Прекратить полномочия генерального директора | Загранник

Прекратить полномочия генерального директора

Досрочное прекращение полномочий директора АО

Полномочия единоличного исполнительного органа АО (директора, генерального директора, далее – директора) могут быть прекращены досрочно (т.е. до истечения срока, на который он был избран) в следующих случаях:

– по инициативе уполномоченного органа АО (по причине виновных действий директора, невозможности исполнять обязанности или без указания причин) (п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее – Закон об АО Закона об АО);

– по собственной инициативе директора (ст. 280 ТК РФ).

Решение о досрочном прекращении полномочий директора принимается органом управления АО, к компетенции которого данные вопросы отнесены уставом:

– общим собранием акционеров АО – большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций АО, участвующих в собрании (пп. 8 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

– советом директоров АО – большинством голосов членов совета директоров, принимающих участие в заседании, если уставом или внутренним документом АО не предусмотрено большее число голосов (пп. 9 п.1 ст. 65, п. 3 ст. 68 Закона об АО Закона об АО).

Одновременно с решением о досрочном прекращении полномочий обычно принимается решение об образовании нового единоличного исполнительного органа АО.

Внимание

Уполномоченный орган АО вправе принять решение о прекращении полномочий директора и назначении нового директора в любое время, в том числе при отсутствии виновных действий (бездействия) со стороны прежнего директора. При расторжении трудового договора с директором не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора (ст. 81, п.п. 1-3 ст. 278 ТК РФ, абз. второй п. 4 ст. 69 Закона об АО, п. 4.1. мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П).

Принятие решения о прекращении полномочий директора АО является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Если увольнение производится без указания мотивов принятия такого решения (по п. 2 ст. 278 ТК РФ), ему должно быть выплачено выходное пособие не менее трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ, см. также постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П). Размер выходного пособия (так называемого на практике "золотого парашюта") определяется трудовым договором с директором (ст. 279 ТК РФ).

Если досрочное прекращение полномочий производится по инициативе директора, то он должен подать заявление в письменной форме не позднее, чем за 1 месяц (ст. 280 ТК РФ). При этом выходное пособие, предусмотренное ст. 279 ТК РФ не выплачивается, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Полномочия директора будут считаться прекращенными с момента принятия соответствующего решения уполномоченным органом АО.

Директор, полномочия которого прекращены, должен незамедлительно передать вновь назначенному директору печати, штампы (при их наличии), устав, бухгалтерскую и иную документацию АО. Сроки передачи целесообразно установить во внутренних документах АО.

АО обязано в течение 3 дней сообщить в налоговый орган о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени АО, путем подачи соответствующего заявления (п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17, пп "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Целесообразно известить контрагентов и банки о прекращении полномочий директора (например, заказными письмами с уведомлением о вручении) и сохранить доказательства извещения, а также заменить карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Договоры, подписанные директором после прекращения его полномочий, считаются заключенными не от имени АО, а от имени самого директора, поскольку совершены неуполномоченным лицом (п. 1 ст. 183 ГК РФ). Однако АО не вправе в отношениях с контрагентом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на досрочное прекращение полномочий директора, если эти данные не включены в ЕГРЮЛ (абз. второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В силу пп. 8 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) к компетенции общего собрания акционеров относятся, в частности, образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 69 Закона об акционерных обществах).

Читать дальше  Эксплуатация здания без ввода в эксплуатацию

Согласно п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

В силу п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 279 Трудового кодекса РФ).

Кроме этого, руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц (ст. 280 Трудового кодекса РФ).

      Прекращение полномочий и избрание руководителя организации — важные моменты в работе любого акционерного общества. На что надо обращать внимание, чтобы избежать юридических проблем, читайте в предлагаемом материале.

    Единоличный исполнительный орган управления юридических лиц различной организационно-правовой формы в лице директора осуществляет текущее руководство организацией, действуя без доверенности от юридического лица. Несмотря на ограничения его полномочий компетенцией иных органов управления хозяйственных обществ именно с фигурой директора связано понятие оперативного контроля за жизнью организации.
    Часто в решении корпоративных споров главную роль играют момент обретения лицом полномочий единоличного исполнительного органа и, соответственно, дата их прекращения.
    Согласно ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» исполнительный орган избирается общим собранием участников на срок, определенный уставом организации.
    В соответствии со ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
    Казалось бы, проблем, связанных с определением даты вступления лица в должность генерального директора и, следовательно, обретения им всех полномочий исполнительного органа управления, возникать не должно. Это дата вступления в силу решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью или общего собрания акционеров (совета директоров) акционерного общества об избрании директора. Но это только на первый взгляд.
    В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ «О регистрации») (п. 1 ст. 5) в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения о директоре: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также идентификационный номер налогоплательщика. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5).
    Поскольку регистрирующие (налоговые) органы не наделены правом осуществлять юридическую экспертизу предоставляемых на регистрацию документов, никаких правовых барьеров для подачи на регистрацию сведений о новом директоре на основе поддельных документов никогда не существовало, тем более что заявителем в данном случае выступал именно «вновь избранный» директор хозяйственного общества. В дальнейшем заинтересованные лица получали на руки выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о новом директоре, и, пользуясь тем, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 ФЗ «О регистрации»), осуществляли руководство хозяйственным обществом (не секрет, что банки и органы государственной власти охотнее доверяют выписке из ЕГРЮЛ, чем протоколам об избрании исполнительного органа).
    Данный механизм незаконной смены руководителя юридического лица постарались переломить налоговые органы. Согласно Письму Министерства РФ по налогам и сборам от 04.08. 2004 г. № 09-1-03/3132 (а также принятым в его развитие иным ненормативным актам — Письму МНС РФ от 20.10.04 г. № 09-0-10/4223, Письму ФНС РФ от 20.04.2005 г. № ЧД-6-09/328) «для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление, подписанное прежним руководителем».
    Фактически это означает, что для того, чтобы без осложнений поменять руководителя, необходимо заручиться поддержкой бывшего директора организации. Между тем благодаря данным письмам, которые, кстати, не являются нормативными правовыми актами и, следовательно, общеобязательными, в корпоративном праве было сказано новое слово, идущее вразрез с положениями Федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах».
    Согласно ст. 9 ФЗ «О регистрации» заявителем при государственной регистрации юридического лица может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
    Следовательно, обязывая подписывать заявление о смене руководителя организации прежнего директора, налоговые органы тем самым утверждают, что вновь избранный директор приобретает полномочия не с момента принятия решения уполномоченным органом управления юридического лица, как того требуют федеральные законы, а с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
    Необходимо отметить, что, в случае оспаривания сделок хозяйственного общества по причине совершения их неуполномоченным лицом, для арбитражного суда будет иметь значение именно дата принятия решения о прекращении полномочий директора, а не дата внесения сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2004 г. № Ф09-2038/2004ГК).
    Несмотря на явное противоречие федеральным законам рекомендации, данные в письмах МНС РФ (ФНС), применяются регистрирующими органами повсеместно.
    Между тем позиция арбитражных судов в отношении даты обретения полномочий директором хозяйственного общества в большинстве случаев не совпадает с мнением налоговых органов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2005 г. по делу № А56-49623/04; Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2005 г. по делу № А35-10203/04-С2; Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2005 г. по делу № А55-6834/2005-1).
    В целом решения федеральных арбитражных судов основаны на том, что ссылка налоговой инспекции на письмо МНС РФ от 20.10.04 г. № 09-0-10/4223, согласно которому при смене руководителя постоянно действующего органа юридического лица представляемое в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001 должно быть подписано прежним руководителем, не может быть принята во внимание, так как в ФЗ «О регистрации» или иных законодательных актах такие требования не содержатся.
    Между тем, несмотря на достаточно оптимистичную практику арбитражных судов РФ различных уровней, необходимо отметить, что она далеко не единообразна. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в большинстве своих постановлений поддерживает позицию налоговых органов, указывая, что Единый государственный реестр юридических лиц носит правоустанавливающий характер. Как такой вывод соотносится со ст. 4 ФЗ «О регистрации», в которой прямо указано, что ЕГРЮЛ является информационным ресурсом, а также с положениями ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», суд не поясняет.
    Очевидно, что даже при отсутствии явных корпоративных конфликтов внутри хозяйственного общества не всегда удается найти генерального директора, полномочия которого прекращены досрочно, а тем более обязать его подписать заявление для подачи в регистрирующие органы и удостоверить подлинность своей подписи у нотариуса.
    Но и эту проблему налоговики решили. Согласно письму ФНС РФ от 20.04.2005 г. № ЧД-6-09/328 в случае поступления в налоговый орган обращения заинтересованных лиц о невозможности предоставления заявления по форме Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, налоговый орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать без доверенности от юридического лица, на основании документов, представленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
    Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), возбуждается налоговым органом в отношении должностного представителя юридического лица, сведения о котором содержатся в государственном реестре.
    Таким образом, согласно позиции регистрирующих (налоговых) органов прежний директор является субъектом административной ответственности. Между тем ст. 14.25 КоАП РФ говорит о должностном лице, которым в соответствии со ст. 2.4 того же кодекса является работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
    Лицо, полномочия которого в качестве директора общества прекращены, никаких организационно-распорядительных функций уже не выполняет и должностным лицом, так же как и субъектом административной ответственности за непредоставление сведений о вновь избранном руководителе хозяйственного общества, более не является.
    На сегодняшний день для того, чтобы внести сведения о новом директоре в ЕГРЮЛ, необходимо либо следовать указаниям налоговых органов, либо готовиться к долгим судебным разбирательствам.
    Процесс регистрации нового руководителя (с учетом судебных разбирательств) может затянуться на несколько месяцев. В связи с этим возникает вопрос, кто уполномочен осуществлять руководство юридическим лицом — старый или новый директор. Ответ здесь может быть только один — лицо, избранное уполномоченным органом управления хозяйственного общества на должность директора. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что единоличный исполнительный орган обретает полномочия именно начиная с даты принятия соответствующего решения, а единый государственный реестр юридических лиц не носит правоустанавливающего характера и является в соответствии со ст. 4 ФЗ «О регистрации» лишь информационным ресурсом.
    Достаточно часто в хозяйственных обществах возникают проблемы с непрерывной цепочкой руководителей. Как правило, директор постоянно действующего исполнительного органа избирается на определенный срок. Соответственно, лицо, избранное директором хозяйственного общества, не вправе действовать от имени общества, если срок его полномочий истек. Каковы правовые последствия истечения срока полномочий директора и что делать, если полномочия действующего директора прекращены досрочно, а новый по каким-либо причинам не избран?
    Для решения указанных вопросов в уставы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью включаются положения о том, что, в случае истечения срока полномочий директора и неизбрания нового, руководство организацией осуществляет временно исполняющий обязанности, например, заместитель генерального директора, назначенный на эту должность приказом руководителя.
    Хотелось бы подчеркнуть, что от имени хозяйственного общества без доверенности действует единоличный исполнительный орган общества — директор, и образование единоличного исполнительного органа — исключительная компетенция общего собрания акционеров (участников) или совета директоров.
    Закрепление в уставе хозяйственных обществ полномочий иных органов управления назначать лицо, которое фактически будет исполнять функции генерального директора, никаких законных оснований не имеет.
    Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ч. 4 ст. 66) предусмотрены лишь два случая, когда функции директора в исключительном порядке могут быть переданы третьему лицу без решения о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа компетентным органом: 1) в случае принятия советом директоров решения о приостановлении полномочий руководителя; 2) в случае когда директор не может исполнять свои обязанности. Законом не предусмотрена возможность расширить данный перечень в уставе акционерного общества.
    Более того, упоминание в учредительных документах юридического лица о том, что без доверенности от общества могут действовать иные лица (заместители генерального директора), не влечет за собой появления у данных лиц такого права. Исполняющий обязанности директора обязан документально подтвердить свои полномочия (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.1999 г. № Ф04/2699-567/А70-99), т. е. предоставить доверенность.
    Одним из способов решения проблемы междуцарствия в хозяйственном обществе является выдача от имени юридического лица доверенности на осуществление функций директора.
    Широко распространено мнение, что, поскольку никто не может передать больше полномочий, чем имеет сам, доверенности, выданные обществом, автоматически прекращают свое действие в день истечения срока полномочий директора или досрочного освобождения его от должности. Однако указанный вывод неверен.
    В соответствии с ч. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати данной организации. Доверителем в данном случае выступает не директор как физическое лицо, а само хозяйственное общество. Выдача доверенности от имени юридического лица не относится к институту передоверия. Директор при выдаче доверенности от общества действует в качестве органа юридического лица, через который в соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности.
    Следовательно, срок полномочий конкретного физического лица в должности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества не связан со сроком действия доверенностей, выданных за его подписью от имени общества.
    В заключение хотелось бы отметить, что соблюдение сроков при прекращении/избрании руководителя организации, точность формулировок в повестке дня и неукоснительное соблюдение положений Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» являются залогом стабильной работы общества и снижают риски оспаривания сделок, заключенных от имени общества неуполномоченным лицом.

    Читать дальше  Смена карты сбербанка при смене фамилии сроки

    © Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2018

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector