Сколько часов в неделю может работать водитель | Загранник

Сколько часов в неделю может работать водитель

МВД наделяется полномочиями по надзору за техосмотром транспортных средств и участию в техосмотре автобусов

Согласно требованиям закона от 6 июня, МВД наделяется полномочиями по надзору за техосмотром транспортных средств и участию в техосмотре автобусов.

Рассказ о работавшем на 36 маршрутах перевозчике, который не имел ни одного автобуса

В частности, она напомнила слушателям о проверке ФАС, в ходе которой выяснилось, что АО «Автокомбинат-2», которое получило право перевозить пассажиров на 36 маршрутах, в действительности не и

Медленный разгон. Что мешает автобусным перевозчикам работать по европейским стандартам

Популярность общественного пассажирского транспорта в России растет. При этом автобусные перевозчики явно проигрывают

Массовые проверки пассажироперевозчиков

В Хакасии, как и по всей России, начались массовые проверки пассажироперевозчиков – в связи с участившимися ДТП, в которые попадают пассажирские автобусы.

В России запретят пополнять половину транспортных карт наличными

В Ассоциации участников рынка электронных денег считают, что запрет на пополнение неидентифицированных карт без открытия счета не соответствует социальным и экономическим интересам населения

Аксенов продолжает увольнять служащих за плохую работу

По словам главы республики, 50 % пассажирских перевозок на автобусах в Крыму нелегальное. Были даны сроки на легализацию, проведены проверки, которые не принесли положительных результатов.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Читать дальше  Представительство узбекистана в екатеринбурге

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2. Норма рабочих часов в учетном периоде.

3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

ПРАВИЛА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ

1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.

2. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.

3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.

4. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

5. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.

6. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

7. Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

8. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

9. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.

10. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.

11. В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.

13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

14. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

15. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.

Читать дальше  Согласие усыновляемого ребенка на усыновление

16. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

17. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

18. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

19. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

20. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

21. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.

22. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.

23. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.

24. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

25. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Добрый день! По возможности разъясните, пожалуйста, наглядно, как должен выглядеть график работы водителя, если работа осуществляется вахтовым методом. График работы 20/10 и 15/15. Сколько максимально часов может работать водитель в день и сколько дней подряд при вахтовом методе, через сколько рабочих дней подряд ему должен быть предоставлен выходной (междусменный)? По общему положению Минтранса получается, что водитель не может работать более 10 часов в день и не более двух дней подряд, но при вахтовом методе организации работ это правило не работает. Руководство считает, что нужно делать график работ 15 рабочих дней подряд по 10-11 часов, потом 15 дней выходных, в норму по производственному календарю мы укладываемся, правомерно ли это. Такая же ситуация и с график работ 20/10. Заранее, спасибо.

Ответ

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, не распространяется на водителей, работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ. Режим труда и отдыха водителей, работающих вахтовым методом, регулируется Трудовым кодексом РФ и Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.

Продолжительность вахты не может превышать одного месяца, и только в исключительных случаях на отдельных объектах (по решению руководителя организации, согласованному с профсоюзом (если он есть в организации)) – трех месяцев (ст. 299 ТК РФ).

Читайте статьи по теме:

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть более 12 часов, а ежедневного (междусменного) отдыха с учетом обеденных перерывов – менее 12 часов. Выходные дни должны составлять не менее одного календарного дня за полную календарную неделю.

Таким образом, водители не могут работать по 15-20 дней подряд без выходных. Продолжительность смены должна быть не более 12 часов.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать вахтовый метод работы

Случаи применения вахты

Вахтовый метод работы применятся в организации, когда:

место работы сотрудника сильно удалено от места его постоянного проживания или от местонахождения работодателя;

ограничена транспортная доступность сотрудника от места постоянного проживания к месту выполнения работ;

он более эффективен по сравнению с обычными методами организации производства и труда.

Об этом говорится в статье 297 Трудового кодекса РФ.

Примерный перечень таких организаций (которым целесообразно использовать вахтовый метод работ) утвержден постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 . Нормы указанного постановления подлежат применению в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ ( ст. 423 ТК РФ ).

Ограничения на применение вахты

К работе вахтовым методом нельзя привлекать следующие категории сотрудников:

подростков в возрасте до 18 лет;

женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

отцов, воспитывающих детей в возрасте до трех лет без матери, а также опекунов и попечителей малолетних детей (не старше трех лет);

лиц, имеющих медицинские противопоказания к выполнению работ вахтовым методом.

Данные ограничения установлены статьями 264 и 298 Трудового кодекса РФ.

Сотрудники, отправляющиеся на вахту, должны пройти обязательный медосмотр в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н (ст. 213 , 298 ТК РФ). Медицинские противопоказания при работе на вахте установлены пунктами 48 , 49 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н .

Санитарная книжка вахтовика

На каждого сотрудника, работающего вахтовым методом, необходимо завести санитарную книжку, в которой должны быть отмечены:

заключения предварительных (при поступлении на работу) и периодических осмотров, а также осмотра терапевта перед направлением на вахту;

информация о прививках.

Оформление санитарной книжки оплачивает работодатель ( ст. 213 ТК РФ ).

Проживание во время вахты

Во время выполнения работ вахтовым методом сотрудники проживают в вахтовых поселках (полевых городках). Кроме того, сотрудники могут быть размещены в других специально оборудованных под жилье и оплачиваемых за счет организации жилых помещениях. Например, на практике для проживания сотрудников на вахте работодатель может заключать договоры аренды жилых помещений. Это следует из положений части 3 статьи 297 Трудового кодекса РФ и пункта 1.2 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 .

Продолжительность вахты не может превышать одного месяца, и только в исключительных случаях на отдельных объектах (по решению руководителя организации, согласованному с профсоюзом (если он есть в организации)) – трех месяцев *( ст. 299 ТК РФ ).

При этом если работы с использованием вахтового метода проводятся в срок, превышающий один месяц, то у организации возникает обособленное подразделение по месту вахты ( п. 2 ст. 11 НК РФ , письмо Минфина России от 12 октября 2012 г. № 03-02-07/1-250 , письмо ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604 ).

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть более 12 часов, а ежедневного (междусменного) отдыха с учетом обеденных перерывов – менее 12 часов (п. 4.2 , 4.3 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 ). Выходные дни должны составлять не менее одного календарного дня за полную календарную неделю ( абз. 6 ч. 1 ст. 21 ТК РФ , п. 4.3 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 ).

Читать дальше  Несоблюдение простой письменной формы влечет

Гарантии и компенсации вахтовикам

Для сотрудников, работающих вахтовым методом, законодательством предусмотрен ряд гарантий и компенсаций ( ст. 302 ТК РФ ). В частности, за дни пребывания на объекте во время вахты и дни нахождения в пути от местонахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно сотрудникам выплачивается надбавка ( ч. 1 ст. 302 ТК РФ ). Помимо денежных компенсаций, действует ряд гарантий социального характера, например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сотрудникам, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях ( ч. 5 ст. 302 ТК РФ ).

Вахтовый метод работ организация устанавливает самостоятельно с учетом мнения профсоюза (если он есть в организации) ( ч. 4 ст. 297 ТК РФ ).

Решение о переходе на вахтовый метод работы принимает руководитель и утверждает в виде приказа ( п. 1.4 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 ). Унифицированной формы такого документа законодательством не предусмотрено, поэтому составьте его в произвольной форме .

Для того чтобы организовать вахтовый метод работ в организации, действуйте так:

1. Разработайте проект внутреннего документа, который будет отражать условия работы вахтовым методом, например Положение о вахтовом методе работы .

Оно может являться приложением к коллективному договору или Правилам трудового распорядка. Такой вывод можно сделать из положений части 1 статьи 8, статьи 252 , части 4 статьи 297 Трудового кодекса РФ.

2. Составьте проект графика работы на вахте ( ч. 1 ст. 301 ТК РФ , п. 4.2 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 ). Унифицированная форма такого документа не утверждена, поэтому оформите его в произвольной форме .

3. Согласуйте составленные внутренние документы по организации вахтового метода работ.

Учтите мнение профсоюза (если он есть в организации) ( ст. 297 , ч. 1 ст. 301 , ст. 372 ТК РФ). Если в организации нет профсоюза, то проект графика работы на вахте согласуйте с иным представительным органом организации (если он имеется) ( ч. 2 ст. 8 , ч. 1 ст. 31 , ч. 3 ст. 103 ТК РФ). Если в организации нет профсоюза или иного представительного органа, работодатель вправе самостоятельно определить порядок применения вахтового метода ( ч. 1 ст. 8 ТК РФ ).

4. Ознакомьте сотрудников, согласных на новые условия работы, с внутренними документами по организации вахтового метода работ. Ознакомление проведите не позднее чем за два месяца до начала работы сотрудников на вахте ( ч. 2 ст. 74 , ч. 1 ст. 301 ТК РФ).

5. Оформите перевод сотрудников на другой режим работы, если вахтовый метод устанавливается не для вновь принятых сотрудников ( ст. 72.1 ТК РФ ). Для вновь принятых сотрудников условие о привлечении к работе по вахтовому методу пропишите в трудовом договоре ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ).

Как составить график работы на вахте

График составляется на учетный период (как правило, на один год), и в нем отражаются:

время работы на вахте (не более 12 часов в день);

время между рабочими днями на вахте (не менее 12 часов);

выходные дни (не менее одного календарного дня за полную календарную неделю);

время, необходимое для доставки сотрудников на вахту и обратно, которое может выпадать на выходные дни или дни междувахтового отдыха.

Данные правила оформления следуют из положений статей 103 , 301 Трудового кодекса РФ и пунктов 4.2 и 4.3 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 .

Учет рабочего времени

При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени ( ст. 300 ТК РФ ). При таком учете сотрудник может накапливать дни отдыха из часов переработок в течение календарного года с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха ( ч. 4 ст. 301 ТК РФ ).

Ежегодный отпуск сотрудникам, занятым на работах вахтовым методом, предоставьте после использования ими дней междувахтового отдыха ( п. 7.1 Основных положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. №794/33-82 ).

По общему правилу отпуск вахтовикам предоставляйте общеустановленной продолжительности – не менее 28 календарных дней ( ст. 115 ТК РФ ). Кроме того, сотрудникам-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, предоставьте дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 или 16 календарных дней соответственно ( ч. 5 ст. 302 ТК РФ ).

Также сотрудникам-вахтовикам (как работающим в «льготных» районах, так и нет) может быть установлена большая продолжительность оплачиваемых отпусков, а также иные (дополнительные) основания для их предоставления в коллективных договорах или иных локальных актах работодателя ( ч. 2 ст. 116 ТК РФ ).

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Нормативная база: Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2004 N 6094)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector