Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ | Загранник

Плановые проверки проводятся не чаще чем ответ

Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами в соответствии с ежегодными планами проверок. Их разрабатывают, утверждают и согласовывают с органами прокуратуры органы, которые будут проводить проверку.

Как правило, такие проверки проводятся один раз в три года, но в отдельных случаях могут проводиться чаще. Они могут быть документарными и выездными. По общему правилу срок каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

По итогам проверки составляется акт. Если выявлены нарушения, то проверяющие оформят предписание и могут привлечь вас к ответственности.

Чем регулируется порядок проведения плановых проверок

Основные правила по проведению проверок предусмотрены в Законе N 294-ФЗ. При этом отметим, что на ряд проверок они не распространяются. Виды контроля (надзора), на которые такие правила проведения проверок не распространяются, перечислены в ч. 3.1 ст. 1 названного Закона. К ним относятся, например, налоговый, валютный, таможенный контроль, банковский и страховой надзор. В данном случае проверки проводятся по тем правилам, которые установлены в соответствующих законах.

Для отдельных проверок могут устанавливаться особенности их проведения, например в части сроков и периодичности их проведения. Виды контроля (надзора), по которым проводятся такие проверки, перечислены в ч. 4 ст. 1 указанного Закона. К ним относятся, в частности, лицензионный и экспортный контроль, надзор в области связи, промышленной безопасности, пожарный и строительный надзор. Особенности их проведения устанавливаются в соответствующих федеральных законах.

Кто проводит плановые проверки

Их проводят органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).

Какой именно орган будет проводить проверку, зависит от того, соблюдение каких требований будет проверяться. Для каждого вида контроля (надзора) установлен свой орган. Например, проверки по соблюдению требований:

  • пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России (п. п. 1, 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290);
  • земельного законодательства — Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор (и их территориальные органы) в зависимости от проверяемых требований (п. п. 2 — 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1).

Как часто могут проводиться плановые проверки

По общему правилу такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). При этом учитывайте, что:

  • если вы ведете деятельность в сфере здравоохранения, образования или социальной сфере, а также в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то проверка может проводиться два и более раза в три года. Конкретные перечни видов деятельности и периодичность проведения по ним проверок устанавливает Правительство РФ (ч. 9 ст. 9 названного Закона).

Отметим, что в настоящее время периодичность проведения проверок установлена только для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (см. Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944). Например, если вы продаете лекарственные средства оптом, проверка будет проводиться не более одного раза в два года.

Для остальных из указанных выше видов деятельности сокращенная периодичность проведения проверок не установлена, поэтому они должны проводиться в общий срок;

  • по многим видам контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. В этом случае периодичность проведения проверки зависит от категории риска или класса опасности (ч. 9.3 ст. 9 указанного Закона).

Что является основанием для проведения плановой проверки

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые разрабатывают и утверждают контролирующие и надзорные органы. Такой план должен быть согласован с органами прокуратуры (ч. 3, 6, 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Как готовятся ежегодные планы проведения проверок

Порядок подготовки таких планов приведен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. По общему правилу ежегодный план разрабатывается в следующем порядке:

  • проводится отбор организаций, их филиалов, представительств, обособленных подразделений (пп. «а» п. 3 названных Правил).

Как правило, они включаются в ежегодный план проверок, если истекли три года с момента (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):

— окончания последней плановой проверки;

— начала деятельности организации в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Организации для включения в ежегодный план определяются с учетом результатов внеплановых проверок, которые проводились в предшествующие три года, анализа соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценки возможного риска причинения вреда, связанного с деятельностью организации (пп. «б» п. 3 указанных Правил).

Нужно отметить, что для отдельных видов деятельности и контроля (надзора) предусмотрено, что проверки могут проводиться чаще. В этом случае организации могут быть включены в план и оценены в предусмотренный для них срок;

  • согласовывается проведение плановых проверок организаций с другими органами, если проведение проверки намечается совместно (пп. «в» п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489);
  • составляется проект ежегодного плана. Его типовая форма приведена в Приложении к названным Правилам;
  • проект направляется в органы прокуратуры для его рассмотрения. Он должен быть направлен до 1 сентября года, который предшествует проведению проверки. Органы прокуратуры проверяют законность включения организаций в план. При необходимости вносят предложения об устранении выявленных замечаний, а также о наличии возможности проведения совместной проверки организации (ч. 6, 1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, пп. «д» п. 3 указанных Правил);
  • проект дорабатывается и утверждается руководителем органа контроля, надзора. Утвержденный план направляется в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего проведению проверки (ч. 6.2 ст. 9 названного Закона, пп. «е» п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).

Как можно ознакомиться с ежегодными планами проверок на текущий год

Ознакомиться с планами проверок на текущий год удобнее всего на сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/). Она формирует ежегодный сводный план, в котором указывается информация по всем регионам и по всем контролирующим (надзорным) органам. Он размещается на сайте Генпрокуратуры РФ до 31 декабря текущего года. Кроме того, Генпрокуратура ведет единый реестр проверок (ч. 7 ст. 9, ч. 1 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ).

Также вы можете ознакомиться с планом проверок на сайте органа, который будет проводить проверку (ч. 7.2 ст. 9 названного Закона, п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).

Учитывайте, что в установленных случаях в ежегодный план проведения проверки могут быть внесены изменения. Сведения о них должны быть размещены на сайте надзорного органа в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений (п. 8 названных Правил).

В каких формах проводятся плановые проверки

Плановые проверки могут быть документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Выездная проверка может проводиться в случае, если (ч. 3 ст. 12 названного Закона):

  • при документарной проверке нельзя установить достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана (в том числе поданном уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности);
  • без проведения выездной проверки нельзя установить, соответствует ли деятельность организации обязательным требованиям или требованиям, которые установлены в муниципальных правовых актах.

Учитывайте, что если для проведения проверки применяется риск-ориентированный подход, то в отношении отдельных категорий риска (классов опасности) выездные проверки могут не проводиться. Такие положения устанавливает Правительство РФ (ч. 3.1 ст. 12 указанного Закона).

Читать дальше  Решение суда об увеличении размера алиментов

Какие общие правила проведения проверок

Общие правила проведения проверок (документарных и выездных) состоят в следующем:

  • проверка проводится по распоряжению (приказу) руководителя органа, который будет проводить проверку, или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ). В числе обязательных сведений в нем должны быть указаны должностные лица, которые будут ее проводить;
  • вас должны уведомить о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Для этого в адрес организации должна быть направлена копия распоряжения (приказа). Ее могут направить почтой с уведомлением о вручении, в электронном виде, если адрес электронной почты известен контролирующему (надзорному) органу, или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 названного Закона);
  • должны использоваться проверочные листы, если это предусмотрено для данного вида контроля, надзора. Применение таких листов может быть предусмотрено как для всех, так и для отдельных организаций (ч. 11.1, 2 ст. 9 указанного Закона).

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не должен быть более 20 рабочих дней. При этом учитывайте, что если для проведения проверки используется риск-ориентированный подход, то в отношении объектов определенной категории риска (класса опасности) срок проведения проверки может быть меньшим (ч. 1, 1.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Например, земельный надзор в отношении участков, которые отнесены к категории умеренного риска, Росреестр проводит в течение 17 рабочих дней (п. 10(4) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1).

Что такое проверочные листы и как они используются при проведении плановой проверки

Проверочные листы содержат списки контрольных вопросов, которые подлежат выяснению при проведении плановой проверки. Ответы на эти вопросы будут однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли организация обязательные требования и требования, установленные муниципальными актами (ч. 11.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

На сегодняшний день все больше проверок проводится с использованием проверочных листов. Должны ли они применяться, устанавливается в положении о виде контроля (надзора), сами проверочные листы утверждает контролирующий (надзорный) орган в соответствии с установленными требованиями (ч. 11.1, 11.3 ст. 9 названного Закона).

Проверочные листы могут содержать (ч. 11.3 ст. 9 названного Закона):

  • вопросы, которые затрагивают все обязательные требования и требования муниципальных актов;
  • часть указанных требований, соблюдение которых является наиболее значимым.

Отметим, что если у вас будет проводиться совместная проверка, то могут использоваться сводные проверочные листы (ч. 11.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что с помощью проверочных листов вы можете заранее самостоятельно подготовиться к проведению проверки.

Как проводятся документарные проверки

Такая проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа (ч. 2 ст. 11 N 294-ФЗ).

На этом этапе проверяются, в частности (ч. 1, 3 ст. 11 названного Закона):

  • документы организации, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности;
  • документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также документы по исполнению предписаний и постановлений контрольных (надзорных) органов;
  • акты предыдущих проверок;
  • материалы дел об административных правонарушениях.

Проверяющий орган в первую очередь должен проверить те документы, которые имеются в его распоряжении. Если у должностных лиц возникают сомнения в достоверности сведений в документах либо они не позволяют оценить исполнение вами обязательных и иных требований, то вам направят запрос о предоставлении других необходимых документов. Такой запрос должен быть мотивированным, к нему должно быть приложено распоряжение (приказ) руководителя госоргана о проведении документарной проверки (ч. 3, 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Вы должны представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Эти документы нужно подать в виде простых (не нотариально заверенных) копий. Они должны быть подписаны руководителем организации (другим должностным лицом) и заверены печатью организации, если она имеется. Документы можно направить и в электронном виде, при этом подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 — 7 ст. 11 названного Закона).

Обратите внимание, что госорганы не могут требовать от вас документы, которые не относятся к предмету проверки, а также документы, которые они могут получить у других контролирующих (надзорных) органов (ч. 11 ст. 11 указанного Закона).

Если при проверке представленных документов выявлены ошибки, противоречия либо сведения в них не соответствуют имеющимся у контролирующего (надзорного) органа, то вам направят информацию об этом с требованием о предоставлении письменных пояснений в течение 10 рабочих дней. К пояснениям вы можете приложить документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов (ч. 8, 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Если пояснения вы не представили или после рассмотрения пояснений и вновь представленных документов будут установлены признаки нарушений, то может быть проведена выездная проверка (ч. 10 ст. 11 названного Закона).

Как проводятся выездные проверки

При выездной проверке контролирующий (надзорный) орган проверяет (ч. 1 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):

  • сведения, которые содержатся в документах организации;
  • соответствие ее работников;
  • состояние используемых при осуществлении деятельности зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и других подобных объектов, транспортных средств;
  • производимые и реализуемые товары (выполняемые работы или предоставляемые услуги);
  • меры, которые принимаются для исполнения обязательных требований и требований, установленных муниципальными актами.

Выездная проверка проводится по месту нахождения вашей организации и (или) фактического осуществления деятельности (ч. 2 ст. 12 названного Закона).

Прежде чем начать выездную проверку вашей организации, должностные лица обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение (приказ) руководителя госоргана (его заместителя) о назначении выездной проверки. Кроме того, вас должны ознакомить, в частности, с полномочиями проверяющих, целями и задачами проверки, видами и объемами необходимых мероприятий, а также сроками и условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

При проверке вы должны (ч. 5 ст. 12 названного Закона):

  • предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, если до этого не проводилась документарная проверка;
  • обеспечить доступ проверяющих и экспертов (представителей экспертных организаций), если они привлечены к проведению проверки, к территории организации, используемым ею зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, а также транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Если выездную проверку провести не представляется возможным (например, в связи с отсутствием руководителя организации или иного должностного лица либо ваша организация фактически не осуществляет деятельность), то об этом составляется акт. В нем указываются причины, по которым она не проведена. В течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки госорган может принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки. В этом случае плановая выездная проверка будет осуществляться без ее внесения в ежегодный план. Учитывайте, что предварительно уведомлять вас о такой проверке не будут (ч. 7 ст. 12 указанного Закона).

Какие документы составляются в результате плановой проверки

Это зависит от того, выявлены ли у вас нарушения требований или нет:

  • если нарушений нет, то составляется акт проверки и вносится запись в журнал учета проверок. Если вы такой журнал не ведете, то в акт будет внесена об этом запись. В случае, когда проверка проводилась с использованием проверочных листов, они прилагаются к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9, ч. 1, 9, 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ);
  • если нарушения выявлены:

— составляется акт проверки и вносится запись в журнал либо вносится запись в акт о его отсутствии (ч. 1, 9, 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Если вы не согласны с итогами проверки (действиями проверяющих), вы можете указать это в акте. Более того, вы можете подать в контролирующий (надзорный) орган письменные возражения и приложить к ним необходимые документы или их копии. Сделать это нужно в течение 15 дней (ч. 12 ст. 16, п. 3 ст. 21 названного Закона);

Читать дальше  Устав потребительского гаражного кооператива

— выдается предписание. В нем указываются нарушения, которые нужно устранить, и (или) мероприятия, которые необходимо провести, и срок для этого (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ). Вы можете обжаловать предписание в административном или судебном порядке (п. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 23 названного Закона);

— принимаются меры по привлечению вас к ответственности за нарушение обязательных требований и требований муниципальных актов (п. 2 ч. 1 ст. 17 указанного Закона).

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

&copy Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 2006-2017 г.

Любая предпринимательская деятельность строится на рисках. Они могут быть любого характера, но в конечном итоге без навыков к управлению приводят к возникновению убытков, разрушению финансовой стабильности организации, ухудшению деловой репутации фирмы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Содержание правительственных документов обязательно к принятию к руководству и последующей реализации. В противном случае предприниматели могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Для контроля деятельности ИП и организаций были сформированы специальные надзорные структуры с соответствующими полномочиями: налоговые органы, трудовая инспекция, пожарная безопасность, Ростехнадзор и Росфиннадзор – на каждую сферу выделен свой институт.

Законодательство данного направления в последнее время приобретает множество важных нововведений. Поэтому предпринимателям крайне рекомендуется изучать все изменения и обращать особое внимание на нюансы процедуры проведения проверочных мероприятий – от решения контрольных органов во многом зависит дальнейшая деятельность.

Читать дальше  Получить субсидию на покупку квартиры в москве

Главные положения

Положения согласно закону

Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов – подобным должен заниматься государственный орган. Реализуется это через осуществление проверочных мероприятий.

Однако данный закон не является исчерпывающим – в его содержании прописано, что не все формы контроля отражены в тексте. Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 уточняется, какие именно виды не попадают под действие акта.

К примеру, это относится к налоговым и таможенным мероприятиям. В таких ситуациях являются актуальными положения Налогового и Таможенного кодексов, соответственно.

В пп. 4-4.2 дополняется, что определенные тонкости проведения отдельных проверок также остаются за специальными нормативно-правовыми актами.

Существующие виды проверок

Согласно ст. 11-12 плановые проверки могут быть проведены в выездной и документарной форме.

При использовании первого варианта сотрудники контролирующих структур в составе специальной комиссии выезжают по адресу расположения хозяйствующего субъекта, где изучают:

  • его документацию;
  • статус реализуемых основных производственных фондов;
  • производимую и продаваемую продукцию (работы, услуги);
  • соответствие деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предписанным законодательным нормам.

Что касается документарной формы, то она проводится несколько проще – работники государственных органов проводят анализ имеющихся документов субъекта на месте. В случае необходимости получения дополнительных сведений, они направляют запрос в подведомственную фирму.

Дополнительно стоит учитывать, что данные виды не являются взаимоисключающими, так как могут осуществляться последовательно или параллельно.

Основания и порядок проведения

В качестве основания для реализации проверочных мероприятий используется план проверок, который утверждается ответственным лицом контролирующей организации в соответствии с согласием органов прокуратуры.

Также сводный план отображается на сайте Генпрокуратуры Российской Федерации.

При несоблюдении установленного распорядка, результаты комиссии будут признаны недействительными.

Процедура должна происходить строго так, как предписывает регламент – сотрудники надзора не уполномочены без официально подтвержденных причин выходить за рамки установленных функций.

Основанием для включения субъекта в ежегодный план проверок считается истечение 3 лет с момента:

  • государственной регистрации ИП или юридического лица;
  • получения окончательных результатов прошлой контролирующей группы;
  • начала реализации организацией или ИП отдельных видов деятельности.

Следует уточнить, что данный список признается исчерпывающим – ответственные структуры не могут по иным причинам проводить соответствующие мероприятия.

Уведомление происходит либо заказным письмом, либо электронным.

Документарная форма подразумевает знакомство со сведениями о фирме или ИП на основе документов, имеющихся в распоряжении государственной структуры. К таким бумагам также относят результаты прошлых проверок.

При отсутствии требуемых сведений в адрес субъекта направляется письмо, указания которого необходимо выполнить в течение 10 рабочих дней.

После реализации всех установленных пунктов ответственные лица составляют итоговый акт в 2 экземплярах, где отражены актуальные результаты анализа информации о подведомственной организации или ИП.

Смежные условия

Как подготовиться

Каждый предприниматель должен понимать всю важность предстоящей проверки, поэтому обязан тщательно подготовиться к ней. В первую очередь это касается изучения хотя бы общих представлений о том, как будут проводиться мероприятия и что, соответственно, ждут от него сотрудники надзора.

Также рекомендуется обратить внимание на полномочия комиссии, а также собственные права – зачастую госслужащие отходят от строгого регламента процедуры. Поэтому дополнительно стоит познакомиться с положениями федерального закона № 294.

Что необходимо учесть

В зависимости от контролирующего органа, проводящего плановую проверку, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить предоставление тех или иных результатов деятельности в документарной форме.

Что касается документации

Как при выездной, так и при документарной форме проверки сотрудники контролирующих структур рассматривают документы:

  • устанавливающие организационно-правовую форму субъекта, его права и обязанности;
  • используемые при осуществлении основной деятельности;
  • связанные с исполнением возложенных обязанностей;
  • утвержденные муниципальными органами.

Если в ходе мероприятия были выявлены сомнения, касающиеся достоверности предоставленных сведений, что препятствует присвоению адекватной оценки деятельности фирмы или ИП, то от лица комиссии в адрес проверяемого субъекта будет направлен специальный запрос с требованием донести дополнительные документы. К письму прилагается копия приказа руководителя контрольно-надзорного органа.

Предприятие или ИП в срок не позднее 10 дней с момента получения указаний, должны дать ответ и предоставить копии запрашиваемых сведений, заверенные печатью и подписью компетентного лица.

Если же при проверке было установлено наличие грубых ошибок или противоречий в документации субъекта, то ответственный должен предоставить на это внятное объяснение в письменной форме – на все дается также 10 рабочих дней. Также он вправе направить бумаги, подтверждающие его версию событий.

Важно: при осуществлении мероприятий документарной формы члены комиссии не имеют право истребовать с ИП или фирмы бумаги, не относящиеся к установленному предмету процедуры, без наличия на то законных оснований.

Оформление результатов

После окончания проверочных мероприятий ответственным лицом структуры контроля и надзора, проводившим процедуру, оформляются результаты в письменной форме в виде акта установленной формы. При этом в обязательном порядке составляется два экземпляра. Первый из них с копиями приложений направляется руководству ИП или юрлица с распиской об ознакомлении с содержанием документа либо об отказе в совершении подобных действий.

При отсутствии руководства в данный момент на месте, а также при отказе от подписания акта результаты проверки отправляются заказным письмом с уведомлением о принятии, которое впоследствии прикладывается ко второму экземпляру, хранящемуся в отделении органа государственного контроля.

Если для проверки необходимо согласие от органов прокураторы, то при окончании процедуры копия акта также отправляется на адрес данной структуры. Сделать это необходимо не позднее 5 дней с момента утверждения документа об окончании проведения мероприятий.

Насколько часто можно проводить

В соответствии с п.2 ст.9 ФЗ № 294 плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Но при этом выделяют несколько исключений.

К примеру, по п. 9 этой же статьи мероприятия могут быть реализованы 2 и более раз за тот же период, если рассматриваемый субъект ведет свою деятельность в направлении:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • социальных услуг;
  • теплоснабжения;
  • энергосбережения;
  • электроэнергетики.

Также стоит отметить, что согласно ст. 26.1 соответствующего закона направление комиссии для проверки представителей малого предпринимательства запрещено в срок до 31 декабря 2019 года. Однако и в данном случае были выделены отдельные исключения.

В первую очередь это касается уже вышеперечисленных сфер.

Кроме того, мораторий не затрагивает бизнесменов, которые в предыдущие 3 года были привлечены к административной ответственности по причине:

  • выявления грубых нарушений нормативных актов;
  • дисквалификации;
  • приостановке деятельности;
  • приостановке или аннулировании лицензии.

Запрет на проведения мероприятий не относится к тем видам государственного контроля, которые отражены в п. 6 рассматриваемой статьи. К примеру, это относится к федеральному госнадзору в сфере промышленной безопасности, пожарному надзору.

При любом рассмотрении, если не соблюдать нормативно-правовые акты, долго вести свою деятельность не выйдет. Поэтому и считается правильным: чтобы достичь успеха в своем деле, необходимо для начала изучить то, что хочет от своего гражданина государства.

Лишь при полном соблюдении буквы закона эффективность бизнеса не будет внезапно разрушена в случае проведения проверочных мероприятий от контрольно-надзорных органов.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector