Содержание
Институтом, который следует рассмотреть как аналог реорганизации, является изменение учредительных документов.
Формально изменение учредительных документов никогда в качестве аналога реорганизации не рассматривалось. Такое изменение рассматривалось в качестве самостоятельного института, который мог быть задействован только для отражения последствий реорганизации. К примеру, п. 25 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590, содержал такое правило: “при реорганизации общества вносятся необходимые изменения в учредительные документы и реестр государственной регистрации…”.
Действующее гражданское законодательство изначально вообще мало придавало значения этому институту. Достаточно сказать, что ст. 52 ГК РФ в этой части не менялась с момента принятия: “изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений”. Обратим внимание: статья ничего не говорит о том, как, когда, в каких случаях организация вправе менять учредительные документы, в чем такие изменения могут состоять, могут ли отличаться по последствиям различные изменения и другие нюансы. Право на изменение рассматривается ГК РФ как абсолютное. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, урегулирован Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (ст. ст. 17 – 19). Однако никакой детализации ни в ГК, ни в упомянутом Законе не содержится.
Со специальными законами ситуация неоднородная. Часть Законов повторяют или часть, или все положения ГК РФ (ст. 12 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 8 Федерального закона “О кредитной кооперации”), или отражают специфику порядка изменения для отдельных видов организаций (ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, ст. 9 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Другая же часть существенно дополняет их.
Прежде всего, конечно, речь идет о положениях Федерального закона “Об акционерных обществах”. Уже ст. 12 этого Закона, повторяя часть правил ГК, вводит возможность утверждения устава в новой редакции. Но наиболее интересна для анализа ст. 75 этого Закона, которая устанавливает право предъявления акционером своих акций к выкупу при совершении акционерным обществом ряда действий. Среди таких действий помимо реорганизации и крупной сделки отдельно упоминается и внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. Как видно, в этой статье изменения в устав рассматриваются наряду с реорганизацией как разные явления. Однако важно другое – законодатель признает, что изменения изменениям рознь. Одни изменения не оказывают никакого существенного влияния на права и обязанности организации, ее членов (если речь идет о корпорации) и кредиторов, а другие, напротив, столь существенны, что могут прямо умалять права участников, что требует представления им соответствующей адекватной компенсации, каковая и предоставляется в форме права на выкуп. Интересно, что такая логика “работает” только на примере законодательства об акционерных обществах и только относительно прав участников. А вот относительно прав кредиторов ситуация принципиально иная – общего правила о соотнесении объема и содержания изменений с правами кредиторов нет. Между тем как в некоторых случаях, как было показано выше, отдельные изменения в устав, которые сопровождают некоторые организационные изменения, влекут возникновение дополнительных прав кредиторов. Речь, конечно же, идет об изменении типа государственного или муниципального учреждения. Повторимся – такое изменение не является реорганизацией, признается по существу самостоятельным феноменом, но осуществляется в оболочке внесения изменений в устав (ст. 17.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”: “при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения”).
Сам факт наличия таких законоположений, очевидно, должен вести к возможности и необходимости более детального регулирования института внесения изменений в учредительные документы, дифференциации регулирования последствий различных изменений в устав, тем более что попытки такого рода регулирования уже сделаны в ст. 12 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”. Сама модальность в части изменения устава здесь изменена: “допускается внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему при условии их соответствия настоящему Федеральному закону”.
Является ли изменение учредительных документов реорганизацией? Как уже было отмечено, законодательство рассматривает такие изменения как самостоятельный феномен. Однако на практике в форме таких изменений реализуются и другие юридические феномены.
С нашей точки зрения, изменение устава – это существенное изменение юридической личности, по аналогии с лицом физическим, – это как смена паспорта у гражданина. И она может рассматриваться в широком контексте как реорганизация.
Присоединение компании сегодня является одной из наиболее распространенных форм реорганизации. В данной статье рассмотрим основные вопросы по присоединению, возникающие в ходе данного процесса.
Первый этап: принимается решение о начале реорганизации, о чем регистрирующий орган сразу же получает уведомление.
Документы, сдающиеся в регистрирующий орган:
В соответствии со вторым пунктом статьи 13.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее 129-ФЗ), все кредиторы должны быть извещены о начале реорганизации в течение пяти дней с момента направления в регистрирующий орган соответствующего уведомления.
Вопрос: кто выполняет роль заявителя в уведомлении о начале реорганизации (по форме Р12003)?
Ответ: общество, последнее принявшее решение о присоединении, или общество, которое назначено решением о реорганизации (первый пункт статьи 13.1 129-ФЗ).
Вопрос: любая присоединяющаяся компания должна заключать договор о присоединении с каждой компанией-правопреемником отдельно или один такой договор должен составляться для всех фирм, участвующих в реорганизации.
Ответ: могут реализовываться как первый, так и второй вариант.
Практика: заключать договоры отдельно от каждой компании необходимо при участии в присоединении более двух юридических лиц: подавая форму Р16003 о прекращении деятельности фирмам, оперативно подписавшим договор и заверившим подпись исполнительного органа, не нужно бегать за «ленивыми» участниками процесса для требования их подписей.
Вопрос: существует ли необходимость в оформлении совместного протокола общего собрания участников обществ, принимающих участие в присоединении?
Ответ: участники процесса должны провести отдельное собрание при изменении состава участников, размера уставного капитала или внесении других изменений в данные о правопреемнике, что необходимо зафиксировать соответствующим протоколом. Совместный протокол может не оформляться в том случае, если внесение изменений в данные о правопреемнике не предусмотрено договором о присоединении.
Вопрос: должны ли присоединяющиеся компании сдавать отчетность в процессе реорганизации?
Ответ: в соответствии с законодательством, присоединяющиеся фирмы не могут быть освобождены от сдачи отчетов или предоставления отчетности каким-то особым порядком. Поэтому присоединяющиеся фирмы должны сдавать отчетность в обычном режиме до прекращения деятельности.
Второй этап: какие действия надо предпринять после получения листов записи о начале реорганизации
Нужно два раза (по одному разу в месяц) опубликовать уведомление о реорганизации в Вестнике государственной регистрации (далее — Вестник).
Вопрос: какая из фирм, участвующих в присоединении, должна подавать заявку на публикацию в Вестник?
Ответ: общество, последнее принявшее решение о присоединении, или общество, которое назначено решением о реорганизации (второй пункт статьи 13.1 129-ФЗ).
Вопрос: нужно ли делать дополнительную публикацию после публикации в журнале Вестник в случае отмены реорганизации одной или несколькими фирмами.
Ответ: никаких дополнительных публикаций делать не нужно.
Вопрос: подачу формы Р16003 о прекращении деятельности необходимо осуществлять по истечении тридцати дней с момента второй публикации или сразу после ее появления?
Ответ: большинство регистрирующих органов руководствуются Письмом Министерства Финансов от 18 августа 2015 г. N 03-01-11/47656, в соответствии с которым данные о прекращении юрлиц через реорганизацию в форме присоединения, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ, могут быть представлены в орган регистрации по истечению месяца с момента появления второй публикации о реорганизации.
Третий этап работы: Подача всех необходимых документов от присоединяющихся компаний на прекращение деятельности
Комплект документов от всех присоединяющихся фирм на прекращение деятельности необходимо подавать не ранее чем через месяц после опубликования второго сообщения и не ранее трех месяцев с момента внесения записи о начале реорганизации в ЕГРЮЛ (письмо Министерства Финансов от 18.08.2015 № 03-01-11/47656).
Вопрос: какие документы подавать на прекращение деятельности?
Ответ: разные регистрирующие органы требуют подачи разных документов, несмотря на указание на сайте ФНС России о необходимости предоставления только подписанной директором и нотариально удостоверенной формы Р16003, а также договора о присоединении. Среди самых распространенных вариантов можно назвать подачу:
Вопрос: существует ли необходимость в подаче оригиналов или копий уведомлений к документам на прекращение деятельности в случае наличия уведомленных кредиторов?
Ответ: необходимости в предоставлении доказательств уведомлений кредиторов при подаче документации в регистрирующий орган не имеется.
Четвертый этап (в случае необходимости): внесение изменений в данные о правопреемнике
В комплект документов входит:
Вопрос: может ли быть присоединено акционерное общество к обществу с ограниченной ответственностью?
Ответ: в соответствии с первым пунктом статьи 57 ГК РФ, реорганизация может допускаться с участием минимум двух юридических лиц, среди которых созданные в различных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другой законодательной нормой предусматривается такая возможность, что юрлицо одной из таких организационно-правовых форм преобразовывается в юрлицо другой из таких организационно-правовых форм. Таким образом, акционерное общество может быть присоединено к обществу с ограниченной ответственностью.
Вопрос: могут ли быть внесены изменения в данные о фирмах, принимающих участие в реорганизации при уже внесенной записи о начале реорганизации?
Ответ: при нахождении фирмы в стадии реорганизации законодательно оформленного запрета на внесение реорганизации нет.
Вопрос: подачу каких документов необходимо осуществлять в случае отмены реорганизации?
Ответ:
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
© Юстива
Все права защищены 2017-2019
При поддержке онлайн-чатов
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Время выделенное для редактирования истекло.
Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.
Консультируя клиентов на Юстиве, вы принимаете правила оказания юридических услуг. В случае нарушения администрация вправе удалять ваши ответы и ограничивать вашу учётную запись в использовании некоторого функционала.
Контактные данные будут видны
только вам
No related posts.