Правовое положение обособленных подразделений | Загранник

Правовое положение обособленных подразделений

Правовой статус обособленных подразделений юридических лиц – это совокупность прав, обязанностей и ответственности этих обособленных подразделений.

Отсутствие у филиалов и представительств гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения. Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (п. 3.2 ст. 55 ГК РФ), т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства, невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица, а не от имени филиала или представительства. Ведь он не является органом юридического лица, а потому его полномочия на выступление от имени организации не могут основываться на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве либо в учредительных документах юридического лица. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А. Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008 с. 137

Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их головной организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет, способы ведения которого должны соответствовать способам, избранным в ее учетной политике.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать ряд отличительных признаков обособленных подразделений:

Являются подразделениями юрлица, его составными частями, не будучи сами юридическими лицами. Юридическое лицо несет ответственность за деятельность своих подразделений, определяет ее характер. Подразделения в своей работе руководствуются законодательством и локальными нормативными актами, регулирующими деятельность создавшей их организации. Работники обособленных подразделений — это работники головной организации (согласно ст. 20 ТК РФ организация как юридическое лицо выступает стороной трудовых отношений с ними;

Располагаются вне места нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица в соответствии со ст. 54 ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юрлица указывается в его учредительных документах: субъект Федерации, город (населенный пункт), улица и дом.

Таким образом, структурное подразделение, даже находящееся в другом доме по одной улице, следует считать обособленным. И наоборот, обособление какого-либо подразделения организации, имеющего одинаковый с ней юридический адрес, неправомерно.

Обособленное подразделение, сведения о котором не содержатся в учредительных документах и правовая форма которого юридически не закреплена, все равно с точки зрения налогового законодательства считается обособленным со всеми возложенными на него НК РФ обязательствами. При этом с позиции гражданского законодательства такое подразделение считается созданным с нарушением правовых норм.

По месту их нахождения оборудованы рабочие места. Рабочие места, в свою очередь, подразумевают наличие работников обособленного подразделения. Этот критерий отличает обособленные подразделения юридических лиц от их обособленного имущества.

Кроме того, филиалы и представительства могут создаваться только юридическими лицами. Создание обособленных подразделений самими филиалами (представительствами) неправомерно.

Обособленные подразделения осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, т. е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского права. Все сделки, заключаемые обособленными подразделениями, считаются заключенными от имени создавшего их юридического лица. Причем предметы таких сделок не должны выходить за рамки делегированных обособленным подразделениям полномочий.

Иски филиалами (представительствами) подаются только от имени создавших их юридических лиц. К исковому заявлению обязательно прикладывается доверенность на руководителя обособленного подразделения. При отсутствии доверенности исковое заявление на основании ч. 1 ст. 128 АПК РФ оставляется без движения. Соответственно истец, имеющий претензии к деятельности филиала (представительства), должен подавать иск на имя создавшего его юридического лица.

При заключении обособленными подразделениями хозяйственных договоров в их тексте необходимо уточнять, что заключающий договор руководитель филиала (представительства) действует по доверенности создавшего обособленное подразделение юрлица, а также указать наименование (желательно адрес) последнего.

В случае осуществления филиалами (представительствами) видов деятельности, подлежащих лицензированию или сертификации, лицензии в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выдаются только на имя создавших обособленные подразделения юридических лиц. Само обособленное подразделение лицензиатом быть не может.

Бухгалтерия – это любовь!

Читать дальше  Уведомление о проведении судебной экспертизы

Продолжая начатый в «Как создать структурное подразделение в учреждении» разговор об обособленных подразделениях, рассмотрим юридические аспекты их создания и деятельности. Бюджетные учреждения, как и другие юридические лица, наделены правом создавать собственные обособленные подразделения. Невзирая на специфику бюджетного финансирования их деятельности, за некоторым исключением на них распространяется общий порядок создания и регистрации таких подразделений.

Общие положения

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК), к бюджетным учреждениям относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС), а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного или местного бюджета.

Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, подлежат государственной регистрации, действуют на основании устава, положения или соответствующего законодательного либо нормативного документа, имеют надлежащие права и обязанности в соответствии с предоставленными полномочиями и выполняемыми функциями. С учетом этого бюджетные учреждения являются юридическими лицами публичного права, которые создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти или ОМС. Порядок их создания и правовой статус определяются Конституцией Украины и действующим законодательством.

Одной из форм расширения или совершенствования функций бюджетного учреждения является открытие обособленных подразделений. Общий правовой статус обособленных подразделений юридических лиц определяется рядом нормативно-правовых актов, в частности: БК, Гражданским кодексом (далее – ГК), Хозяйственным кодексом, Налоговым кодексом. Они применяются в зависимости от порядка создания (юридические лица частного или публичного права), организационно-правовой формы (общество, учреждение и т. п.) и других факторов. Кроме того, в уставах, положениях или других нормативных документах, которые определяют основания деятельности того или иного юридического лица, обычно имеется отдельный раздел, посвященный порядку создания, определения прав и обязанностей, другим вопросам деятельности его обособленных подразделений.

С учетом того что на юрлиц публичного права в гражданских отношениях распространяются положения ГК, если иное не установлено законом, рассмотрим, как в нем урегулирован вопрос относительно обособленных подразделений.

В частности, ст. 95 ГК определяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Филиалом является обособленное подразделение юрлица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций. Представительством является обособленное подразделение юрлица, которое находится вне места его расположения и осуществляет представительство и защиту интересов юрлица.

В п. 3 ст. 95 ГК также определено, что филиалы и представительства не являются юрлицами, однако они наделяются имуществом юрлица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения. Кроме того, они могут наделяться и другими правами, в частности открывать счета в учреждениях банков, заключать сделки, представлять интересы юрлица перед третьими лицами и т. п. Законодательство не ограничивает право любого юрлица самостоятельно определять, какие именно обособленные подразделения будут созданы за пределами его расположения. Однако права и обязанности подразделения будут зависеть от выбранной формы и полномочий, прописанных в положении о таком подразделении.

Руководители филиалов и представительств назначаются юрлицом и могут называться по-разному – директор, управляющий, заведующий, ректор, главный инженер и т. п. Однако действуют они от имени юридического лица на основании доверенности.

Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Таким образом, из сказанного вытекает, что решения о создании (основании) обособленного подразделения и предоставлении ему определенного статуса принимаются юрлицом или его учредителем. Порядок принятия такого решения зависит от конкретного типа юрлица (его организационно-правовой формы).

Следует заметить, что филиал и представительство – это лишь определенный законодательством юридический статус обособленного подразделения, которое создает своим решением то или иное юрлицо. По факту и в зависимости от конкретного типа юрлица – бюджетного учреждения, это может быть, например, факультет или центр последипломной подготовки вуза, лаборатория для проведения анализов от медицинского учреждения, Центры предоставления административных услуг при местных государственных администрациях и ОМС и т. п.

Особенности госрегистрации

Отдельно стоит рассмотреть, как осуществляется госрегистрация обособленных подразделений, в частности, созданных бюджетными учреждениями.

Напомним, что госрегистрация бюджетных учреждений – это в установленном законодательством порядке удостоверение факта создания юрлица или прекращения его деятельности, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в ЕГР, в котором содержится подробная информация относительно бюджетных учреждений как юрлиц. В то же время порядок создания бюджетных учреждений может регулироваться отдельными нормативными документами.

Читать дальше  Не приходит налог на недвижимость что делать

Например, правовые принципы деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти определяет Закон от 17.03.11 г. № 3166-VI «О центральных органах исполнительной власти», ОМС – Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», вузов – Закон от 01.07.14 г. № 1556-VII «О высшем образовании» и т. п.

В пп. 11 п. 3 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) предусмотрено, что в ЕГР должны быть внесены следующие данные об обособленном подразделении юрлица:

  • его идентификационный код;
  • его наименование;
  • место его расположения;
  • виды его деятельности;
  • сведения о его руководителе: Ф. И. О., должность, дата назначения и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), наличие ограничений относительно представительства юридического лица;
  • информация для связи с обособленным подразделением: телефон и адрес электронной почты.

В соответствии с п. 17–19 ст. 17 Закона № 755 для госрегистрации создания обособленного подразделения юрлица подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации создания обособленного подразделения юрлица;
  • экземпляр оригинала (нотариально удостоверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения.

В случае последующего изменения сведений об обособленном подразделении в ЕГР должно быть подано соответствующее заявление о госрегистрации изменений в сведения об обособленном подразделении юрлица. Если юридическим лицом принято решение о прекращении деятельности обособленного подразделения, то также подается соответствующее заявление для внесения информации об этом в ЕГР.

Напомним, что сведения из ЕГР используются для идентификации юрлица или его обособленного подразделения также во время осуществления ими уставной деятельности, открытия банковских счетов, совершения сделок и т. п.

То есть обособленные подразделения юрлица не подлежат самостоятельной госрегистрации. Однако вышеуказанные сведения о них вносятся в их регистрационное дело и включаются в ЕГР.

Таким образом, только при условии наличия данных об обособленном подразделении бюджетного учреждения в ЕГР он будет иметь право осуществлять все те функции, действия (или их часть), которые осуществляет в соответствии с уставными документами создавшее его юрлицо. Обычно перечень таких функций (действий) определяется в положении об обособленном подразделении, но в любом случае их круг не может быть шире, чем у самого юрлица.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 16, который вышел из печати 22.04.19 г.

Понятие филиала дано в ст. 55 ГК РФ: филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Здесь же дается понятие представительства: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Таким образом, указанная норма ГК РФ говорит о двух разновидностях территориально обособленных подразделений юридических лиц — филиалах и представительствах.

Отличие данных подразделений друг от друга заключается в круге решаемых ими задач. Чтобы показать это различие, рассмотрим основные этапы осуществления предпринимательской деятельности:

  • а) обеспечение предстоящей деятельности всем необходимым: сырьем, материалами, оборудованием и пр. На этом этапе заключаются договоры на снабжение организации соответствующими ресурсами, осуществляется фактическая работа по их исполнению, например, транспортировка ресурсов собственным транспортом, сортировка, хранение, подготовка к переработке и пр. Филиал может вести всю эту деятельность, включая правовую — руководитель филиала вправе совершать сделки, но от имени юридического лица. Руководитель представительства только совершает сделки от имени юридического лица, но в исполнении сделок представительство не участвует.
  • б) производство товара, подготовка его к продаже. Эту деятельность вправе вести филиал, но не представительство.
  • в) заключение договоров по отчуждению продукта (товара), например, по договору поставки. Эти юридические действия совершает как руководитель филиала, так и представительства.
  • г) исполнение договоров о реализации товаров — например, оформление товаросопроводительных документов, передача товар покупателю непосредственно или передача и оформление передачи товара для доставки покупателям различными видами транспорта и пр. Эту деятельность ведет филиал, но не представительство.
Читать дальше  Социальный найм жилого помещения как получить

Итак, согласно ст. 55 ГК РФ представительскую (правовую) функцию юридического лица реализуют как филиалы, так и представительства, а производственную — только филиалы.

Филиалы и представительства — это организации, не имеющие статуса юридического лица. Они возглавляются руководителями, назначаемыми юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств, представляя интересы работодателя, в пределах своих полномочий пользуются правом найма и увольнения работников, заключают от имени работодателя коллективные договоры. Статья 7 ТК РФ определяет, что коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (обратим внимание, что ТК РФ, в отличие от ГК РФ, говорит о возможности существования и других, помимо филиалов и представительств, обособленных подразделений юридического лица).

Филиалы и представительства действуют на основе положений о них, утвержденных юридическим лицом.

Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом. Филиалы могут иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

В силу общедозволительного метода регулирования гражданских правоотношений на основе принципа: разрешено все, что не запрещено, — коммерческие организации создают и другие территориально обособленные от него подразделения, т. е. не обладающие всеми признаками филиала, представительства, указанными в ст. 55 ГК РФ. На практике они именуются по разному: агентства, отделения, конторы, бюро и пр. Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Филиалы и представительства создаются.

  • — в акционерных обществах — по решению совета директоров;
  • — в обществах с ограниченной ответственностью — по решению собрания участников общества;
  • — в производственных кооперативах — по решению собрания членов кооператива;
  • — в товариществах — полных и товариществах на вере — органы управления не создаются, управление осуществляется полными товарищами. Соответственно эти участники товарищества по общему согласию вправе создавать филиалы и открывать представительства.

По ранее действовавшему законодательству производилась государственная регистрация филиалов и представительств российских организаций, в порядке, установленном для предприятий (ст. 14 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). В настоящее время регистрация филиалов и представительств российских коммерческих организаций законодательством не предусмотрена.

Филиал и представительство действуют на основе Положений о них. Положение является локальным нормативным актом юридического лица. В акционерном обществе положение о филиале утверждается советом директоров, в обществах с ограниченной ответственностью — собранием участников общества.

Статус филиала и представительства в ГК РФ четко не определен. Не раскрывается, например, что означает обособленность подразделения. Статья 55 ГК РФ говорит только о наделении юридическим лицом своего филиала и представительства имуществом, но об обязательном учете этого имущества на отдельном балансе подразделения, являющемся частью самостоятельного балансового учета организации в целом, не упоминается. Отсюда в теории и на практике исходят из того, что могут существовать филиалы, не имеющие отдельного баланса [1] .

На наш взгляд, обособленность филиала и представительства означает:

  • территориальную обособленность, т. е. нахождение подразделения в другой, по отношению к юридическому лицу, административно- территориальной единице (на территории другого края, области, муниципального образования);
  • организационную обособленность, действие не являющейся юридическим лицом организации во главе с руководителем на основе утвержденного в установленном порядке Положения о ней;
  • относительную имущественную обособленность, выражающуюся в наличии у подразделения отдельного баланса. Отдельный баланс ведется для нужд управления организацией как юридическим лицом в целом, в том числе в целях обеспечения составления достоверной бухгалтерской отчетности.

Ответственность по обязательствам филиала или представительства несет юридическое лицо. Филиал, представительство иное подразделение как части коммерческой организации не могут быть объявлены банкротами. Банкротству подлежат сами коммерческие организации — юридические лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector