Содержание
В соответствии с частью 1 ст. 18 закона сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения. Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.
Как указывается в части 1 статьи 18 Закона, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только Законом о полиции, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно статье 30 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии с частью 2 закона перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Сотрудник полиции вправе на законных основаниях иметь при себе оружие и применять его в случаях, порядке и с учетом ограничений и запретов, установленных Федеральным законом "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему".
Согласно части 3 статьи 18 Закона о полиции в состоянии необходимой обороны (в случае крайней необходимости) при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Кроме того, право сотрудника полиции при наличии оснований для применения огнестрельного оружия применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие, в том числе изъятое в ходе борьбы у правонарушителя и т.д. (часть 3 статьи 18).
Закон о полиции не позволяет выдавать сотруднику полиции для несения службы огнестрельное оружие, не состоящие на вооружении органов внутренних дел; часть 3 статьи 18 предусматривает лишь право его применять при наличии установленных Законом оснований. Часть 3 статьи 18 Закона о полиции уточняет правовой режим применения сотрудниками полиции оружия, не состоящего на вооружении органов внутренних дел. Так, на применение подобного оружия распространяются запреты, содержащиеся в частях 5 и 6 статьи 23 Закона, и порядок, предусмотренный статьей 19.
Право сотрудника полиции на применение огнестрельного оружия, связано с необходимостью проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в соответствии с приказами МВД России. Что касается сотрудников, применяющих световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, то они должны иметь соответствующие допуски на работу с этими средствами (часть 6 статьи 18).
Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность (не сумевший пройти в силу собственной неподготовленности) к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона о полиции превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.
Сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если применение огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами (часть 9 статьи 18).
Закон о полиции, во – первых, устанавливает правило, согласно которому действия сотрудника полиции, основанные на требованиях законодательства, регламентирующего основания и порядок применения полицией огнестрельного оружия, признаются законными и не могут повлечь юридической ответственности сотрудника полиции независимо от того, какие последствия наступили в результате применения им соответствующих мер государственного принуждения.
Часть 1 статьи 19 Закона полиции обязывает сотрудника перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых данные средства предполагается применить, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Совершение указанных действий необходимо для реализации положений части 4 статьи 5 Закона о полиции; при наличии соответствующей возможности сотрудники полиции обязаны выполнить и иные действия, предусмотренные указанной нормой (назвать свои должность, звание, фамилию и т.д.).
Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.
Закон о полиции, разрешает сотрудникам полиции применять оружие первыми, в том числе без предупреждения. Так, если промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции вправе применить перечисленные меры государственного принуждения без предупреждения и выполнения иных действий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о полиции.
Если ситуация вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к применению огнестрельного оружия, он должен:
во – первых, исключить возможность ошибки в определении лиц, подлежащего задержанию, и выборе способа силового воздействия. Мало подозревать какое – либо лицо в совершении преступления, надо быть уверенным в этом, и эта уверенность должна быть основана на бесспорных и очевидных в момент применения соответствующих мер государственного принуждения фактах;
во – вторых, исключить возможность неосторожного причинения вреда третьим лицам;
в – третьих, стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для пресечения побега из – под конвоя лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, на котором он пытается скрыться, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются);
в – четвертых, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).
В Законе закрепляется не безусловное требование причинить наименьший ущерб, а обязанность сотрудника полиции стремиться к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной стрессовой обстановке, которая вызывает необходимость силовых действий. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований Закона не несет за это никакой юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с Законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред своим неосторожным выстрелом.
Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (часть 4 статьи 19). Первая помощь в данном случае состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения, фиксации поврежденной конечности, устранении возможности загрязнения раны, обеспечении доступа воздуха и т.д.
Кроме того, сотрудник полиции обязан принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок, т.е. самостоятельно или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызвать скорую медицинскую помощь либо доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
О причинении гражданину телесных повреждений (при наличии признаков причинения вреда здоровью любой тяжести) в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина (часть 5 статьи 19).
В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона о полиции о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Эта обязанность выполняется руководителем (оперативным дежурным) органа внутренних дел.
Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть (часть 7 статьи 19). Выполнение данной обязанности позволяет обеспечить эффективность осмотра места происшествия, способствует объективному разбирательству как по факту противоправных действий лица, которые пресекал сотрудник полиции, так и по вопросу о правомерности причинения сотрудником полиции смерти либо вреда здоровью.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт (часть 8 статьи 19).
Своим рапортом сотрудник полиции должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, по существу, доказать, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к применению огнестрельного оружия.
В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (часть 9 статьи 19). В то же время согласно части 2 статьи 30 Закона о полиции "при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом"; в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ "лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность".
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8253 – | 7898 – или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Для того, чтобы установить правовой статус сотрудника полиции при применении им оружия, необходимо изучить и читать законодательную базу по данному вопросу, а именно – ФЗ о полиции. Разберемся подробнее с важнейшими статьями данного правового акта.
ФЗ о полиции имеет определенное деление на главы. Среди них и такая глава, как применение сотрудниками полиции физического принуждения и специальных средств.
К специальным относится и такое средство, как оружие. Ст.23 федерального закона дает право использования полицией в исключительных случаях совершать выстрелы из огнестрельного вида оружия. Именно в этой статье подробно рассматриваются основания для применения такого рода оружия, запреты на его использование и иные существенные условия использования полицейскими в отношении населения различного рода специальных средств.
Статья 24 раскрывает такой важный аспект, как гарантии безопасности для такого сотрудника, который является вооруженным. Там указано, что право на обнажение огнестрельных аппаратов сотрудник имеет только в установленных законом случаях. Так же там разъясняется право на выстрел при нарушении преступником указанного полицейским расстояния, при его касании к оружию и в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Для того чтобы более детально разобраться в таком важнейшем праве, данным законодателем сотруднику полиции, необходимо изучить шпаргалку в таблицах, в которых детально будут рассмотрены основания и запреты на применение оружейных средств и боеприпасов.
Обязательно нужно помнить и о запрете на производство данных действий. Основания для этого следующие:
Данные правила не распространяются на ситуации, когда вышеуказанные лица оказывают вооруженное сопротивление и иным образом угрожают как жизни сотрудника полиции, так и жизни и здоровью населению.
Законом предусмотрен широкий перечень оснований, при наличии которых полицейскому дается право применять такое средство защиты, как огнестрельное оружие. Это вполне обоснованно, так как наличие строго регламента позволяет защитить граждан от необоснованного посягательства на их жизнь и здоровье должностными лицами органов внутренних дел.
Перечень оснований, представленных в законе, следующий:
Разумеется, что за применением оружия следит начальствующий состав органов внутренних дел. Сотруднику выдается определенное количество патронов, за отсутствие хотя бы одного из которых он должен предоставить письменный отчет.
Существует и еще одно весомое правило относительно предупредительного выстрела. Прежде чем начать стрелять, сотрудник полиции обязан уведомить гражданина о том, что сейчас он начнет стрелять на поражение, сделав при этом предупредительный выстрел в воздух.
В том случае, если это позволяет ситуация, работники полиции должны предпринять все меры, направленные на НЕпричинение смерти гражданину (например, выстрел в руку, ногу и др.).
Основания применения оружия сотрудниками уже были рассмотрены выше. Стоит отметить, что использование оружия допускается как лично должностным лицом органов внутренних дел, так и в случае, когда он действует в группе.
Можно применять не только «огнестрел», но и объекты, предназначенные для ограниченного поражения. В данном случае, конкретный вид оружия определяется в зависимости от ситуации и обстановки. Особое внимание необходимо уделить случаям, при которых применять оружие полностью запрещено:
Однако правила того, когда запрещается использовать оружие, содержат некоторые исключения. Так, например, если вышеуказанные лица выявляют явные признаки враждебности путем обнажения своего оружия или совершения попыток осуществления выстрела, сотрудникам полиции также разрешается стрелять на поражение.
Особое внимание стоит уделить и месту использования огнестрельного оружия. Так, нельзя его применять в общественных и административных зданиях, в которых имеется большое скопление народа. Связано это с тем, что в таких случаях вред может быть нанесен не только самому преступнику, но и окружающим его лицам.
Министерством внутренних дел разработаны правила применения огнестрельного оружия, согласно которым полицейские обязаны проверять, заряжено оно или нет, всегда обращаться с ним как с заряженным, правильно держать палец на курке и др.
Как оружие, так и боеприпасы к нему обязательно выдаются только при наличии специального документа – расписки. Таким образом обеспечивается учет и рациональное пользование такими специальными средствами.
Текст и главы различных пунктов данного федерального закона претерпевают периодические изменения. Тоже самое касается и комментариев к статье.
Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции. Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.
Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых. Правила относительно применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел не претерпели практически никаких изменений.
Скачать правила и порядок в отношении применения специальных средств можно здесь. ⇐
Таким образом, сотрудник полиции имеет массу прав относительно применения оружия. Конкретного рода ограничения направлены на недопущения причинения вреда жизни и здоровью населения.
Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.
Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».
Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и наличие разрешения на пневматическое оружие. О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по ссылке.
Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.
Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:
Мы указали главные тезисы, которые оговаривает закон о применении оружия сотрудником полиции. Смотрите также материал про то, что нужно для ношения пневматического пистолетаZ.
Страж порядка может использовать табельное оружие (например ПМм пистолет) при возникновении таких ситуаций:
Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.
Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:
Спортсменам стоит посмотреть интересное видео винтовки Выхлоп.
О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.
Как сделать пулеулавливатель для пневматики своими руками смотрите по адресу: https://pwpn.ru/komplektaciya/puleulavlivatel.html
Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.
Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.
Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы – дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.
При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.
В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.
Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.
В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.
Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.
Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.
Рекомендуем ознакомиться со статьей о, нашумевшем в свое время, пистолете Макарова МР 371. Технику стрельбы из пистолета Макарова смотрите тут.
Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.
Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.
No related posts.