Содержание устава образовательной организации | Загранник

Содержание устава образовательной организации

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

– тип образовательной организации;

– учредитель или учредители образовательной организации;

– виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

– структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица – образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений – существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства – ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 7 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

– положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

– положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

– положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

– положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

– положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

– положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

– перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" , содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

Читать дальше  Протокол о внесении изменений в оквэд образец

СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ "Высшей школой экономики" задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. "Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации".

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" , является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время – в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" ).

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

– правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 "О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан" , Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 "О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия" ;

Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

Бурятия. 18.06.2005. N 107.

– региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 "О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы" , Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 "Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области" ).

Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

– представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 "О "Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов" );

Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 – 73.

– администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений" ).

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 "Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения" , Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 "Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска" ).

Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Читать дальше  Президиум областного суда свердловской области

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

Автор – Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Правовое регулирование деятельности образовательных организаций

Осуществление образовательной деятельности регламентируется законом «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта образовательной считается некоммерческая организация, созданная для осуществления деятельности по обучению в соответствии с имеющейся лицензией.

Осуществление такой деятельности — основная цель, для достижения которой подобные учреждения создаются. Это не значит, что образовательная организация не может преследовать иные цели, однако закон налагает на регистрируемое учреждение обязанность по выбору основного вида деятельности, связанного с обучением третьих лиц.

Согласно положениям ст. 25 закона № 273-ФЗ все образовательные организации действуют на основании устава, подлежащего утверждению в установленном порядке. Учредительный документ учебных учреждений должен соответствовать не только требованиям, закрепленным в ст. 25 закона № 273, но и общим положениям, предусмотренным ст. 52 ГК РФ.

Кроме того, поскольку подобные учреждения относятся к некоммерческим, их учредительные документы должны соответствовать положениям закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Подробнее об уставах НКО читайте в соответствующей статье.

Положения ст. 14 закона № 7 определяют требования к учредительным документам. Так, устав бюджетного или казенного учреждения подлежит утверждению:

  • Правительством РФ;
  • органом исполнительной власти субъекта;
  • муниципалитетом.

Таким образом, составление уставов образовательных организаций — довольно сложная процедура, поскольку необходимо руководствоваться не только общими требованиями, которые предъявляются ГК РФ, но и требованиями специального законодательства.

Требования к уставу образовательной организации. Какие сведения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения

Уставы учебных учреждений оформляются в письменной форме и подлежат обязательному утверждению учредителями. Каждый документ должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе.

Все требования к уставу, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения, можно условно разделить на 2 категории:

  1. Основанные на федеральном законодательстве и обязательные для всех образовательных учреждений.
  2. Действующие в отношении отдельных видов и типов учебных заведений.

Таким образом, при составлении текста устава или внесении в ранее составленный документ изменений следует руководствоваться всем спектром правовых норм, регулирующих деятельность в сфере образования.

Требования к содержанию устава

В уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная ГК РФ, а также законами № 7-ФЗ и 273-ФЗ.

Общие требования к содержанию учредительного документа учебного учреждения сформулированы в ч. 4 ст. 52 ГК РФ. В частности, в уставе организации должна присутствовать информация:

  • о наименовании учреждения;
  • организационно-правовой форме осуществления деятельности;
  • юридическом адресе;
  • порядке управления организацией.

В силу ч. 3 ст. 14 закона № 7 в уставе НКО должны содержаться также сведения:

  • о предмете и целях деятельности организации;
  • филиалах и представительствах;
  • условиях приема членов и порядке их выхода из организации;
  • порядке использования имущества в случае ликвидации.

В ст. 25 закона № 273 также сформулирован ряд требований, которые дополняют предусмотренные ГК РФ. Согласно данной норме в уставе образовательной организации должны быть отражены сведения:

  • о типе учебного заведения;
  • учредителях;
  • видах программ, реализуемых для достижения поставленной цели, с указанием направленности осуществления деятельности и уровня оказания услуг;
  • структуре и компетенции органов управления организации, способах и порядке их формирования, сроках осуществления полномочий.

В силу специфики деятельности, которая не предполагает извлечения прибыли, образовательные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доход, только в том случае, когда это способствует достижению поставленной цели. При этом вся прибыль, получаемая от занятия предпринимательской деятельностью, должна быть направлена на достижение целей, указанных в уставе.

Учредители дополнительно могут внести в учредительные документы иные сведения, не предусмотренные законом. Однако при этом важно помнить, что такие сведения не должны противоречить требованиям нормативно-правовых актов.

Читать дальше  Ребенка унижают в школе что делать родителям

Какая должна содержаться информация в уставе: перечень разделов

Четко закрепленные на законодательном уровне требования к структуре учредительных документов отсутствуют. Таким образом, при составлении устава следует руководствоваться указанными выше правилами, а также анализировать уже принятые уставы образовательных организаций.

Проведенный анализ позволяет определить разделы, наиболее часто используемые в структуре учредительных документов учебных заведений. К таковым относятся:

  1. Общие положения.
  2. Предмет, цели и виды деятельности.
  3. Образовательные программы.
  4. Компетенция, права, обязанности участников и их ответственность.
  5. Имущество и финансовое обеспечение.
  6. Органы управления.
  7. Информационная открытость.
  8. Реорганизация и ликвидация.
  9. Порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Некоторые из предложенных разделов могут быть объединены или исключены вовсе (например, раздел «Информационная открытость» характерен для бюджетных учреждений). Поскольку законодательных требований к структуре устава не предъявляется, допускается определенная свобода при ее определении. Главное, чтобы содержание документа было последовательным и понятным.

В заключение остается отметить, что под уставом образовательной организации понимается учредительный документ, соответствующий требованиям ГК РФ и законов № 7-ФЗ и 273-ФЗ. Неисполнение данных требований влечет отказ в регистрации учебного учреждения и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При устранении нарушений документ пройдет регистрацию и сведения об организации будут внесены в ЕГРЮЛ.

Добавлено в закладки: 0

Вся деятельность бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждений должна регулироваться типовыми положениями, которые утверждаются Российским правительством. В согласии с предложенными положениями бюджетные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы.

Устав организации является одним из видов учредительных документов, на основе которого действует юридическое лицо.

Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в законе об образовании.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность на основании уставов

1. В устав образовательного учреждения в обязательном порядке внесены:
1) название, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) уполномоченный учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) поставленные цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором будет проводиться обучение и воспитательный процесс;
б) основания приема обучающихся, воспитанников;
в) установленный срок обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок установленная при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) расписание занятий обучающихся, воспитанников;
ж) имеющиеся платные образовательные услуги и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) эксплуатация имущества, принадлежащего образовательным учреждениям;
б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу.
г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений – в тех случаях, когда это не противоречит федеральным законам);
д) запрета на совершение сделок, вероятно последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, которое было приобретено за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением тех случаев, когда проделывание таких сделок допущено федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением в следствии доходов, приобретённых от приносящей доходы деятельности;
ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) механизм управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организованной деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и установленные условия оплаты их труда;
г) порядок изменений устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации , а так же если необходимо ликвидации образовательного учреждения;
8) установленные права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), определяющих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в той части, где не урегулировано законодательством Российской Федерации, разрабатывается и учитывается образовательным учреждением и как следствие утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения должен быть установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, который находится в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.
3. Если возникает такая необходимость регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами, то последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Важно отметить что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector