Содержание
Порядок и особенности оказания услуг по пассажироперевозкам рассмотрен в таких нормативных документах:
Рассмотрим основные услуги, которые предоставляются перевозчиками.
Перечислим основные услуги по перевозке пассажиров автотранспортом, что должны проходить сертификацию:
Компания-перевозчик обязана:
Рассмотрим правила оказания услуг перевозки пассажиров в пригородных поездах, а также поездах дальнего следования.
Общие услуги, что предоставляются на железнодорожном транспорте:
Для безопасности и создания комфортных условий для пассажиров в вагоне должно быть 2 проводника.
Перечислим, на что могут рассчитывать люди, которые приобрели билет на поезд:
Как насчет сервиса? Пассажиры обслуживаются до поездок, во время и после поездок. Если отсутствует комплексное сервисное обслуживание, этап-перевозка утрачивает потребительскую ценность, конкурентоспособность.
Услуги при пассажирских перевозках при авиаперелете:
Предоставляется ряд технологических услуг (бесплатных):
Возможно бронирование особой услуги:
Пассажиры обслуживаются:
Обязательно также:
Среди платных услуг:
К дополнительным услугам относят:
Перевозчик должен обеспечить пассажиров достоверными сведениями о:
Предоставляются услуги такого плана:
Все пассажиры вправе, предъявив проездной билет, сдать багаж. Они могут предъявлять для перевозки багаж, а отправитель – грузобагаж, объявив ценность (платно).
Багаж должен приниматься к перевозке, и при этом не может вскрываться упаковка. Если багаж предъявляется в неисправных упаковках, перевозчик вправе отказаться его принять.
Багаж нее может следовать далее, чем следует пассажир в соответствии с проездным документом. Его масса и размер устанавливается порядком транспортировки пассажиров и багажа.
Выдача багажа осуществляется после того, как пассажир предъявит багажную квитанцию.
Багаж может быть принят заранее, но тогда нужно будет оплатить его хранение. Сроки доставки определяют с учетом следования транспортного средства
При организации перевозок пассажиров стоит определить такие условия:
Нельзя использовать транспортные средства, что были переоборудованы из иных видов транспорта, если нет протокола испытаний на соответствие нормам требований Еврокомиссии.
Независимо от вида транспортного средства, которым пользуется пассажир, ему будет возвращено стоимость билета в том случае, если наступит чрезвычайная ситуация и дальнейшее следование будет невозможным. При этом перевозчики обязаны организовать дальнейшую перевозку пассажиров.
Для того, чтобы установить перечень обязательств перевозчика, составляется договор перевозки. Пассажиры же при этом также имеют ряд обязательств, одним из которых является оплата проезда.
На данный момент не устанавливается единого порядка предъявления претензий. Все нормативные документы содержат свои правила.
Если устанавливается досудебный порядок урегулирования споров в договорах правила предъявления претензий и срок также устанавливаются таким соглашением.
Определим некоторые правила.
Согласно пункту 1 ст. 797 ГК до того, как предъявлять перевозчикам иски, обязательно подается ему претензия в соответствии с транспортным уставом или кодексом. Но в данном положении не затронуто порядок предъявления претензии по багажу и перевозке граждан.
Здесь стоит опираться на нормы транспортного устава, кодекса, и дополняющего его правила.
Во 2-м пункте данной статьи говорится о том, что перевозчик вправе рассмотреть претензию в течение месяца. При этом не имеет значения содержание и вид перевозки (прямая, местная, смешанная).
Претензия, что возникает из несохранной транспортировки грузов транспортными средствами, предъявляется перевозчику или компании, что выдала груз. Если же груз полностью утрачивается, тогда – к перевозчику или компании, что приняла груз.
Предъявление претензий, что возникают из перевозки пассажиров и багажа, осуществляется к перевозчикам пункта отправки или назначения (на усмотрение заявителя).
Сроки предъявления претензии к работникам ЖД прописаны в Уставе железной дороги, к автомобильной организации – в Уставе автотранспорта, к пароходству – Кодекса водных видов транспорта.
Претензия может предъявляться в течение полугода к перевозчикам, и в течение 45 дней для взимания штрафа.
По претензии, что связаны с несохранностью багажа, срок устанавливается так:
Претензия к пароходству предъявляются через 20 дней после окончания сроков доставки багажа.
Зная перечень услуг, которые должны предоставляться перевозчиками, вы будете знать и свои права, а также возможности в плане получения дополнительных услуг.
Для каждого типа транспорта такие услуги могут несколько отличаться, но общие характеристики схожи во всех случаях. Главное, что должны обеспечить перевозчики – предоставление качественных услуг и обеспечение безопасности пассажиров.
Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.
Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?
Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.
Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).
В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.
В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.
Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).
Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.
Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.
Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом является видом деятельности, подпадающим под ЕНВД (пп.5 п.2 ст.346.26 НК РФ). При перевозке пассажиров не обязательно использование ККМ, достаточно выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Предприниматели и организации, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров должны иметь право на транспортное средство. Это может быть право собственности, право владения, пользования или распоряжения.
Возникновение обязанности по уплате налога возникает при осуществлении предпринимательской деятельности. Обязателен факт извлечения прибыли от использования автомобиля.
Пример. Автомобиль используется для доставки сотрудников фирмы к месту работы. Это не будет отдельным видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, так как автомобиль используется для собственных нужд.
Ещё одним критерием перевода вида деятельности на ЕНВД является ограничение по количеству используемого автотранспорта — не более 20 единиц. При большем парке машин, оказывающих услуги по перевозке, деятельность переводится на ОСНО или УСН.
Согласно письма Минфина РФ № 03-11-04/3/565 от 31.07.2008 г., неважно кому оказываются такие услуги (населению или организациям), источники и способы их оплаты (наличными или безналично). Главное — соблюдение предыдущих трех условий.
Физическим показателем для исчисления налога при перевозке пассажиров является посадочное место (азб.10 ст.346.27 НК РФ). Посадочное место это место для сидения, кроме места водителя и кондуктора. Их количество определяется на каждое средство транспорта отдельно по техпаспорту завода изготовителя.
Если в техпаспорте не указано количество посадочных мест, это может определить государственный орган технического надзора за техническим состоянием машин.
Базовая доходность услуг по перевозке пассажиров составляет 1500 рублей. Вмененный доход равен базовой доходности, умноженной на число посадочных мест.
Пример. ЕНВД для маршрутного такси с 10 местами для сидения пассажиров составит в месяц: 1500 руб. х 10 мест х 15% = 2250 руб.
В соответствии с Законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. ( п.24 ст.12), пассажирские автоперевозкам подлежат лицензированию только для машин, предусмотренных для перевозки более восьми человек. За исключением случаев, когда перевозки осуществляются по заказам или для собственных нужд предпринимателя.
Перевозки пассажиров такси тоже подпадают под ЕНВД. Число посадочных мест — 4 (кроме маршрутного). Налог считается так же: 1500 руб. х 4 х 15% = 900 руб. в месяц с одной машины. Таксист должен зарегистрировать ИП и платить ЕНВД.
Существует второй вариант налогов для такси. Это патент на пассажирские перевозки. В этом случае предприниматель использует УСН и оплачивает стоимость патента.
Мы рассмотрели услуги по перевозке пассажиров. В следующий раз — перевозка грузов.
Получайте новые статьи блога прямо к себе на почту:
No related posts.