Советские номера автомобилей можно ли ездить | Загранник

Советские номера автомобилей можно ли ездить

На основании ч. 11 ст. 17 Федерального закона от 02.04.2014 № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» с 1 января 2015 г. технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, проводится в порядке, установленном законодательством РФ, операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, действующим в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Порядок регистрации транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России регулируется:

  • п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ о госрегистрации);
  • Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Основные положения);
  • Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила регистрации);
  • Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент).

В тексте вопроса не указано, кто является собственником транспортного средства – автор вопроса или иное лицо, у которого автор вопроса его приобретает. В связи с этим рассмотрим обе ситуации.

  1. Если вам принадлежит транспортное средство со времен Советского Союза, и вы желаете его эксплуатировать, то в настоящее время для этого нет препятствий, поскольку «советские» номера действительны. Что касается «советского» техпаспорта, то действуют нормы закона, предусматривающие в обязательном порядке получение технических документов, выданных не СССР, а органами РФ.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью: каждые 12 месяцев в отношении легкового автомобиля, с года выпуска в обращение которого прошло более чем семь лет, включая год его выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Читать дальше  Установление факта трудовых отношений в суде

В частности, технический осмотр транспортных средств проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и получения полиса ОСАГО.

Такой технический осмотр оформляется выдачей диагностической карты, которая содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (ст. 19 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Иными словами, вам необходимо получить недостающие документы о техническом осмотре и полис ОСАГО. Вы можете обратиться в органы ГИБДД за консультацией о месте, где вы можете пройти техосмотр.

  1. Если вы желаете приобрести автомобиль, имеющий указанные вами документы «советского» образца, то вам следует оформить документы о переходе права собственности и о прохождении техосмотра по указанным выше правилам.

В соответствии с п. 15.4–15.6 Административного регламента документы на транспортное средство – это паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств), документы о собственности (договор, свидетельство о праве на наследство и иные), страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Отсутствие указанных документов влечет неблагоприятные последствия.

Транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, для того чтобы транспортное средство могло использоваться в перевозках, оно должно быть зарегистрировано (п. 12 Основных положений).

В подразделениях Госавтоинспекции регистрируются автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие юридическим лицам и гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства (п. 1 и абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ о госрегистрации, п. 1 Правил регистрации, абз. 1 п. 51 Административного регламента).

Собственники транспортных средств или их владельцы обязаны зарегистрировать транспортные средства или изменить их регистрационные данные (п. 3 Постановления Правительства РФ о госрегистрации, п. 4 Правил регистрации).

Нарушение правил регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции признается административным правонарушением, за которое установлена административная ответственность в виде штрафа (ст. 12.1, 19.1 КоАП РФ и др.).

До Октябрьской революции в России на автомобили было не нужно устанавливать номерные знаки. Это объясняется тем, что машин в то время было мало. Впрочем, попытки обязать собственников транспорта оборудовать его какими-либо знаками отличия предпринимались уже тогда. Но успехом они не увенчались.

Уже в 1910-х годах общее количество транспорта разных видов резко возросло. Появилась необходимость ведения его учета. В 1920 году были введены первые номерные знаки для автомобилей и мотоциклов. Они крепились в передней и задней частях транспорта. Правда, места креплений отличались от привычных сегодня: передний знак устанавливали на крыло, а задний непосредственно на кузове или на специальной стойке-креплении. Именно тогда впервые были четко определены требования к виду и размеру автономеров.

Читать дальше  Нужна ли лицензия на туристическую деятельность

В последующем правила, предусмотренные для номерных знаков, неоднократно менялись. Это происходило:

  • в 1931 году;
  • в 1946 году;
  • в 1959 году;
  • в 1980 году.

После распада СССР в 1991 году на территории большинства бывших союзных республик советские номера применять перестали, заменив на национальные.

В Российской Федерации это произошло только в 1993 году. Тогда появились госномера, которые используют и поныне.

Виды и типы номеров СССР

После реформы 1980 года номера стали делить на несколько групп в зависимости от принадлежности транспорта и места их размещения.

В зависимости от принадлежности они делились на следующие категории.

  • Знаки личного транспорта. Размещались на авто, принадлежавших гражданам СССР на праве личной собственности. Состояли из буквы, четырех цифр и индекса региона.
  • Знаки гостранспорта. Крепились на автомобилях, принадлежащих различным государственным организациям. В отличие от номеров личных машин, не имели буквы перед четырьмя цифрами.
  • Знаки спецтранспорта. Ими отмечался транспорт специального назначения – пожарные машины, скорая помощь, автобусы и так далее. В отличие от номеров гостранспорта, цифры и индекс региона в них были переставлены местами.
  • Знаки иностранного транспорта. Ставились на машины дипломатических представительств. Состояли из одной буквы и шести цифр. Имели желтый фон (все остальные номера – белый).

Слева — дипломатический номер, справа — спец. серия к Олимпиаде 80

В зависимости от места размещения номера делились на два вида:

  • передние – представляли собой прямоугольник, по размерам идентичный современным госномерам;
  • задние – имели квадратную форму и больший размер;
  • прицепные – размещались на прицепах грузовиков и имели форму перевернутой трапеции;
  • тракторные прицепные – были идентичны прицепным, но имели форму неперевернутой трапеции.

Индексы регионов

В отличие от современных государственных регистрационных знаков, на советских принадлежность авто к определенному региону обозначалась не цифрами, а буквами. Обозначения были созданы таким образом, чтобы каждый мог интуитивно их понять, не зная классификатора. Например, Бурятскую ССР обозначали буквосочетанием БУ, Киев – КИ, Ленинград – ЛЕ. Правда, для регионов, которым не хватило буквосочетаний, использовали нестандартные сочетания, не соответствовавшие начальным буквам их названий (например, БН для Брестской области).

Для военных авто индекс региона не применяли. На их регзнаках ставили индекс военной части, в которой они числились. Не ставили принадлежность к региону и на машинах дипломатов. Их номера имели индекс государства, которое они представляли на территории СССР.

Использование в настоящее время

Сегодня в России к госномерам применяют требования ГОСТа, который определяет, какими они должны быть и какую информацию должны содержать. Советские номера не отвечают этим требованиям, поэтому ездить с ними нельзя. Передвижение с такими госномерами будет расценено сотрудником ГИБДД как езда при полном отсутствии регзнаков. Это повлечет наказание по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ (штраф 5 000 рублей или лишение прав от 1 до 3 месяцев).

Читать дальше  Порядок ликвидации обособленного подразделения

Часто задаваемые вопросы

С советскими регзнаками ездить запрещено. На все ли знаки распространено это правило, могу ли ездить с белыми, образца 1980 года?

И черные номера образца 1976 года, и белые образца 1980 года не отвечают требованиям российского ГОСТа, поэтому ездить нельзя ни с какими.

У меня есть советский транспорт со старыми регзнаками. Номера я не менял с 1990-х годов. Что за это грозит?

В подобном бездействии можно усмотреть состав нарушения, установленного статьей 19.22 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за несвоевременную постановку авто на учет. Санкция по ней составляет от 1 000 до 2 000 рублей.

Нужно ли менять номера при реставрации старых советских машин для их последующего коллекционирования?

Нет, в этом случае можно оставить номера для сохранения аутентичности. Законодательство допускает это.

Подведем итоги

Впервые в СССР госномера на транспорте появились в 1920 году. С тех пор они неоднократно менялись. Последнее изменение произошло в 1980 году. Регзнаки образца 1980-го отличались от нынешних. Просуществовали они до 1991 года. Сегодня оставить советский госномер на автомобиле не получится, поскольку он не отвечает требованиям действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТа.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

У читателя журнала «За рулем» есть необходимость переоформить машину 1976 года выпуска с номерными знаками старого образца и желание при регистрации сохранить номера. Что по этому поводу гласит закон, разъясняет глава ГИБДД.

На вопрос читателя отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

ЧЕРНЫЕ НОМЕРА ВНЕ ЗАКОНА

Предстоит перерегистрация машины 1976 года выпуска, у которой еще черные номера и техпаспорт в виде книжечки. Можно ли оставить старые номера?

И. Колесников, Москва

В этой связи при обращении собственника или его представителя в подразделение Госавтоинспекции для внесения изменений в регистрационные данные будет выдан новый комплект регистрационных знаков.

Одновременно взамен технического паспорта будут оформлены свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства. Эти требования установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001.

Фото: Эдуард Кобяк и Вячеслав Ун Да-син /Фотохроника ТАСС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector