Содержание
Комментарий к статье 123.24
По замыслу разработчиков проекта, Гражданский кодекс РФ должен предусматривать возможность создания некоммерческих организаций только в следующих формах:
для корпораций – потребительский кооператив, общественная организация, объединение лиц;
для юридических лиц некорпоративного характера – фонд и учреждение, а в проекте – также религиозная организация.
Данный перечень должен рассматриваться как исчерпывающий. Названные в отдельных законодательных актах виды и разновидности некоммерческих организаций должны были бы существовать только в одной из форм, предусмотренных ГК РФ.
На стадии принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ список некоммерческих организаций некорпоративного характера был дополнен автономными некоммерческими организациями. Согласно подп. 9 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации.
В целом на проект поступило около 2000 поправок, среди которых были предложения объявить учреждения собственниками части их имущества и устранить имущественную ответственность соучредителей по долгам, поскольку такие учреждения могли бы отвечать перед своими кредиторами своим имуществом . Как справедливо отмечает Е.А. Суханов, “такой откровенно своекорыстный подход не мог быть поддержан ни разработчиками законопроекта, ни законодателем” .
Таблица поправок к отклонению доступна на сайте: URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=47538-6&02.
Суханов Е.А. Государственные юридические лица в современном российском праве // Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; СПС “КонсультантПлюс”.
Во-первых, имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления, собственником имущества учреждения остается его учредитель. Юридическому лицу не может принадлежать имущество на различных вещных правах одновременно. Соответственно, если учреждение создано несколькими лицами, у таких лиц должна возникнуть общая долевая собственность на имущество, приобретенное учреждением. В этой связи Е.А. Суханов отмечает, что возможность соучредительства неизбежно влечет за собой возникновение общей долевой собственности соучредителей на имущество созданного ими образовательного учреждения, что в свою очередь столь же неизбежно влечет их неограниченную солидарную ответственность личным имуществом по долгам такого учреждения, не удовлетворенным из-за отсутствия или недостатка у него собственных денежных средств, появление права выдела доли и преимущественного права ее покупки другими соучредителями и все иные последствия, предусмотренные законом для отношений общей собственности . Поэтому абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК устанавливает запрет на соучредительство в учреждениях, закрепляя правило, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Суханов Е.А. Указ. соч. // СПС “КонсультантПлюс”.
Во-вторых, такая организационно-правовая форма юридического лица, как фонд, для приведенной ситуации не совсем подходит, поскольку учредители фонда, создав его, не участвуют в управлении его деятельностью.
Согласно ст. 123.19 ГК РФ управление фондом осуществляют специальные органы, а надзор за его деятельностью – попечительский совет фонда (осуществляющий надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства). Ассоциации негосударственных образовательных учреждений настаивали на том, чтобы учредители образовательного учреждения сохранили право управления такой организацией . Поэтому в ГК РФ была введена автономная некоммерческая организация как самостоятельное юридическое лицо и в комментируемой статье, и в ст. 123.25 ГК РФ предложены ее отличительные черты: это унитарная организация – собственник своего имущества. Поскольку она является собственником имущества, постольку в ней возможно и соучредительство. При этом один из учредителей может быть руководителем такой организации. Однако уставом можно устанавливать или сохранять и действующую “систему советов” – наблюдательный совет, попечительский совет и т.д. Таким образом, внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Это позволяет говорить, что автономная некоммерческая организация – особый вид унитарной организации: в отличие от учреждения она является собственником имущества, поэтому возможно соучредительство, в отличие от фонда в ней сохраняется контроль со стороны ее учредителей.
1) это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации введено ст. 65.1 ГК РФ. Согласно правилам данной статьи юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами, к ним относятся и автономные некоммерческие организации. В корпорациях же учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с тем что в корпорацию учредители вкладывают свое имущество, она создается для получения прибыли, ее учредители заинтересованы в управлении таким юридическим лицом. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Унитарные юридические лица заранее наделяются необходимым имуществом, считаются бесприбыльными организациями , поэтому их учредители не заинтересованы в непосредственном контроле и управлении такими юридическими лицами и не становятся участниками таких лиц;
Суханов Е.А. Указ. соч. // СПС “КонсультантПлюс”.
2) создается такая организация на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Данный признак полностью соответствует ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Автономная некоммерческая организация может быть создана также одним лицом (может иметь одного учредителя). Кроме того, согласно п. 16 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ учреждение, созданное до дня вступления в силу указанного Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по этому основанию, а может быть (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд;
3) цели создания такой организации – некоммерческие: предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Учредители автономной некоммерческой организации также свободны в вопросе выхода из состава такой организации. Так, согласно п. 6 комментируемой статьи лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. А по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013 // СПС “КонсультантПлюс”.
Комментарий к статье 123.25
Комментируемая статья посвящена вопросу управления автономной некоммерческой организацией. Так, Е.А. Суханов отмечает, что взаимоотношения учредителей автономной некоммерческой организации должны регулироваться их соглашением, причем для них в любом случае не возникает каких-либо гражданских прав и обязанностей в отношении созданного ими юридического лица .
Суханов Е.А. Государственные юридические лица в современном российском праве // Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; СПС “КонсультантПлюс”.
Пункт 1 настоящей статьи сразу определяет, что вопросы управления такой организацией полностью зависят от усмотрения ее учредителей и внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями свободно. Например, для фонда ГК РФ закрепляет определенную модель управления: высший коллегиальный орган фонда, единоличный исполнительный орган фонда (может быть создан также и коллегиальный исполнительный орган фонда) и попечительский совет фонда. Для автономной некоммерческой организации п. 1 комментируемой статьи закрепляет, что управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.
В такой организации обязательно создание только единоличного исполнительного органа, остальная структура управления зависит от учредителей. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Это новое правило (п. 3 комментируемой статьи), оно введено, в частности, для того, чтобы учредители автономной некоммерческой организации сохранили возможность контроля за ее деятельностью.
Создание постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации не обязательно, он может быть создан по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации. В этом случае его компетенция должна быть определена уставом автономной некоммерческой организации.
Внутренняя структура автономной некоммерческой организации определяется учредителями. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Указанное правило сохраняет свою силу и после вступления в силу новых правил ГК РФ о юридических лицах, поэтому в уставе автономной некоммерческой организации, как уже отмечалось, можно устанавливать или сохранять действующую “систему советов” – наблюдательный совет, попечительский совет и т.д.
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Введена она была Законом о некоммерческих организациях (в перечне некоммерческих организаций, содержащемся в ГК РФ, она отсутствует). Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений – субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.
Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.
Таким образом, у данной организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности:
– не основана на членстве;
– учредителями могут выступать как граждане, так и юридические лица;
– представляет собой объединение имущественных взносов учредителей;
– имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;
– учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;
– цели – предоставление различного рода услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Ограничений в отношении субъектного состава учредителей законом не установлено. При этом, закон четко ограничивает тех лиц, которые могут выступать в качестве учредителей. Ими, в частности, могут быть только физические и юридические лица. Законом не установлены ограничения по составу учредителей, таким образом, возможен ли только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, поскольку прямого запрета нет, следует прийти к выводу, что это возможно.
Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Законом допускается осуществление предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам – соответствие целям, для достижения которых создана указанная организация.
Прежде всего, – это возмездное оказание услуг в соответствии с уставом организации. Кроме того, автономная некоммерческая организация вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, и в этой связи – вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Особенностью является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.
Формы такого надзора законом не регламентированы и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей в уставе организации.
Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.
Порядок осуществления контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей может быть заключен учредительный договор.
Основной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. В этой связи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.
Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд.
При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.
Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.
Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.
Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.
Автономная некоммерческая организация – это:
Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:
Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.
Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:
Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.
Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:
И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.
Положения законов гласят:
В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.
В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.
При этом указываются следующие особенности:
Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.
Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:
Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.
Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.
Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.
Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.
Решение о преобразовании принимают учредители объединения.
Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.
Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.
То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, – верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?
2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.
Добрый день. Мне предложили заключить договор на прохождение сертификационного курса по специальности в АНО, договор с которой я заключаю через 3е лицо, являющееся представителем по доверенности. Насколько велик риск мошенничества в таком случае и как защититься при неисполнении договора такой АНО?
Добрый день! Риски велики. Договор может заключаться с лицом, который наделен соответствующими полномочиями на представление интересов юридического лица. Это может быть доверенность, от юридического лица, подписанная директором или нотариально оформленная доверенность. Если вы не проверите эти моменты, то данный договор может быть признан недействительным. Вообще, очень много мошенников этим пользуются. Совет — покажите документы толковым юристам, в вашем городе, они укажут на все риски от данной сделки.
Директор АНО в 2018 году сократила всем работникам отпуск до 14 дней. Законно ли это и на каких основаниях возможно?каким образом вернуть обратно эти 14 дней?И всем ли работникам любой автономной некоммерческой организации будет увеличиваться отпуск за стаж?
Добрый день, Анастасия. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Таким образом, если продолжительность отпуска прописана в вашем трудовом договоре, работодатель не вправе в одностороннем порядке сократить ее. В силу ст. 5 и ст. 8 Трудового кодекса РФ положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не должны применяться (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г., № 2, «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Согласно ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер труда, работникам с ненормированным рабочим днем, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При этом если работник имеет право на дополнительные отпуска по нескольким основаниям (как в данном случае — за работу во вредных условиях и за работу в районе Крайнего Севера), то отпуска предоставляют по всем основаниям. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г., № 870, «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, — не менее 7 календарных дней. В соответствии со ст. 321 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 календарных дней. Таким образом, действия вашего работодателя незаконны и вы имеете право обжаловать их в установленном порядке.
No related posts.