Обжалование предписания гжи судебная практика | Загранник

Обжалование предписания гжи судебная практика

Вопрос :

Собственник квартиры подал заявление в Государственную жилищную инспекцию на проведение косметических ремонтов в 3-х (трёх) подъездах. Данный дом 1970 года постройки, ремонтов подъездов не проводилось. При осмотре состояние подъездов удовлетворительное (за исключением вандальных разрисовок на стенах, незначительных сколов и т.п.). Государственная жилищная инспекция нашей компании выдаёт протокол и предписание с формулировкой: "Отслоение штукатурного и окрасочных слоёв стен лестничных клеток в подъездах NN1,2,3", со сроком устранения до сентября 2015 года. Далее наша компания через совет дома, проводит общее собрание собственников этого дома с вопросом о косметическом ремонте подъездов и его стоимости. Собственники, большинством голосов (70%) голосуют против ремонта в этом году и предлагают перенести ремонт до 2017 года включительно, т.к. у них на доме долг и годовой сбор всего 53 000 руб. и поднимать тариф не хотят. Но, ГЖИ настаивают на ремонте в установленные предписанием сроки, руководствуясь Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Имеем ли мы право продлить срок исполнения – дать гарантийное письмо в ГЖИ, что ремонт подъездов будет осуществлён до октября 2017 года с приложением копии протокола общего собрания? Чтобы закрыть протокол и продлить предписание. Есть смысл признавать предписание недействительным в Арбитражном суде? Существует ли судебная практика похожая на данную ситуацию, в пользу собственников?

Ответ :

Отсутствие решения общего собрания о необходимости выполнения работ по ремонту подъезда, а также отсутствие денежных средств у управляющей организации, не являются основанием для отказа в проведении текущих, неотложных, обязательных сезонных работ, по содержанию многоквартирного дома, в том числе работ по восстановлению штукатурного и окрасочного покрытия стен подъездов многоквартирного дома.

Однако если необходимость выполнения данных работ была вызвана обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить, и за возникновение которых она не отвечает, расходы за их проведение могут быть взысканы с собственников помещений в доме.

Управляющая организация может просить арбитражный суд приостановить действие предписания Государственной жилищной инспекции при его обжаловании, приведя доказательства необходимости такого приостановления.

При обжаловании предписания во внесудебном порядке приостановления его действия не предполагается.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

В рассматриваемом случае, Государственная жилищная инспекция выдала организации, управляющей многоквартирным домом предписание об осуществлении косметического ремонта подъездов дома, в частности, об устранении отслоения штукатурного и окрасочных слоёв стен лестничных клеток.

В соответствии с п. 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава.

Как указал Высший арбитражный суд РФ в Постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Применительно к косметическому ремонту подъездов многоквартирных домов суды занимают аналогичную позицию, в частности, к схожим выводам пришел Московский областной суд в Апелляционном определении от 10.06.2013 г. N 33-12585/2013.

Следовательно, отсутствие решения общего собрания о необходимости выполнения работ по ремонту подъезда, а также отсутствие денежных средств у управляющей организации, не являются основанием для не проведения работ.

Вместе с тем, по мнению Высшего арбитражного суда РФ, выраженному в Постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Относительно обжалования и продления срока действия предписания Государственной жилищной инспекции необходимо пояснить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читать дальше  При увольнении ндфл перечисляется в какой срок

При этом в силу п. 3 ст. 199 АПК РФ, по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта. Как видно из данной нормы, организация, обжаловавшая ненормативный правовой акт (предписание Государственной жилищной инспекции) вправе заявить ходатайство о приостановлении его действия до принятия решения арбитражным судом. Как показывает судебная практика, для приостановления действия ненормативного правового акта, как принятия обеспечительной меры, заявитель должен привести доказательства в обоснование необходимости такого приостановления (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 г. N 15АП-3090/2013).

При обжаловании предписания Государственной жилищной инспекции во внесудебном порядке приостановка срока его действия невозможна в силу следующего.

В соответствии с п. 9 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. N 493, к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).

В силу ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, у юридического лица при проведении проверки есть право обжаловать действия (бездействие) органа государственного контроля (надзора), выносимые по результатам проверки нормативные правовые акты, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству РФ в судебном порядке.

Однако приостановки действия предписания нормы Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ в таком случае не предусматривают.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В каком порядке обжалуется акт проверки, протокол об административном правонарушении и предписание, составленные государственной жилищной инспекцией в отношении управляющей организации. ГЖИ в наш адрес его не направляло, но составило. И предписание, составленные ГЖИ в отношении управляющей организации. Постановление не составлялось. Есть ли образцы документов?

Ответ

Предписание ГЖИ может быть оспорено во внесудебном порядке.

Требование об отмене предписания направляется непосредственно в ГЖИ. Это допускается частью 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Также заявление о проведении проверки может быть направлено в прокуратуру.

Протокол об административном правонарушении и предписание также могут быть обжалованы в судебном порядке. Протокол может быть признан незаконным, если были нарушены порядок составления протокола, требования к содержанию протокола, правила направления копии протокола.

Как оспорить предписание госжилинспекции во внесудебном порядке

В рамках реализации государственного жилищного надзора уполномоченные органы вправе выдавать предписания, направленные на прекращение и устранение нарушений обязательных требований действующего законодательства. Это следует из пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК.

В случае несогласия управляющей МКД организации с фактом вынесения или содержанием такого предписания оно может быть отменено во внесудебном порядке путем обращения в надзорный орган, его выдавший. Отмена происходит в три этапа:

  • проверка законности выдачи предписания;
  • обращение в надзорный орган с заявлением об отмене выданного предписания;
  • обращение в прокуратуру с заявлением о проверке законности и об отмене выданного предписания.

ЭТАП 1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЯ

Предписание может быть выдано надзорным органом только в том случае, если его выдаче предшествуют определенные законом основания.

Государственный жилищный надзор реализуется в рамках проведения внеплановых и плановых (выездных и документарных) проверок с учетом особенностей, которые установлены Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Обязанность для органов государственного жилищного надзора соблюдать положения данного закона при проведении проверок вытекает из пункта 9 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 11.06.2013 № 493.

Таким образом, выдача предписания управляющей МКД организации возможна лишь при проведении плановых и внеплановых проверок с учетом ограничений и особенностей, которые установлены Законом № 294-ФЗ.

Незаконный характер выданного предписания может выражаться в следующем:

1. Понуждение управляющей МКД организации выполнять работы, которые не предусмотрены нормативными актами, договором управления МКД.

Так, например, если жилищный инспектор требует в предписании заменить внутри подъезда старые деревянные двери на новые пластиковые, то такая обязанность для управляющей МКД организации должна вытекать из действующего законодательства или договора управления МКД. В случае если из нормативных актов не следует обязанность проведения работ, указанных в выданном предписании, то есть все основания отказаться от выполнения предписания и отменить его.

Ситуация: жилищная инспекция выдала под угрозой штрафа УО предписание в месячный срок заключить договора ресурсоснабжения. Законно ли это

Читать дальше  С какого дня действует страховка на автомобиль

Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Это следует из пункта 3 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124. Таким образом, жилищная инспекция не вправе в одностороннем порядке вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов в вопросе определения существенных и иных условий договоров ресурсоснабжения. При недостижении сторонами согласия данный вопрос относится к компетенции арбитражного суда, а не органа государственного жилищного надзора.

Ситуация: в городе действуют муниципальные правила благоустройства территории. Вправе ли жилищный инспектор основывать выданное предписание на муниципальных нормативных актах

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица. Это следует из части 1 статьи 15 Закона № 294-ФЗ.

2. Выдача предписания проведена с проведением за счет управляющей МКД организации мероприятий по контролю выполнения данного предписания.

Например, если в МКД от РСО поставляется коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения ненадлежащего качества (имеет температуру менее 60 градусов), то жилищная инспекция не вправе выдать управляющей МКД организации предписание о прекращении подачи в МКД коммунального ресурса ненадлежащего качества с последующим понуждением провести за свой счет проверку качества такого коммунального ресурса и отчитаться перед жилищной инспекцией в рамках выполнения выданного предписания. Это следует из части 7 статьи 15 Закона № 294-ФЗ.

3. Предписание выдано при проведении проверки без участия представителя от проверяемого лица.

Такое предписание полежит отмене. Единственным исключением является ситуация причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также чрезвычайные и техногенные ситуации. Это следует из подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 и части 2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ.

4. Предписание выдано с превышением сроков проведения проверки.

Нарушение сроков является грубым нарушением установленного порядка и влечет за собой недействительность проверки и выданного предписания ( ч. 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Для документарной и выездной проверки срок их проведения не может превышать 20 рабочих дней. Это определено в части 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ.

Ситуация: вправе ли ГЖИ выписать предписание на проведение ремонтных работ в недельный срок

Конкретные сроки исполнения предписаний в законодательстве не определены, за исключением шестимесячного срока для приведения устава ТСЖ, ЖСК или потребительского кооператива в соответствие с требованиями действующего законодательства. Это следует из пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК. Во всех остальных случаях срок выполнения предписания оговаривается на месте, очевидно, что он должен быть разумным, так как законом установлена презумпция добросовестности управляющей МКД организации ( ч. 2 ст. 3 Закона № 294-ФЗ).

5. Выдаче предписания предшествовали иные процессуальные нарушения.

К таким нарушениям относится недопустимость требования представления документов и (или) информации, которая изначально имеется в проверяющем органе, а также требование предоставления информации от проверяемого лица до даты начала проведения проверки. Это определено частями 7 и 8 статьи 15 Закона № 294-ФЗ.

Ситуация: управляющая организация не успела выполнить предписание, выданное жилищной инспекцией. В результате жилищная инспекция приехала с повторной внеплановой проверкой и выдала предписание дополнительно к ранее выданному на новые виды работ. Законно ли это

Если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания, то предметом такой проверки может являться только исполнение ранее выданного предписания. Это следует из части 21статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

ЭТАП 2. ОБРАЩЕНИЕ В НАДЗОРНЫЙ ОРГАН С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБ ОТМЕНЕ ВЫДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ1

По окончании проведенной проверки жилищным инспектором выдается лицу, в отношении которого осуществлялась проверка, следующий комплект документов:

1. Акт о проведении проверки по установленной форме (составляется в двух экземплярах, один надзорному органу, второй для лица, в отношении которого осуществлялась проверка).

2. Предписание об устранении выявленных нарушений. Конкретная форма предписания законом не определена, однако обязательными его элементами являются:

  • дата выдачи;
  • описание выявленных нарушений;
  • срок на устранение выявленных нарушений.

Законом определен 15-дневный срок подачи возражений от лица, в отношении которого осуществлялась проверка, на выданное предписание. К данным возражениям рекомендуется приложить документы или иные доказательства, подтверждающие обоснованность таких возражений (или их заверенные копии). Это следует из части 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ.

Определенной формы подачи возражений на выданное предписание законом не установлено, однако необходимо в обязательном порядке обратить внимание надзорного органа на незаконный характер предписания, какие-либо процессуальные нарушения Закона № 294-ФЗ, если они имели место.

Срок рассмотрения возражений на выданное предписание от лица, в отношении которого осуществлялась проверка, – один месяц. Это следует из пункта 1 статьи 12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Читать дальше  Пенсионеры не будут платить коммунальные услуги

ЭТАП 3. ОБРАЩЕНИЕ В ПРОКУРАТУРУ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И ОБ ОТМЕНЕ ВЫДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ

В случае если предписание было выдано с очевидными грубыми нарушениями действующего законодательства и процессуальных норм, то лицу, в отношении которого осуществлялась проверка, имеет смысл направить копию обращения в прокуратуру субъекта РФ с целью проведения проверки законности действий органа государственного жилищного надзора в вопросе выдачи предписания.

При установлении прокуратурой факта нарушения действующего законодательства при проведении проверки и последующей выдаче предписания прокурор вносит представление органу государственного жилищного надзора об устранении нарушений закона. Это следует из части 3 статьи 22 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее – Закон № 2202-1).

В течение месяца со дня внесения представления органом государственного жилищного надзора должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона (например, отмена предписания целиком или в части), о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Это следует из статьи 24 Закона № 2202-1.

При этом о принятых мерах в отношении сотрудников, виновных в выдаче незаконного предписания, орган государственного жилищного надзора обязан сообщить управляющей МКД организации в течение 10 дней со дня принятия таких мер ( п. 3 ст. 19 Закона № 294-ФЗ).

Обжалование предписаний жилищной инспекции вызывает трудности не только у рядовых граждан. Пробелы законодательства нередко ставят в тупик профессиональных адвокатов. Это обусловлено перманентным реформированием системы надзора, ее региональными особенностями и отсутствием процедуры внесудебной проверки актов ГЖИ.

Проблемы административного обжалования

Оспаривание решений органов власти по подведомственности имеет ряд преимуществ:

  • процессуальная простота;
  • скорость рассмотрения;
  • возможность получить доказательства для будущего иска.

Внесудебное обжалование решений ГЖИ специфично. Дело в том, что региональные власти по-разному выписали их статус и полномочия:

  • в столице и Петербурге инспекции ГЖИ подчинены городскому правительству;
  • в Ростовской области они курируются замом губернатора;
  • во многих регионах ГЖИ долго не имели прав юридического лица и были включены в состав управлений ЖКХ.

Инстанции для обжалования

Исходя из подчиненности, с жалобой в жилищную инспекцию в административном порядке следует обращаться к правительству/губернатору. Учитывая специфику компетенции, это вряд ли сработает. Хотя губернатору можно писать о нарушении служебной этики, административном давлении или целенаправленном ущемлении интересов.

В ноябре 2013 Госстрой РФ был упразднен, а его функции переданы Минстрою. Без правопреемника ликвидировали Главную ГЖИ РФ. Тогда обжалование предписания местной инспекции в «центр» стало невозможным.
Ситуация изменилась в сентябре 2014, когда в системе госнадзора появилась новая ключевая фигура – главный госжилинспектор РФ. Согласно ст.20 ЖК и ПП РФ от 12.09.14 №927, он вправе:

  • давать гражданам и юр. лицам разъяснения;
  • инициировать и проводить проверки работы ГЖИ;
  • направлять в инспекции требования об устранении нарушений;
  • привлекать должностных лиц ГЖИ к ответственности по ст.6 КоАП за неустранение условий, способствовавших правонарушениям.

Практика рассмотрения жалоб главным инспектором страны только формируется. Однако перечень полномочий единоличного органа дает основания просить у него отмены незаконного предписания ГЖИ. Поскольку образец жалоб не установлен:

  • физические лица могут руководствоваться ФЗ №59 об обращении граждан;
  • председатели ТСЖ и представители юр. лиц – написать заявление в произвольной форме.

Судебный порядок обжалования

Предписания ГЖИ обязательны для исполнения и затрагивают законные интересы участников жилищных отношений: уменьшают объем прав либо создают дополнительные обязанности. Поэтому они могут быть оспорены гражданами – в общие суды, а субъектами хозяйствования – в арбитражные.

Для этого используется форма заявления. Требования к документу оговорены гл.25 ГПК/гл.24 АПК. Давность обжалования составляет 3 месяца.

Образец заявления соответствует иску во всем, кроме названия. Документ должен содержать:

  • изложение обстоятельств;
  • ссылки на несоблюденные ГЖИ нормативные предписания;
  • объяснение сути интереса, нарушенного обжалованным актом.

Тем, кто решился писать жалобу без юриста, важно помнить о существовании трех групп оснований для отмены предписания:

  • незаконность по сути (самое очевидное);
  • несоблюдение процесса (например, инспектор явился без предупреждения о внеплановой проверке);
  • вынесение за рамками полномочий (например, по состоянию на дату подписания инспектор находился на больничном, в отпуске, командировке).

Суд может, но не обязан прерывать действие обжалованного предписания до окончания рассмотрения спора (ст.254 ГПК/ст.199 АПК). Поднять этот вопрос должен сам заявитель, подав ходатайство. За самовольное невыполнение требований предписания ст.19.5 КоАП предусмотрела штраф (рубли):

  • граждане – до 500;
  • должностные лица – до 2.000;
  • организации – до 20.000.

Таким образом, чтобы правильно выбрав инстанцию для обжалования, можно получить большие шансы доказать свою правоту по отношению к Государственной жилищной инспекции.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector