Полномочия учредителя автономного учреждения | Загранник

Полномочия учредителя автономного учреждения

Статья 4 . Функции и полномочия учредителя автономного учреждения

1. КУМИ в отношении автономного учреждения осуществляет следующие функции и полномочия собственника имущества:

1) обеспечивает закрепление муниципального имущества за автономным учреждением на праве оперативного управления;

2) обеспечивает подписание акта приема-передачи муниципального имущества в оперативное управление;

3) определяет перечни особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным учреждением, без которого осуществление автономным учреждением своей деятельности будет существенно затруднено, а также изменения и дополнения в указанные перечни в порядке, установленном постановлением администрации города;

4) обеспечивает выдачу согласия автономному учреждению на распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также при наличии оснований оформляет мотивированный отказ в даче такого согласия;

5) обеспечивает выдачу согласия автономному учреждению на внесение недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценного движимого имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачу этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда);

6) обеспечивает изъятие в порядке, установленном действующим законодательством, излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления либо приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества;

7) представляет на рассмотрение наблюдательного совета автономного учреждения предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

8) согласовывает отчет о результатах деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества в части использования имущества, закрепленного за автономным учреждением в порядке, установленном постановлением администрации города;

9) согласовывает внесение недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценного движимого имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачу этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда);

10) осуществляет контроль за использованием муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением в порядке, установленном решением Думы города;

11) осуществляет иные функции и полномочия собственника имущества города Покачи, установленные федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами.

2. Комитет финансов в отношении автономного учреждения осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:

1) разрабатывает порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также согласовывает его в порядке, установленном постановлением администрации города;

2) разрабатывает порядок финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

3. Структурное подразделение администрации города в отношении автономного учреждения осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:

1) выступает инициатором создания, реорганизации и ликвидации автономного учреждения, осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией автономного учреждения и выполнением всех соответствующих мероприятий;

2) осуществляет подготовку проектов муниципальных правовых актов и других документов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией автономного учреждения, обеспечивает согласование проектов муниципальных правовых актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией автономного учреждения, и их подписание, а также иных проектов муниципальных правовых актов, необходимых для осуществления функций и полномочий учредителя;

3) определяет цели, предмет и виды деятельности автономного учреждения;

4) согласовывает устав автономного учреждения, а также вносимые в него изменения и дополнения;

5) вносит на рассмотрение главе города кандидатуру руководителя автономного учреждения;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 4 декабря 2017 г. – Постановление администрации г. Покачи от 4 декабря 2017 г. N 1380

6) формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом автономного учреждения основными видами деятельности в порядке, установленном постановлением администрации города;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 6.1 с 4 декабря 2017 г. – Постановление администрации г. Покачи от 4 декабря 2017 г. N 1380

6.1) подписывает договоры субсидирования о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) начиная с 2018 года и последующие годы.

7) определяет перечень мероприятий, направленных на развитие автономного учреждения, и обеспечивает их принятие;

8) согласовывает внесение недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценного движимого имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачу этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда);

9) формирует предложения по включению представителей учредителя автономного учреждения в состав наблюдательного совета, обеспечивает принятие решения о назначении членов наблюдательного совета, а также принятие решения о досрочном прекращении полномочий члена наблюдательного совета, являющегося представителем учредителя;

10) рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

11) обеспечивает принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство;

12) согласовывает план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения в порядке, установленном постановлением администрации города;

13) разрабатывает порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества;

14) формирует дело на каждое подведомственное автономное учреждение, в состав которого входят копии всех учредительных документов, отчета о результатах деятельности автономного учреждения и т.д.;

15) осуществляет контроль за деятельностью автономного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;

Информация об изменениях:

Постановлением администрации г. Покачи от 3 октября 2016 г. N 945 часть 3 статьи 4 настоящего приложения дополнена пунктом 15.1, вступающим в силу после подписания названного постановления

15.1. осуществляет анализ ошибок и нарушений, выявленных при проведении проверок автономного учреждения контролирующими органами, и проводит с ним соответствующие работы по предупреждению аналогичных ошибок;

16) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, в соответствии с муниципальными правовыми актами и (или) доверенностями.

>
Перечень муниципальных учреждений, курируемых структурными подразделениями администрации города
Содержание
Постановление администрации г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2015 г. N 1243 "Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Руководитель автономного учреждения", 2010, N 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Успешный переход бюджетного учреждения в автономное и его работа во многом зависят от руководителя, его энергии и грамотности. У него должен быть опыт привлечения внебюджетных средств, ему необходимо разработать финансовую политику, чтобы не направить деньги на одно в ущерб другому. Какие требования предъявляет к руководителю автономного учреждения современное законодательство?
Органы управления автономного учреждения
Как предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Федеральный Закон N 174-ФЗ), к органам автономного учреждения относятся наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и др.).
Учредитель автономного учреждения назначает на должность руководителя такого учреждения и прекращает его полномочия, а также заключает и прекращает трудовой договор с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.
Должность руководителя АУ может именоваться так: директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.д. К его компетенции относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов АУ. Руководитель действует без доверенности от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание АУ, план его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность АУ внутренние документы. Кроме того, руководитель издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения (ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ).
Руководитель несет ответственность за последствия своих действий согласно федеральным законам, иным нормативно-правовым актам РФ, уставу автономного учреждения и заключенному с ним контракту. Руководитель назначает своих заместителей и регламентирует их компетенцию. Срок полномочий руководителя утверждается учредителем АУ при создании и закрепляется в уставе.
Возможности совмещения
В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Каких-либо специальных ограничений в части занятия должности руководителя автономного учреждения Федеральный Закон N 174-ФЗ не содержит. Таким образом, с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), например, наблюдательного совета, одно лицо может являться руководителем двух автономных учреждений либо работать по совместительству руководителем АУ. Запрет на работу директором по совместительству федеральным законодательством установлен только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В то же время, если в уставе АУ предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться. Его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и влечет увольнение руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Положение о том, что руководитель учреждения не имеет права выполнять работу по совместительству или заниматься предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами АУ, должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.
Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.
Финансовая ответственность
Несомненно, на руководителе автономного учреждения лежит огромная ответственность. Так, ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 174-ФЗ установлено, что руководитель АУ несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных последнему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Вместе с тем принятие Федерального закона N 174-ФЗ "развязало руки" руководителю автономного учреждения, при том что вся деятельность является подотчетной.
Приведем пример из практики работы автономных учреждений Республики Коми. Заведующая ДОУ N 114 Сыктывкара А.Н. Кузнецова в своем интервью заявила, что переход учреждения к автономии дал ей свободу финансово-хозяйственной деятельности. Стало возможным брать кредиты. Благодаря финансовой самостоятельности АУ привлекает поставщиков и подрядные организации, вовремя с ними рассчитывается за поставленные товары и оказанные услуги. За работой автономного учреждения следит наблюдательный совет, который (вопреки опасениям) не устраивает никакого прессинга. Кроме того, попечительский совет ДОУ N 114 учредил благотворительный фонд "Наши дети", чтобы привлекать в детский сад дополнительные внебюджетные средства.
Особенности заключения трудового договора
Важными аспектами в работе автономного учреждения являются грамотно закрепленные полномочия его руководителя и правильное оформление при назначении на должность.
Заключенный с руководителем автономного учреждения трудовой договор обязательно должен содержать пункты:
– о компетенции и правах руководителя;
– об обязательствах сторон трудового договора;
– об оплате труда и социальных гарантиях;
– об ответственности руководителя АУ;
– об изменении и расторжении трудового договора.
Приведем круг основных прав и обязанностей руководителя. Руководитель:
1) организует работу автономного учреждения;
2) действует без доверенности от имени автономного учреждения, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;
3) заключает договоры, в том числе трудовые;
4) выдает доверенности, совершает иные юридические действия;
5) открывает в банках расчетные и другие счета;
6) утверждает смету расходов и штатное расписание автономного учреждения;
7) применяет к работникам автономного учреждения меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ;
8) делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;
9) в пределах своей компетенции издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, утверждает положения о представительствах и филиалах;
10) при расторжении трудового договора осуществляет передачу дел вновь назначенному руководителю АУ.
Руководитель обязуется:
1) добросовестно и разумно руководить автономным учреждением, обеспечивать выполнение заданий, установленных учредителем, и осуществлять иные полномочия, отнесенные федеральным и областным законодательством, уставом учреждения и трудовым договором к его компетенции;
2) обеспечивать соблюдение автономным учреждением целей, в интересах которых оно создано, высокоэффективную и устойчивую работу учреждения;
3) при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством РФ, уставом автономного учреждения и трудовым договором;
4) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств автономного учреждения;
5) обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за автономным учреждением движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты недвижимого имущества;
6) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством;
7) обеспечивать своевременную оплату автономным учреждением в полном объеме всех установленных законодательством налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
8) обеспечивать своевременную выплату заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам учреждения в денежной форме;
9) не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
10) обеспечивать выполнение требований по гражданской обороне и мобилизационной подготовке;
11) обеспечивать сохранность документов по личному составу учреждения;
12) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными его уставом, а также использование по целевому назначению выделенных учреждению средств;
13) представлять отчетность о работе автономного учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством;
14) обеспечивать доступ на территорию АУ членов комиссии при проведении проверок порядка фактического использования и сохранности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного на средства, выделенные учредителем на приобретение этого имущества, предоставлять возможность осмотра указанного имущества, давать комиссии объяснения (письменно или устно), касающиеся порядка использования государственного имущества, закрепленного за АУ;
15) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными уставом, а также использование по целевому назначению выделенных средств;
16) представлять в наблюдательный совет проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность учреждения;
17) подавать предложения наблюдательному совету АУ:
– о совершении крупных сделок;
– о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность;
– об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;
– о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открывать банковские счета.
А.В.Варенова
Эксперт журнала
"Руководитель
автономного учреждения"
Подписано в печать
09.03.2010

Читать дальше  Оскорбление ребенка взрослым человеком статья

Наблюдательный совет в данном случае является обязательным элементом управления в автономном учреждении. Н объединяет в своем составе ряд представителей государственных и муниципальных властей, коллектива учреждения и общественности. И наделен полномочиями по принятию:

При рассмотрении важных вопросов хозяйственной, а так же административной и финансовой работы учреждения.

Образец заключения НС АУ по плану ФХД

Нормативное регулирование

Все аспекты деятельности наблюдательного совета в данных учреждениях изложены в 174 ФЗ об автономных учреждениях, а именно:

  • Статья 8 об органах управления АУ.
  • Статья 10 о наблюдательном совете АУ.
  • Статья 11 об его компетенциях.
  • Статья 12 о порядке ведения заседаний.

Отличия от АО и ООО

Наблюдательные советы имеются и в других типах хозяйственных обществ (АО или ООО), но у них есть различия:

  • Деятельность данного органа в АУ строго регламентирована соответствующими статьями закона.
  • В данном случае наблюдательный совет в большей степени контролирует расходование руководителем финансов и имущества, а не защищает интересы инвесторов как в АО.
  • Не вмешивается в оперативное управление деятельностью учреждения.
  • Назначается единственным учредителем АУ, а не избирается собранием акционеров.

Состав

Состоит совет из 5 – 11 участников, которые представляют:

  • Учредителя.
  • Исполнительные властные органы или местное самоуправление. Всего из органов власти и управления должно быть не более трети участников, из них половина от учредителя.
  • Представители местной общественности, имеющие достижения в данной сфере.
  • Представители учреждения (не более трети).
  • Руководство учреждения в НС не допускаются.

Полномочия и функции

Полномочия и функции совета распределены следующим образом. Он дает рекомендации по вопросам:

  • Изменений в уставе.
  • Открытия или закрытия филиалов и представительств.
  • Реорганизации или закрытия учреждения.
  • Оперативного управления имуществом.
  • Утверждения плана работы и бухгалтерской отчетности.
  • Совершению имущественных сделок.
Читать дальше  При каких обстоятельствах не забирают в армию

Заключения по вопросам, касающихся:

  • Участия АУ в других юрлицах, включая и внесения долей в уставной капитал.
  • Проекта хозяйственной деятельности.
  • Открытия банковского счета.
  • При крупных сделках или сделках, в которых имеется заинтересованность.
  • По проведению аудита.

Образец документа наблюдательного совета АУ с решением и рекомендациями

Заседания НС АУ

Заседания совета происходят по надобности, но не реже чем раз в один квартал. Собирается председателем или учредителем. Допускается участие в работе руководителя учреждения, в качестве приглашенного. Порядок заседания регламентируется Положением, в котором прописаны:

  • Порядок извещения членов НС о сроке и месте его проведения.
  • Обязанности председателя при подготовке заседания.
  • Определение кворума, необходимого для ведения собрания.
  • Порядок и формула подсчета голосов.

Протокол

Процесс работы совета фиксируется в протоколе, который включает:

  • Список присутствующих участников НС и приглашенных.
  • Повестку дня.
  • Описание хода заседания.
  • Результаты голосования.
  • Решение совета.

Образец протокола наблюдательного совета автономного учреждения

Его работа

На своем первом заседании НС утверждает годовой план работ, в котором указывается:

  • Месяц проведения заседания.
  • Предполагаемая повестка дня.
  • Докладчик по главной теме.

Кроме того в плане должны быть учтены и внеочередные (по мере необходимости или по возникновению вопросов) заседания.

В процессе работы НС рассматривает предложения учредителя или руководителя учреждения и по результату рассмотрения, в пределах своих компетенций, совет вырабатывает:

  • Заключения, в которых он одобряет или не одобряет предложенные на рассмотрение отчеты.
  • Рекомендации по принятию или отклонению представленных на рассмотрение административных или финансовых предложений.
  • Решения по определенным законом вопросам.

УЧРЕДИТЕЛЬ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Наблюдательный совет автономного учреждения — это коллегиальный орган, рассматривающий широкий спектр вопросов, создание которого в автономном учреждении обязательно. Как показала практика, решения наблюдательного совета порой становятся причиной серьезной головной боли для органов исполнительной власти, реализующих полномочия учредителя. О том, как учредителю правильно организовать работу наблюдательного совета, мы расскажем в этой статье.

Состав наблюдательного совета

Необходимость создания наблюдательного совета автономного учреждения, его компетенция и задачи установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ). Статьей 10 Закона № 174-ФЗ установлен порядок формирования наблюдательного совета.
В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем 5 и не более чем 11 членов. В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которых возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Численность и представительство наблюдательного совета указываются в уставе автономного учреждения.
В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников самого автономного учреждения.
Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в его составе не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. При этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители учредителя автономного учреждения.
Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Так как количество представителей отдельных групп наблюдательного совета ограниченно, то при каждой возможной численности членов наблюдательного совета получается вполне определенный «качественный» состав совета.
В Таблице № 1 представлены возможные варианты соотношения различных представителей в составе наблюдательного совета численностью от 5 до 11 его членов.

Возможные варианты состава наблюдательного совета

Обязательное представительство Установленная численность наблюдательного совета, чел.
5 6 7 8 9 10 11
Структура состава наблюдательного совета
Представители учредителя 1 1 1 1 1–2 1–2 1–2
Представители органа управления имуществом 1 1 1 1 1 1
Представители иных государственных органов 0–1* 0–1 0–1
Представители общественности 3– 4 2–3 3–5 4–6 3–7 4–7 5–8
Работники учреждения 0–1 1–2 0–2 0–2 0–3 0–3 0–3

* — Один представитель иных государственных органов может присутствовать в совете при условии, что представитель учредителя один.
Указывая в вышеприведенной таблице количество членов совета той или иной категории, автор руководствовался п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, в котором сказано, что наблюдательный совет состоит из представителей учредителя, органа управления имущества и представителей общественности. Иные категории в нем могут присутствовать, но это не обязательно.
Отметим, что при числе членов совета, равном пяти, невозможно выполнить требования п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, ведь количество представителей органов государственной власти должно быть не более 1/3 от общего состава наблюдательного совета. Следовательно, совокупное количество представителей от учредителя и от органа управления имуществом должно быть не более 1,66. При этом количество наблюдателей от учредителя — не менее половины от представителей госорганов, то есть не менее 0,83. Таким образом, в наблюдательном совете должен быть один представитель учредителя и ни одного представителя органа управления имуществом, хотя, согласно п.

Органы управления автономным учреждением

Работникам бюджетной сферы хорошо известна «вертикаль власти», идущая от министерств и департаментов до подведомственных им учреждений. За многие годы работы руководители организаций хорошо изучили все достоинства и недостатки такой вертикали. Однако после преобразования бюджетного учреждения в автономное директорам придется заново выстраивать не только отношения с вышестоящей инстанцией, но и искать свое место среди органов управления АУ.

Структура, полномочия и перечень органов управления АУ установлены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ст. 8 Закона этими органами являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель АУ;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет, художественный совет и т.п.).
Читать дальше  Нижегородский областной суд нижнего новгорода

Статьей 23 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в этот Закон внесены некоторые изменения.

Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий и при этом учесть специфику конкретного автономного учреждения.

Наблюдательный совет

По замыслу законодателя наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления АУ (порядок создания, формирования, а также полномочия наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона N 174-ФЗ). В него входят не менее пяти и не более одиннадцати членов, в том числе представители:

  • учредителя;
  • исполнительных органов власти, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов совета);
  • общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 общего числа членов совета).

Обратите внимание, что руководитель АУ, а также его заместители не могут быть членами наблюдательного совета, в то же время руководитель имеет право на участие в заседаниях совета с правом совещательного голоса.

Предельный срок полномочий совета составляет пять лет. Причем количество назначений одного и того же гражданина наблюдателем не ограничено по времени (п. 3 ст. 10 Закона N 174-ФЗ). Это означает одно: наблюдательный совет фактически создается с первого созыва на неопределенное время, поскольку состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов наблюдательного совета или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем АУ. Можно предположить, что учредитель будет заинтересован в «вечном мандате» членов совета. В свою очередь, доступ в наблюдательный совет представителям слоев общественности, оппозиционных учредителю, будет закрыт.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры АУ, а также заключения сделок. Тем не менее учредитель может принять решения по данным вопросам только после изучения предложений и рекомендаций наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть наблюдательный совет в качестве органа, обладающего объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность АУ. Однако учредителю нетрудно будет получить согласие наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит «мандат доверия» лояльных к себе наблюдателей.

В компетенцию совета входят не только организационные вопросы, но и вопросы финансово-хозяйственной деятельности АУ. На совещаниях членам наблюдательного совета предстоит рассматривать проекты плана финансово-хозяйственной деятельности АУ, отчетов о деятельности АУ, использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность (по представлению руководителя АУ), а также предложения:

  • о совершении крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью;
  • о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета;
  • о внесении изменений в устав АУ;
  • о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств АУ;
  • о реорганизации или ликвидации АУ;
  • об изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Инициаторами рассмотрения большинства предложений могут быть руководитель, учредитель АУ. Окончательное решение по тому или иному вопросу (но с учетом мнения наблюдательного совета), как правило, принимает учредитель. Очевидно, что таким образом Закон N 174-ФЗ отводит наблюдателям роль своеобразного буфера во взаимоотношениях руководства АУ и его учредителя.

Правда, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене в виде наблюдателей. Поэтому для организаций культуры законодатель сделал исключение: согласно ст. 41.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 (с изменениями и дополнениями) учредителю АУ предоставлено право упразднить наблюдательный совет по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции совета будут исполняться учредителем.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении положений Закона N 174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший АУ, не относится к его органам управления. В то же время ст. 9 «Компетенция учредителя в области управления автономного учреждения» входит в состав гл. 3 «Управление автономным учреждением» Закона N 174-ФЗ. Кроме того, по многим важнейшим вопросам финансовой и хозяйственной деятельности АУ за учредителем остается последнее слово. Попробуем разобраться, насколько значима его роль.

Согласно Закону N 174-ФЗ автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Им может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот, который наделен соответствующими функциями и полномочиями. В соответствии со ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает для АУ задание и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения. Однако на этом роль учредителя в жизни АУ не заканчивается.

Основной перечень вопросов, касающихся управления учреждением и находящихся в компетенции учредителя, приведен в ст. 9 Закона N 174-ФЗ. В то же время полномочия учредителей федеральных АУ расширены и уточнены Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее — Постановление N 662).

В настоящее время полномочия учредителей федеральных АУ охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной функции: принимают решения, утверждают, устанавливают, выдают, согласовывают, назначают, заключают и расторгают договоры.

В компетенцию учредителя федерального АУ также входят следующие:

  • утверждение устава АУ и вносимых в него изменений;
  • установление задания в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов, открытии или закрытии представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального АУ;
  • принятие решений относительно особо ценного движимого имущества (об отнесении к этому виду либо исключении из его состава);
  • выдача согласия на распоряжение недвижимым, а также особо ценным движимым имуществом;
  • выдача согласия на внесение учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юрлицам в качестве их учредителя или участника;
  • предоставление предложения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального АУ;
  • назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с заинтересованностью, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете учреждения, а также сделок в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Обратите внимание, что без выполнения учредителем соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по нашему мнению, учредитель как главный распорядитель бюджетных средств является для АУ ключевым управляющим органом.

Очевидно также и то, что учредителю для реализации управленческих функций придется содержать штат соответствующих специалистов. Кстати, согласно нормам Постановления N 662 он обязан в письменной форме доводить до автономного учреждения все свои решения в течение семи дней с даты их принятия.

На основе вышеизложенного предлагаем читателям следующую структуру управления автономным учреждением.

Наблюдательный совет не случайно выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону N 174-ФЗ он таковым органом является.

С точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения учредитель — наиболее влиятельный управляющий орган. Ведь, кроме всего прочего, он оказывает непосредственное влияние на деятельность учреждения: выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения, принимает решения о прекращении деятельности АУ, если оно неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом наблюдательный совет становится промежуточным звеном, на рекомендации и замечания которого учредителю необходимо обращать внимание при принятии существенных решений относительно деятельности АУ. В свою очередь, руководитель учреждения согласно Закону N 174-ФЗ должен руководствоваться не только прямыми указаниями учредителя, но и рекомендациями наблюдательного совета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector