Объяснение по административному правонарушению | Загранник

Объяснение по административному правонарушению

Административные правонарушения — это противоправные действия лиц, нарушающих нормы Российского законодательства. Область такого преступления относится к ответственности, указанной в статьях КоАП РФ. Вина в их совершении квалифицируется умыслом или неосторожностью. Умысел доказывается при определении противоправных поступков, если человек осознавал их незаконность, предвидел опасные последствия и желал их наступления. Признаками нарушения по неосторожности являются действия человека, который предвидя негативные последствия своих действий, самонадеянно полагал, что предотвратит их. Ответственность за проступок наступает, когда несовершеннолетний достигает шестнадцатилетнего возраста.

Кем предоставляются

Объяснительная предоставляется лицом, в отношении которого проводится разбирательство, потерпевшим и свидетелем. Много вопросов возникает у обывателя о ее правильном составлении, законном статусе и периоде времени, когда объяснение следует давать. Это не обязательная мера, но нарушитель, в отношении которого проводится разбирательство, в свое оправдание имеет право пояснить свое поведение, возможно, отличающиеся по характеристикам от мнения должностного лица, оформляющего документ о правонарушении. Таким же правом обладает потерпевший и свидетель. Пояснения можно давать как в письменной, так и в устной форме, но рекомендовано их оформить письменно во время составления протокола. Устные — можно давать в суде, так как они будут зафиксированы в протоколе судебного заседания.

Объяснения по делу об административном правонарушении, образец которого имеется у должностного лица, имеют одинаковую юридическую силу у всех сторон административного дела. С шаблоном объяснительной можно ознакомиться на странице сайта.

Важно! Отсутствие объяснений со стороны ответчика еще не подтверждает его виновность в правонарушении.

Законодательство

На практике документ о правонарушении и пояснения нарушителя, потерпевшего или свидетелей являются основными доказательствами по данному делу. В соответствие с Законом о полиции, сотрудник имеет право вызвать в отдел полиции граждан, имеющих какое-либо отношение к данному делу и получить от них объяснения. Это необходимые действия, осуществляющиеся в рамках разбирательства по совершению нарушения. Все сведения подтверждающей, разъясняющей, уточняющей, оправдывающей или признательной направленности имеют важное значение в осуществлении расследования. Как правило, бланк объяснительной заполняет сотрудник полиции или ГИБДД, указывая следующие данные:

  • место, дату, время дачи пояснений;
  • ФИО, дата рождения, адрес регистрации;
  • паспорт;
  • место работы, должность, телефон;
  • информация, касающаяся разбирательства по делу;
  • подпись гражданина, дающего пояснения;
  • подпись должностного лица.

Человек, у которого отбираются объяснения, должен обязательно прочитать написанное.

Важно! Часто «нарушителю» советуют не давать никаких показаний и не подписывать документы, потому что в этом случае не будет подтверждена его вина. Это не соответствует действительности и не принесет пользы, так как отказ от подписания протокола может наоборот усугубить ситуацию. В этом случае, должностное лицо имеет право указать в нем отказ от подписания, засвидетельствовав подписями присутствующих.

Читать дальше  Считается ли суббота выходным днем по закону

Правильно данные объяснения, возможно, избавят человека от статуса «нарушитель» и помогут в дальнейшем не совершать противоправных действий.

СТ 26.3 КоАП РФ

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности.

2. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе, в частности, давать объяснения (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ). Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

3. В своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший в своих показаниях вправе затрагивать любые вопросы, которые, как они считают, имеют значение для дела. Они могут, в частности, сообщить данные о смягчающих (потерпевший – отягчающих) обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Объяснения (показания) могут касаться характеристики потерпевшего (лица, в отношении которого ведется производство по делу), свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными, по поводу каждого факта должен указываться источник осведомленности о нем.

4. При оценке доказательств необходимо исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу.

5. В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении вызываются лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Читать дальше  Разрешение на строительство дачного дома в снт

6. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу. Они должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить их правдивость, возможность свидетеля объективно воспринять обстоятельства дела. В частности, свидетелю в случае необходимости должны быть заданы вопросы о его взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими свидетелями, с должностными лицами, материалы которых послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Если свидетель в своих показаниях ссылается на информацию, полученную от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, необходимо рассказать, при каких обстоятельствах и где он встретился с этими лицами, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.

7. Если объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей изменились, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность их изменения.

8. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, в других предусмотренных Кодексом протоколах о применении мер обеспечения производства по делу (если они составляются), а также в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом. В случае необходимости эти объяснения и показания могут записываться отдельно и приобщаться к делу.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», к законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 28.2. КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Читать дальше  Снижение надбавки за сложность и напряженность

Часть 2 ст. 28.2. КоАП РФ, устанавливает, что, среди прочего, в протоколе об административном правонарушении указывается объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Далее, в ч. 4 ст. 28.2. КоАП РФ, указано, что физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из смысла цитируемой нормы следует, что физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, право дать объяснения при составлении протокола предоставляется дважды: первый раз по существу правонарушения, при этом объяснения заносятся в протокол, второй раз – после ознакомления с изготовленным протоколом, при этом объяснения лица могут быть приобщены к протоколу на отдельном бланке.

Такой вывод в целом соответствует содержанию бланка протокола, так как в нем имеются две отдельные графы: первая для внесения объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, непосредственно по существу инкриминируемого правонарушения, вторая графа прямо указывает на предполагаемое содержание: «объяснения и замечания по содержанию протокола».

Правовое регулирование указанных двух видов объяснений физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, происходит двумя различными нормами права.

Более того, из диспозиции ст. 28.2. КоАП РФ, следует, что отобрание объяснений по существу правонарушения от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, непосредственно предшествует процедуре ознакомления с протоколом об административном правонарушении и его подписания.

Действующее административное законодательство не предусматривает приобщение объяснений лица по существу правонарушения на отдельном бланке, более того, ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ прямо требует указание на такие объяснения в самом протоколе об административном правонарушении, а их отсутствие, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, является существенным недостатком такого протокола.

Скажу честно, мои доводы не нашли поддержки в надзорной инстанции суда. Впрочем, на поддержку суда в вопросах защиты законных прав и интересов моих доверителей я уже давно перестал верить. Ворон ворону глаз не клюет – это я говорю своим клиентам, не имея возможности иначе объяснить судебный беспредел, основанный на правовом нигилизме подавляющего большинства наших судей.

Что же дальше?

Впереди – Москва. За ней – ЕСПЧ. Невозможно быть честным и соглашаться с несправедливостью. Только общими усилиями мы сможем переломить тенденцию скатывания нашего правосудия в привычную, в общем то, для него колыбель, заботливо и талантливо обустроенную господином Вышинским.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector