Порядок признания жилого помещения служебным | Загранник

Порядок признания жилого помещения служебным

Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42
"Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма cпециализированных жилых помещений"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду;

типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда;

типовой договор найма служебного жилого помещения;

типовой договор найма жилого помещения в общежитии.

ГАРАНТ:

См. типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 548

См. типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315

26 января 2006 г.

Правила
отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42)

ГАРАНТ:

Полномочия отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду переданы уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее – жилые помещения) к специализированному жилищному фонду.

2. Виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269, пункт 3 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

3. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

4. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

5. К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.

Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений.

Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2015 г. N АКПИ15-222, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N АПЛ15-270, пункт 6 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

6. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

7. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

8. К домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

9. Формирование фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный фонд подлежит передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами, может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Жилое помещение фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

10. Формирование фонда для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный фонд подлежит передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фонд для временного поселения вынужденных переселенцев может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляется из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

11. В качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269, пункт 12 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

12. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее – орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269, пункт 13 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

13. Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.

14. Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Читать дальше  Срок рассмотрения заявления о возврате налога

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269, абзац четвертый пункта 14 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

15. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. N ГКПИ10-164, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июня 2010 г. N КАС10-269, настоящий Типовой договор признан не противоречащим действующему законодательству

от 26 января 2006 г. N 42

(с изменениями от 18 июля 2016 г.)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 689 в пункт 5 внесены изменения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 689 в подпункт 10 внесены изменения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 689 в подпункт 11 внесены изменения

от 26 января 2006 г. N 42

от 26 января 2006 г. N 42

от 26 января 2006 г. N 42

от 26 января 2006 г. N 42

Установлены порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда Жилищный кодекс относит жилые помещения в общежитиях, в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, жилые помещения маневренного фонда, фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также служебные жилые помещения. Использование помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после его отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с установленным порядком.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Для отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду в орган управления необходимо представить: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Указанное заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней с даты подачи документов.

Предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Утверждены типовые договоры: найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; найма жилого помещения маневренного фонда; найма служебного жилого помещения; найма жилого помещения в общежитии.

Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма cпециализированных жилых помещений"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 6 ст. 697, в "Российской газете" от 17 февраля 2006 г. N 34

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 689

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Омский районный суд Омской области

в составе судьи КРИЦКОЙ О.В.

с участием прокурора МИХАЙЛОВОЙ А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 21 сентября 2009 г .

гражданское дело по иску Администрации Омского МР Омской области к Б. О.Ю., Б. К. А. о выселении из специализированного (служебного) жилого помещения в связи с прекращением трудового договора

по у иску Б. О.Ю. к Администрации ОМР Омской области, ЖКХ ОМР о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, ., и о возложении обязанности на Администрацию ОМР заключить договор социального найма на указанное жилое помещение

Администрация ОМР обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о выселении из служебного жилого помещения , без предоставления другого жилого помещения, в связи с прекращением Б.О.Ю. трудовых отношений с ЖКХ ОМР.

Ответчик Б. О.Ю., действующая за себя и в интересах дочери Б. К.А., предъявила встречные исковые требования, просит суд признать недействительным договор найма служебного жилого помещения, заключенный с ЖКХ ОМР и обязать администрацию ОМР заключить договор социального найма на это жилое помещение.

Представитель администрации ОМР Омской области исковые требования поддержала в полном объеме, каких-либо дополнительных требований не заявила, встречный иск не признала, полагая, что договор найма служебного жилого помещения был заключен обоснованно, поскольку ответчикам предоставлена именно служебная квартира, и не в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с трудовыми отношениями с ЖКХ. Каких-либо законных оснований для заключения договора социального найма указанной квартиры с ними не имеется. Квартира находится в муниципальной собственности, Постановлением Главы ОМР она была признана служебной. На момент присвоения статуса служебного жилого помещения Правительством РФ еще не были приняты нормативные акт, которыми утверждается порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду. Принятое в январе 2006г Постановление Правительства не обязывает возвращаться к вопросу отнесения к указанному фонду тех жилых помещений, которым статус служебных был присвоен ранее. В 2006 году по ходатайству администрации с/п и ЖЭК ОМО служебная квартира была предоставлена для проживания Б. О.Ю. и ее несовершеннолетней дочери , о чем главой ОМР было вынесено соответствующее постановление. Б. О.Ю. работала в ЭК (впоследствии ЖКХ) специалистом в абонентском отделе, и квартира ей предоставлена на период выполнения указанных трудовых обязанностей. Согласно Постановлению Главы ОМР с ответчиками был быть заключен договор найма служебного жилого помещения. , она не видит законных оснований для признания его недействительным. Для принятия решения о предоставлении служебного жилого помещения и заключения договора найма служебного жилого помещения не требовалось обязательной регистрации права собственности ОМР на квартиру в УФРС по Омской области, ЖКХ было надлежащей стороной для заключения договора с Б. О.Ю.,что подтверждается принятым распоряжением Главы получение такого жилья. Из ЖКХ Б.О.Ю. уволилась по собственному желанию 16.10.2008 года в её адрес направлялось уведомление об освобождении жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений. В добровольном порядке ответчики не освободили квартиру, поэтому администрация ОМР просит выселить их в судебном порядке.

Ответчик Б. О.Ю., действующая в собственных интересах и в интересах дочери Б. К.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом.

Читать дальше  Приказ об отзыве приказа об увольнении образец

Представитель ответчиков иск о выселении не признал, встречные исковые требования поддержал в вышеуказанном объеме. Ответчица одна воспитывает дочь, живет у родителей. Она не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не писала заявления о постановке на очередь, но в 2006 году она обратилась к руководителю ЖЭК о предоставлении жилого помещения. Ей не отказали, напротив, и руководство предприятия, и администрация сельского поселения ходатайствовали о предоставлении квартиры. Квартира была свободной, но находилась в очень плохом состоянии, требовался капитальный ремонт. С Балакиной был заключен договор найма служебного жилого помещения. Этот договор является недействительным, т.к. квартира не была в установленном законом порядке признана служебной, на момент заключения договора ЖКХ не являлось наймодателем. Балакина за собственные средства сделала в квартире ремонт, израсходовала более 300000 рублей. Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет. Б. О.Ю. вместе с дочерью постоянно проживают в спорной квартире на законных основаниях. Администрацией ОМР нарушен порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, предусмотренный постановлением Правительства РФ №42 от 26 января 2006 года. Право муниципальной собственности на квартиру не зарегистрировано, как и включение в специализированный жилищный фонд. Использование жилого помещения в качестве служебного возможно только после отнесения помещения к определенному виду жилых помещений специализированного фонда. Исходя из изложенного, считает, что договор найма служебного жилого помещения недействителен, и с ответчиками администрация ОМР обязана заключить договор социального найма.

Представитель ЖКХ в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. Каких-либо ходатайств не поступило.

Выслушав участников судебного процесса, изучив представленные документы, суд считает, что требования о выселении ответчиков из служебного жилого помещения по мотиву прекращения трудовых отношений с ЖКХ не подлежат удовлетворению, встречные исковые требования подлежат удовлетворению только в части признания недействительным п.16 п.п.3 договора найма служебного жилого помещения.

Статья 92 ЖК РФ предусматривает отнесение к жилым помещениям специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Однако суд не согласен с доводами представителя ответчиков о том, что квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду с нарушением установленного порядка в соответствии с требованиями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 26 января 2006 года.

Согласно представленным документам статус служебного жилого помещения был присвоен квартире на основании постановления главы Омского муниципального образования. На момент присвоения статуса служебного жилого помещения квартире нормативные документы об утверждении порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не были установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, принятое постановление о присвоении статуса служебного жилого помещения квартире не противоречило нормам действовавшего на момент его вынесения законодательства. Вышеупомянутое Постановление не содержит императивных норм, обязывающих соответствующие органы вновь разрешать вопрос присвоения статуса специализированного жилого помещения тем жилым помещениям, которым этот статус был присвоен ранее.

С Б.О.Ю. был заключен договор найма служебного жилого помещения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Б. О.Ю. квартира была предоставлена на основании договора найма специализированного жилого помещения (договора найма служебного жилого помещения).

Доказательств тому, что квартира была предоставлена ответчикам по основаниям и в порядке, указанных в ст.49-52,57 ЖК РФ суду не представлено. Соответственно, требования, заявленные ответчицей о заключении с нею договора социального найма жилого помещения , не основаны на нормах закона. Довод представителя ответчика о том, что Б.О.Ю. оплачивает коммунальные платежи и несет расходы по ремонту жилого помещения, и это дает право требовать заключения договора социального найма, не имеют под собой каких-либо оснований, поскольку указанные действия не могут порождать права пользования квартирой на условиях социального найма.

Статья 93 ЖК РФ предусматривает, что служебные жилые помещения предназначаются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной или выборной должности назначены для проживания граждан. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Установлено, что на момент предоставления жилого помещения, Б.О.Ю. состояла в трудовых отношениях с ЖЭК, затем была уволена переводом в ООО », с 1 сентября 2006 года работала в ЖКХ , то есть, она не относилась к категории граждан, для проживания которых предназначаются служебные жилые помещения, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием.

Администрация ОМР Омской области, которой судом разъяснялось соответствующее право, не заявляет требований о проверке законности принятого Главой решения о предоставлении Б. О.Ю. и её дочери служебного жилого помещения, не оспаривает заключенный договор найма служебного жилого помещения, настаивая на разрешении иска о выселении Балакиных по мотиву прекращения у Б. О.Ю. трудовых отношений с ЖКХ

Согласно положениям ст.196 ч.3 ГПК РФ суд рассматривает только требования, заявленные стороной, поэтому в настоящем судебном заседании вопрос правомерности предоставления жилого помещения ответчикам не исследовался, и судебное решение по данному вопросу не выносится. Соответственно, предметом рассмотрения является только вопрос законности требований о выселении ответчиц, в связи с прекращением трудовых отношений. Суд полагает, что по указанному основанию Балакины выселению не подлежат, поскольку наличие трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием не могло быть основанием для предоставления им служебного жилого помещения. Это подтверждается и текстом Постановления , который не содержит указания на то, что спорное жилое помещение предоставлено ответчикам на период трудовых отношений с ЖЭК .

Таким образом, администрация ОМР, осуществляя функции собственника служебного жилого помещения, предоставила ответчикам его для проживания, с условием заключения с ними договора найма служебного жилого помещения. Ссылка представителя ответчиков на то, что договор заключен не уполномоченным лицом- ЖКХ не состоятельна. Квартира является муниципальной собственностью, решение о заключении договора служебного найма принято Главой ОМР в пределах его компетенции. Им же принято Распоряжение о возложении функций наймодателя на ЖКХ. Однако суд согласен с доводами представителя ответчиков о том, что договор не мог содержать в качестве условия его прекращения «истечение срока трудового договора», поскольку указанное условие противоречит действующему жилищному законодательству. Это положение подлежит признанию недействительным. В остальной части содержание договора закону не противоречит.

Читать дальше  Оформление претензии на некачественный товар

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Отказать Администрации Омского муниципального района Омской области к иске к Б.О.Ю. и Б.К.А. о выселении, без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения, в связи с прекращением трудовых отношений с ЖКХ .

Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения, в части предусмотренного в нем положения о прекращении действия настоящего договора в связи с окончанием срока трудового договора.

Отказать Б. О. Ю. и Б.К. А. в иске о заключении договора социального найма на жилое помещение

Решение может быть обжаловано в Омский облсуд в течение десяти дней со дня его вынесения в мотивированной форме, с подачей жалобы в Омский районный суд Омской области.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Какие документы являются доказательствами того, что квартира служебная?

Какие документы должны служить доказательствами того, что квартира является служебной? Достаточно ли того, что в ордере указано "служебная"?

Нет. Статус "служебного" жилого помещения должен быть присвоен в установленном законом порядке.

Во-первых, решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься в установленном порядке уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом. По действовавшему ранее Жилищному кодексу РСФСР, это были решения исполнительных комитетов районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Во-вторых, решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам.

Только при соблюдении этих условий присвоение статуса служебного жилья будет законным. Сведения о статусе квартиры, о наличии либо отсутствии решения о ее включении в число служебных, можно получить в государственном архиве.

Если указанных выше решений о присвоении статуса служебного жилья в архиве не обнаружено, стоит исходить из того, что жилое помещение вы занимаете по договору социального найма, а значит, его можно приватизировать.

В качестве примера, можно привести извлечение из следующего судебного акта:

"…Н. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района г. Твери, администрации г. Твери о защите права на приватизацию, указывая, что необходимо признать ошибочной запись в ордере N 13593 от 5 июля 1989 года о том, что он является служебным, а также обязать ответчиков передать ей в собственность жилое помещение квартиры 2 в доме 63 по ул. Симеоновской в г. Твери.

… Разрешая дело и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что занимаемая истицей жилая площадь является служебной и поэтому в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой служебные жилые помещения не подлежат приватизации, она не подлежит приватизации.

Между тем, по мнению заявителя, судом сделан вывод о том, что спорная жилая площадь является служебной без достаточных оснований и в нарушение требований норм материального права.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.

Поэтому, по мнению заявителя, суд неправомерно признал служебным занимаемое истицей жилое помещение и отказал ей в приватизации этого помещения.

Кроме того, если допустить, что спорное жилое помещение являлось служебным, то суд первой инстанции должен был учесть, что требования к Н. о выселении из названного жилого помещения после выезда Н.И. из указанной квартиры никем не предъявлялись, а также то, что в настоящее время она не может быть выселена из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда имелись основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежало передаче в собственность в порядке приватизации.

Указанные доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Н. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции…" (извлечение из Определения Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года, дело № 35-В06-12).

Правда, следует отметить, что не совсем понятен следующий довод суда:

".. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости"

В частности, не ясно, что именно суд в данном случае понимал под "органами государственной регистрации", учитывая, что Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 1998 года, тогда как ордер на вселение истец получил в 1989 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector