Создание частного образовательного учреждения | Загранник

Создание частного образовательного учреждения

Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье.

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту – "Законом").

Определение образования приведено в Законе – под ним понимается "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Несколько отличается от приведенного выше определение термина "обучение" , которым согласно Закону является "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни".

Согласно Закону, образовательную деятельность вправе осуществлять:

  • образовательные организации, которые могут создаваться только в форме некоммерческих организаций;
  • организации, осуществляющие обучение – осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели – как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Отметим, что ранее действовавшая редакция Закона (до 1 сентября 2013 года) исключала коммерческие организации из образовательного процесса – ООО, АО и им подобные юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, не лицензируется образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно (т.е. лично, без приема на работу других преподавателей).

В качестве примера деятельности, которую индивидуальный предприниматель может вести без лицензии, можно привезти репетиторство, гувернерство и т.п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), устанавливается законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной является образовательная организация, созданная физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Наиболее часто частные образовательные организации создаются в организационно-правовой форме АНО – автономных некоммерческих организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами (основными и/или дополнительными), реализация которых является основной целью их деятельности.

Законом устаноавлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

По Закону наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Читать дальше  Участники собрания кредиторов без права голоса

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе такие коммерческие организации, как ООО и АО. При этом:
Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее – загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона.
Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Регистрация бизнеса в сфере образования

Как уже было сказано, деятельность в сфере образования вправе осуществлять юридические лица – образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также физические лица (граждане), зарегистрированные в качестве ИП.

Требования к учредительным документам юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, имеет свою специфику. Интересующиеся данным вопросом найдут ответ на него в Законе, здесь же только отметим, что уставы таких организаций должны содержать сведения об образовательных программах, в соответствии с которыми будет проводиться обучение.

Поскольку образовательными организациями по Закону могут быть только некоммерческие организации, их регистрация осуществляется уполномоченным на это государственным органом – Министерством юстиции РФ и его региональными Управлениями (в частности, в Санкт-Петербурге – Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу). Подробнее о регистрации некоммерческих организаций можно прочитать на этой стрнаице.

Как было сказано выше, организации, осуществляющими обучение, могут быть созданы как в форме НКО, так и коммерческих организаций. В последнем случае регистрирующим органом для них является налоговая инспекция (в Санкт-Петербурге – МИ ФНС No 15). Регистрация таких организаций производится налоговым органом в общем порядке, не отличающимся от процедуры регистрации "обычных" ООО.

Аналогично, процедура регистрации индивидуальных предпринимателей – как осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, так и привлекающих по найму педагогических работников, за исключением необходимости дополнительно представлять справки об отсутствии судимости, ничем не отличается от процедуры регистрации ИП других сфер деятельности. Регистрирующий орган – налоговая инспекция.

После государственной регистрации субъект образовательной деятельности (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение или ИП, привлекший педагогических работников) должен получить лицензию, и лишь после этого он может приступать к оказанию образовательных услуг. С требованиями у соискателям лицензий можно ознакомиться в Законе и в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии образовательная организация имеет право в порядке и сроки, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерство образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аккредитации.

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и (или) квалификации.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации образовательной организации, организации, осуществляющей обучение или индивидуального предпринимателя (ИП), а также выполнить регистрацию Вам всегда помогут специалисты компании "Петролекс".

Школы бывают разными. Как создать прибыльное образовательное учреждение в новой нише, рассказал гендиректор первой международной кембриджской школы в Казани Тимур Газизуллин.

Мы реализуем программы среднего общего английского образования, которые дают право детям после 9-го и 11-го классов, при условии хорошей сдачи экзаменов, быть автоматически зачисленными в ведущие колледжи и вузы всего мира

Конечно, всё начинается с идеи. С недавних пор в России активно развивается сфера образования. Принимаются всевозможные новшества, в том числе одно из основных — Стратегия развития образования в РФ до 2020 года.

генеральный директор первой международной кембриджской школы в Казани

Зародилась идея создать школу-аналог международной кембриджской школы, которая была бы в разы дешевле, и людям не приходилось бы ездить за рубеж, но уровень и качество системы образования не уступали бы британской. Мы напрямую связались с Кембриджем, аккредитовались и стали одной из 10 000 кембриджских школ в мире. Потом в 2013 году получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по программе дополнительного профессионального образования, которая была выдана нам министерством образования и науки республики Татарстан. В том же году мы открыли кембриджскую школу на базе школы с углубленным изучением английского языка. Сразу после открытия хлынул поток людей, так как нами была разработана и реализована правильная маркетинговая стратегия, а также было построено взаимодействие со СМИ и с различными масс-медиа.

Как оценить потенциальный спрос? Разумеется, необходимо изучить рынок: какие языковые школы на территории города и региона существуют, какова их ценовая политика, какова суть их продукта и предложения, каково качество, какой там педагогический состав, какие программы, какое количество групп? Ответив на эти вопросы, можно прийти к общему знаменателю и сделать соответствующие выводы. Конкурентов по нашему региону у нас нет, мы являемся единственной школой, которая реализует подобные программы.

Читать дальше  Нотариус тольятти автозаводской район в субботу

генеральный директор первой международной кембриджской школы в Казани

Иногда, предварительно договорившись с родителями, мы забираем некоторых самых маленьких детей из школы, приводим к нам и отводим обратно. В любой школе есть процент людей, ориентированных на достижение определенных результатов: кто-то хочет подтянуть английский язык, кто-то дополнительно подготовиться к ЕГЭ — кстати, с этого года мы стали реализовывать и такие программы — кто-то хочет, чтобы их дети в дальнейшем учились за рубежом. И мы такие возможности предоставляем.

Ежегодно необходимо делать взнос Кембриджу в размере 5 000 фунтов стерлингов (по сегодняшнему курсу — ориентировочно 450 тыс. рублей) за право реализовывать образовательные программы от их имени. В общей сложности, с учётом вложений на размещение рекламы и сопутствующих затрат, для открытия кембриджской школы необходима сумма в размере около 1 млн рублей.

Личный опыт

Стартовый капитал был составлен личными вложениями состава всех учредителей, который, кстати, на первых этапах часто менялся. Иных источников финансирования не было.

Как минимизировать первоначальные затраты? Это скорее вопрос приоритетов. Если при разработке бизнес-проекта вы ставите себе задачу получить не просто большую разовую отдачу, а хотите, чтобы он развивался — вы должны ясно понимать необходимость регулярно вкладывать. Только в таком случае возможна регулярная и стабильная отдача. Лучше в самом начале ставить приоритеты именно на вложения и не стоять на месте после того, как вы дали стимул вашему проекту.

генеральный директор первой международной кембриджской школы в Казани

Мы долго вели переписку с представителями Кембриджа. Спустя некоторое время они к нам приехали и провели строгую инспекцию, обозначив условия, которые мы должны были создать для учащихся. Затем уже начался процесс получения образовательной программы — мы закупали учебники, которые, кстати, обновляем ежегодно. Мы размещали рекламу в газетах и на радио, давали там всевозможные интервью, взаимодействовали с государственными структурами, которые также в свою очередь оказывали нам поддержку.

Для того чтобы продвигать свои услуги, не затрачиваясь сильно на рекламу, можно выбрать следующую схему: ходить по родительским собраниям в различные школы и напрямую доносить до родителей всю информацию, касающуюся обучения, приводить все плюсы, все «за», все преимущества, которыми будут располагать их дети, учась в такой школе. Таким образом, родители со своими детьми становятся постоянными клиентами.

Ключевым звеном в данной сфере является персонал. Для любого сотрудника, вне зависимости от того, является он русскоговорящим преподавателем английского языка или носителем, говорящим на нём с детства, обязательное условие — наличие высшего профильного образования и диплома, дающего право работать с детьми. В связи с немногочисленностью и большой «текучкой» носителей языка, которая наблюдается в республике, необходимо осуществить правильную расстановку — на преподавание английского лучше ставить носителя языка, а на другие предметы, проходящие также на английском, можно ставить русскоязычных преподавателей. Связано это ещё и с тем, что иногда детям бывает нужен именно русскоязычный преподаватель, чтобы донести ту информацию, которую сложно передать носителю английского. Это важный педагогический момент! Во-первых, сотрудников привлекает демократическое и дружное отношение, а во-вторых, это оплата за каждый их рабочий час.

На данный момент, среди всех заведений подобного профиля в Казани, у нас один из самых высоких уровень оплат труда. Для нас приоритетно иметь постоянный штат, а не постоянную смену кадров, поэтому мы придерживаемся этой политики уже на протяжении трёх лет.

Безусловно, место играет роль, но многое зависит от того, с какой позиции рассматривать этот вопрос. С одной стороны, по ясным причинам, очень выгодно открывать подобную образовательную организацию в школе, которая уже ориентирована на изучение языка, с другой стороны, есть много плюсов в том, чтобы открыться на базе школы, в которой языка нет, но есть большая потребность и контингент желающих изучать иностранные языки. Не всегда можно угадать, где лучше «выстрелит». Что касается требований, предъявляемых непосредственно к помещениям, то они такие же, какие предъявляются остальным образовательным учреждениям: размеры классов, наличие парт, соответствующих стандартам, предусмотренным для различных возрастов и классов, оборудованность кабинетов различными необходимыми для учёбы предметами и так далее.

В школе-партнёре нам выделили один этаж в отдельном здании. Дети приходят к нам напрямую из своей «родной» школы.

Как и в любой иной коммерческой деятельности, необходимо соблюсти стандартные юридические формальности. Для организации школы солиднее зарегистрировать ООО, в целом это выгоднее по многим соображениям. Что касается вида налогообложения, на сегодняшний день наиболее подходящим является «доходы минус расходы», 6%. После получения статуса юрлица необходимо подать документы в налоговую инспекцию и в другие инстанции: фонды социального страхования, пенсионный фонд и так далее. В среднем на всё уходит не более месяца. В целом, требования предъявляются те же самые, что и ко всем остальным образовательным организациям. Обязательным условием является наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, на получение которой уходит около двух месяцев. Все процессы можно запускать параллельно и таким образом сократить временные затраты.

Читать дальше  Развод это гражданское дело или административное

  • Идея и ее преобразование в бизнес-план;
  • Регистрация юрлица, решение юридических вопросов;
  • Инвестирование;
  • Аренда помещения;
  • Получение аккредитации;
  • Получение лицензии;
  • Получение образовательной программы и учебной литературы;
  • Подбор персонала;
  • Реклама;
  • Расширение.

Выгодно ли открывать

Какой срок окупаемости? На самом деле всё зависит от того, какое количество учеников набирается. Можно окупиться через месяц, а можно через год.

В нашем случае потребовалось 2-3 месяца на окупаемость.

Если сумма вложений составила 1 миллион рублей, а среднемесячная стоимость программы — 10 000 рублей, то для того, чтобы «отбиться», необходимо привлечь 100 учеников. Есть другие образовательные программы, стоимость которых выше. С целью увеличивать прибыль можно активно развиваться в направлении взаимодействия с другими школами, на которых планируется базироваться. В нашем случаем такой подход является наиболее эффективным: чем больше школ, с которыми мы сотрудничаем, тем выше доход.

Риски в этой сфере не уникальны и в целом те же, что и в любом другом деле. Всегда есть вероятность того, что не будет клиентов в достаточном количестве. Главное — понимать, что общество испытывает большую потребность в изучении английского языка, спрос со временем только вырастет. Необходимо лишь сосредоточиться на том, как эту потребность удовлетворить. Не нужно бояться ошибок. Как гласит популярная поговорка, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Компания «РосКо» оказывает всестороннюю юридическую поддержку всем видам некоммерческих организаций. Поможем, если нужна регистрация частного образовательного учреждения (ЧОУ) и последующее лицензирование. Наши эксперты разбираются в тонкостях профильного законодательства, имеют большой опыт взаимодействия с госструктурами, оперативно и безошибочно оформляют нужные документы. Вам не придется вникать в нюансы процесса, всю бюрократию мы возьмем на себя.

Особенности ЧОУ

Согласно российскому законодательству, образовательной (учебной) деятельностью могут заниматься юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом ИП не могут привлекать педагогов, полноценный образовательный процесс доступен только государственным и частным юрлицам, зарегистрированным в форме некоммерческой организации. Коммерческие фирмы – ООО, АО,и т.п. – не вправе заниматься образовательной деятельностью, за исключением осуществления обучения.

Главным документом является Устав, где прописываются все важные аспекты:

форма, цели и предмет, виды учебных программ;

высший и иные органы, а также порядок управления;

организационные характеристики учебного процесса;

структура финансово-хозяйственной деятельности;

возможность осуществления и виды приносящей доход деятельности;

права и обязанности участников учебного процесса.

Именно Устав регулирует работу учреждения, поэтому к разработке документа нужно подходить с особой ответственностью. Оптимально воспользоваться услугами профессионалов – специалисты «РосКо» подготовят Устав в соответствии с планируемой деятельностью.

Как проходит регистрация частного образовательного учреждения

Легально оказывать полномерные образовательные услуги можно только в статусе юридического лица, то есть учреждение подлежит обязательной госрегистрации. В уполномоченный орган – Министерство юстиции – нужно предоставить установленный пакет документов. В него входит:

    заявление по форме Р11001 (нотариально удостоверенное, в случае представления документов доверенным лицом);

Решение о создании в 2 экземплярах;

Устав в 3 экземплярах (2 из которых прошиваются);

сведения о юридическом адресе (гарантийное письмо + копия свидетельства о гос. регистрации права (или выписка из ЕГРН));

квитанцию об уплате государственной пошлины (4 тыс. рублей);

доверенность (нотариально удостоверенная), в случае представления документов доверенным лицом.

От учредителя-нерезидента РФ дополнительно требуется выписка из реестра иностранных юридических лиц.

Минюст проводит экспертизу документов. Наименование должно содержать указание на форму и направление деятельности, например, ЧОУ детский сад «Развитие». Есть ограничения на использование слов «Россия»/«Российская Федерация» и государственной символики. Если присутствует личное имя гражданина, название другого юрлица, объект авторских прав или интеллектуальной собственности, придется предъявить разрешение от правообладателя.

Сведения об адресе места нахождения сопровождаются свидетельством на право собственности, а если помещение будет арендовано, то потребуется гарантийное письмо от владельца. Налоговая инспекция уделяет особое внимание юридическому адресу – при наличии 10 и более зарегистрированных фирм он попадает в список массовых адресов и может стать причиной отказа в регистрации ЧОУ. При необходимости «РосКо» предоставит благонадежный адрес с обслуживанием корреспонденции.

Готовые свидетельства, в том числе от ИФНС, выдает Министерство юстиции. Остается получить извещения от внебюджетных фондов, коды статистики и письмо о применении УСН. По доверенности мы можем забрать все сопутствующие бумаги, а также изготовить печать и открыть расчетный счет в указанном банке.

Лицензирование

Регистрация частного образовательного учреждения – лишь первый шаг к легальной работе. Следующий обязательный этап – получение лицензии. Она является подтверждением, что в организации созданы все условия для оказания качественных образовательных услуг и безопасности учеников. «РосКо» поможет пройти сложную и трудоемкую процедуру.

Чтобы заказать сопровождение в регистрации и последующем лицензировании ЧОУ, подайте заявку. Предварительно рассчитать стоимость поможет онлайн-калькулятор, по заказу назовем точную цену с обоснованием. Если нужна дополнительная информация, позвоните нам или задайте вопрос на сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector