Права и обязанности главного бухгалтера 402 фз | Загранник

Права и обязанности главного бухгалтера 402 фз

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете"

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О вопросах организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, возникающих в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, см. информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012, информационное письмо ФСФР России от 14 марта 2013 г. N 13-СХ-12/8387

Президент Российской Федерации

6 декабря 2011 г.

Цель нового Закона о бухучете – исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.

Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение – индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).

Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.

Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.

Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.

В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.

Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 9 декабря 2011 г. N 54, в "Российской газете" от 9 декабря 2011 г. N 278, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2011 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г. и с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 3

В конце 2011 г. Госдума приняла Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ). Новый Закон вступит в силу только через год – 1 января 2013 г., поэтому у руководителя еще есть время по-новому выстроить отношения с главным бухгалтером.

Прошло более 15 лет с момента принятия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 129-ФЗ). За это время изменилось многое: учет компьютеризировался, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования. Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.

Руководители уже привыкли, что многие законодательные акты принимаются задним числом, и совсем нет возможности спокойно и внимательно их изучить и подготовиться к новым условиям хозяйствования. Теперь законодатель поступил весьма дальновидно, предоставив целый год для изучения нового Закона.

Кроме того, впервые в Законе N 402-ФЗ в отдельных нормах учтены особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 402-ФЗ его нормы применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно, Закон N 402-ФЗ распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные.

Руководитель и бухгалтерский учет

В Законе N 402-ФЗ впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель – это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Однако важно отметить, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по Закону N 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности.

Очевидно, законодатель, возложив на руководителя ответственность за ведение бухгалтерского учета и обязав его переложить этот груз на главного бухгалтера, посчитал свою миссию выполненной, поскольку в Законе N 402-ФЗ более о правах и обязанностях руководителя в отношении бухгалтерского учета не говорится. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

При этом руководителю государственного (муниципального) учреждения важно помнить, какие права и обязанности возлагаются на него Инструкцией N 157н .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции N 157н за руководителем сохраняется обязанность назначать комиссию по расследованию причин в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, а также принимать меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Читать дальше  Юридическая консультация по налоговому вычету

Руководитель учреждения (его заместитель) присутствует при маркировке предметов мягкого инвентаря . При этом сами маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

Согласно п. 118 Инструкции N 157н к мягкому инвентарю относятся: белье и постельные принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную; прочий мягкий инвентарь.

В Инструкции N 157н содержатся также требования к руководителю по организации работы с денежной наличностью и оформлению первичных документов.

По мнению автора, нормы, содержащиеся в Законе N 402-ФЗ, усиливают ответственность руководителей в части организации и ведения бухгалтерского учета.

Поэтому руководителям следует приобретать необходимые знания и навыки, чтобы снизить риски принятия необоснованных управленческих решений. Не случайно понятие "риск" появилось и в нормативных документах Минфина. Так, Приказом Минфина России от 19.10.2011 N 383 "О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента" впервые в отношении государственного сектора экономики введено понятие "бюджетный риск".

Бюджетные риски – это возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде.

Повышение юридической и финансовой грамотности руководителей особенно актуально для государственного сектора экономики. Как правило, на должность руководителей бюджетных учреждений назначают профильных специалистов из работников данного учреждения: врачей, учителей, деятелей культуры и т.д. Нередко такие специалисты, обладая высоким профессиональным мастерством в своей профессии, при вступлении на руководящие должности не имеют необходимых навыков и знаний в области гражданского, бюджетного, налогового права.

Напомним также, что административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ.

Главный бухгалтер в 2012 году

Прежде всего отметим, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует отдельная статья, посвященная правам и обязанностям главного бухгалтера, подобно ст. 7 Закона N 129-ФЗ.

Однако в Законе N 402-ФЗ перечислены требования к лицам, которые претендуют на должность главного бухгалтера . Им необходимо:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Статья 7 Закона N 402-ФЗ.

Названные требования актуальны прежде всего для тех, кто предполагает работать в должности главного бухгалтера в коммерческих структурах, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Однако такие требования не распространяются на бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами .

Пункт 5 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Кроме того, в том случае, если руководитель учреждения предполагает заключить договор гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, это физическое лицо также должно соответствовать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 402-ФЗ. В случае когда договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, последнее должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям организации ведения бухгалтерского учета, установленным п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. И с этими работниками должен быть заключен трудовой договор.

Напомним, что в соответствии с п. 5 Инструкции N 157н ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности руководитель учреждения вправе передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Теперь основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в п. 8 Инструкции N 157н.

Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.

Исключение из этого правила – документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, если особенности оформления таких документов определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

О спорных ситуациях

В новом Законе о бухучете несколько иначе изложен механизм разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть между руководителем и главным бухгалтером (или лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В случае когда разногласия возникают в отношении первичных документов и содержащихся в них данных, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете, Закон N 402-ФЗ предписывает главному бухгалтеру принимать (или не принимать) первичные учетные документы по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

Пункт 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

В другом случае рассматривается ситуация отражения (неотражения) в бухгалтерской (финансовой) отчетности главным бухгалтером тех или иных операций (объектов бухгалтерского учета). При этом Закон N 402-ФЗ также предписывает главному бухгалтеру подчиниться руководителю на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта. Руководитель единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период .

Учетная политика в 2013 году

Учетной политике в Законе N 402-ФЗ посвящена отдельная ст. 8, согласно которой учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом (то есть организацией, учреждением) бухгалтерского учета.

Отмечается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Приказом от 25.11.2011 N 160н Минфин ввел в действие с 1 января 2012 г. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также дал их разъяснения, которые в основном распространяются на коммерческие организации. Возможно, что уже в течение 2012 г. появятся стандарты, которые актуальны и для учреждений государственного сектора экономики.

Примечательно, что п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлены новые условия изменения учетной политики, а именно:

  • изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Очевидно, что некоторые приказы Минфина, которые направлены на повышение качества информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно рассматривать как причину для изменения учетной политики в течение отчетного периода.

Нельзя не отметить и один весьма важный момент: согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

И если активы, обязательства, источники, доходы и расходы давно являются объектом бухгалтерского учета, то "факт хозяйственной жизни" – явно новый объект учета.

Примечание. Факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Очевидно, что под фактом хозяйственной жизни подразумеваются хозяйственные операции, так как в ст. 9 Закона N 402-ФЗ отмечается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данный тезис Закона N 402-ФЗ совпадает с нормой, изложенной в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, где указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Это также соответствует норме п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Очевидно, после вступления в силу в 2013 г. Закона N 402-ФЗ Минфин должен будет внести соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции) и исключить термин "хозяйственные операции", заменив его понятием "факт хозяйственной жизни".

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон N 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора – это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики согласно Закону N 402-ФЗ распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

  • при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);
  • при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);
  • при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14);
  • в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Напомним, что бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, в частности Инструкцией 157н, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методическими указаниями по их применению".

Читать дальше  Штраф за несвоевременную смену зимней резины

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений .

Утверждена Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Таким образом, начиная с 2013 г. все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.

Утратившие силу.

Обратите внимание, что с момента начала действия с 1 января 2013 г. Закона N 402-ФЗ утратят силу следующие основные законодательные акты или их отдельные положения:

  • Закон N 129-ФЗ;
  • ст. 9 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации";
  • ст. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Очевидно, что в течение 2012 г. в развитие отдельных норм и положений документа законодателем и соответствующими министерствами и ведомствами будут издаваться законодательные и нормативные акты. Поэтому руководителю необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве, регулирующими бухгалтерский учет, появлением стандартов учета. В свою очередь, на страницах журнала мы будем оперативно и подробно рассказывать читателям о наиболее важных документах.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo – Consulting & audit

Нередко объявления о вакансиях на должность главного бухгалтера пестрят самыми разнообразными требованиями, которые сводятся к простой русской поговорке: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Какие требования на законодательном уровне предъявляются к позиции главный бухгалтер? Можно ли уволить главного бухгалтера по причине отсутствия у него высшего профессионального образования?

Главный бухгалтер является одной из ключевых фигур компании, поэтому к нему предъявляются повышенные требования. При открытии вакансии на позицию главного бухгалтера в качестве основного требования выдвигается наличие высшего профессионального образования.

Требования к квалификационному уровню главного бухгалтера содержатся в следующих нормативных документах:

– в Федеральном законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402- ФЗ);

– в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 г. №59 (далее по тексту – Положение);

– в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37;

– в профессиональном стандарте «Бухгалтер», утвержденной приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 г. №1061н (далее по тексту – Стандарт).

Закон о бухгалтерском учете

Требования к лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета, установлены Законом №402-ФЗ.

В Законе №402-ФЗ прописан перечень организаций, к должностным лицам которых предъявляются определенные требования в части уровня образования (п.4 ст.7 Закона №402-ФЗ):

– открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);

– негосударственные пенсионные фонды;

– акционерные инвестиционные фонды;

– управляющие компании паевых инвестиционных фондов;

– иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, и (или) иные организаторы торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

– органы управления государственных внебюджетных фондов;

– органы управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Главный бухгалтер вышеперечисленных организаций должен отвечать следующим требованиям:

– иметь высшее профессиональное образование;

– иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Перечень требований к главному бухгалтеру является открытым, дополнительные требования могут предъявляться при условии, если они установлены другими федеральными законами (п.5 ст.7 Закона №402-ФЗ).

Так, например, главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным ЦБ РФ. В соответствии с критериями, установленными в ст. 16 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», главный бухгалтер должен иметь высшее юридическое или экономическое образование, опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии у кандидата иного высшего образования – не менее двух лет.

А к главному бухгалтеру негосударственного пенсионного фонда предъявляются специальные требования, установленные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 07.05.1998 г. (далее по тексту – Закон №75-ФЗ). Так, согласно ст.6.2 Закона №75-ФЗ главный бухгалтер фонда должен соответствовать определенным требованиям к деловой репутации. В п.3 ст.6.2 Закона №75-ФЗ приводится перечень таких требований, среди которых, отсутствие судимости за совершение умышленных преступлений, расторжения трудового договора по инициативе работодателя по п.7 и п.7.1 ст.81 ТК РФ (т.е. увольнение в связи с утратой доверия). Кандидаты на должность главного бухгалтера фонда подлежат согласованию с Банком РФ (п.6 ст.6.2 Закона №75-ФЗ).

Таким образом, Законом №402-ФЗ закреплено требование к квалификационному уровню главных бухгалтеров для отдельных категорий юридических лиц. При этом следует учитывать, что новые квалификационные требования не распространяются на главных бухгалтеров приведенных организаций, принятых на эту должность до вступления в силу Закона №402-ФЗ, т.е. до 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 30 Закона №402-ФЗ).

К главным бухгалтерам остальных организаций никаких дополнительных требований ни к уровню образования, ни к стажу работы законодательством не предусмотрено.

Квалификационный справочник должностей руководителей

Одним из документов, устанавливающим требования к квалификации бухгалтера, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37.

Так, в справочнике установлен образовательный ценз в зависимости от категории бухгалтера:

Должность

Квалификационные требования (образование, стаж)

высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет;

бухгалтер I категории

высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее трех лет;

бухгалтер II категории

высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее трех лет;

среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.

Вместе с тем, Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер (п.2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37).

Следует отметить, что при рассмотрении гражданских исков, связанных с трудовыми спорами (например, в случае возникновения спора о преимущественном праве перед другими работниками на оставление на работе), квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). И, соответственно, квалификация лица, имеющего высшее профильное образование выше, чем у лица, которое такого образования не имеет, либо имеет, но совершенно по другой специальности (Решение №М-351/2014 2-685/14 от 12.03.2014 г. Советский районный суд г. Воронежа).

Такой вывод вытекает из положений Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту – Закон №273- ФЗ). В п.1 ст.68 Закона №273-ФЗ указано, что среднее профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена, а высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности.

Поэтому бухгалтер с высшим профессиональным образованием имеет преимущественное право на оставление на работе (в случае сокращения штата) как имеющей более высокую квалификацию по сравнению с бухгалтером, не имеющего высшего образования.

Положение о главных бухгалтерах

В настоящее время действует еще документ, принятый в советское время – это Положение о главных бухгалтерах, в котором обозначены квалификационные требования к главному бухгалтеру. Так, согласно п.5 Положения на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. А в необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.

Несмотря на то, что данное Положение не относится к уровню федерального законодательства, на практике работодатели предъявляли к должности главных бухгалтеров требование о наличии высшего специального образования. Точку в данном споре поставил Верховный суд (Решение ВС от 22.10.2014 г. №АКПИ14-965), который признал недействующим п.5 Положения о главных бухгалтерах и напомнил, что особые требования к образованию главного бухгалтера установлены Законом №402-ФЗ и другими Федеральными законами. А поскольку Положение не имеет статус Федерального закона, то установленные в нем правила, противоречащие нормативным документам более высокого уровня, являются недействительными и не подлежат применению.

Читать дальше  Со скольки лет разрешено продавать энергетики

Следует отметить, что при рассмотрении трудовых споров, касающихся увольнения главного бухгалтера (бухгалтера) по причине отсутствия у последнего высшего образования, судьи и ранее обращались к требованиям, изложенным в Законе №402-ФЗ.

Работница имеет непрерывный трудовой стаж в должности бухгалтера с 1994 года. В бюджетном учреждении она работает в должности главного бухгалтера с момента образования учреждения. За годы работы в должности бухгалтера она неоднократно повышала свою квалификацию. Награждена почетной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ, является ветераном труда.

Однако приказом начальника бюджетного учреждения она была уволена с работы по ст. 84 ТК РФ в связи с отсутствием документа, подтверждающего квалификацию (образование).

Аргументы истца:

Работодатель не обосновал свое решение, требование о высшем образовании к главному бухгалтеру нигде не закреплено.

Аргументы ответчика:

В возражении на исковое заявление ответчик указывал, что истцом не приложены к иску документы об образовании. Восстановление истца в должности главного бухгалтера приведет к негативным правовым последствиям, а именно: к нарушению ФЗ «О бухгалтерском учете», к отрицательной реакции при проведении проверок.

Вердикт суда (Решение №2-270/2013 от 14.10.2014 г. Юстинский районный суд (Республика Калмыкия)):

Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 7 Закона №402-ФЗ иметь высшее образование должны главный бухгалтер в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Бюджетное учреждение к вышеуказанным организациям не относится.

На основании вышеприведенных доводов работница была восстановлена в должности главного бухгалтера бюджетного учреждения.

Следует отметить, что аналогичные решения выносились и ранее (решение №М-1207/2013 от 01.11.2013 г. Мирнинский районный суд (Республика Саха (Якутия)).

Кроме того, руководитель не имеет права расторгнуть с главным бухгалтером трудовой договор из-за отсутствия высшего образования лишь на основании того, что в должностной инструкции это требование предусмотрено.

Главный бухгалтер ООО «Лютик» не имеет высшего образования, работает в транспортной компании с 2010 г. При этом в должностной инструкции главного бухгалтера имеется специальный пункт «На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование».

Правомерно ли будет увольнение главного бухгалтера на основании несоответствия требованиям должностной инструкции?

Одним из оснований прекращения трудового договора является отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.1 ст.84 ТК РФ).

По условиям примера, требование о наличии высшего образования работника установлено только его должностной инструкцией, поэтому увольнение главного бухгалтера по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 84 ТК РФ, неправомерно.

Однако расторжение трудового договора возможно по другому основанию – несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ). Порядок проведения аттестации устанавливается локальными нормативными актами.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер»

23 января 2015 г. в Минюсте РФ зарегистрирован профессиональный стандарт «Бухгалтер». Разработчиком Стандарта явился Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ. В Стандарте подробно описаны трудовые функции бухгалтера и соответствующий эти функциям уровень (подуровень) квалификации. Так, рядовому бухгалтеру соответствует уровень квалификации «5», в то время как главному бухгалтеру – «6». В Стандарте установлены требования к образованию и обучению, опыту практической работы главного бухгалтера:

– высшее или среднее профессиональное образование;

– дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;

– не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью при наличии высшего образования – не менее трех лет из последних пяти календарных лет.

При этом прописаны особые условия допуска к работе: в отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования.

Далее для каждой трудовой функции (например, организации ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте) расписаны необходимые умения.

Среди практических навыков Стандартом выделены такие как распределение объемов работ между работниками, составление учетной политики, осуществление мониторинга законодательства о налогах и сборах.

Отметим, что на сегодняшний день Стандарт не обладает статусом обязательного документа. Но в скором времени планируется внести изменения в ТК РФ, в частности, появится новая статья 195.2 ТК РФ, в которой будет прописан статус профессиональных стандартов (не только в отношении бухгалтеров), утвержденных Минтрудом РФ. Таким образом, работодатель будет принимать на работу тех специалистов, образование и опыт работы которых соответствует требованиям Стандарта.

Теперь перейдем к одному из важных сторон деятельности главного бухгалтера – это подписание платежных документов.

Подпись главного бухгалтера в банковской карточке

Инструкция ЦБ РФ от 30.05.2014 г. №153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» вступила в силу с 01.07.2014 г. (далее по тексту – Инструкция) и заменила предшествующую инструкцию ЦБ РФ от 14.09.2006 г. №28-И.

Напомним, что до 01.07.2014 г. банковской карточкой предусматривалось, что право первой подписи в общем случае принадлежит руководителю организации, а второй – главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета (п.п.7.5-7.7 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 г. №28-И). Для этих целей в банковской карточке предусматривалось два поля.

Обновленной Инструкцией отменено деление образцов подписей в банковской карточке на первую и вторую подпись.

Согласно п.7.5 Инструкции в карточке, представляемой клиентом – юридическим лицом, указывается лицо (лица), наделенное (наделенные) правом подписи.

В качестве лица, наделенного правом подписи, может выступать единоличный исполнительный орган управляющей организации.

В карточке, представляемой клиентом – юридическим лицом, указывается не менее двух собственноручных подписей, необходимых для подписания документов, содержащих распоряжение клиента, если иное количество подписей не определено соглашением между банком и клиентом – юридическим лицом.

Возможные сочетания собственноручных подписей лиц, наделенных правом подписи, необходимых для подписания документов, содержащих распоряжение клиента, определяются соглашением между банком и клиентом.

То есть в Инструкции нигде не установлена обязанность наделения правом второй подписи главного бухгалтера.

Однако руководитель организации может наделить этим правом любого работника организации, в том числе, главного бухгалтера, оформив:

– приказ о наделении правом подписи банковских документов;

– доверенность на право подписи банковских документов.

При этом переоформлять банковские карточки, которые были сданы в банк до 01.07.2014 г., не нужно (п.12.2 Инструкции №153-И).

На первый взгляд кажется, что отмена обязательной второй подписи в банковской карточке снимает с главного бухгалтера все проблемы, связанные с платежами. Но при этом не стоит забывать, что главный бухгалтер по-прежнему несет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность.

Отмена обязательной второй подписи главного бухгалтера может стать почвой для создания бесконтрольных ситуаций, когда главный бухгалтер только по факту узнает о совершившихся хозяйственных операциях. И, как следствие, не имеет возможности исправить ситуацию.

Выводы

В завершение статьи хотелось бы отметить следующее. Безусловно, бухгалтерская профессия подразумевает наличие высоких профессиональных качеств. И вряд ли специалист, не обладающий высшим образованием, сможет разобраться в хитросплетениях налогового законодательства, быть хорошо подкованным в юридических вопросах. В реалиях сегодняшнего времени главному бухгалтеру приходится в режиме онлайн решать самые разнообразные задачи, касающиеся не только бухгалтерского и налогового учета. А высшее образование – это только основа, которая позволяет совершенствовать профессиональные навыки.

Но качественное высшее образование необходимо в крупных организациях с разнообразными операциями, не говоря о компаниях с иностранным капиталом, где нужно уметь составлять корпоративную отчетность по МСФО, профессионально владеть иностранным языком.

А вот бухгалтер небольшой компании с однотипными операциями вполне может справиться с ведением учета, не обладая высшим профессиональным образованием, что не мешает ему быть «мастером на все руки».

Статья актуальна на 11.02.15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector