Простой водителя в связи с ремонтом автомобиля | Загранник

Простой водителя в связи с ремонтом автомобиля

Содержание

Ответ: Привлечение водителя к выполнению хозяйственных работ на время ремонта автомобиля, который займет 2 — 3 дня, возможно при объявлении в отношении данного работника простоя и наличии его письменного согласия на перевод для выполнения работы, требующей более низкой квалификации.

Обоснование: Условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) должно быть обязательно включено в трудовой договор работника (абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ).

При этом в соответствии со ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами.

Поручение водителю работы, не обусловленной трудовым договором, возможно только с его письменного согласия в порядке совмещения.

Статьей 60.2 ТК РФ предусмотрено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается в том числе в случае простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера). При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

Поскольку в период ремонта автомобиля водитель фактически не выполняет свои трудовые функции, в отношении него работодатель может объявить простой.

В период простоя работодатель может привлечь работника к выполнению хозяйственных работ, но только с письменного согласия последнего (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). При этом оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Во время простоя по независящим причинам (поломка автобуса) в январе 2017 года водители работают в гараже на хозяйственных работах. В обязанности водителей не входило осуществление хозяйственных работ в гараже. Указанные обязанности не относятся к должностным обязанностям по какой-либо должности, имеющейся в штатном расписании организации. Выполнение данных работ осуществляется водителями на основании приказа, в котором указано, что обязанность по выполнению таких работ возлагается на водителей в связи с возникшим простоем по их должности. Приказом установлено произвести оплату труда водителям по среднему заработку по прежней работе. График работы не менялся.
Подлежит ли оплате в двойном размере такая работа в праздничные дни? Как произвести расчет заработной платы?

Прежде всего отметим, что в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ трудовая функция работника является существенным условием его трудового договора. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
Как следует из части третьей ст. 72.2 ТК РФ под простоем трудовое законодательство понимает временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Из данного определения следует, что во время простоя работа, обусловленная трудовым договором работника, не осуществляется, хотя время простоя и не относится ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха.
Согласно положениям части третьей ст. 72.2 ТК РФ во время простоя работник временно, на срок до одного месяца, может быть переведен работодателем на другую работу без его согласия. Данное правило не действует, если работа, на которую планируется временно перевести работника, требует более низкой квалификации. В этом случае работодатель обязан получить письменное согласие работника на указанный перевод.
Кроме того, в соответствии с частью первой ст. 72.2 ТК РФ временный перевод на другую работу на срок до одного года возможен на основании письменного соглашения работника и работодателя.
Отметим, что части первая и третья ст. 72.2 ТК РФ говорят не о временном переводе на другую должность, а о временном переводе на другую работу. В свою очередь, часть первая ст. 72.1 ТК РФ под переводом на другую работу понимает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает. Наконец, часть вторая ст. 57 ТК РФ определяет трудовую функцию работника не только как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, но и работу по определенной профессии, специальности с указанием квалификации, а также как конкретный вид поручаемой работнику работы.
Следовательно, в том случае, если работнику в период простоя приказом работодателя поручается выполнение работы, не входящей в круг его трудовых обязанностей по занимаемой должности, то поручение такой работы представляет собой не что иное, как перевод, несмотря на то, что поручаемая работнику работа не входит в должностные обязанности ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации.
Согласно части четвертой ст. 72.2 ТК РФ при временном переводе на другую работу в связи с простоем оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Данное правило действует независимо от того, были ли оформлены простой и перевод работника на другую работу надлежащим образом, поскольку нарушение работодателем норм трудового законодательства не может служить основанием для непредоставления работнику прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае выполнение работниками определенных хозяйственных работ в гараже оплачивается исходя из среднего заработка по занимаемой ими должности водителя. При этом такая работа выполняется по графику, составленному по указанной должности, согласно которому ряд смен работников приходится на праздничные нерабочие дни.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Учитывая, что признание тех или иных дней нерабочими праздничными производится на основании закона (ст. 112 ТК РФ) и не зависит от режима рабочего времени конкретного работника, работа в нерабочий праздничный день, даже если она предусмотрена графиком работника, должна быть оплачена не менее чем в двойном размере.
Согласно части первой ст. 153 ТК РФ работникам, которым не установлены сдельные расценки или дневные (часовые) тарифные ставки, оплата работы в нерабочий праздничный день производится исходя из дневной или часовой ставки, представляющей собой часть оклада (должностного оклада) за день или час работы. При этом в соответствии с частью четвертой ст. 129 ТК РФ под окладом понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приведенные нормы во взаимосвязи означают то, что часовая или дневная ставка должны определяться исходя из оклада по той должности, по которой выполняется работа в нерабочий праздничный день, так как размер оклада напрямую связан с выполняемыми трудовыми обязанностями и их сложностью. Следовательно, работнику, который временно переведен на другую работу, работа в нерабочий праздничный день должна оплачиваться в размере не ниже, чем размер двойной часовой или дневной тарифной ставки, рассчитанной исходя из оклада по должности, на которую он был переведен.
С учетом положения части четвертой ст. 72.2 ТК РФ об оплате труда работников, переведенных на другую работу в связи с простоем, это означает, что если размер оплаты, начисленной переведенному работнику за работу в нерабочий праздничный день исходя из оклада по должности, на которую он был переведен, окажется ниже размера среднего дневного заработка по прежней работе, то ему выплачивается этот средний заработок, если же выше, то выплате подлежит указанная двойная дневная или часовая тарифная ставка.
Однако в рассматриваемом случае работа, на которую были переведены работники, не является работой ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации. Следовательно, определить оклад, выплачиваемый за такую работу при условии выполнения ее в течение календарного месяца, в данном случае не представляется возможным.
Поскольку законодательство не содержит каких-либо указаний на этот счет, на наш взгляд, в этом случае двукратному увеличению подлежит средний дневной заработок работника по должности, с которой он был переведен (то есть должности водителя), так как именно величина среднего дневного заработка представляет собой для временно переведенного в связи с простоем работника обычный, то есть "одинарный", размер оплаты труда.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае работнику за работу в нерабочий праздничный день должен быть выплачен средний дневной заработок по должности водителя в двукратном размере.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением, поскольку данный вопрос не урегулирован законодательством и относительно него отсутствует какая-либо судебная практика или разъяснения контролирующих органов.
В связи с вышеизложенным рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), направив свое обращение по адресу: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1, либо через общественную приемную на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/v-rostrud/).

Читать дальше  Формирование межевого плана земельного участка

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.

Солдат спит, а служба идёт? Не всегда

Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию. Соответственно, и водитель также не «загружен» работой. Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».

Читать дальше  Ограничение по расчетному счету на сайте ифнс

Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.

Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.

Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):

Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами. Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?

С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.

Вчера водитель – сегодня автослесарь

На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.

Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.

Читать дальше  Основной метод финансового контроля проверка

Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.

Например, внести в Положение такую формулировку:

«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».

Оплата по среднему заработку

Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.

В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.

Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.

В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.

В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.

Доплаты и надбавки в период ремонта

Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.

Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.

Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.

Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector