Особенности управления землями лесного фонда | Загранник

Особенности управления землями лесного фонда

Управление правовой охраной земель лесного фонда строится на: 1) разграничении лесных полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления; 2) недопустимости сочетания функ­ций земельного, лесного контроля и землепользования, ле­сопользования; 3) платы за лесопользование.

Принципы управления землями лесного фонда.К ве­дению органов РФ относятся установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины кото­рых не допускается; установление правил заготовки и сбора лекарственных растений; установление правил пожарной и санитарной безопасности в лесах и др.

К полномочиям органов субъектов РФ относятся, напри­мер, установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, гри­бов), сбора лекарственных растений для собственных нужд и т.д. К ведению органов местного самоуправления отно­сится осуществление муниципального земельного и лесно­го контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Недопустимость использования лесов органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления, как принцип правовой охраны лесов, соответствует тре­бованиям ст. 65 Закона об охране окружающей среды, где запрещается совмещение функций государственного кон­троля в области охраны окружающей среды (государствен­ного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Несовместимость реализации функций государственно­го управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины была признана одним из основных принципов в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституцион­ности Лесного кодекса Российской Федерации.

Как собственник, государство владеет, пользуется и рас­поряжается своим природным имуществом, как суверен, обладатель государственной власти — устанавливает пра­вила земле-, лесо-, природопользования, придает природ- ным и земельным платежам компенсационно-восстанови­тельный, а не фискальный характер.

Государственным органам исполнительной власти принад­лежат обширные полномочия в области охраны и использо­вания лесов России, гарантирования ее прав собственности на него и на земли лесного фонда. Основными функция­ми Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) (созданного вместо ранее действовавшей Федеральной службы лесного хозяйства), например, являются функции:

—по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

—по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

—по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

При этом Рослесхоз осуществляет следующие полномо­чия в установленной сфере деятельности:

— самостоятельно принимает порядок исчисления расчетной лесосеки; порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых; порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга; порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов; перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и др.;

– осуществляет установление возрастов рубок; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ; государственную инвентаризацию лесов и др.;

— определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы;

организует и обеспечивает лесопатологический мониторинг в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и др.

Нынешнее состояние земель лесного фонда и лесов свидетельствует во многих случаях об их неустроенности, разрозненности земельного и лесного управления, неупо­рядоченности лесоустройства и лесовосстановления, нечет­кости закрепления и формулирования права собственности на леса, неосуществлении собственником — государством своих полномочий по защите своего права собственности.

Имущественные отношения на землях лесного фонда.Рассмотрение проблем реализации права собственности на земли лесного фонда и прав лесопользования предпо­лагает, в первую очередь, анализ имущественных способов обеспечения этого права. Логика регулирования лесных от­ношений и понимания леса как совокупности лесной рас­тительности и земли отражаются на реализации нрав соб­ственности на них и на обеспечении иных имущественных отношений.

Действующее российское законодательство закрепило регулирование гражданским законодательством отношений в области использования древесины, технического и лекар­ственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом; имущественных отношений, возникающих при использова­нии, охране, защите и воспроизводстве лесов, а также земель лесного фонда, если иное не предусмотрено в ЗК и ЛК.

К правам пользования лесными участками применяют­ся положения гражданского и земельного законодательства РФ, если иное не установлено в ЛК. Таким образом, рас­пространение имущественных отношений и правил на лес­ные отношения широко осуществлено в ЛК и ЗК.

Серьезной правовой проблемой является увязывание в единое целое леса и земли, превращение их в единую не­движимость, оборот которой регулируется гражданским за­конодательством. В нормах ЛК, ЗК (ст. 101 «Земли лесного фонда»), в других федеральных нормативных правовых ак­тах предусматриваются единство леса и земли, на которой он расположен, необходимость их комплексной охраны, за­щиты, восстановления и использования.

Напомним, что гражданское законодательство относит­ся согласно ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а лесное законодательство согласно ч. 1 ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъек­тов РФ.

Применительно к лесу и защите прав на него предпо­лагаются закрепление и развитие земельных гражданско-правовых, имущественных отношений, предусмотренных Конституцией РФ, признаваемых и защищаемых равным образом прав частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые могут распростра­няться (а могут и не распространяться) на леса и иные при­родные ресурсы.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав

Правовой режим земель лесного фонда является комплексным правовым институтом, смежным для лесного и земельного права. Лесное законодательство содержит ряд норм, регулирующих земельные отношения, что определяется спецификой права лесохозяйственного землепользования.

Специфика правового режима земель лесного фонда обусловлена тем обстоятельством, что, являясь различными объектами права, лес и земля находятся в неразрывной связи как элементы единой экосистемы.

Правовой режим земель лесного фонда зависит от:

• группы лесов и категории защитности;

• непосредственного целевого назначения конкретного лесного участка, которое, наряду с порядком и условиями лесопользования и землепользования, определяется в предоставляемых лесопользователю разрешительных документах (лесорубочный билет, ордер, лесной билет, лицензия), а также в соответствующих документах на земельный участок;

• особенностей субъектов права пользования землями лесного фонда:

юридические лица, наделенные в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса правом ведения лесного хозяйства, обладают наиболее широким кругом прав и обязанностей по использованию земель лесного фонда. Указанным субъектам земельные участки предоставляются на праве постоянного либо временного пользования в порядке, предусмотренном земельном законодательством;

лесопользователи в процессе своей деятельности используют и соответствующий земельный участок. Следовательно, право лесопользования выступает первичным титулом, влекущим за собой и право пользования земельным участком. В данном случае право землепользования не получает самостоятельного правового оформления и осуществляется на основании разрешительных документов на право лесопользования;

субъекты, использующие нелесные земли для ведения сельского хозяйства, реализуют свои права и обязанности с учетом приоритета лесохозяйственного использования земель лесного фонда.

граждане, осуществляющие общее лесопользование в соответствии со ст. 42 Лесного кодекса путем свободного нахождения на территории лесного фонда, бесплатного сбора для удовлетворения собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других растительных лесных ресурсов, участия в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных меро-приятиях, являются и субъектами общего пользования землями лесного фонда, осуществляемого без каких-либо разрешительных документов.

Важнейшее значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в этой области. Специфика государственного управления в области охраны и использования земель лесного фонда обусловлена, с одной стороны, юридической самостоятельностью земель лесного фонда и лесов, а с другой – естественно-биологическими связями земель и произрастающих на них лесов. В связи с этим государственное управление землями данной категории осуществляется в комплексе с государственным управлением лесами, что проявляется в наличии общих органов управления и взаимодействии функций управления в этих областях.

Полномочия государственных органов по управлению землями лесного фонда в определенной степени подчинены задачам ведения лесного хозяйства. Согласно ст. 20 Лесного кодекса, одним из требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, является рациональное использование земель лесного фонда.

Определение порядка изъятия и предоставления земель­ных участков из земель лесного фонда имеет существенные особенности. Определение границ участков лесного фонда, переданных юридическим лицам для ведения лесного хозяйства, внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда этих юридических лиц осуществляются при проведении лесоустройства, а предоставление соответствующих земельных участков − в порядке, установленном земельным законодательством, в том числе Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667.

В целях охраны земель лесного фонда законодательством предусмотрен особый порядок предоставления лесных земель лесного фонда для использования не по целевому назначению (ст. 38 КоЗ). Принятие областными, Минским городским исполнительными комитетами решений о размещении объектов недвижимого имущества нелесохозяйственного назначения, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков из лесных земель лесного фонда, допускается только при невозможности размещения этих объектов на землях, не покрытых лесом либо занятых малоценной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями). Следует отметить, что ст. 27 Лесного кодекса противоречит приведенной норме Кодекса о земле, устанавливая, что изъятие и предоставление земельных участ-ков, относящихся к лесным землям лесного фонда, для целей, не свя-занных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

При изъятии земельных участков, занятых лесом, для исполь-зования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса и о порядке использования получаемой при этом древесины (ст. 30 Лесного кодекса).

Земельные участки для ведения лесного хозяйства предоставляются районными исполнительными комитетами в административном порядке. Предоставление земельного участка для ведения лесного хозяйства осуществляется без предварительного согласования места размещения земельного участка.

Земельные участки, предоставленные для ведения лесного хозяйства, освобождаются от земельного налога. Облагаются налогом земельные участки земель лесного фонда: занятые зданиями, сооружениями и другими объектами промышленного назначения органов лесного хозяйства, в зависимости от месторасположения (на условиях, предусмотренных для земель промышленной зоны).

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 711 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов является частью государственного регулирования правового режима земель лесного фонда

Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляют Правительством России, органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления и специально уполномоченные федеральные органы управления лесным хозяйством. Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Государственное регулирование правового режима земель лесного фонда осуществляется органами общей и специальной компетенции. Так, если Правительство России определяет основные направления государственной политики в области лесного хозяйства, то Федеральное агентство лесного хозяйства – разработку этих основных направлений и защиту федеральных интересов при регулировании использования, восстановления и охраны лесов.

Если деятельность органов общей компетенции в области управления правовым режимом земель лесного фонда осуществляется в соответствии с положением об этих органах, то деятельность Федерального агентства лесного хозяйства России – в рамках положения, утвержденного Правительством РФ.

Регулирование лесных отношений государственными органами осуществляется через следующие основные функции:

1) функция учета, включающая в себя:

– ведение государственной инвентаризации учета лесного фонда (ст. 90 ЛК РФ), которая представляет собой проверку состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. «Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами для своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти»;

– ведение государственного лесного реестра (ст. 91), который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках; о количественных и качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам. Ведение государственного лесного реестра ведется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 81-84 ЛК РФ);

– ведение государственного кадастрового учета лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»;

2) функция планирования (ст.85-89 ЛК РФ), которая направлена на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, который утверждается высшим должностным лицом субъекта Федерации. Состав такого лесного плана субъекта Федерации и порядок его подготовки устанавливаются уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти. В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ст. 85, 86 ЛК РФ);

3) функция распределения и перераспределения лесных участков, осуществляемая:

– через аренду и договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона, через прямые переговоры (ст. 72-75 ЛК РФ);

– путем досрочного прекращения использования лесного участка в случае невыполнения гражданами юридическими лицами хозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ст. 24 ЛК РФ);

Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, поселений и особо охраняемых природных территориях. Правила проведения лесоустройства утверждены постановлением Правительства России от 17 июня 2007г. №377;

4) функция лесоустройства, которое включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

5) функция контроля, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства (ст. 96 ЛК РФ). Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 81- 83 ЛК РФ);

6) функция охраны прав и законных интересов лесопользователей, которая осуществляется путем:

– разрешения судами споров по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 101 ЛК РФ);

– применения административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства (ст. 99 ЛК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8253 – | 7898 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте также:

  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. ERP имеет выходы во внешнюю среду и предназначена для решения задач комплексного управления предприятием.
  3. I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  4. II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИ ПРОЦЕССОВ
  5. IV. Особенности привлечения сил и средств пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
  6. V. Основы управления инвестициями
  7. Windows. Особенности ОС Windows.
  8. А. Структура системы управления корпоративными финансами
  9. АВС-анализ — это чрезвычайно мощный инструмент для выбора, закупки и управления распределением и продвижением рационального использования лекарственных средств.
  10. АВТОРИТЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ. ПСЕВДОАВТОРИТЕТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector