Право собственности общественных организаций | Загранник

Право собственности общественных организаций

Субъекты: общественные организации, религиозные организации, общественные движения, общественные фонды, благотворительные и иные фонды.

Объекты права собственности: лишь те виды имущества, которые необходимы для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе.

Собственность всех этих организаций, фондов и объединений относится к частной собственности юридических лиц, кто бы ни выступал в качестве их учредителей, членов, участников или спонсоров. Указанные организации, фонды и объединения относятся к числу таких юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют никаких имущественных прав.

Основания приобретения права собственности: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, различных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности.

Правомочия собственника общественные объединения вправе использовать только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

При ликвидации общественных объединений имущество используется на цели, в интересах которых они были созданы или на благотворительность.

Согласно ст. 21 и 22 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозной организации, может находиться как в собственности, так и в пользовании указанной организации. В собственности религиозных организаций могут находиться объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, здания, земельные участки, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей. Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами или организациями, переданное в собственность государством либо приобретенное иными не противоречащими законодательству способами.

Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям, признанным юридическими лицами. В собственности общественных организаций числятся такие объекты, как земля, жилищный фонд, имущество оздоровительного назначения, деньги, ценные бумаги, транспорт. Кроме того, собственностью могут быть другие учреждения, скажем, издательства или СМИ.

Общественное объединение (организация) – самоуправляемое добровольное формирование, группа людей, которые объединили усилия для достижения цели, прописанной в Уставе. К общественным организациям относят молодежные, ветеранские, кооперативные организации, союзы предпринимателей, творческие союзы (писателей, художников), научные и культурные сообщества. Членами общественной организации становятся физические лица и объединения лиц, высший управляющий орган – общая конференция (съезд).

Имущество общественной организации приобретается на взносы участников. Взносы бывают членскими (выплачиваются периодически) и вступительными (выплачиваются единовременно, когда новый участник регистрируется). Общественная организация может использовать для приобретения имущества добровольные пожертвования и доходы от организуемых мероприятий: выставок, аукционов, лотерей – и деятельности иного рода, не запрещенной законодательством.

Если цель существования организации, зафиксированная в Уставе – политическая, она не может использовать материальную помощь от граждан, фирм, других государств для деятельности, связанной с выборами.

1. Право собственности общественных организаций (объединений).

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии . Субъектами права собственности могут выступать не все общественные объединения, а лишь

См.: ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930). Следует заметить, что согласно ст. 2 названного Закона его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

прошедшие государственную регистрацию и обладающие статусом юридического лица (п. 4 ст. 213 ГК, ст. ст. 3, 21, 32 Закона "Об общественных объединениях") .

Общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, существуют в виде простых, однозвенных и многозвенных структур (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона "Об общественных объединениях". Согласно названной норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации, в целом является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

Читать дальше  Приказ об утверждении должностных обязанностей

Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. Тем самым непосредственно в законе закреплен отказ от принципа единой и неделимой собственности общественных объединений, который на протяжении десятилетий действовал в СССР. Соответственно в общественных

Сказанное не означает, что всякое общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет обособленное имущество в собственности. Так, общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем, осуществляют вещное право оперативного управления, а не право собственности (ст. ст. 296, 298 – 300 ГК РФ, ст. 35 Закона "Об общественных объединениях").

организациях, имеющих региональные и иные структурные подразделения (местные и первичные), осуществляющие деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом. В частности, согласно ст. 28 Закона "О политических партиях" собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом .

Как уже отмечалось, не относится к субъектам права собственности общественное учреждение. В отношении закрепленного за ним имущества такое учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 – 300 ГК). Вместе с тем следует отметить, что в ст. 35 Закона "Об общественных объединениях", кроме названного права, предусмотрено право общественных учреждений "быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества". Полагаем, что данное правило не подлежит применению как противоречащее ст. ст.

Впрочем, имеет смысл обсудить еще одну сторону правового положения имущества общественных организаций, имеющих структурные подразделения. В ст. 32 Закона "Об общественных объединениях" и в п. 2 ст. 28 Закона "О политических партиях" устанавливается правило о том, что структурное подразделение общественной организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником. Думается, что названное положение противоречит ряду статей ГК (ст. ст. 115, 120, 296 ГК). Согласно гражданскому законодательству право оперативного управления – ограниченное вещное право. Им наделяются федеральные казенные предприятия и учреждения. Указанные нормы Кодекса носят императивный характер, а самое главное – определяют правовую природу соответствующих юридических лиц. Поэтому в силу п. 2 ст. 3 ГК данное положение применяться не должно.

120, 296, 298 – 300 ГК. Согласно указанным статьям приобретение учреждениями имущества на праве собственности не предусматривается. Такой подход уязвим и потому, что названное правило принято вопреки п. 2 ст. 3 ГК, исходя из которого нормы гражданского права, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать Кодексу.

В качестве объектов права собственности общественных объединений могут выступать земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги, издательства, средства массовой информации и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в их уставах (ст. 30 Закона "Об общественных объединениях").

Положение о целевом характере имущества общественных объединений отражено также в нормах специального законодательства о правомочиях собственника по использованию имущества. Так, имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии (п. 3 ст. 28 Закона "О политических партиях"; п. 5 ст. 24 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

2. Право собственности религиозных организаций. Правовой режим имущества религиозных организаций принципиально не отличается от правового режима имущества общественных организаций (объединений). Субъектами права собственности могут выступать лишь религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, т.е. религиозные организации (п. 4 ст. 213 ГК). Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.

Читать дальше  Средняя характеристика с места работы образец

В качестве объектов права собственности религиозных организаций выступает имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. Это могут быть: здания, объекты производственного, социального, культурно-просветительского и иного назначения, предметы культа, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, и иное имущество. При этом особой защитой со стороны государства пользуется право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. На это имущество не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (п. 5 ст. 21 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

3. Правовой режим имущества благотворительных организаций определен Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" . Благотворительные организации, являясь неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральным законом. Субъектами права собственности выступают те из них, которые не относятся к учреждениям.

Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить: взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты); поступления из государственного и местного бюджетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности.

Осуществляя правомочия собственника, благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей,

СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029.

предусмотренных Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 4 ст. 213 ГК, п. 1 ст. 12 Закона). При осуществлении подобными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Вследствие присущих благотворительным организациям общеполезных целей в законе предусмотрены дополнительные ограничения по распоряжению имуществом таких организаций. Так, они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний, не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, и т.д. (см. п. п. 4, 5 ст. 12, п. п. 3 – 5 ст. 16 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

4. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) принципиально не отличается от права собственности других некоммерческих организаций. Ассоциации и союзы, являясь собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям, осуществляют правомочия собственника в соответствии с общими положениями о владении, пользовании и распоряжении имуществом некоммерческих организаций. Имущество используется ими лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники) объединения, однако, не вправе предусмотреть в учредительных документах возможность ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 121 ГК).

В случае ликвидации союза или ассоциации право собственности прекращается также в соответствии с общими правилами о распределении имущества ликвидируемой некоммерческой организации (п. 1 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").

5. Право собственности других некоммерческих организаций (фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, государственной корпорации).

Право собственности фондов, а также право собственности автономной некоммерческой организации лишено каких-либо особенностей. Фонды и автономные некоммерческие организации подобно другим некоммерческим организациям, преследующим общественно полезные цели, являются собственниками имущества, переданного им учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям (п. 4 ст. 213 ГК, ст. ст. 7, 10 Закона "О некоммерческих организациях"). Они используют имущество для целей, определенных их уставом. В случае ликвидации фонда либо автономной некоммерческой организации право собственности прекращается в соответствии с общим правилом об отсутствии имущественных отношений между некоммерческой организацией и ее участниками (п. 1 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").

Читать дальше  Страховой депозит и залог при аренде квартиры

Право собственности некоммерческого партнерства также не является исключением из общего правила о праве собственности некоммерческих организаций (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК, ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях"). Некоммерческое партнерство осуществляет право собственности в соответствии с общими положениями о владении, пользовании и распоряжении имуществом некоммерческих организаций.

Особенности прекращения права собственности некоммерческого партнерства связаны с его ликвидацией либо выходом членов из него. Своеобразным исключением из общего правила об отсутствии каких-либо имущественных отношений между некоммерческой организацией и ее участниками является предположение о наличии у членов некоммерческого партнерства обязательственных прав. Так, при выходе из некоммерческого партнерства они вправе (если иное не установлено законом или учредительными документами) получить часть его имущества или стоимость имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Аналогичным правом наделены члены некоммерческого партнерства и при его ликвидации. Остальная часть имущества должна быть направлена на те социальные цели, ради которых партнерство было создано (ст. 8 и п. п. 1, 2 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").

Праву собственности государственной корпорации, как не имеющей членства некоммерческой организации, созданной на основании федерального закона, присущ ряд особенностей.

Согласно ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" "имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации". Названное положение определяет не только вид вещного права государственной корпорации, но и устанавливает первоначальные основания возникновения права собственности. Иными словами, имущество государственной корпорации при ее учреждении формируется за счет имущества Российской Федерации. Затем, специальным законом о создании государственной корпорации устанавливаются особые законодательные ограничения права собственности государственной корпорации . Подобный вывод следует из указаний ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" о том, что государственная корпорация использует имущество, в том числе осуществляет предпринимательскую деятельность, для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание. Этим же Законом определяется порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации, порядок ответственности по обязательствам корпорации. Имеющийся в настоящее время опыт учреждения государственных корпораций невелик, случаи их создания единичны.

Как известно, установление законом подобных особенностей предусмотрено п. 3 ст. 212 ГК.

Исходя из сказанного, более полный анализ особенностей содержания права собственности государственной корпорацией возможен лишь на основании отдельного специального закона о создании конкретной корпорации.

Примером такого закона служит Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" . В соответствии с ним для управления реструктурируемыми кредитными организациями создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", обладающая имуществом на праве собственности (п. 2 ст. 31 Закона). Анализ норм указанного Закона, характеризующих содержание права собственности государственной корпорации, позволяет установить следующее. Права владения, пользования и распоряжения государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" ограничены пределами, установленными названным Законом. Особенности правомочия распоряжения установлены Законом в форме допустимости совершения определенных видов сделок, направленных на распоряжение имуществом при реструктуризации кредитных организаций (п. 1 ст. 32 Закона).

Государство контролирует использование по назначению имущества. Годовой отчет о деятельности Агентства направляется Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и Банк России (ст. 42 Закона). Как следует из изложенного, ограничения пределов осуществления государственной корпорацией права собственности таковы, что позволяют предположить о наличии у государственной корпорации "Агентство по

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093.

реструктуризации кредитных организаций" на закрепленное за ней имущество не права собственности, а иного, ограниченного, вещного права, по содержанию не совпадающего ни с одним из известных вещных прав (см. также § 4 гл. 6 учебника).

1. Масляев А. Право собственности общественных объединений (организаций) // Закон. 1993. N 2.

2. Маттеи У., Суханов Е. Основные положения права собственности. М., 1999 (разд. "Право собственности и иные вещные права в России").

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector