Основания и порядок прекращения прав на землю | Загранник

Основания и порядок прекращения прав на землю

Прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:

при отчуждении земельного участка областным, Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам;

Читать дальше  Претензия в нпф о незаконном переводе образец

при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;

при изъятии земельного участка для государственных нужд;

при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;

в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;

при обращении взыскания на заложенный земельный участок;

при признании земельного участка бесхозяйным.

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:

при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;

при использовании земельного участка не по целевому назначению;

при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет – для несельскохозяйственных целей;

при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;

если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения или возведению нового;

при прекращении гражданства Республики Беларусь;

при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;

при конфискации земельного участка;

при несоблюдении наследниками установленного частью первой статьи 52 настоящего Кодекса срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.

Содержание прав на землю.

Правовые формы использования земель представляют собой закрепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, посредством которых осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно.

Правовые формы использования земель различаются по следующим признакам:

• имеющие гражданско-правовую природу и не имеющие таковой;

• вещные и обязательственные права;

• по срокам — срочные и постоянные (бессрочные) права;

• по субъектам — собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица;

• по целям использования земельных участков.

Основанием возникновения прав на землю является сложный фактический состав, который включает следующие юридические факты:

• принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме административного акта – решения исполнительного и распорядительного органа; гражданско-правовой сделки; судебного решения; международного договора;

• отвод участка в порядке ст. 24 Коз, который представляет собой установление на местности границ земельных участков;

• внесение платы за земельный участок или права на получение земельного участка, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

• государственная регистрация права на земельный участок, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, которое является правоустанавливающим документом.

Право частной собственности на землю относится к основным вещным правам на землю, является бессрочным и закрепляет принадлежность земельных участков юридическим лицам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся:

• граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим;

• юридические лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:

• ведения личного подсобного;

• строительства и обслуживания жилого дома;

• ведения коллективного садоводства – в размере до 0,15 га на одного члена кооператива;

• дачного строительства – в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива.

Пожизненное наследуемое землевладение является переходной формой использования земли, всегда выступает как бессрочное право и может быть производно только от государственной собственности на землю. Субъектами этого права являются граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, предусмотренных в законодательстве.

В соответствии со ст. 69 КоЗ граждане Республики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение участков:

1) для строительства и обслуживания жилого дома;

2) для ведения личного подсобного хозяйства;

3) для ведения крестьянского (фермерского хозяйства);

4) для ведения коллективного садоводства;

5) для дачного строительства;

6) для традиционных народных промыслов;

7) в случае приобретения по наследству или приобретения жилого дома.

Право землепользования. Согласно ст. 8 КоЗ право землепользования может быть постоянным и временным. Постоянное землепользование не ограничено сроками. Законодательством могут устанавливаться случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование отдельным субъектам (например, сельскохозяйственным организациям, садоводческим товариществам, дачным кооперативам и др.). Временное землепользование может быть краткосрочным – до 3 лет, и долгосрочным – от 3 до 10 лет.

Аренда земель представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное пользование земельным участком. Аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее 5 лет. Договор аренды заключается на началах добровольности и равноправия сторон, кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст. 627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст. 46 КоЗ).

Концессия земель понимается как основанное на договоре, заключаемом Республикой Беларусь с национальными или иностранными инвесторами, срочное возмездное землепользование. Правовое регулирование концессии земель в настоящее время осуществляется в рамках законодательства об инвестиционной деятельности.

Земельный сервитут – право ограниченного пользования соседним (а иногда – другим) земельным участком. Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу ограниченных вещных прав на землю (ст. 217 ГК). Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других правовых форм использования земель. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута. Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка. В основе возникновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. Согласно ст. 268 ГК, ст. 14 КоЗ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения – судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка – не только собственник земельного участка, но и лицо, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Сервитут может быть срочным и бессрочным. Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть определен срок, по истечении которого сервитут прекращается.

Читать дальше  Родители подарили дочери квартиру отрасль права

Права на земельные участки могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Общими основаниями прекращения вещных и иных прав на землю являются:

– ликвидация юридического лица;

– изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

– гибель земельного участка;

– принудительное изъятие земельного участка по основаниям, предусмотренным законом.

Основания прекращения прав на земельные участки можно разделить на добровольные(по инициативе правообладателей, например, добровольный отказ) и принудительные(по инициативе государства, например, конфискация).

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в случае добровольного отказа от права, приватизации, смерти гражданина, гибели земельного участка и т.д.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Аренда может прекращаться как по инициативе арендодателя, так и по инициативе арендатора (ст.ст. 450, 611, 613, 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ). Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

– по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

– по основаниям, указанным в пунктах 1,2 ст. 45 ЗК РФ (случаи принудительного прекращения).

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 48 ЗК РФ; ст. 276 ГК РФ). Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в виду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме этого собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута по суду в случаях, когда в результате обременения сервитутом, участок не может использоваться в соответствии с назначением.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст.48 ЗК РФ). Акт об отмене сервитута принимает тот орган государственной власти или местного самоуправления, который принимает решение об установлении данного сервитута.

Перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.

Общими основаниями для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и аренды являются:

– использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

– использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права аренды по перечисленным основаниям не допускается в

период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных

федеральными законами случаях.

– неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений; При этом необходимо иметь в виду, что право постоянного (бессрочного пользования), право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения прекращаются за совершение правонарушений, перечисленных в п.п. 3 ст. 45 ЗК РФ, а право аренды за совершение .правонарушений, перечисленных в п.п.З ст. 46 ЗК РФ;

– неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства , в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

– изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

– реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В указанных случаях аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения прекращаются по решению суда, а право безвозмездного срочного пользования по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право аренды земельными участками, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также участками, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным ГУПам, ФГУ может быть прекращено по инициативе органа государственной власти субъекта РФ независимо от оснований, предусмотренных соответственно п.2 ст.45 ЗК РФ и п.2 ст. 46 ЗК РФ (ст.3.2. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие таких решений возможно при наличии следующих условий:

принятияв период с 1.05.2007 г. по 1.11.2008 г. решений о включении указанных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, до 1.05.2007 г. (особо ценные продуктивные участки, предоставленные ФГУП и ФГУ);

передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по управлению и распоряжению такими земельными участками на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.

В случае принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям при наличии заявлений указанных предприятий органы государственной власти субъектов РФ обязаны взамен изымаемых участков предоставить земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования.

Добровольный отказ землепользователей, землевладельцев от права на земельный участок оформляется подачей заявления об отказе в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками. В случае отказа работника от служебного надела заявление подается в администрацию организации, предоставившей надел.

Читать дальше  Продажа имущества некоммерческой организации

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. К заявлению прилагаются кадастровая карта (план) участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия – копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо на отказ от права пользования участком. Заявление рассматривается в течение одного месяцаи по результатам его рассмотрения соответствующий уполномоченный орган выносит решение о прекращении права на земельный участок. Копия решения направляется заявителю в течение трех дней со дня его принятия. Право на участок, которое не было зарегистрировано в ЕГРП, прекращается с момента принятия решения. Если право на участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, то соответствующий орган, принявший решение о прекращении права, обязан обратиться в недельный срок со дня принятия решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права (п. 3 ст. 53 ЗК РФ).

Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования и права безвозмездного срочного пользования земельным участком в связи с совершением земельного правонарушения определен в ст. 54 ЗК РФ.

Принудительное прекращение указанных прав осуществляется, при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.Одновременно с наложением административного взыскания, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Форма предупреждения установлена в Положении о государственном земельном контроле, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года, № 689 56 .

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решение. Указанный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суд.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). При этом работник имеет право после прекращения трудовых отношений использовать служебный надел в течение срока, необходимого /для окончания сельскохозяйственных работ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей надел. Вместе с тем право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работника, призванного на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступившего на учебу, – на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей пожизненно, а для детей – до их совершеннолетия.

Рассмотрим еще один важный вопрос – новый упрощенный порядок приобретения гражданами в собственность земельного участка, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, закрепленный в ФЗ от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» («Закон о дачной амнистии»).

Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 г. Граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право), автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Это положение содержится в п.9.1 ФЗ от 25 октября 2001г.№137 « О введении в действие ЗК РФ» Согласно которому, если ЗУ предоставили гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного( бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой ЗУ, за исключением случаев, когда такой участок не может в соответствии с федеральным законом передаваться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации…» ( с послед. изм.).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством;

2. Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством;

3. Выдаваемое органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, Закон о данной амнистии признает любые документы- решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка.

Обязательным приложением к предоставляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с тем, что значится в документах, новый закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта привилегия действует при двух условиях:

1. При межевании не нарушены права смежных землепользователей;

2. Уточненная площадь земельного участка не превышает минимального размера.

Для государственной регистрации необходим документ, подтверждающий оплату госпошлины, госпошлина на сегодняшний день составляет 100 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector