокого уровня». Уголовный процесс России не воспользовался таким исключением.

Проверка законности и обоснованности судебных решений вышестоящим судом является важным условием выполнения назначения уголовного судопроизводства. Задача данной проверки – выявить ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении дела, и принять меры по отмене или изменению вынесенного решения. Тем самым вышестоящие суды должны предотвратить вступление в законную силу и исполнение незаконного приговора и, таким образом, служить для гражданина, общества, государства гарантией от незаконного и необоснованного осуждения человека или, наоборот, оставления безнаказанными лиц, совершивших преступление.

УПК предусматривает пересмотр не вступивших в законную силу решений суда в апелляционном и кассационном порядке. Апелляционное и кассационное производства рассматриваются в качестве эффективных средств правовой защиты, так как у сторон есть право самим начать процедуру обжалования решения, которое не зависит от усмотрения публичных властей. Проверка в апелляционном и кассационном порядке судебных решений должна способствовать защите прав и охраняемых законом интересов участников уголовного судопроизводства, права и законные интересы которых связаны с принятыми в приговоре решениями.

Читать дальше  Оплата по договору аренды нежилого помещения

Принесение апелляционной или кассационной жалобы приводит в действие правовой механизм защиты прав граждан, обязывая суд второй инстанции установить, правосуден ли приговор, дать мотивированный ответ на каждый довод жалобы, принять меры к устранению нарушений прав и охраняемых законом инте­ресов названных лиц, обеспечению законности, обоснованности и справедливости обжалованного решения.

Принесение апелляционного или кассационного представления также как и апелляционной или кассационной жалобы имеет публично-правовое значение, по­скольку способствует тому, чтобы исполнялись лишь законные, обоснованные и справедливые приговоры, что необходимо и в интересах личности, и в интересах правосудия.

ТЕМА 24

ПРОИЗВОДСТВО В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Вопросы:

1. Понятие и значение надзорного производства.

2. Принесение и рассмотрение надзорной жалобы или представления.

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции. Пределы прав суда надзорной инстанции при рассмотрении жалобы или представления.

4. Основания отмены или изменения судебного решения. Решения суда надзорной инстанции.

1. Глава 48 1 . Статьи 412 1 -412 13 .

2. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.12.2012 «О рассмотрении вопросов, возникших у судов в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года ФЗ от 29.12.2010 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции»

ВОПРОС 4.

УПК устанавливает сроки и порядок рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции.

Срок, когда должно быть начато рассмотрение уголовного дела, является единым для всех судов кассационной инстанции и составляет не более одного месяца со дня его поступления в суд кассационной инстанции. Оснований для продления данного срока законом не предусмотрено, что является еще одной гарантией обеспечения права лиц на кассационное обжалование. Данное положение закона также способствует недопущению волокиты в рассмотрении кассационной жалобы (кассационного представления).

Срок самого судебного заседания суда кассационной инстанции законом не установлен. Его продолжительность определяется сложностью дела, сложностью доводов жалобы (представления), количеством поданных по делу кассационных жалоб и др.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в соответствии с принципами уголовного процесса.

В кассационном порядке уголовное дело рассматривается в составе 3-х судей (ч. 4 ст. 30 УПК).

Участие лиц, являющиеся субъектами права на кассационное обжалование и принесение представления при рассмотрении дела в кассационном порядке, является их правом, а не обязанностью. Неявка лиц, своевременно извещенных о заседании суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела судом кассационной инстанции (см. ч. 4 ст. 376 УПК). Данное правило не имеет абсолютного значения, так как участие в судебном заседании суда кассационной инстанции переводчика может иметь настолько важное значение для вывода кассационной инстанции о правосудности проверяемого им приговора, что может повлечь отложение рассмотрения дела при его неявке. Также рассмотрение дела в кассационном порядке без участия защитника, который известил суд о желании дать объяснения, — нарушение права осужденного или оправданного на защиту, которое влечет отмену кассационного определения. Неизвещение же кого-либо из сторон влечет отложение рассмотрения дела, поскольку в противном случае нарушаются права сторон на участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции.

Процедура рассмотрения дела судом кассационной инстанции установлена ст. 377 УПК.

Заседание суда кассационной инстанции можно разделить на три части.

Первая часть – подготовительная, проводится судьей, председательствующим в заседании. По сути аналогична подготовительной части судебного заседания в суде I инстанции.

Во второй, основной части заседания, суд проверяет законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения. Она включает в себя изложение доводов жалобы или представления сторонами, исследование ими дополнительных материалов, а также, если сочтет необходимым суд, непосредственное исследование доказательств. В этой части судебного заседания суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства, т.е., например, осмотреть вещественные доказательства, допросить свидетеля, провести экспертизу, огласить письменные материалы дела. Однако надо иметь В виду, что суд не обязан, а лишь вправе, и только по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства. Кроме того, по исследованным доказательствам кассационная инстанция не вправе вынести новый приговор, как это имеет место при апелляции. Закон разрешает кассационной инстанции изме­нить или отменить приговор, или прекратить дело и направить его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы. Как правило, это документы по запросу одной из сторон. По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции, например справка загса о несовершеннолетии обвиняемого или справка о болезни обвиняемого, приговор может быть отменен и дело прекращен или назначено более мягкое наказание.

Завершающая, третья часть заседания — это вынесение и оглашение определения, принятого судом.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы.

Как правило, это документы, представленные по запросу одной из сторон. Например, нередко для оспаривания выводов судебно-психиатрической экспертизы адвокаты представляют в суд ответы на поставленные ими вопросы врачей-психиатров или данные независимых исследователей, экспертизами не являющиеся, или другие документы, составленные вне процессуальной деятельности: истории болезни, справки об инвалидности, наградах, характеристики и т. п.

По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции (например, справки о возрасте лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, или справки о болезни осужденного), приговор может быть отменен и дело прекращено или назначено более мягкое наказание.

Регламент судебного заседания, предусмотренный ст. 257 УПК, распространяется и на производство в кассационном порядке. Так же, как и в суде первой инстанции, при входе судей все присутствующие в зале суда встают, все участники разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя, обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь». Ведение протокола судебного заседания в кассационной инстанции не предусмотрено. Это положение неоднократно подвергалось критике в печати, так как отсутствие протокола не дает возможность зафиксировать доводы, аргументы сторон при кассационном рассмотрении дела.

Вопрос 1.

Возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора является одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института.

Читать дальше  Нужно ли прошивать журнал регистрации приказов

Стадия надзорного производства является первой исключительной стадией уголовного процесса.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой Президиум ВС РФ по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

Производство в надзорной инстанции – стадия уголовного процесса, охватывающая урегулированную нормами УПК деятельность, состоящую:

– в принесении жалобы (представления) сторонами на вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда;

– принятии решения судьей Президиума ВС РФ об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) или о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ;

– отмене председателем ВС РФ решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления и возбуждении надзорного производства, передаче надзорных жалоб (представления) на рассмотрение Президиума ВС РФ;

– в рассмотрении уголовного дела Президиумом ВС РФ.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора.

Задачи и значение производства в надзорной инстанции во многом совпадают с задачами и значением апелляционного и кассационного производств.

Рассмотрение уголовных дел в надзорной инстанции призвано служить важной процессуальной формой надзора за судебной деятельностью, осуществляемого ВС РФ, что дает возможность осуществлять руководство судебной практикой с целью обеспечения ее единства на основе точного применения судами закона при соблюдении принципа независимости судей, подчинения их Конституции РФ и федеральному закону. Все это важно для обеспечения конституционного принципа: «Все равны перед законом и судом» (ч.1 ст. 19 Конституции РФ).

Возможность обжалования вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных дел в порядке надзора – существенная гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Производство в надзорной инстанции содействует законности, единообразию надзорной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Вопрос 2.

УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке надзора может быть инициирован только сторонами процесса. Правом обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления наделены лица, указанные в ст. 401 2 УПК.

Прокурор вносит надзорное представление, иные лица – надзорную жалобу.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

Жалоба может быть подана как от осужденного, так и от адвоката.

Жалоба или представление подается непосредственно в Президиум ВС РФ.

К органам надзорной инстанции относятся Президиум Верховного Суда РФ.

Предметом надзорной жалобы, представления являются незаконность приговора, незаконность иного судебного решения, конкретизируемые в УПК, вступившее в законную силу.

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст. 412 3 УПК. В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению судебного решения, предусмотренные ст. 412 9 УПК. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления.

В ч. 4 ст. 412 3 УПК указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению.

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 1 месяца со дня их поступления. В этот срок судья должен: изучить жалобу (представление), представленные процессуальные документы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе или он может принять решение без истребования дела. При истребовании дела оно должно быть изучено судьей в течение 2 месяцев. Следует учесть, что истребование уголовного дела в суд надзорной инстанции не является обязательным. Решение суд надзорной инстанции может принять на основе изучения доводов жалобы (представления) и указанных материалов.

Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, принимает решение об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ, которое оформляется мотивированным постановлением. Постановление об отказе может быть обжаловано председателю ВС РФ или его заместителю (п. 3 ст. 412 5 УПК). Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства и принимает решение, указанное в данной норме.

Найдя доводы жалобы (представления) убедительными либо усмотрев при знакомстве с делом основания для внесения дела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение Президиума ВС РФ.

В этом постановлении судья только констатирует, что поступившая жалоба (представление) дает основание для возбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своего отношения к оценке законности решения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Вопрос 3.

Надзорные жалобы и представления рассматриваются в установленный законом срок – не позднее 2 месяцев со дня поступления дела на рассмотрение Президиума ВС РФ.

О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 412 10 УПК. Данное требование – важное условие того, чтобы соответствующие субъекты могли защитить свои права и интересы лично (или через защитника, представителя), участвуя в судебном заседании.

Уголовное дело рассматривается с соблюдением определенной процедуры – ч. 4-10 ст. 412 10 УПК.

Решение Президиум ВС РФ принимает в совещательной комнате. В результате рассмотрения дела президиум суда выносит постановление. Этому должно предшествовать обсуждение судьями вопроса о том, есть ли основания к отмене или изменению судебного решения, проверенного в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ должны соответствовать требованиям ст. 389 33 УПК. Постановление подписывается председательствующим.

Решение об отмене или изменении судебного решения принимается большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.

Невозможность поворота к худшему в суде надзорной инстанции (ч. 2 ст. 412 9 УПК).

Согласно данной статье пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо решения суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если ….

Читать дальше  Положен ли многодетной маме бесплатный проезд

К обстоятельствам, ухудшающим положение осужденного, относятся: признание его виновным по эпизодам, за которые он не был осужден; усиление режима отбытия наказания; исключение из приговора суда смягчающих наказание обстоятельств и т.д. Не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

Указанное запрещение на поворот к худшему распространяется как на решения судов первой и второй инстанций, так и на постановления и определения судов надзорных инстанций.

Пределы прав суда надзорной инстанции и виды принимаемых ею решений ст. 412 12 УПК.

Вопрос 4.

Основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда в порядке надзора ч. 1 ст. 412 9 УПК. Это имеет принципиальное значение, поскольку означает, что для отмены или изменения приговора (иного судебного решения) незаконность которого не сумел вскрыть суд второй инстанции (либо если дело таким судом не рассматривалось), необходимо какое-то особо грубое нарушение закона, которое хотя бы порождает сомнения в правосудности судебного решения.

Суд надзорной инстанции имеет право принять следующие решения – ст. 412 11 УПК:

Отменяя, изменяя судебное решение, суд надзорной инстанции обязан указать конкретное основание его отмены или изменения.

Если принимается такое надзорное постановление, которое повлечет повторное рассмотрение данного уголовного дела судом первой, апелляционной, кассационной инстанции, в надзорном постановлении могут быть даны соответствующие указания. Эти указания обязательны для суда нижестоящей инстанции.

Однако суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе ч. 3 ст. 412 12 УПК:

При отмене первоначального приговора или определения кассационной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке. Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован также в общем порядке, но при соблюдении правила о недопустимости «поворота к худшему».

Если суд надзорной инстанции оставит без удовлетворения надзорную жалобу или представление, внесение повторных жалоб, представления не допускается.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

(ч.3 ст. 50 Конституции РФ, ч.2 ст. 19 УПК)

Современный уголовный процесс исходит из того, что процессуально допустимая критика судебных решений по общему правилу должна происходить по инициативе сторон, т.е. основываться на их жалобах, под которыми в широком смысле понимаются также соответствующие акты государственных обвинителей (протесты, представления и т.п.). Современные уголовно-процессуальные системы рассматривают право на обжалование судебного решения в качестве одного из фундаментальных прав человека.

В современном российском уголовном процессе всего существует четыре способа пересмотра (обжалования) приговоров, один из которых представляет собой ординарный способ обжалования приговоров, не вступивших в законную силу, а три остальных – экстраординарные способы обжалования приговоров, вступивших в законную силу. Речь идет о следующих способах пересмотра приговоров:

1) в апелляционном порядке (приговоры, не вступившие в законную силу);

2) в кассационном порядке (приговоры, вступившие в законную силу);

3) в порядке надзора (приговоры, вступившие в законную силу);

4) по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (приговоры, вступившие в законную силу).

В настоящее время апелляционное производство является в России единственным способом проверки не вступивших в законную силу приговоров и иных решений суда, независимо от того, судом какого уровня вынесен приговор или иное решение. После принятия судебного решения и до его вступления в законную силу лица, чьи права и законные интересы затронуты этим решением, вправе в течение 10 суток обратиться в суд второй инстанции с апелляционной жалобой (представлением). Основания для обжалования судебных решений в апелляционном порядке самые широкие среди других проверочных инстанций – это незаконность, необоснованность и несправедливость приговора или незаконность и необоснованность иного решения суда. Несогласие лица, уполномоченного принести жалобу или представление, с принятым решением должно быть выражено в письменной форме и соответствовать обязательным требованиям, установленным законом (ст. 389.4 УПК РФ). В качестве судов апелляционной инстанции вправе выступать суды всех уровней, за исключением низового звена – мировых судей (ст. 389.3 УПК РФ). Обладают правом апелляционного обжалования приговора стороны уголовно-правового конфликта и соединенного с ним гражданско-правового спора, защитники, законные представители и представители указанных лиц, государственном обвинителе и (или) вышестоящем прокуроре.

В настоящее время кассационное производство – один из способов проверки законности вступивших в законную силу решений суда, наряду с сохранившимся в почти неизменном виде надзором. особенность права на кассационную жалобу состоит в том, что она (жалоба) не в каждом случае будет рассмотрена непосредственно в судебном заседании суда кассационной инстанции. Правом в кассационном порядке обжаловать вступившее в законную силу судебное решение, согласно ч. 1 ст. 401.2 УПК РФ, наделены осужденные, оправданные, их защитники и законные представители, потерпевшие, частные обвинители, их законные представители и представители. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части гражданского иска. УПК РФ предусматривает возможность подачи кассационных жалоб в две кассационные судебные инстанции: 1) президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; 2) Судебную коллегию по уголовным делам или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ст. 401.3 УПК РФ).

Проверка законности судебного решения в порядке надзора, согласно ст. 412.12 УПК РФ, осуществляется в пределах доводов жалобы (представления). Это означает, что суд руководствуется при проверке теми основаниями пересмотра и доводами, которые были приведены заявителем в жалобе (представлении), и именно в этих пределах проверяет, действительно ли был нарушен закон при принятии обжалуемого судебного решения. Надзорное производство осуществляется в единственной инстанции – Президиуме Верховного Суда РФ, поэтому право обратиться с представлением принадлежит только Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

В отличие от остальных проверочных инстанций пересмотр судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам призван разрешить ситуации, когда суд действовал правильно, но состоявшееся решение все равно в конечном счете оказывается, как выясняется, незаконным и несправедливым. Это возможно, если при рассмотрении дела не были учтены некие существенные для него обстоятельства, о которых суд, рассматривавший дело, по независящим от него причинам не знал и не мог знать. УПК предусмотрел два типа оснований возобновления уголовного дела: 1) новые и 2) вновь открывшиеся. Способ пересмотра: возобновление производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК РФ).

Особенности пересмотра уголовных дел в связи с решениями Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. возобновление производства инициируется Председателем Верховного Суда РФ путем внесения представления в Президиум этого Суда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector