Содержание
Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.
Списание основных средств включает в себя:
Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия 1 , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:
Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.
По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.
Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:
Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:
При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:
При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:
Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.
Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.
Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее – Инструкция № 68н)):
Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):
После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).
Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость – 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов – 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС – 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:
Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 101 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования"
– 7000 руб. – списано основное средство;
Дебет 2 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
– 4000 руб. – оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 105 06 340 (склад)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
– 4000 руб. – переданы детали аффинажной организации (основание – акт передачи);
Дебет 2 205 09 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
– 3500 руб. – начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание – паспорт аффинажной организации);
Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на счета"
Кредит 2 205 09 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
– 3500 руб. – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;
Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
– 534 руб. – начислен НДС;
Cторно:
Дебет 2 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
– 500 руб. – произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно";
Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
– 3500 руб. – произведено списание деталей (узлов) при их реализации;
Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
– 3500 руб. – начислена задолженность в бюджет;
Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
– 534 руб. – перечислен НДС в бюджет;
Дебет 2 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
– 3500 руб. – перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.
Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:
Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
– поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.
Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:
Дебет 1 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит 1 205 09 660
"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
– 3500 руб. – отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).
Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:
Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
– 3500 руб. – поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.
Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.
Статья опубликована в журнале
"Бюджетный учет" № 7 июль 2010
1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.
Проведем техническую экспертизу. Предоставим акты.
Быстро и бесплатно спишем любое оборудование.
Бесплатно погрузим, вывезем и утилизируем оборудование.
ВНИМАНИЕ. Услуга бесплатной утилизации предоставляется для:
Москвы от 70 единиц оборудования или 400 кг.
Московской области от 100 единиц оборудования или 600 кг.
Для регионов РФ от 200 единиц оборудования или 1500 кг.
Либо по согласованию сторон.
Схема работы проста, есть два варианта:
Услуга утилизации включает:
Бесплатную утилизацию оргтехники в Москве, МО и всей России и прочего оборудования с полным пакетом документов
Бесплатный вывоз оргтехники по Москве, МО или всей России с Вашего склада или группы складов с нашей погрузкой
В любом случае Утилизация и вывоз оргтехники бесплатно (при соблюдении простых условий) осуществляется по всем регионам РФ, так же вы можете немного заработать. Условия работы, разумеется, в каждом случае индивидуальны и обсуждаются с нашими менеджерами.
Все дело в строчке договора:
Стоимость работ по утилизации компенсируется за счёт вовлечения во вторичный оборот полезных компонентов, извлечённых в результате переработки и утилизации передаваемого Оборудования.
И всё! Мы разбираем технику, извлекаем и нейтрализуем опасные химические компоненты, далее электронный лом уходит на аффинажные заводы с целью извлечения драгоценных металлов, а пластик, черный и цветной металлы на соответствующие перерабатывающие заводы. Полученная прибыль, перекрывает наши расходы по утилизации Вашей техники.
Но если, ВДРУГ, Вы настаиваете на платной утилизации и не хотите переплачивать, услуга Утилизация, будет стоить для Вас всего 1 рубль за единицу техники. Фактически, она получается БЕСПЛАТНОЙ.
Хотя, нужно признать, в некоторых случаях, Утилизация электроники в Москве не сможет быть для Вас абсолютно бесплатной. На это влияют 2 фактора: повышенные транспортные расходы (если технику нужно собирать по адресам нескольким адресам Москвы, МО или различным регионам России), и маленький объем, при котором накладные офисные и складские расходы превысят доход от реализации вторичных материалов.
Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.
Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.
Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.
Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.
Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:
Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:
ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.
Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.
Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.
Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:
ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.
Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».
В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.
Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.
Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:
Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.
No related posts.