Содержание
Б олее половины столетия назад в Женеве между европейскими странами был заключён договор по перевозке опасных грузов. Его целью явилось формирование свода правил по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по европейским дорогам. В России этот договор получил название ДОПОГ. Расшифровка ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. На базе ДОПОГ были сформулированы национальные общероссийские правила перевозки опасных грузов — ПОГАТ. Аббревиатура ПОГАТ расшифровывается как перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
ДОПОГ является детальным сводом правил по перевозке опасных грузов. Здесь даётся определение опасного груза, как такого, который может нанести вред людям и природе при его разгерметизации, неожиданном просыпании или излитии. Это может произойти по разным причинам: от небрежного обращения до аварии.
Здесь приводится подробная характеристика разновидностей опасных грузов, рекомендуемых для хранения ёмкостей, указана необходимая маркировка и документация, выписаны технические требования к автомашинам и оборудованию.
Правила ДОПОГ по своей документальной структуре разделяются на приложения «А» и «В». В первом приложении излагаются основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом, даётся их характеристика.
Часть «А» делится на семь разделов:
Часть «Б» посвящена требованиям к транспортному оборудованию и водителям.
Она включает два раздела:
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Принципиальным отличием ПОГАТ и ДОПОГ является их разный статус.
Отмечаемые несоответствия ДОПОГ И ПОГАТ могут быть ликвидированы только на законодательном уровне.
Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.
Согласно международной классификации опасные грузы подразделяются на девять основных классов. У водителя должно быть свидетельство ДОПОГ, где указаны только те категории опасных веществ, по которым он прошёл обучение на специальных курсах.
Постоянные усовершенствования правил ДОПОГ приводят к изменениям вида свидетельства. В 2017 году выдаётся свидетельство ДОПОГ 2017. В свидетельстве имеются две графы, где подчёркиваются категории тех грузов, по перевозке которых водитель прошёл обучение. Остальные категории из удостоверения вычёркиваются.
Также оформляются свидетельства ДОПОГ не для водителей, а для экспедиторов сопровождающих грузы или отвечающих за их перемещение.
Водители и специалисты, отвечающие за перевозку, проходят курсы по программе утверждённой Министерством транспорта России. Длительность курсов в настоящее время составляет пять дней.
Министерством утверждён базовый курс обучения правилам перевозки опасных веществ. Он охватывает рассмотрение большинства вопросов перевозки: от особенностей поведения водителей при возникновении аварийных ситуаций до правовых аспектов ответственности при нарушении техники безопасности.
Свидетельство выдаётся после посещения всех курсовых занятий и сдачи экзаменов. Причём, сдача экзаменов без прохождения курса в полном объёме не разрешается.
Для оформления свидетельства на перевозку веществ в цистернах существуют специальные курсы. На них изучаются необходимые для транспортировки, специфические правила заливки и опорожнения таких грузов.
Кроме этих наиболее распространённых курсов разработаны программы таких курсов, как перевозка взрывчатых веществ и транспортировка радиоактивных материалов.
Свидетельство выдаётся на пять лет. Раньше для его получения достаточно было пройти одну или две небольшие лекции и в тот же день сдать экзамен. С 2013 года без полного пятидневного обучения к прохождению экзамена не допускают.
Свидетельство оформляется сразу на двух языках: на русском и другом иностранном языке (английском, французском или немецком).
Для морских грузоперевозок необходим коносамент. Правила заполнения коносамента подробно изложены в отдельной статье на нашем ресурсе.
О специфике использования карнет АТА при временном ввозе читайте тут.
Данный инструмент существенно облегчает процедуру временного ввоза и вывоза товаров.
Перемещение автомобильным транспортом в границах РФ разрешается исключительно при наличии разрешения ДОПОГ или разрешение ADR.
Для перемещения по дорогам федерального значения или при пересечении границ регионов эти разрешения оформляются исключительно территориальными представительствами Ространснадзора. При перевозках по дорогам местного значения на территории одного федерального региона разрешения вправе выдавать местные органы власти.
Для получения разрешения заполняется заявление на стандартном бланке.
Вместе с этой заявкой необходимо предоставить:
К маршруту перемещения предъявляются особые претензии, включающие:
В непростых дорожных ситуациях, а также при передвижении сразу трёх и более машин необходимо согласовывать перемещение с МВД. В последнем случае перед автомобильной колонной должен ехать сопровождающий автомобиль с оранжевым или жёлтым маячком.
Для постоянного наблюдения за автотранспортом и с целью предотвращения возникновения непредсказуемых ситуаций Министерство транспорта РФ приказом № 285 от 31.07.2012 обязало оснастить автомашины системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме этого, с целью усиления техники безопасности, автомобили обязаны иметь тахографы и антиблокировочную тормозную систему ABS.
Знаки опасности и маркировку смотрите в данном видео:
ДОПОГ, является мощным правовым инструментом позволяющим осуществлять перевозки опасных грузов на территории 48 европейских стран, включая Россию. Строгое соблюдение правил ДОПОГ повышает безопасность перемещения опасных грузов по дорогам.
О правилах заполнения товарно-транспортной накладной читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Что такое ДОПОГ и, какие положения в него входят? Документ направлен на облегчение процедуры оформления и транспортировки грузов, классифицированных как опасные.
Чтобы не «заблудиться» в большом документе, чтобы иметь под рукой своеобразные подсказки, следует ознакомиться с информацией ниже. Здесь расположен краткий свод правил, структура положения ДОПОГ, а также небольшие практические рекомендации и обоснования при оформлении документации.
ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое в Европе, а именно в Женеве, более 50 лет назад. Его цель — установка правил, которые обозначают требования к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.
В России перевозка такого вида грузов осуществляется в соответствии с ПОГАТ (Правилами перевозки опасных грузов автотранспортом).
Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.
Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.
Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:
Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.
В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:
Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию:
Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:
Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:
Помимо того, вещества подразделяются на:
Для облегчения транспортировки опасных грузов следует позаботиться о маркировке тары.
Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.
В правилах подробно описаны следующие пункты:
Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно.
В них входят:
Следует заметить, что сам перевозчик не заполняет все поля в накладной.
Для наглядного отображения, что именно нужно заполнять Перевозчику (П), а что отправителю (А), можно ориентироваться по таблице ниже, которая соответствует пунктам накладной нового образца (которая значительно проще и «прозрачнее» старой).
N | Пункт | Кто заполняет | Комментарий |
---|---|---|---|
1 | Отправитель | О | Информация об отправителе и о посреднике (перевозчике) |
2 | Получатель груза | О | Информация о получателе и посреднике |
3 | Наименование груза | О | Только название груза без дополнительных параметров |
4 | Документы на груз | О | Указать документы по ДОПОГ, сертификаты и соответствия качеству, паспорта |
5 | Особые указания отправителя | О | Указывается ценность груза |
6 | Приём груза | О | Время и дата, установленные под погрузку, а также фактические данные о времени погрузки |
7 | Сдача груза | О, П | Аналогично п. 6. |
8 | Условия транспортировки | П | Соответствуют установленным правилам и ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта». Если нет дополнительных указаний, то можно поставить прочерк в этом пункте |
9 | Описание положительного решения по заявке на перевозку | П | Сопровождается печатью |
10 | Перевозчик | П | Имя ответственного за транспортировку, имя водителя, контактные данные (мобильные телефоны) |
11 | Вид и название транспортного средства | П | Следует указать вместительность в тоннах и кубометрах |
12 | Особые замечания | П | Данные вносятся после погрузки груза, перевозчиком указываются дополнительные сведения |
13 | Другие условия | П | Маршрут и сведения о разрешении на транспортировку |
14 | Переадресовка | П | Данные вносятся, если во время транспортировки меняется адрес прибытия |
15 | Обоснование цены и этапы оплаты работы перевозчика | П | Итоговые суммы |
16 | Дата подписания и составления документа | О, П | Подписи и печати |
17 | Другие отметки всех сторон | Все три стороны | Актуально при нарушении договора. Составляется заинтересованной стороной |
Ещё один вид транспортировки такого вида груза — перевозка опасных грузов ж/ д транспортом. Участникам ВЭД, занимающимся куплей/продажей товара этого класса, пригодится знание правил доставки опасных грузов по железной дороге.
Чем грозит нарушение правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом подробнее тут? Наш совет соблюдать вышеуказанные требования.
В заключении стоит отметить, что доскональное знание правил ДОПОГ — обязанность компаний перевозчиков, но основные требования, в том числе правильное заполнение ТТН CMR, необходимо знать и владельцам груза. Сделки, связанные с товарами такого класса, как правило, приносят высокую прибыль. Поэтому сторонам контракта необходимо контролировать все этапы доставки опасного груза от Продавца к Покупателю.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».
Бесплатная консультация по телефону:
Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
ИСПОЛЬЗУЕМ ТОЛЬКО СОБСТВЕННЫЕ АВТОЦИСТЕРНЫ
Существует категория грузов, запрещенных к перевозке любым видом транспорта, или же требующих при перевозке особой упаковки и заполнения специальной документации. Такая категория грузов называется – опасные грузы (dangerous goods часто упоминается как hazardous materials. Оба эти термина имеют одинаковое значение, хотя в Европе термин dangerous goods используется чаще).
Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде.
Основным правовым документом, регламентирующим транспортировку опасных грузов, считается Европейское соглашение, в котором подробно изложены правила перевозки таких грузов автотранспортом или, как его еще называют – ДОПОГ
Эти правила регламентируют международные перевозки и действуют на территории государств, подписавших соглашение, при пересечении хотя бы двух из них. Как правило, национальные нормативные акты соответствуют ДОПОГ, но могут, конечно, иметь собственные особенности.
ДОПОГ разрабатывался с целью максимального повышения безопасности на дорогах при транспортировке опасных грузов, а также с целью упрощения номенклатурных процедур. Для достижения этих целей в документе разработана единая классификация и система требований, применяемых при перевозке опасных грузов.
В зависимости от видов опасности, а также их физических, химических и биологических свойств, все опасные грузы разделяются на такие классы опасности:
No related posts.