Содержание
Соответствие фактических данных учетным по итогам проведения ревизии явление достаточно редкое. Периодически в результате пересчета выявляются излишки или недостачи. Если излишки не ухудшают финансового положения компании, то недостачи можно отнести к прямым потерям бизнеса. В связи с этим для компании важно их своевременно и корректно оформить, определить возникла ли недостача при инвентаризации по вине материально-ответственного лица.
Как и любой другой хозяйственный процесс проведение инвентаризации имеет свои цели. К ним относят:
Являясь важным элементом управления и контроля, инвентаризация обязательна при составлении годовой отчетности компаний, при смене МОЛ, в случае выявления фактов хищений, при реорганизации компании и после стихийных бедствий.
Инвентаризировать можно как все имущество фирмы, так и его часть. Основным документом, регулирующим процедуру ревизии в компании, является методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
Любая инвентаризация проводится комиссией численностью, как правило, не менее 4 человек, один из участников которой – материально-ответственное лицо. Она назначается приказом руководителя, кроме того, в распорядительном документе утверждается срок проведения и дата начала пересчета имущества и ценностей. Для этого можно использовать форму Унифицированная форма № ИНВ-22. В процессе инвентаризации ее члены осматривают, просчитывают объекты проверки, заносят результаты в инвентаризационную опись.
По итогам инвентаризации оформляется:
Результатом может быть соответствие остатков данным учета, недостача или излишек. Недостача это отклонение фактических данных по количеству в меньшую сторону от учетных.
В случае выявления недостачи по итогам пересчета в компании обязательно проводится служебное расследование этого факта. В ходе его проведения:
Недостача не всегда является результатом злоупотреблений, иногда оказывается, что она выявлена в результате ошибок в подсчетах или несвоевременным проведением документов в учетных системах.
При этом порядок действий работодателя в зависимости от того выявлены или нет виновные лица будет разным. Кроме того, если установлен переизбыток одного имущества и нехватка другого, по решению руководителя может быть проведена пересортица. Под пересортицей понимается полное или частичное покрытие недостачи за счет излишков. Кроме того, часть ущерба может быть списана на затраты в пределах норм естественной убыли.
Если ответственность МОЛ достоверно установлена, компания может возместить потери за счет его личных средств. Однако в этом случае возможны 2 варианта:
Для обращения взыскания по недостаче на работника с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.
Если виновные лица не установлены, либо нехватка вызвана физико-химическими свойствами продукта (естественная убыль), обстоятельствами непреодолимей силы или иными объективными причинами, происходит списание недостачи при инвентаризации. Оно также оформляется письменным распоряжением директора, в котором должно быть указано точное количество и стоимость относимых на затраты или за счет прибыли материалов и ценностей.
Суммы в пределах естественной убыли относятся на производственные затраты, а сверх нее списываются на убытки компании (за счет чистой прибыли).
Также возможно, что недостача вызвана недопоставкой материалов от поставщика. В этом случае при наличии неопровержимых доказательств в его адрес выставляется претензия.
Рекомендованные для вас статьи:
При проведении инвентаризаций на фирмах, учреждениях, складах, торговых точках, зачастую результатом является выявление недостачи ценностей. Оформление итогов должно осуществляться в соответствии с нормами регулирующего законодательства и по правилам бухгалтерского учета.
Законом четко устанавливается ответственность лиц, работающих в организации, где определилась недостача, а также действия работодателя при ее обнаружении.
Недостачей считается выявленная в результате полного или частичного пересчета определенной группы товаров или имущества разница между бухгалтерским остатком и фактическим, актуальным на данный момент времени.
Главным документом нормативно-правового характера, регламентирующим ход и дальнейшие действия при инвентаризации, является Распоряжение Минфина №49 от 13 июня 1995 года. В соответствии с ее положением, первоначальные действия, которые должна осуществить инвентаризационная комиссия после получения результатов пересчета, такие:
При выявлении недостачи последующие действия могут отличаться в зависимости от наличия виновных лиц или их отсутствия. Законом и существующими нормативами прописаны также дальнейшие действия работодателя и сотрудников предприятия или торговой точки.
Выявленные при пересчете различия между фактическим и числящимся по бухгалтерии остатком, превышающие нормы естественной убыли, хранения или реализации, должны сниматься с остатка за счет виновных лиц. Если таковые отсутствуют, либо их вина не доказана (или обжалована в судебном порядке в их пользу), тогда убытки от недостачи списывают по соответствующим счетам как финансовые результаты.
При недостаче на торговой точке в отношении продавца могут быть осуществлены следующие действия:
В случае подтверждения факта недостачи работодатель вправе совершить следующие действия:
В отношении ответственного лица (им может быть администратор, старший кассир, начальник склада и т.д.) законом предусматриваются такие положения:
После обнаружения нехватки средств при инвентаризации после окончательной сверки всего происходит оформление специальной ведомости, которая содержит подробные сведения о выявленных расхождениях по фактическому и бухгалтерскому остатку. Она содержит следующее:
Составленная ведомость оформляется, далее подписывается членами комиссии, которая участвовала в пересчете. После отчеты направляются в бухгалтерию, где уже осуществляется сверка фактических остатков и учетных. Для оформления недостачи существуют специальные унифицированные формы:
Производить списание товаров по результатам пересчета можно при таких факторах:
Порядок проведения списания таков:
При полученных результатах инвентаризации может выявиться как общая недостача ценностей, так и излишек. Также возможен вариант так называемой «пересортицы» товара, когда необходимо снять с остатка одни наименования, а оприходовать другие. Порядок их отражения следующий:
Списание недостачи оформляется такими проводками:
По поводу взыскания выявленной недостачи существуют такие правила:
Касаемо взыскания существуют вопросы, которые могут решаться только в суде, из них можно отметить следующие:
Порядок проведения инвентаризации, учет излишков и недостач представлены в данном видео.
Контроль состояния остатков ТМЦ, денежных средств, имущества, дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется с помощью инвентаризаций. Процедура носит плановый либо неплановый характер. В процессе проведения мероприятия выясняется соответствие документальных показателей фактическим, наличие расхождений в виде излишков или недостатков.
Законодательной нормой для проведения инвентаризации служит приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Процедура мероприятия контроля проводится на основании распоряжения руководителя предприятия. Проведение инвентаризации осуществляется при соблюдении условий:
В ходе мероприятия члены комиссии используют данные предыдущей проверки. К данным остатков, выведенных на дату окончания прошлой инвентаризации, суммируют поступления, затем вычитают величины выбытия в связи с реализацией, естественной убылью, иными формами списания. Показатели сличительных ведомостей формируются в натуральных и стоимостных величинах.
Проверка соответствия фактических и документальных материальных ценностей может выявить расхождение данных. Отклонение показателей возможно в форме излишков или недостачи.
Предприятия наряду с необходимостью организации внутреннего учета несут обязательства по проведению инвентаризаций.
Важно! Периодичность проверок должна быть отражена в учетной политике в разделе об обязательном документообороте.
По мнению Минфина, субъекты учета сами определяют сроки, объекты, порядок проведения инвентаризации, за исключением случаев обязательных проверок активов.
Директор Департамента С.В.Романов (Письмо Минфина РФ от 13.01.2015 № 02-06-10/70)
Необходимость проведения инвентаризация | Время реализации мероприятия контроля | Особенности |
Составление годовой отчетности | До начала формирования данных, в 4 квартале отчетного года | Исключение составляет инвентаризация ОС, проводимая 1 раз в 3 года |
Смена материально ответственного лица (МОЛ) при увольнении, призыве в ВС РФ, использовании отпуска, смерти, других причин | При передаче материальных ценностей от одного ответственного лица к другому | В случае отсутствия МОТ (например, увольнения без отработки) инвентаризация проводится без его участия |
Изменение организационной структуры предприятия в форме реорганизации или ликвидации | В сроки, установленные приказом руководителя или решением учредителей | Инвентаризация проводится до составления разделительного или ликвидационного баланса, подписания передаточного акта |
Инициация конкурсного производства предприятия-банкрота | В течение 3 месяцев со дня начала процедуры с правом продления периода | Период включает время, отведенное на проведение обязательной независимой оценки |
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Подсчет наличия ТМЦ в ходе инвентаризации производится при обязательном участии материально-ответственных лиц (п. 2.8 Приказа № 49). Обязательного включения в состав комиссии МОЛ не требуется. В конце описи лицо обязано сделать запись о проведении ревизии в собственном присутствии, об отсутствии претензий к процедуре проверки. При передаче ТМЦ лицо должно поставить в описи подпись о сдаче имущества, лицо, принимающее ценности, подтверждает получение на ответственное хранение.
В практике возникают случаи увольнения без предварительного уведомления. Основания предусмотрены ст. 80 ТК РФ. В случае невозможности продолжения работы увольнение производится в сроки, установленные работником. Участие в инвентаризации сотрудника, являющегося МОЛ, становится невозможным.
Инвентаризация проводится и при отсутствии МОЛ. Вне зависимости от причин отсутствия лица необходимо предложить работнику участвовать в проверке ТМЦ. Документ, подтверждающий факт получения уведомления, прилагается к материалам проверки. В актах производится запись о причинах отсутствия в ревизии МОЛ.
Несоответствие документального оформления результатов инвентаризации требованиям приводит к признанию выводов недействительными. Ошибки, допущенные при оформлении результатов проверки, не позволят работодателю взыскать недостачу с виновных лиц. Предприятие обязано соблюсти условия, обязывающие:
Форма документов произвольная, разрабатывается предприятиями в соответствии с условиями ведения внутреннего учета. За основу разрабатываемых форм традиционно принимают унифицированные формы из Постановления Госкомстата от 18.08.1998 № 88, ранее обязательные к заполнению.
Недостача, выявленная при инвентаризации, возникает вследствие нескольких причин, определяемых объективными или субъективными факторами.
Причина недостачи | Особенности | Дополнения |
Ошибки, допущенные в приемке или выбытии активов | Счетная ошибка допускается при отражении активов по счетам аналитического учета | Ошибки исправляются в ходе инвентаризации |
Пересортица номенклатурных групп при сохранении общего количества или массы | Излишки одной группы товаров при одновременной недостаче других номенклатурных видов | На основании ведомости № ИНВ-26, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26, производится взаимозачет |
Естественная убыль в пределах установленных норм или сверхнормативных потерь | Причинами убыли являются испарения влаги, усушка, утруска, потери при фасовке, розливе и другие | Потери в пределах установленных норм учитываются в составе расходов предприятия, сверх лимита – за счет виновных лиц |
Потери в результате неконтролируемых обстоятельств | К неплановым потерям относят выявление брака в продукции, нарушение условий хранения ТМЦ | При выявлении виновного лица списание производится за счет работника |
Технологические потери |
сырья или материалов, возникающие при транспортировке или производстве продукции
Законодательство предусматривает случаи, при которых МОЛ освобождается от ответственности (ст. 239 ТК РФ). При возникновении недостачи в результате форс-мажорных обстоятельств, условий крайней необходимости, отсутствии условий для обеспечения сохранности имущества ответственность можно оспорить.
Пример об отказе работодателя в предъявлении ущерба. Работник заключил с работодателем договор о материальной ответственности. На ответственное хранение лицу передана сыпучая продукция, подверженная влиянию влаги. При инвентаризации была выявлена порча продукции в связи с ненадлежащим обеспечением условий хранения. Руководитель принял решение об отказе в предъявлении МОЛ претензий.
Работодатель имеет право определять необходимость привлечения МОЛ, допустившего недостачу, к ответственности (ст. 240 ТК РФ). Условием принятия решения работодателя является согласие собственника имущества. В учреждениях муниципальной или федеральной собственности списание ущерба при определении виновных лиц запрещено учредительными документами.
При выявлении в ходе ревизии недостачи, полученной по вине МОЛ, покрытие материального ущерба производится за счет ответственного работника. Работодатель, не получивший по окончании инвентаризации сведения о виновном лице, инициирует служебное расследование. Особенности взыскания материального ущерба:
Наряду с индивидуальной предусмотрена коллективная ответственность, подтвержденная соответствующим договором. Степень ответственности каждого лица определяется отдельно, в зависимости от участия и стажа работы.
Ошибка № 1. Одной из распространенных ошибок при ведении записей по инвентаризации является неверное исправление неточного текста. Неверные записи должны быть перечеркнуты с внесением сверху верного текста. Исправление заверяется всеми членами комиссии и МОЛ, участвующим в проверке.
Ошибка № 2. Недостача, полученная в результате действий (бездействия) МОЛ, взыскивается за счет виновного. В ряде случаев работодатель допускает ошибку: при заключении договора о материальной ответственности не оформляет передачу материальных ценностей. К лицу, не принявшему на хранение ценности, невозможно предъявить материальные претензий по недостаче.
Вопрос № 1. Имеет ли право работодатель взыскать ущерб с виновного материально-ответственного работника, если имущество застраховано?
Ущерб, нанесенный застрахованному имуществу, подтвержденный актом инвентаризации, покрывается за счет полиса. Работодатель имеет право переадресовать материальные требования по страхованию и непокрытой разнице к работнику, допустившему ущерб.
Вопрос № 2. Требуется ли издавать приказ о периоде проведения инвентаризации при наличии ежегодного распоряжения с указанием целей и сроков ревизии?
Дублирование ежегодного приказа не производится. В случае изменения сроков или ревизионного состава издается приказ о внесении дополнений.
No related posts.