Правила заполнения железнодорожной накладной | Загранник

Правила заполнения железнодорожной накладной

Содержание

Транспортная железнодорожная накладная

Похожие публикации

При перевозке грузов с помощью железной дороги должен быть оформлен необходимый пакет документов, который сопровождает груз с момента отправления до получения его адресатом.

Для чего используется транспортная железнодорожная накладная

Транспортная железнодорожная накладная является документом, который идентифицирует груз и содержит следующие сведения:

  • Данные фирмы-отправителя;Данные о грузе;
  • Нюансы его перевозки;
  • Габариты груза;
  • Данные перевозчика;Данные получателя.

Составление накладной подразумевает заключение договора между отправителем и железнодорожной компанией-перевозчиком. Транспортная ж/д накладная должна быть составлена на все грузы, независимо от их размера и дальности перевозки. Данный порядок определяется локально-нормативными актами железнодорожного транспорта.

Оригинал транспортной железнодорожной накладной: унифицированная форма

Для составления накладной предусмотрены унифицированные формы, их использование обязательно для всех клиентов, которые пользуются услугами железной дороги для перевозки грузов. То есть отправитель не может составить накладную по своему образцу.

Накладная состоит из четырех частей:

  • оригинальный экземпляр накладной, который вручается грузополучателю;
  • дорожная ведомость, документ, который составляется не менее чем в 2 экземплярах и сопровождает груз на всех станциях;
  • корешок дорожной ведомости, документ, который после доставки груза остается у компании-перевозчика;
  • квитанция о приеме груза, то есть документ, который подтверждает, что перевозчик принял груз. Она остается у отправителя.

Форма накладной, которую оформляют при отправке, зависит от вида груза и способа его отправки (отдельный пакет, целый вагон и т.д.).

Основные формы это ГУ-27 и ГУ-29-О.

Оригинал транспортной железнодорожной накладной ГУ-27 и ГУ-29-О утвержден Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые утверждены Приказом МПС РФ № 39 от 18.06.2003 года.

Транспортная железнодорожная накладная: образец заполнения

При заполнении накладной необходимо придерживаться следующих правил:

  • отправитель заполняет свою часть от руки, печатными или письменными буквами, шариковой ручкой. Текст должен быть читаем и не содержать ошибок (фактических и орфографических);
  • при недостатке места для заполнения всех нужных данных они вносятся сразу на несколько листов, а на первой странице ставится отметка об этом.
  • все листы накладной должны быть между собой надежно скреплены. Порядок заполнения накладной отправителем:
  • полная информация об отправителе, полное наименование (ФИО), адрес, ставится личная подпись;
  • указывается станция отправления груза;
  • полная и достоверная информация о получателе: наименование организации (ФИО) получателя, его адрес и другие контактные данные;
  • станция, куда должен прибыть груз;
  • названия пограничных станций (при их наличии);
  • данные вагона перевозки: номер, принадлежность, грузоподъемность, количество осей, тип вагона;
  • подробное описание груза: наименование, упаковка, количество мест, опломбирование, данные о погрузке и массе, данные об оплате всех необходимых платежей и сопровождающие документы.

Все остальные графы заполняют перевозчиком в процессе транспортировки и передачи груза получателю.

Обратите внимание! За недостоверные сведения о грузе на отправителя накладывается штраф, равный пятикратному размеру реальной стоимости перевозки груза.

Транспортная железнодорожная накладная является обязательным документом при отправке груза с помощью железной дороги. Форма данного документа утверждена законодательно и обязательна для всех участников договора о перевозке.

Текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2000 г.

I. Общие положения

Железнодорожная накладная состоит из листов:

1 — оригинал железнодорожной накладной (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю с листом 5 и грузом);
2 — дорожная ведомость (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге назначения);
3 — дубликат железнодорожной накладной (выдается отправителю после заключения договора перевозки);
4 — лист выдачи груза (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге назначения);
5 — лист уведомления о прибытии груза (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю вместе с листом 1 и грузом),
а также необходимого количества дополнительных экземпляров дорожной ведомости, предназначенных для дороги отправления и транзитных железных дорог.

Листы 1 и 5, а также листы 2 и 4 должны быть скреплены между собой на левых полях страниц. Допускается скрепление листов 1–5 на верхних полях страниц.

Отправитель заполняет на лицевой стороне железнодорожной накладной графы, не обведенные жирной линией, необходимые для перевозки данного груза.

Все графы, обведенные на лицевой стороне жирной линией, и все графы на обратной стороне железнодорожной накладной заполняются железной дорогой.

Сведения, вносимые в железнодорожную накладную, должны вписываться строго в пределах граф и строк, предусмотренных для них. Исключением являются случаи, предусмотренные в «Общих пояснениях к графам 9–11».

II. Заполнение железнодорожной накладной грузоотправителем

Нижеуказанные знаки обозначают:

«х» — заполнение графы должно быть произведено отправителем;
«о» — заполнение графы должно быть произведено железной дорогой;
«хо» — заполнение графы должно быть произведено отправителем или железной дорогой в зависимости от того, кто из них осуществляет погрузку груза в вагон или пломбирование вагона.

х 1 Отправитель, почтовый адрес

Записывается наименование отправителя и его почтовый адрес. Отправителем может быть только одно физическое или юридическое лицо.

При перевозке грузов из СРВ, КНР и КНДР допускается указывать установленное в этих странах условное обозначение отправителя и его почтового адреса (например, 6ДМ-12).

о Графа для цифрового кода

х 2 Договор №

В эту графу отправитель должен записать номер договора на поставку, заключенного между экспортером и импортером, если этот договор имеет только один номер как для экспортера, так и для импортера.

Если договор на поставку имеет два номера, один для экспортера, а другой — для импортера, то отправитель записывает в эту графу номер договора экспортера.

Номер договора импортера отправитель может записать в графе 6.

о Над графой 2 в верхнем правом углу железнодорожной накладной.

х 3 Станция отправления

Записывается полное тарифное наименование станции отправления.

При перевозке грузов из КНДР указывается также цифровое условное обозначение станции отправления.

х 4 Особые заявления отправителя

В эту графу отправитель записывает свои заявления в соответствии с положениями статей 5, 7, 10, 11, 21, а также других статей СМГС/SMGS и Приложений 3, 4 и 10 к СМГС/SMGS, например:

  • о перевозке негабаритных грузов кружным путем по транзитным дорогам;
  • о перевозке грузов с пассажирскими поездами;
  • об исправлениях в железнодорожной накладной;
  • о перевозке домашних вещей без объявления ценности;
  • объявление о выполнении таможенных и других правил;
  • указания на случай возникновения препятствий к перевозке или выдаче груза;
  • полномочия проводнику груза согласно §§ 4 и 9 Приложения 3 к СМГС/SMGS;
  • условия перевозки скоропортящихся грузов;
  • подробное и точное описание повреждения вагона согласно § 7 Приложения 10 к СМГС/SMGS.

В эту графу отправитель вносит отметки при перевозке груза на/с припортовых станций: «Для вывоза водным транспортом в. (указывается страна назначения)», «Ввезен водным транспортом из. (указывается страна первоначального отправления)».

х 5 Получатель, почтовый адрес

Указывается полное наименование получателя и его точный почтовый адрес. Получателем может быть только одно физическое или юридическое лицо.

В случае необходимости отправитель может указать, что груз следует выдать на подъездном пути получателя.

При перевозке грузов в СРВ, КНР и КНДР допускается указывать установленное в этих странах условное обозначение получателя и его цифрового адреса (например, 6 ДМ-12).

Читать дальше  Нормирование труда уборщиц служебных помещений

о Графа для цифрового кода.

х 6 Отметки, не обязательные для железной дороги

Отправитель может делать относящиеся к данной отправке отметки в соответствии с § 13 статьи 7 СМГС/SMGS, которые предназначаются только для сведения получателя груза; эти отметки не возлагают на железную дорогу никаких обязательств и никакой ответственности.

В правом верхнем углу этой графы отправитель может также записать номер договора импортера.

При недостатке места в данной графе отправитель имеет возможность делать такие отметки также на обратной стороне листа 5 железнодорожной накладной справа от граф 94 и 95.

х 7 Пограничные станции перехода

Указываются выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать груз, согласно § 6 статьи 7 СМГС/SMGS. Если существует возможность перевозить отправку от выходной пограничной станции через несколько входных пограничных станций соседней страны, то указывается также входная пограничная станция, через которую будет осуществляться перевозка. Указанные отправителем пограничные станции определяют путь следования.

х 8 Дорога и станция назначения

Перед наклонной чертой указывается сокращенное наименование дороги назначения, а после нее печатными буквами (на китайском языке — иероглифами, написанными жирными линиями) проставляется полное тарифное наименование станции назначения. При перевозке грузов в КНР указывается также цифровое условное обозначение станции назначения.

Для железных дорог используются следующие сокращенные наименования:

  • для железных дорог Азербайджанской Республики — АЗ
  • для железных дорог Республики Беларусь — БЧ
  • для железных дорог Республики Болгарии — БДЖ
  • для железных дорог Социалистической Республики Вьетнам — ДСВН
  • для железных дорог Грузии — ГР
  • для железных дорог Исламской Республики Иран —
  • для железных дорог Республики Казахстан — КЗХ
  • для железных дорог Китайской Народной Республики — КЖД
  • для железных дорог Корейской Народно-Демократической Республики — ЗЧ
  • для железных дорог Кыргызской Республики — КРГ
  • для железных дорог Латвийской Республики — ЛДЗ
  • для железных дорог Литовской Республики — ЛГ
  • для железных дорог Республики Молдова — ЧФМ
  • для железных дорог Монголии — МТЗ
  • для железных дорог Республики Польша — ПКП
  • для железных дорог Российской Федерации — РЖД
  • для железных дорог Республики Таджикистан— ТДЖ
  • для железных дорог Туркменистана — ТРК
  • для железных дорог Республики Узбекистан — УТИ
  • для железных дорог Украины — УЗ
  • для железных дорог Эстонской Республики — ЭВР

о Графа для цифрового кода.

Общие пояснения к графам 9–11

Общее поле граф 9–11 может быть использовано для внесения данных без жесткой привязки к расположению отдельных граф. Однако очередность записи данных о грузе должна строго соответствовать последовательности расположения граф.

При недостатке места для внесения всех данных следует изготовить дополнительные листы в соответствии с § 12 статьи 7 СМГС/SMGS.

х 9 Знаки, марки и номера

Записываются нанесенные на грузовые места знаки, марки и номера (§ 3 статьи 9 СМГС/SMGS).

х 10 Род упаковки

Указывается род упаковки; для грузов в контейнерах — слово «Контейнер» и под ним в скобках род упаковки грузов, погруженных в контейнер.

Если грузы не требуют для перевозки тары или упаковки и предъявляются к перевозке без тары и упаковки, должна быть сделана отметка «Не упакован».

х 11 Наименование груза

Грузы должны быть наименованы согласно § 8 статьи 7 СМГС/SMGS. При перевозках грузов в транспортных пакетах выполняются также требования § 9 Приложения 11 к СМГС/SMGS. При перевозке приватных вагонов и вагонов, сданных в аренду, выполняются также и требования § 8 Приложения 10 к СМГС/SMGS.

В случае осуществления перевозки с применением перевозочных приспособлений под наименованием груза отдельной строкой указывается наименование применяемых перевозочных приспособлений.

При перевозках грузов с проводниками необходимо, кроме того, согласно § 9 Приложения 3 к СМГС/SMGS поместить сведения о проводниках и в соответствующих случаях — название пограничной станции, на которой производится замена проводников.

Под словами «Наименование груза» в специально отведенной графе вносится шестизначный цифровой код согласно Гармонизированной номенклатуре грузов.

х 12 Число мест

Указывается количество грузовых мест в отправке, а для грузов, перевозимых в контейнерах, — количество контейнеров и под ним в скобках общее количество мест отправки, погруженных во все контейнеры.

При перевозках грузов в транспортных пакетах (Приложение 11 к СМГС/SMGS) указывается дробью: количество транспортных пакетов (числителем), общее количество грузовых мест, помещенных в эти транспортные пакеты (знаменателем).

Если груз перевозится на открытом подвижном составе без укрытия брезентами или под незапломбированными брезентами и общее число мест превышает 100, то вместо количества грузовых мест указывается: «Навалом».

При перевозке мелких неупакованных изделий, принятых к перевозке только по их массе без подсчета грузовых мест, вместо количества мест указывается: «Навалом».

В случае осуществления перевозки с применением перевозочных приспособлений в одной строке с наименованием перевозочного приспособления согласно заполнению графы 11 указывается количество этих приспособлений.

х 13 Масса (в кг) определена отправителем

Указывается масса груза брутто.

При перевозке грузов в контейнерах, на поддонах или с применением других перевозочных приспособлений указывается масса груза, собственная масса контейнера, поддонов или других перевозочных приспособлений и общая масса брутто.

х 14 Итого мест прописью

Записывается прописью указанное в графе 12 число мест, т. е. количество грузовых мест отправки или делается отметка: «Навалом», а для грузов в контейнерах вносится общее число мест отправки, погруженных в контейнеры и указанных в скобках в графе 12.

х 15 Итого масса прописью

Заполняется прописью общая масса брутто, указанная в графе 13 «Масса (в кг) определена отправителем».

х 16 Подпись отправителя

Отправитель проставляет свою подпись, которая подтверждает правильность всех сведений, внесенных им в железнодорожную накладную. Отправительская подпись может быть произведена также типографским способом или штемпелем.

х 17 Обменные поддоны

Сведения в этой графе относятся только к обменным поддонам.

Указываются режим обмена поддонов (например, «EUR»), а. также их количество отдельно для плоских поддонов и поддонов ящичного типа.

Все прочие поддоны являются перевозочными приспособлениями; сведения об этих поддонах вносятся в графы 18 и 19.

Контейнер/перевозочные средства

х 18 Вид, категория

При перевозках грузов в контейнерах указывается:

  • вид контейнера (малотоннажный, среднетоннажный, крупнотоннажный);
  • категория контейнера (при малотоннажных и среднетоннажных контейнерах — вместимость в м3, при крупнотоннажных контейнерах — длина в английских футах: 20, 30 или 40 (6058, 9125 или 12 192 мм).

В случае применения перевозочных средств или приспособлений указывается вид этих приспособлений (например, брезенты, щиты).

При недостатке места для внесения всех данных, следует изготовить дополнительные листы в соответствии с § 12 статьи 7 СМГС/SMGS.

1 пример:
Вид — малотоннажный
Категория —1 м³

2 пример:
Вид — крупнотоннажный
Категория — 20

х19 Владелец и №

При перевозках контейнеров указываются признак собственности и номер контейнера. Для указания признака собственности применять большие латинские буквы.

Для контейнеров, не принадлежащих железным дорогам, указывается после номера контейнера большая латинская буква «P».

При использовании перевозочных средств или приспособлений, принадлежащих железной дороге, указываются признак собственности и, если имеется, номер перевозочного средства или приспособления.

При использовании перевозочных средств или приспособлений, не принадлежащих железной дороге, указывается большая латинская буква «Р», если имеются знак и номер перевозочного средства или приспособления.

При недостатке места для внесения всех сведений следует изготовить дополнительные листы в соответствии с § 12 статьи 7.

х 20 Отправителем приняты платежи за следующие транзитные дороги

Указываются сокращенные наименования транзитных железных дорог в соответствии с пояснениями к графе 8, за перевозку по которым отправитель принимает на себя платежи согласно статье 15 СМГС/SMGS.

Если отправитель не принимает на себя платежи ни за одну транзитную железную дорогу, то он должен сделать отметку «НЕТ».

В графу для цифровых кодов вписываются коды транзитных железных дорог, указанных отправителем, в последовательности, соответствующей очередности проследования по ним груза. Для железных дорог применяют следующие коды:

АЗ — 57
БЧ — 21
БДЖ — 52
ДСВН — 32
ГР — 28
КЗХ — 27
КЖД — 33
ЗЧ — 30
КРГ — 59
ЛДЗ — 25
ЛГ — 24
ЧФМ — 23
МТЗ — 31
ПКП — 51
РЖД — 20
ТДЖ — 66
ТРК — 67
УТИ — 29
УЗ — 22
ЭВР — 26

Пример:
Сообщение КЖД — БДЖ
Отправитель принял на себя платежи за перевозку по МТЗ, РЖД и ЧФМ:

В случае оплаты провозных платежей по транзитным железным дорогам через плательщика (экспедиторскую организацию, фрахтового агента и др.) отправитель должен сделать отметку об оплате по каждой транзитной дороге в соответствии с § 2 статьи 15.

х 21 Род отправки

Зачеркивается ненужное (§ 1 статьи 8 СМГС/SMGS).

х 22 Погружено

Зачеркивается ненужное (§ 4 статьи 9 СМГС/SMGS).

х 23 Документы, приложенные отправителем

Указываются все сопроводительные документы, прилагаемые отправителем к железнодорожной накладной (разрешение на вывоз, необходимые для выполнения таможенных и других правил документы, сертификат, спецификация, дополнительные листы к железнодорожной накладной и т. п.) и их количество, если прикладывается несколько экземпляров.

Читать дальше  Продажа квартиры полученной по договору дарения

В случае приложения к железнодорожной накладной дополнительных листов согласно § 12 статьи 7 СМГС/SMGS в данной графе делается отметка о количестве приложенных дополнительных листов.

х 24 Объявленная ценность груза

Указывается прописью ценность груза (статья 10 СМГС/SMGS).

о 25 Отправка № (контрольная этикетка)

26 Отметки таможни

Эта графа предназначена для отметок таможенных органов.

хо Общие пояснения к графам 27-30

Эти графы предусмотрены для сведений об используемых вагонах и заполняются только при перевозках грузов повагонными отправками.

Сведения о вагоне вносятся отправителем или станцией отправления в зависимости от того, кто из них осуществлял погрузку. При перегрузке повагонных отправок на пограничных станциях в вагоны другой ширины колеи или при их перегрузке в пути следования станция перегрузки перечеркивает данные о первоначальном вагоне так, чтобы их можно было прочитать, и помещает под ними соответствующие сведения о каждом вагоне, в который перегружены грузы.

При недостатке места для внесения сведений о вагонах, в которые были перегружены грузы, станция перегрузки должна составить в необходимом количестве дополнительные листы (по одному экземпляру для листов 1, 2, 4 и 5 железнодорожной накладной, а также для каждого дополнительного экземпляра дорожной ведомости) и прикрепить их к железнодорожной накладной и к дополнительным экземплярам дорожной ведомости. В последней строке граф 27–30 следует указать: «Продолжение смотри на дополнительном листе».

При предоставлении проводникам отдельного вагона необходимо, кроме того, поместить соответствующие сведения об этом вагоне и под ними сделать отметку: «(Вагон для проводников)» (§ 9 Приложения 3 к СМГС/SMGS).

В остальном действуют положения § 12 статьи 7 СМГС/SMGS.

хо 27 Вагон

Указывается род и номер вагона и сокращенное наименование дороги — собственницы или приписки вагона. Если на вагоне не указано обозначение рода вагона, то род вагона указывается в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления.

Пример:
КР 24538746 РЖД

Если вагон имеет двенадцатизначный номер, то вместо вышеуказанных сведений записывается этот номер.

Пример:
2154 126 0513 0

хо 28 Подъемная сила

Записывается указанная на вагоне подъемная сила.

Если используются вагоны, на которых нанесен трафарет «ABC», то в качестве подъемной силы записываются буква «C» и указанная под ней максимальная масса.

хо 29 Оси

Записывается количество осей используемого вагона.

хо 30 Масса тары

Записывается масса тары, указанная на вагоне.

При определении массы порожнего вагона путем взвешивания указанная на вагоне собственная масса записывается в числителе, а собственная масса, определенная путем взвешивания, — в знаменателе.

о 31 Масса груза после перегрузки

о 32 Масса (в кг) определена железной дорогой

о 33-44 Графы для цифровых кодов

хо 45 Количество и знаки пломб

Записываются количество и все знаки пломб, наложенных на вагон или контейнер, в соответствии с § 8 статьи 9 СМГС/SMGS или § 12 Приложения 8 к СМГС/SMGS.

При использовании запорно-пломбировочных устройств записывается сокращенное наименование дороги отправления, контрольный знак, при наличии — наименование отправителя и станция отправления, дополнительно указывается принадлежность запорно-пломбировочных устройств (отправителя или железной дороги) и их название.

о 46 Календарный штемпель станции отправления

о 47 Календарный штемпель станции назначения

хо 48 Способ определения массы

Указывается способ определения массы груза, например: «На вагонных весах», «На десятичных весах», «По стандарту», «По трафарету», «Путем обмера».

Если масса груза определяется отправителем, он также должен указать в этой графе сведения о способе определения им массы груза.

о 49 Штемпель станции взвешивания, подпись

х 50 Прил. 2

При предъявлении к перевозке опасных грузов согласно Приложению 2 к СМГС/SMGS необходимо в квадрат внести крест ([x]).

Если эта графа имеет рамку и слова «Прил.2» черного цвета, то при предъявлении к перевозке опасных грузов согласно Приложению 2 к СМГС/SMGS назначением в Республику Беларусь, Китайскую Народную Республику, Латвийскую Республику, Литовскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Польшу, Украину, Эстонскую Республику и в обратном направлении и транзитом через эти страны отправитель, кроме того, обязан подчеркнуть в железнодорожной накладной наименование груза, при этом в листе 1 железнодорожной накладной — чертой красного цвета.

ООО приобретает товар, доставка которого осуществляется железнодорожным транспортом. Грузополучателем является сторонняя организация, с которой заключен договор ответственного хранения.ВОПРОС: У кого должен оставаться лист 1 транспортной железнодорожной накладной? Если у грузополучателя, то каким документом организация покупатель подтвердит факт доставки товара до места хранения?

Отвечает Ваш персональный эксперт

Официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Основной перевозочный документ, подтверждающий перевозку, – транспортная железнодорожная накладная. Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов. Лист 1 – это оригинал накладной. Он выдается перевозчиком грузополучателю. Лист 2 – дорожная ведомость. Лист 3 – корешок дорожной ведомости. Он должен остаться у перевозчика. И последний лист 4 – квитанция о приеме груза. Она остается у грузоотправителя (Письмо от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660@).

Исходя из этого можно сделать вывод, что транспортная железнодорожная накладная покупателю не передается. Она останется у грузополучателя — организации, с которой заключен договор ответственного хранения.

Чтобы обезопасить себя включите в договор условие о предоставлении копии транспортной железнодорожной накладной покупателю.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету у покупателя, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12. При этом если товар доставляется ж/д транспортом, то наряду с товарной накладной необходима транспортная железнодорожная накладная. Этот документ служит подтверждением перевозки товаров.

Но если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него транспортной железнодорожной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием признания расходов на товар (по аналогии с доставкой автомобильным транспортом).

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», №6, июнь 2009
Отправляем груз по железной дороге и не переживаем о документах

САМИМ. На что обратить внимание, заключая договор на перевозку с ОАО «РЖД»

Рассмотрим первый вариант, когда вы самостоятельно отправляете свой груз. Прежде всего вы должны заключить договор перевозки с ОАО «Российские железные дороги». Для этого подаете заявку на перевозку грузов по форме ГУ — 12. Форма заявки приведена в приказе МПС России от 16 июня 2003 г. № 21 «Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Сделать это нужно не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов. Если у вас идет груз на экспорт, то не менее чем за 15 дней до начала перевозки. Так гласит статья 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18 — ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В заявке вы указываете полное наименование, почтовый адрес грузоотправителя, то есть вашей фирмы, железнодорожные станции отправления и назначения. А также приводите точную информацию о грузе: наименование, вес, количество вагонов, грузоподъемность и количество контейнеров.

Заявка заполняется в трех экземплярах. Каждый из них подписывается руководителем и заверяется печатью фирмы.

В течение двух дней перевозчик должен ее согласовать и вернуть вам один экземпляр заявки с соответствующей отметкой. Если заявка согласована не будет, то вам вернут два экземпляра заявки с приложенным мотивированным отказом (Пункт 11 Правил, утвержденных приказом МПС России от 16 июня 2003 г № 21).

После того как заявка принята, оформляется договор перевозки грузов. Если ваша компания планирует систематически перевозить грузы железнодорожным транспортом, лучше заключить долгосрочный договор. Тогда в заявках на перевозку вы сразу указываете номер договора.

В договоре определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки, условия доставок, порядок расчетов, ответственность сторон, а также прочие условия организации перевозок.

В рамках договора перевозки могут быть предусмотрены вспомогательные услуги и работы, связанные с перевозкой грузов: погрузочно — разгрузочные работы, подача и уборка вагонов, хранение грузов и контейнеров и др. Соответственно плата за них войдет в общую стоимость транспортных услуг по доставке груза помимо железнодорожного тарифа за перевозку.

Хочу заметить, что в некоторых случаях требуется заключить отдельный договор о подаче и уборке вагонов, причем не с железной дорогой, а с владельцем железнодорожного подъездного пути. Чтобы вам было проще разобраться, о какой ситуации идет речь, – несколько слов о структуре железнодорожных путей. Различают железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные подъездные пути, то есть пути не общего пользования.

Железнодорожные подъездные пути примыкают к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей.

Они могут принадлежать не ОАО «РЖД», а другому владельцу: физическому или юридическому лицу. Если компания, которая является грузоотправителем или грузополучателем, имеет на «чужом» подъездном пути склады и погрузочно — разгрузочные площадки, то она оформляет договор о подаче и уборке вагонов с его владельцем. При условии, что подъездной путь обслуживается локомотивом своего владельца.

Читать дальше  Форма агентского договора с физическим лицом

В этом случае железная дорога в расчетах не участвует. Компания получает документы, подтверждающие затраты на подачу — уборку вагонов от владельца подъездного пути. Это акты выполненных работ, счета — фактуры.

– А если подъездной путь обслуживается железнойдорогой, какие документы мы должны получить?

– Ведомость подачи — уборки вагонов.

Основной перевозочный документ, подтверждающий перевозку, – транспортная железнодорожная накладная. Она оформляется грузоотправителем и сопровождает груз на всем пути его следования. На это указывает пункт 25 Устава железнодорожного транспорта РФ. Когда груз приходит на станцию назначения, накладная передается грузополучателю.

Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов. Лист 1 – это оригинал накладной. Он выдается перевозчиком грузополучателю. Лист 2 – дорожная ведомость. Лист 3 – корешок дорожной ведомости. Он должен остаться у перевозчика. И последний лист 4 – квитанция о приеме груза. Она остается у грузоотправителя.

Замечу, что накладная составляется на каждую отправку груза.

Формы транспортных железнодорожных накладных приведены в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39, а также в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 30.

Таким образом, подав заявку на перевозку, вы должны заполнить железнодорожную накладную и сдать ее перевозчику вместе с грузом. У вас на руках остается квитанция о приеме груза. О том, что квитанция вами получена, вы расписываетесь в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

При приеме груза перевозчик должен проставить на всех листах накладной календарный штемпель.

Если для погрузки, крепления и перевозки груза необходимы специальное оборудование, материалы, приспособления, в железнодорожной накладной вы делаете соответствующую отметку.

Хочу обратить ваше внимание, что отметки, которые проставляются на накладных, имеют значение при разрешении споров. Например, в случае нарушения срока доставки груза или задержки его выдачи. Поскольку к претензии перевозчику должны быть приложены помимо других документов и транспортные накладные* (Статья 120 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Расчеты с железной дорогой, как правило, проводятся в безналичном порядке через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД) железных дорог.

При этом платежи за перевозку грузов и дополнительные сборы могут перечисляться в порядке плановых платежей или предварительной оплаты* (Пункт1 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного ЦБ РФ № 82, МПС России № ЦФ — 244 от 25 марта 1994 г).

Можно заплатить за перевозку также наличными деньгами через железнодорожную кассу.

Как правило, платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки. Исключение составляют ситуации, когда перевозку оплачивает получатель груза. Тогда по письменному заявлению грузоотправителя перевозчик может разрешить оплату перевозки на станции назначения. В этом случае в договоре перевозки предусматриваются гарантии внесения провозной платы.

Окончательные расчеты за перевозку проводит получатель по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения до момента его выдачи.

Учтите, что задержка платежей чревата дополнительными тратами. Вам придется уплатить проценты за пользование чужими средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса РФ. А кроме того, не выданные грузополучателю вагоны и контейнеры будут на ответственном простое и за их использование тоже придется платить. На это указывает статья 30 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Теперь, что касается ответственности перевозчика. За потерю или недостачу груза железная дорога возмещает ущерб в размере его стоимости. За утрату груза, сданного для перевозки с объявлением ценности – в размере объявленной стоимости. За повреждение груза – в размере стоимости поврежденной части.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если по документам стоимость груза определить нельзя, тогда берется цена на аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах.

Перевозчик также должен вернуть плату за перевозку груза и иные платежи пропорционально количеству утраченного или поврежденного груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза* (Статья 96 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Если перевозчик в установленное время не подал под погрузку вагоны, контейнеры или они оказались непригодные для перевозки, он платит штрафы, предусмотренные правилами статьи 100 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Уточню, что задержка вагонов под погрузку менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается. Задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

– А если груз пришел на станцию назначения с опозданием по вине перевозчика, он должен платить штраф?

– В этом случае железная дорога платит не штраф, а пени в размере 9 процентов платы за перевозку груза. Это следует из статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Кроме всего прочего, если в процессе доставки груза были повреждены или утрачены вагоны, контейнеры, которые не принадлежат перевозчику, он должен возместить убытки их владельцам.

Как определить срок доставки груза

Срок доставки груза нужно считать с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки. Дату приема груза перевозчики проставляют в оригинале накладной и дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата окончания срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Неполные сутки при подсчете сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время – московское. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузахне позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

В каком порядке оприходовать товары

Можно ли оприходовать товар без товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом. Покупателю представлена только товарная накладная по форме № ТОРГ-12

Можно, но только при условии, что покупатель не является заказчиком перевозки.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). При этом если товар доставляется покупателю автомобильным транспортом, то наряду с товарной накладной необходима товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т (или транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это связано с тем, что товарно-транспортная накладная является документом, предназначенным для расчетов за перевозки товаров автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Этот документ служит подтверждением не только перевозки товаров, но и их отгрузки. Поэтому покупатель на его основании может отразить в бухучете поступление товаров (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 49, 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Но если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него товарно-транспортной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием для отражения прихода в бухучете (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413 и ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195.

Чтобы отразить в бухучете получение товара, организация должна использовать первичные документы, содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, товарно-транспортная накладная и товарная накладная – документы не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Так, в товарной накладной есть место для отражения номера транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной (например, в ней не выделен отдельной строкой НДС). Поэтому, несмотря на то что принять товар на учет организация-покупатель может только на основании товарной накладной, лучше такое поступление задокументировать и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, и товарной накладной, например, по форме № ТОРГ-12. Это обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий проверяющих. Для этих целей требуйте от поставщиков и обеспечивайте сохранность обоих товаросопроводительных документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector