Свидетельство оперативного управления зданием
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Ранее право оперативного управления на здание принадлежало муниципальному учреждению.
В 2012 году право собственности на здание перешло к субъекту РФ. И тогда же учредителем учреждения стал являться субъект РФ, в связи с чем были внесены изменения в наименование учреждения. При этом в ЕГРП сохранилась запись о праве оперативного управления на здание за муниципальным учреждением.
Сохраняется ли право оперативного управления на здание при смене собственника здания, или для сохранения права оперативного управления необходимо дополнительное распоряжение нового собственника о закреплении здания на праве оперативного управления за государственным учреждением?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При переходе права собственности на здание право оперативного управления сохраняется. Необходимости в издании распоряжения нового собственника о закреплении здания на праве оперативного управления за государственным учреждением нет.
Для внесения соответствующих сведений в ЕГРН учреждение вправе обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным этим кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Таким образом, право оперативного управления может быть прекращено только по установленным законом основаниям.
Согласно п. 3 ст. 216 ГК РФ переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, к которым относится и право оперативного управления (п. 1 ст. 216 ГК РФ (смотрите также п. 2 ст. 300 ГК РФ, постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-6624/16, решение Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2016 по делу N А51-12255/2016). Обращаем внимание, что для сохранения за учреждением права оперативного управления в этом случае не требуется издания новым собственником каких-либо распорядительных актов.
Таким образом, приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для прекращения у учреждения права оперативного управления на здание.
К сведению:
О внесении изменений в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости, смотрите подробнее в ответе на Вопрос: Нужно ли учреждению менять при смене наименования юридического лица (переименовано в 2015 году) свидетельства о праве собственности, о праве оперативного управления, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданные 2014 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?
Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1
Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.
Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).
Что такое регистрация оперативного управления?
Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.
Однако простой передачи для возникновения законного права использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.
По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.
Для чего и кому нужна регистрация?
Регистрация права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 2
Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости. Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.
Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи. Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.
В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.
Порядок регистрации прав
Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление. Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.
Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.
Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.
Документы, требуемые для регистрации
Порядок регистрации права на управление объектами недвижимости. Фото № 3
Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:
- учредительные документы на учреждение (предприятие);
- документы о личности и полномочиях заявителя;
- документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
- документ о фактической его передаче.
Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию. При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.
Процедура передачи имущества
Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.
Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.
Выводы
Право оперативного управления объектами недвижимости является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра. Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия оперативного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.
О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:
6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
7. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к изъятию, или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроком не более месяца.
Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.
8.При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права (свидетельства постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, или договора аренды на земельный участок, расположенный под зданием.
Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.
8. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (здание, строение, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), предлагаемого к закреплению (изъятию).
9. Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.
11. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.
12. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.
13. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.
В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения соответствующие предложения в Росимущество, а в случаях, когда принятие решения делегировано территориальным управлениям Росимущества – в соответствующие территориальные управления, необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти (при наличии оснований – его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, с приложением следующих документов:
1.Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.
2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).
4. Учредительные документы предприятия.
5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).
6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
7. Справка о балансовой стоимости, инвентарная карточка каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные или заверенные руководителем предприятия.
8. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.
9. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.
10. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.
11. В случае передачи автотранспортных средств – заверенная в установленном порядке копия паспорта транспортного средства.
“>