Оплата дней ухода за детьми инвалидами взносы | Загранник

Оплата дней ухода за детьми инвалидами взносы

В связи с поступающими вопросами от страхователей об отражении в таблице 2 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденного приказом Фонда от 26.02.2015 № 59 (далее – Расчет) сумм страховых взносов, начисленных на дополнительные выходные дни для ухода за детьми – инвалидами, и о порядке проведения контрольных мероприятий сообщаем:

В строке 13 таблицы 2 Расчета отражаются расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по всем видам обязательного страхования, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с учетом скидок и надбавок, установленных на соответствующий год, на обязательное пенсионное страхование, включая 10% сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 58.2. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), дополнительные тарифы в соответствии со статьей 58.3 закона № 212-ФЗ, на обязательное медицинское страхование, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В целях контроля за правильностью отражения сумм страховых взносов при обращении страхователя за выделением денежных средств на выплату страхового обеспечения рекомендуем включить в форму письменного заявления страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения следующую информацию:

Сведения о суммах страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами

Наименование внебюджетного Фонда

Вид страхования

Тариф

Сумма

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы, начисленные с выплат свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

_______ руб. ______коп.

Страховые взносы для отдельных категорий плательщиков (дополнительные тарифы)

_______ руб. ______коп.

Обязательное медицинское страхование

_______ руб. ______коп.

_______ руб. ______коп.

При проведении камеральных проверок правильности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию страхователю следует также приложить пояснения о суммах страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами, включенных в строку 13 Таблицы 2 Расчета по форме указанной выше. Кроме того, в подтверждение данных сумм целесообразно запрашивать карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Адрес:
670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 33
Схема проезда
Телефоны Режим работы

Приемная/Факс (3012) 21-26-64

пн.-чт. с 8-00 до 17-00 перерыв на обед с 12-00 до 13-00

пт. с 8-00 до 16-00 перерыв на обед с 12-00 до 13-00

ViktoriaSapata / Depositphotos.com

По мнению финансового ведомства, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18599). Свою позицию Минфин основывает на том, что данная выплата не поименована в перечнях выплат, освобождаемых от обложения взносами. Однако суды неоднократно приходили к выводу о том, что такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. К примеру, такой исход дела зафиксирован в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2019 г. по делу № А72-4625/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2018 г. по делу № А34-12522/2017 (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2019 г. по делу № А07-34329/2018).

Читать дальше  Согласие на подключение к канализации образец

Выводы судов по вопросу обложения страховыми взносами выплат работникам в виде предоставления бесплатного питания также единообразны: выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. К такому заключению пришли судьи в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2018 г. по делу № А45-4004/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2018 г. по делу № А07-607/2017.

Аналогичные вопросы стали предметом очередного судебного разбирательства.

По результатам выездной проверки ФСС России доначислил страхователю взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штраф. По мнению ревизоров, организация занизила облагаемую базу по страховым взносам на сумму выплат работникам в виде оплаты стоимости питания за счет средств работодателя, а также на сумму оплаты работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.

Страхователь с вынесенным решением не согласился и обратился в суд.

Судьи на трех этапах рассмотрения дела не согласились с мнением Фонда и указали, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. Статья 262 Трудового кодекса, устанавливая оплату работнику дополнительного выходного дня в размере среднего заработка, указывает лишь на размер выплаты, а не на сохранение среднего заработка. То есть такая выплата обусловлена социальным статусом работника – родителя или опекуна ребенка-инвалида. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не с его трудовой функцией. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников. Поэтому такая выплата не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей и не подлежит обложению страховыми взносами.

В отношении бесплатного питания для работников суды подчеркнули, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В данном случае обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием носит социальный характер, не является стимулирующим, не зависит от квалификации работников и от результата труда, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников / вознаграждением за труд. Решение об обеспечении сотрудников лагеря бесплатным питанием было принято в связи с отдаленностью лагеря от города и ненормированным рабочим днем.

Поскольку обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, суд такая оплата не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

На этих основания суды трех уровней признали отсутствие у Фонда правовых оснований для доначисления недоимки по страховым взносам, начисления спорных сумм пени и штрафа.

Однако у ФСС России еще есть время на обжалование данного решения в Судебную коллегию ВС РФ.

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Читать дальше  Список документов для малообеспеченных семей

Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».

Первый вопрос, который возникает у бухгалтера работодателя, – облагается ли оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом НДФЛ и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Рассмотрим этот вопрос с учетом положений действующего законодательства, а также исходя из позиций, сформулированных в судебной практике, разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Обложение НДФЛ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08 июня 2010 г. №1798/10 оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, квалифицировал как «иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством» (в контексте освобождения от обложения НДФЛ, предусмотренного п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что оплата указанных дней носит характер государственной поддержки (поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход), имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и по своей природе не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, данный доход не облагается НДФЛ.

С момента принятия указанного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ судебная практика единообразно восприняла такой подход (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06 сентября 2010 г. по делу № А45-15160/2009, Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. № КА-А40/7514-11 по делу N А40-52949/10-4-288 и др.).

Такую же позицию поддерживает ФНС России в некоторых актуальных письмах (например, Письмо от 09 августа 2011 г. № АС-4-3/12862@, п. 44 Письма от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@).

Минфин России в своих письмах, как правило, не соглашается по сути с приведенной правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, однако «вынужденно» ее признает как позицию высшей судебной инстанции (Письма Минфина России от 30 мая 2013 г. № 03-04-06/19680, от 22 июня 2015 г. № 03-04-05/36006, от 19 июля 2013 г. № 03-04-06/28330, от 03 августа 2015 г. № 03-04-05/44634, от 03 сентября 2015 г. № 03-04-06/50850 и др.).

Вывод: учитывая наличие актуального решения высшей судебной инстанции, в котором сформулирована однозначная позиция о необложении НДФЛ выплачиваемого среднего заработка за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 июня 2010 г. №1798/10), подтверждение данной позиции в некоторых письмах ФНС России и «вынужденное» признание данной позиции в некоторых письмах Минфина России, считаем, работодатели, как налоговые агенты, вправе без существенных налоговых рисков придерживаться именно этого подхода.

Обложение страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды

В отношении произведенных с 01 января 2015 г. выплат среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами, на наш взгляд, вполне однозначен.

Дело в том, что с указанного числа вступила в силу новая редакция ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Читать дальше  Почта россии открыть абонентский ящик на почте

Положение ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ регулирует вопрос финансового обеспечения расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ. Но в формулировке данной нормы в числе «обеспечиваемых» указаны также и начисляемые на соответствующие выплаты страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, из чего, на наш взгляд, следует однозначный вывод, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается такими страховыми взносами.

Применительно к произведенным до 01 января 2015 г. выплатам среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами спорный:

Нередко можно встретить подход, согласно которому оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19, Письма ФСС РФ от 15 августа 2011 г. № 14-03-11/08-8158, от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985, Письмо Минтруда России от 26 декабря 2014 г. № 17-3/В-637, Постановление ФАС Центрального округа от 31 октября 2012 г. по делу № А36-1071/2012).

Однако, преобладает все же позиция о необложении указанных выплат страховыми взносами (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2014 г. № Ф09-4570/14 по делу № А60-51597/2013, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 мая 2014 г. по делу № А27-10932/2013, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2014 г. № Ф07-10116/2013 по делу № А13-13731/2012, от 06 мая 2014 г. № Ф07-3009/2014 по делу № А05-9066/2013, Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2014 г. № Ф05-3385/2014 по делу № А41-9752/13, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2014 г. по делу № А12-5229/2013, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2015 г. № Ф01-6308/2014 по делу № А43-6222/2014, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 августа 2015 г. № Ф02-3650/2015 по делу № А19-14418/2014, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2015 г. № Ф10-1707/2015 по делу № А48-3423/2014 и др.). При этом в некоторых решениях судов прямо сделан вывод о том, что вступление в силу с 01 января 2015 г. новой редакции ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ никак не влияет на позицию о необложении выплат, произведенных до 01 января 2015 г. (Определения Верховного Суда РФ от 03 августа 2015 г. № 306-КГ15-8277 по делу № А12-23508/2014, от 02 ноября 2015 г. № 306-КГ15-13756 по делу № А65-27721/2014, от 04 декабря 2015 г. № 306-КГ15-13260 по делу № А72-677/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2015 г. № Ф06-3053/2015 по делу № А49-2516/2015 и др.).

Вывод:

Произведенная после 01 января 2015 г. оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопрос об обложении страховыми взносами указанных выплат, произведенных до 01 января 2015 г., спорный. Но при готовности работодателя отстаивать свои интересы в суде, с очень высокой вероятностью будет подтверждена позиция о необложении страховыми взносами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector