Содержание
Минфин России в письме от 23.08.2016 N 03-07-06/49171 разъяснил где можно осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ. Чиновники привели перечень зданий, сооружений и помещений, в которых торговля спиртным категорически запрещена.
Чиновники указали, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:
Кроме того, торговать спиртными напитками запрещено на территориях, прилегающих:
В Государственную Думу группой депутатов от партии КПРФ внесен законопроект № 1130243-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Депутаты предлагают запретить розничную продажу алкогольной продукции во встроенных и пристроенных нежилых помещениях многоквартирных жилых домов.
Это значит, что в случае одобрения этой инициативы, все магазины, вне зависимости от места их расположения в населенном пункте, будут лишены возможности торговать спиртным. Речь в законопроекте идет не только о жилых домах, расположенных в спальных районах городов, но и о домах на центральных улицах, на первых этажах которых традиционно располагаются торговые точки еще с советских времен. Сами депутаты уверены, что такие ограничения будут способствовать борьбе с пьянством. Как сказано в пояснительной записке к инициативе:
Также авторы инициативы напоминают, что по данным МВД России, каждое третье преступление, зарегистрированное в 2015 году, было совершено гражданами в состоянии алкогольного опьянения. Торговля алкоголем в помещениях жилых домов приводит к нарушению спокойствия жителей и возникновению конфликтов между покупателями или посетителями точек общественного питания и жильцами домов.
Примечательно, что эта инициатива поступила на рассмотрение парламента практически одновременно с информацией, распространенной целым рядом СМИ о том, что принятые 3 июля 2016 поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗразрешают продавать алкоголь в зданиях, в которых находятся школы и больницы. Журналисты ссылались на Опору России, которая заметила в законе такую возможность, связанную с разностью толкования запрета, который ранее запрещал продавать алкоголь "в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях". После принятия поправок, по словам журналистов, трактовка была изменена на запрет продажи спиртного "в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании" таких организаций. То есть, как сделали вывод в прессе, достаточно взять в аренду помещение, расположенное в школе и можно открывать там алкогольный магазин. При этом запрета продавать спиртное на территориях вышеозначенных учреждений журналисты почему то не заметили.
В Росалкогольрегулировании опровергли такие предположения. Чиновники пояснили, что в поправках речь идет только о тех помещениях, которые больше не принадлежат и не используются образовательными или медицинскими учреждениями и расстояние до которых от входа в школу и больницу соответствует допустимому, то есть здание в котором можно торговать алкоголем, не может находится на их территории. Законом определено, что расстояние от точки общественного питания, реализующей спиртное на розлив, не может быть ближе 25 метров от больницы или школы, а для магазина, торгующего спиртным – не ближе 100 метров.
Если законопроект коммунистов найдет поддержку у их коллег, подобные ограничения будут установлены в отношении жилых домов. Пока инициатива передана на рассмотрение профильного комитета.
Дата размещения статьи: 27.09.2016
Федеральное законодательство последовательно вводит ограничения в сфере торговли алкогольной продукцией, в том числе устанавливая запрет на ее продажу в детских, образовательных, спортивных, оздоровительных и иных организациях и на прилегающих к ним территориях. Однако пресечь продажу спиртных напитков вблизи образовательных организаций удается не всегда.
Эта проблема не была бы столь актуальной, если бы администрации предприятий торговли, желая сохранить деловую репутацию, стремились обеспечить порядок на своей территории, неукоснительное соблюдение персоналом требований о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним, пресекали факты распития спиртного в общественном месте и появление на своей территории лиц в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, вызывая сотрудников полиции.
Как правило, реализация алкогольной продукции в крупных супермаркетах, специализированных магазинах не приводит к ущемлению общественных интересов. Однако зачастую спиртное продается в небольших магазинах, владельцы которых преследуют лишь цель получить прибыль любым путем, не проявляя заботу о том, как ведут себя посетители, и лояльно относятся к продаже алкогольных напитков подросткам. Подобные факты вызывают обоснованное недовольство населения. Так, в г. Архангельске широкий общественный резонанс вызвала продажа спиртного в магазине, который расположен между детским садом и школой, дети наблюдают, как покупатели распивают спиртное на крыльце магазина, слышат нецензурную брань.
Как это ни парадоксально, но владельцу этого магазина контролирующим органом на законных основаниях выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, отзывать или аннулировать которую нет оснований, нет оснований и для обращения прокурора в суд с иском об обязании прекратить розничную продажу алкоголя в магазине, расположенном в непосредственной близости от образовательных организаций.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определять границы прилегающих территорий, на которых запрещено продавать алкоголь, уполномочены органы местного самоуправления в установленном Правительством РФ порядке. В Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 жестких критериев, гарантирующих продажу алкогольной продукции на удаленном от детских учреждений расстоянии, не установлено, не определены минимальное расстояние (например, 50 м или 100 м, как в случае с продажей табачных изделий) или хотя бы процедура принятия решения (например, необходимость проведения общественных слушаний, чтобы максимально учесть интересы населения).
Видимо, законодатель, передавая решение этого вопроса на рассмотрение органов местного самоуправления, а не устанавливая единые требования к размеру прилегающих территорий, ожидал, что таким образом будут соблюдены баланс интересов граждан и предпринимательского сообщества на конкретной территории, принцип разумности и справедливости при неукоснительном обеспечении приоритета охраны прав несовершеннолетних.
Однако этого не случилось. Лишь в единичных поселениях Архангельской области расстояние до границ прилегающих территорий, где не допускается продажа спиртных напитков, определено не менее 100 м от детских, образовательных организаций, а в большинстве муниципальных образований – не менее 50 м, в некоторых случаях – до 25 м. Прокуроры направляли в органы местного самоуправления информацию о необходимости пересмотра таких правовых актов с учетом состояния законности и обращений граждан, по результатам рассмотрения которых в отдельных муниципальных образованиях минимальные расстояния пересмотрены. Так, вместо 50 м в г. Сольвычегодске и 25 м в сельских поселениях МО "Сольвычегодское" до границ прилегающих территорий к детским и образовательным организациям установлено расстояние не менее 100 м.
В то же время постановлением мэрии г. Архангельска от 6 сентября 2013 г. N 579 установлено наименьшее в области расстояние от образовательных, детских организаций до границ прилегающих территорий, где запрещена продажа спиртных напитков, оно составляет 10 м при наличии обособленной территории и 20 м при отсутствии обособленной территории. Несмотря на многочисленные обращения граждан, обсуждение проблемы с участием общественных организаций, депутатов, органов государственной власти и контролирующих органов, предложения в адрес органов местного самоуправления, мэрия города соответствующие расстояния не пересмотрела, в связи с чем органами прокуратуры предпринята попытка защитить общественные интересы в судебном порядке.
Прокуратурой г. Архангельска 29 августа 2014 г. в суд подано заявление о признании недействующим указанного постановления, решением Октябрьского районного суда от 7 ноября 2014 г. в его удовлетворении отказано. Судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда 19 января 2015 г. решение суда оставлено без изменения, 11 июня 2015 г. в передаче кассационного представления прокурора области для рассмотрения в кассационной инстанции отказано. Судами отмечено, что оспариваемое постановление принято мэрией города в пределах полномочий и соответствует федеральному закону, доводы прокурора о несоответствии постановления требованиям ст. 10 Гражданского кодекса РФ о недопустимости злоупотребления правом и ст. ст. 4, 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" признаны несостоятельными, поскольку у этого Федерального закона иной предмет регулирования.
Таким образом, в областном центре фактически узаконена продажа алкогольной продукции в непосредственной близости от образовательных учреждений. При издании указанного акта во внимание приняты исключительно интересы коммерческих организаций, торгующих алкогольной продукцией. Мэрия города посчитала нецелесообразным установить более значимое расстояние от "алкогольных" торговых точек до образовательных организаций (например, 100 м), поскольку в этом случае под запрет подпадает деятельность более 200 магазинов. Действующее постановление мэрии позволило не только сохранить сеть торговых организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в городе, но и расширить ее.
Так, до принятия Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 контролирующие органы, ссылаясь на отсутствие порядка определения прилегающих территорий, выдавали лицензии на розничную продажу алкогольной продукции независимо от расстояния торговых объектов до образовательных учреждений. Для прекращения продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции вблизи образовательных учреждений можно было руководствоваться п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, согласно которой не допускалась розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях, при этом прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Федерации. Постановлением администрации Архангельской области от 10 июня 2008 г. N 124-па/16 органы местного самоуправления были наделены правом определять ближайшее расстояние от объектов массового скопления граждан до торговых объектов, в которых запрещено осуществлять розничную продажу алкогольной продукции.
В г. Архангельске решением городского совета депутатов от 31 августа 2006 г. N 219 расстояние от входных дверей мест массового скопления граждан до входных дверей объектов розничной продажи алкогольной продукции было определено не менее 100 метров. Руководствуясь этими нормами и сложившейся судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2012 г. по делу N А76-2186/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2012 г. по делу N А75-2832/2012) прокурор г. Архангельска 14 января 2013 г. обратился в суд с исковым заявлением об обязании ООО "Март" прекратить розничную продажу алкогольной продукции в магазине, расположенном в 25 м от входа на обособленную территорию детского сада. Во время рассмотрения судом иска прокурора вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 (с 19 января 2013 г.), однако мэрией города границы прилегающих территорий к социально значимым объектам не были определены. С учетом этого суд, руководствуясь Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 и решением Архангельского городского совета депутатов от 31 августа 2006 г. N 219, удовлетворил исковые требования прокурора, продажа алкогольной продукции в этом магазине была прекращена. Однако после принятия 6 сентября 2013 г. мэрией города постановления N 579, устанавливающего расстояние от образовательных, детских организаций до границ прилегающих территорий, где запрещена продажа спиртных напитков (10 м при наличии обособленной территории и 20 м при ее отсутствии), контролирующий орган 22 октября 2013 г. вновь выдал лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в непосредственной близости от детского сада.
Отстаивая свою позицию при обсуждении проблемы на различных уровнях, в том числе в суде, органы прокуратуры отметили, что установление подобных минимальных расстояний делает бессмысленным сам факт их введения, с таким же результатом органы местного самоуправления, злоупотребляя правом, могут установить расстояние и 5 м, и 1,5 м. Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. В силу п. 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., государства-участники обязаны обеспечить в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка. Согласно ст. ст. 4, 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целью государственной политики в интересах детей является в том числе защита детей от негативно влияющих на них факторов, федеральные и региональные органы государственной власти содействуют ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, с учетом остро стоящей проблемы подросткового алкоголизма является сбережение здоровья каждого ребенка, необходимость принятия мер, направленных на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Стратегией предусмотрены формирование единого подхода органов государственной власти и органов местного самоуправления к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства, обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в подростковой среде, обновление форм и методов борьбы с детским алкоголизмом, ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
С учетом приведенных положений законодательства, направленных на ограничение доступности алкогольной продукции для детей и подростков, необходимо обеспечить единый подход органов государственной власти и органов местного самоуправления в регулировании вопросов розничной продажи алкогольной продукции вблизи детских, образовательных организаций, определить на федеральном уровне разумное минимальное расстояние от образовательных до торговых организаций, реализующих спиртные напитки. Определение этого расстояния возможно по аналогии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", устанавливающим запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
В настоящее время, пока запрет на продажу спиртосодержащей продукции вблизи социально значимых объектов фактически не действует, уполномоченные органы используют другие предусмотренные законом способы борьбы с распространением пьянства в подростковой среде.
Правительство области приняло меры по борьбе с так называемыми наливайками – торговыми точками, расположенными в том числе в жилых домах и вблизи образовательных учреждений, в которых круглосуточно под видом оказания услуг общественного питания реализуется алкогольная продукция. В ноябре 2015 года установлены дополнительные ограничения времени, мест и условий продаж алкогольной продукции на предприятиях общественного питания. В частности, согласно Постановлению правительства области от 10 ноября 2015 г. N 464-пп с 1 января 2016 г. в регионе нельзя продавать алкоголь (с 23 до 10 часов) при оказании услуг общественного питания в ресторанах, барах и кафе вместимостью зала обслуживания не более 16 посадочных мест и площадью зала обслуживания не более 30 кв. м, введен запрет на реализацию спиртного в торговых объектах, вход в которые организован со стороны двора в жилом доме, и др.
Органами и учреждениями системы профилактики проводятся рейды с целью выявления и пресечения фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Результаты рейдов показывают, что случаи продажи спиртного подросткам нередки, продавцы, как правило, у них не требуют паспорт. В 2015 г. к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП привлечено 93 лица, в связи с неоднократной продажей возбуждено 3 уголовных дела по ст. 151.1 УК.
По каждому факту совершения преступления, дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая с участием несовершеннолетнего в состоянии опьянения прокуроры проводят проверки, принимают меры реагирования. Типичные нарушения в этой сфере: органы полиции не во всех случаях при выявлении подростков в состоянии алкогольного опьянения выясняют обстоятельства приобретения и распития спиртного, избегают ответственности лица, допустившие вовлечение подростков в употребление спиртных напитков или продажу им алкогольной продукции, а также родители (законные представители), не исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
И все-таки пресечение распространения пьянства в подростковой среде требует более решительных действий, и задача эта стоит не только перед прокурорами. Чтобы действительно исключить доступность алкогольной продукции для детей, ее негативное влияние на несовершеннолетних, требуются эффективный механизм правового регулирования и слаженная работа уполномоченных органов власти.
До недавнего времени запрещено было торговать пивом в соответствии со статьей 16 пункта 2 ФЗ №171 «О государственном регулировании оборота алкогольной продукции».
Информация вынесена из статьи продажа пива и продажа водки для удобства пользователей.
К нюансам розничной торговли алкогольной продукцией относится не только наличие всей документации и соблюдение временного режима, но также большое значение имеет место, где продается алкоголь.
В праздничные дни: 8 марта, 23 февраля и т.д. торговля может быть ограничена местной администрацией по времени торговли и месту торговли, к примере до 18 вечера, при этом торговля по маршруту движения праздничной колонны ул. андропова, ленина, путинки, смирнов, абсолют запрещено.
В ряде регионов установлены запреты на торговлю:
Дополнительно в своем письме от 23.08.2016 N 03-07-06/49171 Минфин разъяснил где можно осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ. Чиновники привели перечень зданий, сооружений и помещений, в которых торговля спиртным категорически запрещена.
Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам, аллеям, пешеходным переходам.
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:
В Москве, как и во всей России, алкоголь никогда не продаётся (с учетом расстояния указанного выше):
No related posts.