Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), которая входит в состав Министерства Российской Федерации. Ей подчиняются налоговые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с НК РФ налоговые органы имеют следующие права:
1) требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки;
3) при проведении налоговых проверок производить выемку документов в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой налогов (сборов) либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях, связанных с исполнением налогового законодательства;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и налагать арест на его имущество;
6) осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки;
7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых или иных помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода, либо в случаях непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых документов для расчета налогов или отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка;
8) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать эти требования;
9) взыскивать недоимки, пени, штрафы;
10) требовать от банков документы, которые подтверждают факт списания со счетов налогоплательщиков и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
11) для проведения налогового контроля привлекать специалистов, экспертов, переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании недоимки, пеней, штрафов;
о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;
3) вести учет в установленном порядке организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения налогового законодательства;
6) сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об их изменении, а также иные сведения, которые необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней, штрафов в бюджетную систему РФ;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения принятых решений и осуществлять зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии с НК РФ;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение;
9) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и(или) требование об уплате налога и сбора;
10) предоставлять по запросу налогоплательщика справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса налогоплательщика;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
12) по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента;
13) направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не погасил полностью недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления. Материалы направляются в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств.
Налоговые органы несут и другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.
Контрольные вопросы
1. Что такое налоговая система?
2. Основные этапы развития российской налоговой системы.
3. Характеристика налоговой системы, действующей в Российской Федерации.
4. Что такое классификация налогов?
5. По каким признакам осуществляется общая классификация налогов?
6. Какова классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти?
7. Какие налоги являются важнейшими с позиции формирования доходов российской бюджетной системы?
8. Как характеризуется российская налоговая система с точки зрения соотношения косвенного и прямого налогообложения?
9. Из каких нормативных документов состоит налоговое законодательство Российской Федерации?
10. Сроки введения в действие законов о налогах и сборах.
11. Понятие налоговой политики.
12. Цели налоговой политики.
13. Формы налоговой политики.
14. Субъекты налоговой политики.
15. Инструменты регулирования налоговой политики.
16. Состав налоговых органов России.
17. Права налоговых органов России.
18. Обязанности налоговых органов России.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9129 – | 7232 – или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Структура налоговых органов представлена на схеме
Министерство финансов РФ (Минфин России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Управления ФНС России по субъектам РФ
Организации в ведении ФНС России
Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:
Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.
Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
43. Обязанности налоговых органов
На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков.
Основные обязанности следующие:
– соблюдать законодательство о налогах и сборах;
– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
– вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
– соблюдать налоговую тайну;
– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
На должностных лиц налоговых органов возлагаются обязанности:
– действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
– реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
– корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
No related posts.