Содержание
Финансовая организация– это юридическое лицо, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли от посреднических операций на финансовом рынке. Финансовая организация может образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество и действует на основанииспециального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). К финансовым организациям относятся кредитные, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Процедуры банкротства банков и других кредитных организаций осуществляется в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил.
Однако, если признаком банкротства всех остальных организаций и граждан является неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения требования, то для кредитных организаций этот срок снижен до одного месяца с момента даты исполнения обязательства.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. К финансовым организациям Арбитражным судом могут быть применены только два решения:
признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;
отказ в признании кредитной организации банкротом.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Меры по оздоровлению и реорганизации осуществляют учредители (участники) кредитной организации. Однако в случае возникновения вышеперечисленных оснований Банк России может потребовать от кредитной организации осуществления меры по предупреждению банкротства:
§ финансовое оздоровление кредитной организации;
§ назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
§ реорганизация кредитной организации.
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
§ оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и другими лицами;
§ изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
§ изменение организационной структуры кредитной организации
§ иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью.
Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, прокурором и иным уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом.
Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления. При осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.
Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.
В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.
В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются.
Страхователи по прекратившимся договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. Страхователи по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.
При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, арбитражный суд привлекает для участия в арбитражном процессе, государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг и саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.
Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.
Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Временный управляющий обязан в десятидневный срок с момента его назначения направить клиентам, передавшим должнику – профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего. В указанном извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего и вид и реквизиты аттестата, выданного государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.
Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Общие положения, а также особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определяются п араграфом 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Под финансовыми организациями понимаются ст. 180 ФЗ):
Важно! Следует иметь ввиду, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, применяются положения параграфа 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Контрольные функции, предусмотренные параграфом 4 " Банкротство финансовых организаций" Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее – контрольный орган).
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" исполняет полномочия
Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации (ст. 183.17):
Меры по предупреждению банкротства финансовой организации (ст. 183.1):
Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации:
В случае возникновения данных оснований финансовая организация в течение 15 дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.
В течение 30 рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения, а в случае выявления признаков банкротства – подает заявление о признании финансовой организации банкротом.
Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом в целях восстановления платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечения сохранности имущества финансовой организации. Она назначается на срок от 3 до 6 месяцев . По ходатайству временной администрации решением контрольного органа срок деятельности временной администрации может быть продлен не более чем на 3 месяца при условии, что общий срок деятельности временной администрации не превысит девять месяцев.
На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов финансовой организации ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.
Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 Федерального закона.
В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации дело рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 4 месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.
Деятельность финансовых организаций имеет огромное социально-экономическое значение. Они проводят определенные операции, сделки, влияющие на экономическую ситуацию в стране. При банкротстве организации кредиторы несут существенные убытки, поэтому законодатель отдельно регулирует процедуру объявления их несостоятельности в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон № 127-ФЗ).
Закон №127-ФЗ относит к числу финансовых организаций:
Вышеуказанные организации контролируют государственные органы, выдающие им лицензии. Особенностью банкротства финансовых организаций является обязательный отзыв лицензии контрольным органом перед подачей заявления.
Законодатель отказался от идеи регулировать банкротство финансовых организаций отдельно. Правила банкротства кредитных организаций выделены в отдельный параграф гл. Х Закона № 127-ФЗ, банкротство же иных финансовых организаций не отделено от других норм.
Банкротство финансовой организации представляет собой особую процедуру, которая отличается от стандартной процедуры банкротства юридических лиц, так как в процессе рассмотрения судом вопроса о несостоятельности организации намерено не применяются все стадии:
Суд при принятии решения об обоснованности поданного заявления о признании банкротом финансовой организации, сразу же переходит к стадии конкурсного производства.
На стадии констатации признаков несостоятельности предупредительными мерами являются:
Основания для предупредительных мер:
Важно! Финансовая организация при наличии одного из оснований для предупредительных мер обязана в течение 15 дней с даты их возникновения уведомить об этом контрольный орган и приложить план о восстановлении платежеспособности.
Анализ плана контрольным органом проводится в течение 30 рабочих дней. Возможно проведение выездной проверки, результатом которой может быть назначение временной администрации. Обнаружение признаков банкротства финансовой организации может стать поводом для подачи контрольным органом заявления о банкротстве в судебный орган.
Контрольным органом, к ведению которого относится банкротство финансовых организаций, является Банк России, который имеет право отозвать лицензию у финансовых организаций, а также выступает в роли конкурсного управляющего.
Особенностью судопроизводства по банкротству финансовых организаций является возможность обращения в суд с заявлением о несостоятельности не только кредиторов, должника, уполномоченного органа, но также контрольного органа и временной администрации (ст.183.19 Закона № 127-ФЗ).
Если заявление о несостоятельности финансовой организации подается временной администрацией и контрольным органом, список документов определяется ст. 183.20-183.22 Закона № 127-ФЗ. Суд обращается к контрольному органу, который определяет кандидатуру арбитражного управляющего. Орган направляет информацию суду в течение 7 рабочих дней с момента получения запроса, а регулирующий орган устанавливает порядок выбора контрольным органом такой кандидатуры.
Важно! Ст. 185.25 Закона № 127-ФЗ регламентирует требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Он сдает дополнительный экзамен по особой программе для финансовых организаций, утвержденной Банком России.
На рассмотрение дела о банкротстве финансовых организаций суду выделено 7 месяцев. Если заявление о несостоятельности в суд подала временная администрация, судебное разбирательство ограничено четырехмесячным сроком.
Если относительно финансовой организации вводится процедура наблюдения или конкурсного производства, на арбитражного управляющего возлагается обязанность уведомления участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.
Важно! Закон о банкротстве предусматривает в отношении финансовых организаций-должников процедуры: наблюдение, мировое соглашение, конкурсное производство. Но наблюдение не применяется, если дело возбуждено по заявлению временной администрации из-за невозможности восстановления платежеспособности.
Конкурсное производство в отношении такого должника включает:
Порядок признания несостоятельности кредитных организаций имеет ряд особенностей. Судопроизводство по делам этой категории и при ликвидации кредитной организации отличается единственной процедурой – конкурсным производством. Иные процедуры применять не допускается. Логика законодателя такова: если предупредительные меры, применяемые Банком России, не принесли положительных результатов, то финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, мировое соглашение уже не помогут улучшить платежеспособность.
Конкурсное производство при банкротстве кредитных организаций вводится сроком на 1 год. Для ее продления на срок не более 6 месяцев заинтересованное лицо может подать ходатайство. Информацию о признании кредитной организации-должника банкротом подается назначенным судом конкурсным управляющим через СМИ, определенные федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия конкурсного управляющего устанавливаются Законом № 127-ФЗ и включают в себя такие основные моменты, как формирование конкурсной массы и продажа имущества и удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от проведения торгов.
Важно! Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 60 Закона № 127-ФЗ. Во внеочередном порядке подлежат удовлетворению обязательные платежи, установленные госорганами.
Стоит отметить, что интересы контрагентов будут удовлетворены только в случае, если организация до признания несостоятельности располагала достаточными активами. Так как процедура банкротства является очень сложной и включает в себя массу нюансов, следует обратиться за помощью к профессиональным юристам. Наши специалисты готовы проконсультировать вас по возникшим вопросам бесплатно, просто заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по указанным телефонам.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.
No related posts.