Педагог библиотекарь профессиональный стандарт | Загранник

Педагог библиотекарь профессиональный стандарт

Создание новой профессии «Педагог-библиотекарь» потребовало разработки профессионального образовательного стандарта. За его создание взялся профессор СПбГУКИ А.В.Соколов. Были намечены три блока дисциплин: общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный. Однако скоро стало ясно, что в качестве основы образовательного стандарта новой профессии должен быть положен Стандарт самой профессии «педагог-библиотекарь», ядром которого стала бы профессиограмма нового специалиста, раскрывающая содержание его труда: основные цели, функции, виды деятельности, требования к образовательной подготовке (знания, умения, навыки, компетенции) применительно к условиям формирующегося информационного общества и общества знаний.

Профессиональный стандарт – важнейший нормативный документ, рождающийся в результате коллективного творчества ученых и практиков. Это корпоративный инструмент, позволяющий лоббировать интересы библиотечных специалистов в государственных и общественных организациях, налаживать и регулировать связи с международными ассоциациями школьных библиотекарей и с многотысячной армией школьных библиотекарей России. Это системный продукт, представляющий школьную библиотеку как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе. Это связующий инструмент вузов культуры, взявших на себя подготовку кадров для школьных библиотек.

Цель Стандарта продемонстрировать новую реальность для школьных библиотекарей, партнерство с социумом, стать движущей силой перемен, показать учителям, родителям учащимся и обществу в целом ценность продукта своего труда, защитить саму профессию и ее уникальность.

Стандарты профессии «педагог–библиотекарь» существуют во многих странах. В России он создается впервые. Создателями его являются Русская школьная библиотечная ассоциация, во взаимодействии с Центром развития межличностных коммуникаций. Требование к созданию отечественного Стандарта состоит в том, чтобы он отвечал российским культурным традициям, был тесно связан с гуманистическим воспитанием школьников, обеспечивал существующие образовательные программы и был устремлен к образованию завтрашнего дня.

Следует заметить, что новый статус, какой получил школьный библиотекарь символичен. В нем заложен интегральный смысл – соединение двух социальных институтов – образования и библиотечного дела. Это не просто сложение двух составляющих: педагог плюс библиотекарь, это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами, а библиотечные ресурсы и методы реализует для совершенствования образовательного процесса и воспитания учащихся.

Профессии «педагог-библиотекарь» и «учитель» это разные профессии. Для учителя характерен предметоцентризм и оперирование оценками по пятибалльной шкале. Педагог-библиотекарь это надпредметная профессия, она шире, чем учитель. Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке. Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее.

19.10.2014 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию проект профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ .

Дорогие коллеги! Один из участников Всемирного Форума IASL-2014 предоставил информацию о работе над национальными стандартами школьных библиотек Канады, которые стратегически совпадают с концепцией развития школьных библиотек России, несколько лет назад разработанной нашей ассоциацией.

Канадские коллеги определяют эффективную работу «школьно-библиотечного образовательного сообщества пятью основными стандартами практической деятельности, призванными в совокупности своей обеспечивать динамичное обучение. В описании каждого из них приведены взаимосвязанные показателей успеха и примеры из практического опыта реальных библиотек.».

Библиотека – это место, где учат учиться, центр интерактивного обучения. Поэтому мы приглашаем вас, дорогие профессионалы, к активному обсуждению и развитию нашего стандарта и для этого предлагаем вам материал наших зарубежных коллег. Ждем ваших отзывов, предложений, суждений.

Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» .

Профстандарт распространяется на педагогические должности:

  • социальный педагог;
  • педагог-библиотекарь ;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
  • старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
  • тьютор

Приказ вступил в силу с 6 февраля 2017 года.

  • Инструкции c 2201-2400
  • Форма: Должностная инструкция педагога-библиотекаря (профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания")

Педагог-библиотекарь
(на основе профессионального стандарта)

______________________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ ______________________________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 __________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Педагога-библиотекаря 00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:
1) теорию библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
2) способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
3) основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
4) способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации;
5) технологии создания электронных каталогов;
6) формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников образовательной организации;
7) основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования;
8) способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
9) способы и технологии обеспечения доступа субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки;
10) перечень образовательных программ, реализуемых образовательной организацией общего образования;
11) требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательного процесса;
12) способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами учреждения;
13) способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
14) формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд;
15) механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
16) технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими библиотеками;
17) формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
18) возрастные особенности обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования;
19) основы общей педагогики;
20) нормативные и правовые акты в области образования;
21) теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь";
22) теорию и методику социально-культурной деятельности;
23) теорию и методику организации воспитательного процесса;
24) методику социально-педагогического проектирования программ воспитания;
25) основные направления воспитательной деятельности педагогов;
26) примерное содержание процесса формирования у обучающихся информационной культуры;
27) образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры;
28) механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде;
29) алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
30) педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания;
31) педагогические технологии работы с детским коллективом, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности;
32) примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности обучающихся разного возраста;
33) примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров;
34) способы обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной организации;
35) подходы к организации коллективных творческих мероприятий обучающихся, направленных на развитие у них информационной культуры;
36) нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
37) требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
38) методику выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения;
39) теорию и методику организации воспитательного процесса;
40) способы формирования у детей интереса к чтению;
41) формы и методы пропаганды детского чтения;
42) виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения;
43) воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их совместной деятельности с целью поддержки детского чтения;
44) формы и методы воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
45) методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
46) формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у обучающихся интереса к чтению, литературе;
47) педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг;
48) способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
49) механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации программ воспитания;
50) формы и методы педагогической поддержки семейного чтения;
51) формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
52) технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества;
53) технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
54) примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
55) технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных газет, журналов;
56) формы детского литературного творчества;
57) технологии мотивации обучающихся к литературному творчеству;
58) способы педагогической поддержки детского литературного творчества;
59) Правила внутреннего трудового распорядка;
60) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
61) __________________________________________________________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Педагог-библиотекарь должен уметь:
1) осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата;
2) формировать развивающее и комфортное книжное пространство в библиотеке образовательной организации общего образования;
3) организовывать электронные каталоги;
4) осуществлять справочно-библиографическое обслуживание обучающихся, работников образовательной организации;
5) осуществлять информационно-библиографическую деятельность;
6) реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
7) обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки;
8) формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения;
9) осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
10) осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию;
11) организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
12) обеспечивать связь с другими библиотеками, межбиблиотечный обмен;
13) оказывать обучающимся первую помощь;
14) разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной культуры обучающихся;
15) проводить занятия, направленные на освоение обучающимися методов поиска и критического анализа информации;
16) обучать обучающихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности;
17) проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий;
18) выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними обучающихся;
19) осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
20) реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ общего образования и воспитания обучающихся;
21) проводить занятия по формированию у обучающихся сознательного и ответственного поведения в информационной среде;
22) осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности обучающихся;
23) осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет);
24) реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации;
25) организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению;
26) проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации;
27) осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;
28) реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у детей интереса к чтению, литературе;
29) организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы;
30) обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
31) организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации программ воспитания в образовательной организации и по месту жительства;
32) осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
33) проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества;
34) осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
35) осуществлять педагогическую поддержку инициатив обучающихся по созданию школьных газет, журналов;
36) __________________________________________________________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется:
1) ___________________________________________________________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о ______________________________________________________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ___________________________________________________________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно _________________
_____________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________________________________________________________.
(другие общие положения)

Читать дальше  Фз 208 об особенностях пенсионного обеспечения

2. Трудовые функции

2.1. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования:
1) информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2) проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;
3) организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению.
2.2. _________________________________________________________________.
(другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Педагог-библиотекарь исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) формирует и пополняет библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения;
2) создает развивающее и комфортное книжное пространство в библиотеке образовательной организации общего образования;
3) осуществляет справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников образовательной организации;
4) осуществляет информационно-библиографическую деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам;
5) осуществляет контроль поступления новых документов в библиотечный фонд;
6) обеспечивает связь с другими библиотеками, организацию межбиблиотечного обмена.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет проектирование и реализацию социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры;
2) проводит консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности;
3) обеспечивает информационно-методическую поддержку реализации образовательных программ общего образования и воспитания обучающихся;
4) проводит занятия по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся;
5) осуществляет реализацию мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей интереса к чтению;
2) осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
3) осуществляет организацию выставок книг в образовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений;
4) осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения;
5) предоставляет педагогическую поддержку детского литературного творчества.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _______________________________________________________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________________________________________________________.
(другие положения о должностных обязанностях)

Читать дальше  Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль

4. Права

4.1. Педагог-библиотекарь имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________________________________________________________.
(другие права)

5. Ответственность

5.1. Педагог-библиотекарь привлекается к ответственности:
– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
– правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
– причинение ущерба организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________________________________________________________.
(другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Профессионального стандарта "Специалист в области воспитания",
утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 10.01.2017 N 10н, с учетом ___________________________________
__________________________________________________________________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается ___________________________________________________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся
неотъемлемой частью настоящей инструкции
(в журнале ознакомления с должностными инструкциями);
в экземпляре должностной инструкции, хранящемся
у работодателя; иным способом)
6.3. _________________________________________________________________.
(другие заключительные положения)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector