В связи с поступающими вопросами от страхователей об отражении в таблице 2 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденного приказом Фонда от 26.02.2015 № 59 (далее – Расчет) сумм страховых взносов, начисленных на дополнительные выходные дни для ухода за детьми – инвалидами, и о порядке проведения контрольных мероприятий сообщаем:
В строке 13 таблицы 2 Расчета отражаются расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по всем видам обязательного страхования, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с учетом скидок и надбавок, установленных на соответствующий год, на обязательное пенсионное страхование, включая 10% сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 58.2. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), дополнительные тарифы в соответствии со статьей 58.3 закона № 212-ФЗ, на обязательное медицинское страхование, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового Кодекса Российской Федерации.
В целях контроля за правильностью отражения сумм страховых взносов при обращении страхователя за выделением денежных средств на выплату страхового обеспечения рекомендуем включить в форму письменного заявления страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения следующую информацию:
Сведения о суммах страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами
Наименование внебюджетного Фонда
Вид страхования
Тариф
Сумма
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Обязательное пенсионное страхование
Страховые взносы, начисленные с выплат свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов
_______ руб. ______коп.
Страховые взносы для отдельных категорий плательщиков (дополнительные тарифы)
_______ руб. ______коп.
Обязательное медицинское страхование
_______ руб. ______коп.
_______ руб. ______коп.
При проведении камеральных проверок правильности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию страхователю следует также приложить пояснения о суммах страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми – инвалидами, включенных в строку 13 Таблицы 2 Расчета по форме указанной выше. Кроме того, в подтверждение данных сумм целесообразно запрашивать карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.
Приемная/Факс (3012) 21-26-64
пн.-чт. с 8-00 до 17-00 перерыв на обед с 12-00 до 13-00
пт. с 8-00 до 16-00 перерыв на обед с 12-00 до 13-00
По мнению финансового ведомства, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18599). Свою позицию Минфин основывает на том, что данная выплата не поименована в перечнях выплат, освобождаемых от обложения взносами. Однако суды неоднократно приходили к выводу о том, что такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. К примеру, такой исход дела зафиксирован в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2019 г. по делу № А72-4625/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2018 г. по делу № А34-12522/2017 (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2019 г. по делу № А07-34329/2018).
Выводы судов по вопросу обложения страховыми взносами выплат работникам в виде предоставления бесплатного питания также единообразны: выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. К такому заключению пришли судьи в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2018 г. по делу № А45-4004/2018 и постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2018 г. по делу № А07-607/2017.
Аналогичные вопросы стали предметом очередного судебного разбирательства.
По результатам выездной проверки ФСС России доначислил страхователю взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штраф. По мнению ревизоров, организация занизила облагаемую базу по страховым взносам на сумму выплат работникам в виде оплаты стоимости питания за счет средств работодателя, а также на сумму оплаты работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Страхователь с вынесенным решением не согласился и обратился в суд.
Судьи на трех этапах рассмотрения дела не согласились с мнением Фонда и указали, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход. Статья 262 Трудового кодекса, устанавливая оплату работнику дополнительного выходного дня в размере среднего заработка, указывает лишь на размер выплаты, а не на сохранение среднего заработка. То есть такая выплата обусловлена социальным статусом работника – родителя или опекуна ребенка-инвалида. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не с его трудовой функцией. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников. Поэтому такая выплата не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей и не подлежит обложению страховыми взносами.
В отношении бесплатного питания для работников суды подчеркнули, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В данном случае обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием носит социальный характер, не является стимулирующим, не зависит от квалификации работников и от результата труда, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников / вознаграждением за труд. Решение об обеспечении сотрудников лагеря бесплатным питанием было принято в связи с отдаленностью лагеря от города и ненормированным рабочим днем.
Поскольку обеспечение работников загородного лагеря бесплатным питанием не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, суд такая оплата не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
На этих основания суды трех уровней признали отсутствие у Фонда правовых оснований для доначисления недоимки по страховым взносам, начисления спорных сумм пени и штрафа.
Однако у ФСС России еще есть время на обжалование данного решения в Судебную коллегию ВС РФ.
Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов
Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».
Первый вопрос, который возникает у бухгалтера работодателя, – облагается ли оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом НДФЛ и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Рассмотрим этот вопрос с учетом положений действующего законодательства, а также исходя из позиций, сформулированных в судебной практике, разъяснениях Минфина России и ФНС России.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08 июня 2010 г. №1798/10 оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, квалифицировал как «иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством» (в контексте освобождения от обложения НДФЛ, предусмотренного п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что оплата указанных дней носит характер государственной поддержки (поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход), имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и по своей природе не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, данный доход не облагается НДФЛ.
С момента принятия указанного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ судебная практика единообразно восприняла такой подход (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06 сентября 2010 г. по делу № А45-15160/2009, Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. № КА-А40/7514-11 по делу N А40-52949/10-4-288 и др.).
Такую же позицию поддерживает ФНС России в некоторых актуальных письмах (например, Письмо от 09 августа 2011 г. № АС-4-3/12862@, п. 44 Письма от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@).
Минфин России в своих письмах, как правило, не соглашается по сути с приведенной правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, однако «вынужденно» ее признает как позицию высшей судебной инстанции (Письма Минфина России от 30 мая 2013 г. № 03-04-06/19680, от 22 июня 2015 г. № 03-04-05/36006, от 19 июля 2013 г. № 03-04-06/28330, от 03 августа 2015 г. № 03-04-05/44634, от 03 сентября 2015 г. № 03-04-06/50850 и др.).
Вывод: учитывая наличие актуального решения высшей судебной инстанции, в котором сформулирована однозначная позиция о необложении НДФЛ выплачиваемого среднего заработка за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 июня 2010 г. №1798/10), подтверждение данной позиции в некоторых письмах ФНС России и «вынужденное» признание данной позиции в некоторых письмах Минфина России, считаем, работодатели, как налоговые агенты, вправе без существенных налоговых рисков придерживаться именно этого подхода.
В отношении произведенных с 01 января 2015 г. выплат среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами, на наш взгляд, вполне однозначен.
Дело в том, что с указанного числа вступила в силу новая редакция ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Положение ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ регулирует вопрос финансового обеспечения расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ. Но в формулировке данной нормы в числе «обеспечиваемых» указаны также и начисляемые на соответствующие выплаты страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, из чего, на наш взгляд, следует однозначный вывод, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается такими страховыми взносами.
Применительно к произведенным до 01 января 2015 г. выплатам среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами спорный:
Нередко можно встретить подход, согласно которому оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19, Письма ФСС РФ от 15 августа 2011 г. № 14-03-11/08-8158, от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985, Письмо Минтруда России от 26 декабря 2014 г. № 17-3/В-637, Постановление ФАС Центрального округа от 31 октября 2012 г. по делу № А36-1071/2012).
Однако, преобладает все же позиция о необложении указанных выплат страховыми взносами (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2014 г. № Ф09-4570/14 по делу № А60-51597/2013, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 мая 2014 г. по делу № А27-10932/2013, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2014 г. № Ф07-10116/2013 по делу № А13-13731/2012, от 06 мая 2014 г. № Ф07-3009/2014 по делу № А05-9066/2013, Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2014 г. № Ф05-3385/2014 по делу № А41-9752/13, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2014 г. по делу № А12-5229/2013, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2015 г. № Ф01-6308/2014 по делу № А43-6222/2014, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 августа 2015 г. № Ф02-3650/2015 по делу № А19-14418/2014, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2015 г. № Ф10-1707/2015 по делу № А48-3423/2014 и др.). При этом в некоторых решениях судов прямо сделан вывод о том, что вступление в силу с 01 января 2015 г. новой редакции ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ никак не влияет на позицию о необложении выплат, произведенных до 01 января 2015 г. (Определения Верховного Суда РФ от 03 августа 2015 г. № 306-КГ15-8277 по делу № А12-23508/2014, от 02 ноября 2015 г. № 306-КГ15-13756 по делу № А65-27721/2014, от 04 декабря 2015 г. № 306-КГ15-13260 по делу № А72-677/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2015 г. № Ф06-3053/2015 по делу № А49-2516/2015 и др.).
Вывод:
Произведенная после 01 января 2015 г. оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вопрос об обложении страховыми взносами указанных выплат, произведенных до 01 января 2015 г., спорный. Но при готовности работодателя отстаивать свои интересы в суде, с очень высокой вероятностью будет подтверждена позиция о необложении страховыми взносами.
No related posts.