Порядок приобретения прав на земельные участки | Загранник

Порядок приобретения прав на земельные участки

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ в статью 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в подпункт 1 пункта 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1.2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

ГАРАНТ:

О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения – правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ пункт 5 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 5 статьи 36 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Читать дальше  Орм наблюдение порядок проведения и оформления

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 6 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ пункт 8 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 9 статьи 36 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков

Предоставление земельных участков — комплекс взаимосвязанных организационно-правовых действий, осуществляемых с одной стороны, органами государственной власти или органами местного самоуправления, с другой, гражданами, заинтересованными в получении земельных участков.

Процедура бесплатного предоставления земельного участка включает следующие этапы:

1) обращение заинтересованного лица в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка.

Заявление должно содержать: цель использования земельного участка, местоположение, испрашиваемое право на землю, условия предоставления (за плату или бесплатно). Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к содержанию и техническому сопровождению заявления о предоставлении земельного участка для определенных целей. В заявлении о бесплатном предоставлении земельного участка целесообразно также указывать норму ЗК РФ, федерального закона или закона субъекта РФ, на основании которой заявитель имеет право на бесплатное приобретение земельного участка.

2) изготовление проекта границ земельного участка органом местного самоуправления (или по его поручению соответствующей землеустроительной организацией) и его утверждение;

3) принятие исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

4) государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Процедурные особенности предоставления земельных участков для определенных целей, в т. ч.порядок рассмотрения заявок и принятия решений могут быть установлены органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.1 ст.34 ЗК РФ)[19].

Особенности предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения установлены законодательством.

Приобретение гражданами права собственности на земельные участки, предоставленные им ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется в порядке, предусмотренном п.3 ст.28 ЗК РФ. Напомним, что согласно п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами не допускается. Граждане могут воспользоваться названным правом в любое время (п.3 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В названных случаях порядок предоставления земельных участков, установленный ст.30–34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, не применяется (п.3 ст.28 ЗК РФ). Предоставление земельного участка осуществляется по упрощенной схеме, исключающей такие этапы как выбор земельного участка и предварительное согласование мест размещения объекта.

Для приобретения права собственности на земельный участок гражданину, обладающему этим участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, необходимо обратиться в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Согласно п.3 ст.28 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято компетентным органом в двухнедельный срок со дня подачи заявления. Названная норма сформулирована в кодексе императивно, что исключает возможность отказа соответствующего органа в предоставлении заявителю права собственности на участок. Нарушение двухнедельного срока, а также отказ в предоставлении земельного участка могут быть обжалованы заявителем в суд.

Читать дальше  Собеседование с работодателем вопросы и ответы

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок (абз. 1 п.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Особенности предоставления земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрены ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — закон о КФХ)[20].

De jure субъектами прав на земельные участки являются граждане — члены хозяйства, а не само хозяйство как комплексный субъект предпринимательской деятельности[21]. Приобретенные или предоставленные для создания и деятельности фермерского хозяйства земельные участки, по общему правилу, принадлежат его членам на праве совместной собственности, т. е. их земельные доли считаются равными. Однако сособственники указанных земельных участков при желании вправе установить также долевую собственность на земельные участки, определив размеры своих долей в соглашении о создании хозяйства (см. п.3 ст.6, ст.4 закона о КФХ).

В случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом (см. п.2 ст.1 закона о КФХ), земельные участки для создания и деятельности хозяйства предоставляются гражданину, создавшему хозяйство, или приобретаются им и находятся в его собственности. Если впоследствии в такое фермерское хозяйство будут приняты новые члены (см. ст.14 закона о КФХ, то они также получают право на предоставление и приобретение земельных участков для нужд фермерского хозяйства (см. п.1 ст.12 закона о КФХ).

Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (п.1–2 ст.11 закона о КФХ).

Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В состав земель сельскохозяйственного назначения включаются:

а) сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, а также земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

б) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями; древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений; замкнутыми водоемами; зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Перечисленные виды земель могут быть предоставлены и приобретены как на этапе создания фермерского хозяйства, так и в процессе его деятельности, если возникнет потребность в дополнительных земельных ресурсах.

К землям иных категорий, которые могут быть предоставлены для нужд фермерского хозяйства относятся земли поселений, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Земельные участки из земель названных категорий могут быть предоставлены, в частности, для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст.12 закона о КФХ. Следует подчеркнуть, что по смыслу ст.3 и п.1 ст.12 закона о КФХ правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности обладают глава фермерского хозяйства и другие его члены. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие ст.12 закона о КФХ не распространяется. Это означает, что названные граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают.

Для приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения необходимо подать заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Заявление должно содержать следующие сведения:

— цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

— испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность);

— условия предоставления земельных участков в собственность (бесплатно)[22];

— обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

— предполагаемое местоположение земельных участков.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении, сформулирован в п.1 ст.12 закона о КФХ исчерпывающим образом. Поэтому органы, в которые подаются заявления, не вправе требовать указания каких-либо дополнительных сведений, помимо перечисленных в п.1 ст.12 закона о КФХ.

По общему правилу, установленному п.2 ст.12 закона о КФХ к заявлению о предоставлении земельного участка должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст.4. Исключение из этого правила предусмотрено п.1 ст.4 закона о КФХ: заключение соглашения не требуется в случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом.

На основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его (п.3 ст.12 закона о КФХ). Течение месячного срока для исполнения названных обязанностей начинается со дня, следующего за днем подачи в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка (ст.191 ГК РФ).

Далее, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность беплатно с приложением проекта его границ (п.4 ст.12). Днем начала течения 14-дневного срока следует считать день, следующий за днем утверждения органом местного самоуправления проекта границ испрашиваемого земельного участка (см. п.3 ст.12 закона о КФХ, ст.191 ГК РФ). Решение названного органа об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено заявителем в судебном порядке.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является юридическим основанием для проведения государственной регистрации права собственности гражданина на соответствующий земельный участок.

В результате изучения главы студент должен:

  • • основания и порядок приобретения прав на земельные участки;
  • • основные отличия между различными процедурами предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности;
  • • разъяснять отличия между приватизацией и предоставлением земельных участков;
  • • разъяснять порядок приобретения прав на земельные участки;
  • • понятийным аппаратом в области приобретения вещных прав на земельные участки;
  • • навыками составления юридически значимых документов в сфере предоставления земельных участков в ходе решения учебных задач.
Читать дальше  Что значит срок действия паспорта в аэрофлоте

Общая характеристика способов приобретения прав на земельные участки

В зависимости от того, какое право на земельный участок приобретается или возникает у лица, можно различать процедуры предоставления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, право аренды и безвозмездного пользования.

Права на земельные участки могут приобретаться в силу различных правовых оснований. При этом представляется необходимым различать термины «приобретение» и «возникновение» прав на землю на примере права собственности. Когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет о появлении права собственности у государства (муниципального образования). Так, в ст. 17 ЗК РФ указано, что в федеральной собственности находятся участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю. Приобретение земельного участка означает появление права собственности у государства или иных субъектов по основаниям, предусмотренным законом (ст. 8 ГК РФ). На возможность приобретения Российской Федерацией участков по гражданско-правовым основаниям указывает ст. 17 ЗК РФ. Аналогичный термин используется и в других статьях ЗК РФ, например, когда речь идет о праве граждан — землевладельцев и землепользователей приобрести их в частную собственность.

Существует следующая классификация оснований приобретения прав на земельные участки:

  • а) договоры и иные сделки (гражданско-правовой порядок), в том числе купля-продажа, дарение, мена, рента, внесение земельного участка в качестве доли в уставной капитал; наследование земельных участков;
  • б) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Данная группа оснований называется административно-правовым способом (порядком) приобретения права на земельные участки, поскольку при данном способе одной из сторон правоотношения обязательно является государственный орган или орган местного самоуправления;
  • в) судебные акты.

Административно-правовой порядок приобретения права на земельный участок связан с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, посредством первичного предоставления либо переоформления прав на землю. Таким компетентным органом является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Отличие процедуры «предоставления земельного участка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» заключается в том, что при предоставлении земельного участка право собственности на него у граждан и юридических лиц возникает впервые за плату или бесплатно [1] . Как правило, предоставление земельного участка осуществляется по итогам аукционов или конкурсов. Бесплатное предоставление участков из государственной или муниципальной собственности в частную собственность осуществляется в случаях, предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 39.5 ЗК РФ). В законе особо выделены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. С 1 марта 2015 г. предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

  • — земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
  • — земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

  • — земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
  • — земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ;
  • — земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ;
  • — земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;
  • – земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Подчеркивая равенство граждан и юридических лиц в вопросах приобретения прав на земельные участки, ЗК РФ имеет в виду равное право на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности. Однако некоторые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, принципиально могут находиться исключительно в собственности граждан, например, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства. В то же время отдельные процедуры приобретения права собственности на земельные участки не применяются в отношении граждан (приобретение права собственности юридического лица в результате внесения земельных участков в уставной капитал). Например, участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства могут являться только юридические лица. Поэтому указанное равенство следует понимать как потенциальное равенство в правах, но не равенство во всех процедурах по приобретению участков различного целевого назначения, не изъятых из оборота и не ограниченных в нем.

В земельном праве большое внимание уделяется вопросу возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований предоставления данного рода земельных объектов: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector