Содержание
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:
– Конституция Российской Федерации;
– Трудовой кодекс Российской Федерации;
В соответствии со ст. 7 Конституции РФв Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37 Конституции РФ сказано:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».
Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях(пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:
– указы Президента Российской Федерации:
– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
– акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.
ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:
– межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);
– межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);
– правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)
– государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
– строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).
Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.
Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.
Конвенция — международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами – членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:
-Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год
-Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год
-Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.
-Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.
Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:
– на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
– на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;
– на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;
– на военнослужащих, направляемых на работы в организации;
– на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
Во исполнение норм закона работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда для каждого сотрудника, посредством применения норм по охране труда и создания локальных актов, регулирующих данные правоотношения.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В частности, на предприятии должен быть принят ряд организационно-методической документации, устанавливающей правила безопасности, нормативы, а также условия труда с учетом специфики компании.
На основании ст.212 ТК РФ в компании должна быть создана служба по охране труда либо введена штатная единица специалиста, ответственного за создание безопасных условий труда, проведение инструктажей, обучение работников безопасным методам выполнения непосредственных обязанностей и контроля за соблюдением норм закона в сфере охраны труда.
Также в организации должен быть издан ряд локальных актов, регламентирующих вопросы охраны труда на основании норм закона.
В частности, оговоренные документы должны в себе содержать:
Перечисленные мероприятия должны применяться во всех учреждениях независимо от формы собственности и в порядке, установленном законом, коим каждое из них и подтверждено, и регламентировано, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.
Учитывая, что охрана труда включается в себя множество мероприятий, норм, стандартов и правил, данные аспекты утверждаются различными нормативными актами от самой высокой подчиненности до отраслевой, которые должны неизменно соблюдаться.
Так, на федеральном уровне в 2019 году сфера охраны труда регламентируется:
Одним из базовых документов, содержащим основное понятие охраны труда, условия его соблюдения, а также перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий трудовой деятельности, содержатся в ФЗ №197, коим утвержден ТК РФ.
В частности, статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по организации и выполнению следующих норм:
Также в сфере охраны труда применяются и следующие законы, обязательные к исполнению:
Про особенности охраны труда инвалидов вы можете узнать тут.
При создании организационного-методической документации в сфере обеспечения безопасных условий трудовой деятельности используется еще ряд нормативных документов по охране труда, в частности:
Основными документами регламентирующими охрану труда также являются:
Оговоренные нормативные акты безусловно являются обязательными к исполнению, однако только в том случае, если их применение целесообразно.
К примеру, в маленьких компаниях не создают специальное помещение со стендами, макетами и множеством инструкций по охране труда, следовательно, и Постановление № 7 не используется.
Но если речь идет о заводе с большим штатом работников для которых подобное помещение необходимо, учитывая множество оборудования и инструментов с которыми нужно уметь обращаться с учетом норм безопасности, то следует нормы Постановления соблюдать в обязательном порядке.
Правовое регулирование в сфере охраны труда также осуществляется на основании следующих приказов:
И опять же не все Приказы приведенные выше должны использоваться в обязательном порядке.
Ведь на некоторых производствах рабочую одежду не выдают либо вместо рекомендованных Типовых положений локальные акты могут разрабатываться и без учета рекомендаций, а исходя из специфики отрасли.
По сути, ГОСТы являются стандартом, который обязательно выполнять досконально, и использовать при создании тех же локальных актов, учитывая, что нормы прописанные в оговоренных актах являются законодательной нормой.
Так, при разработке документации по охране труда нужно использовать:
Если все вышеперечисленные подзаконные акты применяются лишь выборочно в зависимости от специфики предприятия, то Инструкции должны присутствовать во всех компаниях, но вот разрабатываются они уже самостоятельно предприятием в зависимости от специфики труда либо используются типовые на основании отраслевых соглашений.
Допустим, не обязательно разрабатывать инструкцию при работе на точильном станке, можно использовать и подобный документ, разработанный на промышленном уровне.
А вот Правила используются уж установленной формы, утвержденные законодательными актами — в частности, отраслевыми приказами, но опять же в зависимости от специфики труда.
Однако некоторые Правила должны в обязательном порядке присутствовать в каждом учреждении независимо от направления деятельности. К примеру, Правила противопожарной безопасности, утвержденные Постановлением № 390.
В остальном же перечень правил будет зависеть от того с каким оборудованием работает компания, а также в какой отрасли в строительной или промышленной, где тоже есть свои правила, установленного образца.
Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.
А так как предприятия осуществляют экономическую деятельность на территории субъектов, то законы изданные местными органами тоже обязательны к применению.
Так к примеру, Департаментом труда г.Москвы разработан Порядок организации работы по безопасности и охране трудовой деятельности в виде методического пособия, которым можно пользоваться при создании локальных актов в данной сфере деятельности. А в Санкт-Петербурге утвержден Макет методического плана по обучению и проверке знаний в сфере охраны труда.
В каких случаях проводятся проверки знаний по охране труда на предприятии? Узнайте тут.
Что такое первичный инструктаж по охране труда? Смотрите здесь.
В Постановлении Минкультуры № 558 приведен перечень документов по безопасному осуществлению трудовой деятельности, которые рекомендовано издавать в каждом учреждении, но с учетом специфики.
Ведь оговоренное Постановление содержит исчерпывающий список локальных документов, некоторые из которых заводить на небольших предприятиях не целесообразно.
Независимо от того в какой сфере задействована компания, а также какую специфику имеет, основные документы приведенные ниже должны быть изданы либо присутствовать для ознакомления в обязательном порядке:
В соответствии с нормами закона, охрана труда должна осуществляться во всех организациях без исключения, независимо от формы собственности, в том числе и у индивидуальных предпринимателей, которые точно также работают с оборудованием, химическими препаратами, инструментами и пожароопасными веществами, что подразумевает соблюдение правил техники безопасности.
Если ИП на основании трудового договора принимает работников, то с ними обязательно должны проводиться инструктажи в порядке, определенном законом, а также изучаться инструкции по охране труда, ведь от травмы не застрахован никто, следовательно, соблюдать безопасность при выполнении работ любого вида следует всегда и всем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.
На федеральном уровне действуют:
Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.
В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.
10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии. Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.
Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.
Татьяна Чиркина – Главный редактор сайта Trudohrana.ru
Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.
В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК, подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в 2019 году.
Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.
Дата вступления в силу
"О специальной оценке условий труда"
Описаны правила проведения спецоценки условий труда, приведены критерии отнесения условий к вредным или опасным, а также приводится описание гарантий и компенсаций для персонала
1 января 2014 г.
Если до 31 декабря 2018 года не провести СОУТ, в январе ГИТ начнет штрафовать. Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить?
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Порядок соц. страхования при несчастных случаях на производствах с вредными и опасными факторами. Установление компенсаций или гарантий для лиц, занятых на таких работах
Одновременно с Федеральным законом от 02.01.2000 № 10-ФЗ
06 января 2000 г.
Может ли ФСС назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая по материалам проведенного расследования несчастного случая на производстве?
До недавнего времени применялся еще Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Многие по ошибке следуют его положениям и сегодня. Однако он утратил силу еще в октябре 2006 года. На смену ему пришли внесенные дополнения в Трудовой кодекс.
К подзаконным актам, прежде всего, относят различные указы, постановления, распоряжения Правительства, Президента или министерств, и др.
Проверьте, все ли обязательные документы есть в вашей организации, при необходимости воспользуйтесь готовыми образцами.