Приказ 426 фз специальная оценка условий труда | Загранник

Приказ 426 фз специальная оценка условий труда

Содержание

Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ .

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет – Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие "идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов". Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537 .;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Как изменялся ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.
Читать дальше  Оплата проезда в командировку в выходной день

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. Проведение специальной оценки является обязанностью всех работодателей.

Давайте разберемся, что это значит для предприятий? Что делать, если необходимо провести специальную оценку условий труда? И Чем может быть выгодно предприятию проведение специальной оценки труда?

Первоначально следует отметить, что специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, которая была закреплена в Статье 212 Трудового кодекса. Новый федеральный закон № 426-ФЗ внес изменения в целый ряд других законодательных актов, в том числе и в трудовой кодекс, и в административный кодекс. Согласно 426 Федеральному закону: "специальная оценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах".

Законодатели предусмотрели, кто и как должен проводить специальную оценку, каким образом необходимо определять перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке, периодичность проводимой оценки и определили результаты специальной оценки рабочих мест.

На смену сегодняшним санкциям в будущем будут установлены законодательством другие санкции, предусмотренных проектом стати 5.27.1 КоАП РФ, вступающей в силу с 2015 года. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. Но может быть и финансовая выгода от проведения специальной оценки! Так по результатам специальной оценки рассчитывается скидка по взносам ФСС. Кроме того при проведении специальной оценки есть возможность уйти от максимального дополнительного взноса в пенсионный фонд в размере 6%. При отсутствии оценки придется платить по максимуму.

Давайте рассмотрим: как можно реализовать требования Федерального закона №426 на примере использования программы "Охрана труда" для 1С Предприятия.

На первом этапе необходимо выполнить формирование перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке. Статья 4 п.2 §2 обязывает работодателя предоставить необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

При подготовке информации по рабочим местам следует учесть, что на одном рабочем месте за одним станком может трудиться несколько работников, а может и один работник задействовать в работе несколько единиц оборудования.

Для составления перечня рабочих мест в программе "Охрана труда" необходимо воспользоваться одним из 3 способов: создать перечень рабочих мест по штатному расписанию, по перечню основного оборудования или занести перечень рабочих мест в список.

Программа автоматически присвоит номер рабочего места, привяжет к рабочему месту оборудование и штатную единицу, при этом сразу установит для данного рабочего места перечень вредных факторов свойственные применяемому на рабочем месте оборудованию.

Созданный перечень рабочих мест может быть скорректирован с учетом требований закона и есть возможность, как добавить, так и исключить из списка рабочие места, которые не должны участвовать в специальной оценке.

Читать дальше  Что можно построить на земле для садоводства

В соответствии с позицией законодателей, офисные рабочие места так же являются предметом специальной оценки, и соответственно все такие места необходимо учитывать в перечне. Дополнительно для каждого рабочего места необходимо указать применяемое в технологическом процессе оборудование, используемые материалы, сформировать описание рабочего места.

Статьей 9 п.6 426-ФЗ для упрощения работы с одинаковыми рабочими местами предусмотрено понятие аналогичных рабочих мест. Аналогичными могут быть признаны "рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты".

Закрепить перечень аналогичных рабочих мест необходимо на вкладке "Аналоги" в справочнике "Рабочие места". При этом для аналогичных рабочих мест будет применяться один перечень вредных факторов, одинаковый набор инструкций и средств индивидуальной защиты.

Предварительная подготовка перечня рабочих мест позволяет собрать всю необходимую информацию для проведения специальной оценки, передать сведения для экспертов для идентификации вредных факторов. Все сведения о рабочем месте заносятся в паспорт рабочего места.

Во второй главе федеральный закон о специальной оценке определяет порядок проведения специальной оценки. Для начала руководителю необходимо сделать распорядительный документ, в котором создать комиссию для проведения специальной оценки. Комиссия создается с участием представителя работодателя, руководителя, специалиста по охране труда и представителя профсоюзного органа. Целесообразно представителей созданной комиссии занести в справочник ответственных лиц. Председатель комиссии, он же и руководитель организации, будет использован для подстановки в печатных формах программы.

Для создания необходимых распоряжений в программе предусмотрен специальный документ "Начало проведения специальной оценки". Который позволяет определить участников комиссии, перечень рабочих мест для очередной или внеочередной специальной оценки и план работы комиссии.

Большое внимание в тексте закона определено порядку проведения специальной оценки. Предусмотрено что комиссия проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, Статья 10.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных или опасных производственных. Измерения должны проводиться организацией, проводящей специальную оценку. Глава 3 закона уделяет большое внимание требованиям к таким организациям.

Перечень вредных веществ, которые могут присутствовать в технологическом процессе, ранее был предусмотрен в Постановлении от 30 апреля 2003 г. N 76 ГН 2.2.5.1313-03 и в Постановлении от 6 марта 2007 г. N 10 Гигиенические нормативы ГН 2.2.6.2178-07. В программе этот перечень уже присутствует в справочнике, что облегчает работу.

В соответствии с приказом 426-ФЗ в программе "Охрана труда" устанавливается класс опасности.

Результаты измерений необходимо отразить в отчете по специальной оценке. Форма отчета пока не определена, но это не является принципиальным. Принципиально ознакомление сотрудника с результатами специальной оценки. И если есть сайт, то предусмотрена публикация результатов на сайте.

Периодичность проведения специальной оценки 1 раз в 5 лет. Однако может возникнуть и необходимость проведения внеплановой специальной оценки, если произошли изменения в оборудовании рабочего места, результаты специальной оценки были оспорены, произошли травмы или несчастные случаи на производстве и в ряде других случаев. В любом из этих случаев Вам вновь необходимо будет воспользоваться помощью программы "Охрана труда" и обратиться за услугами к специализированной организации.

Статья 27. Переходные положения

Специальная оценка условий труда (Аттестация рабочих мест)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Процедура специальной оценки условий труда заменила действующую до 2014 года аттестацию рабочих мест.

В соответствии с ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить СОУТ.

Результаты специальной оценки условий труда используются для:
  • обоснование проведения или не проведения периодических медицинских осмотров;
  • обоснование гарантий и компенсаций для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда;
  • обеспечения работников, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечения бесплатного лечебно-профилактического питание работников;

Специальную оценку условий труда можно провести частично или полностью провести за счет средств фонда социального страхования (ФСС).

АО НПП «Циклон-Тест в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда:

Скачать Федеральный закон 426-ФЗ О специальной оценке условий труда

Дата актуализации: 01.01.2018

Федеральный закон 426-ФЗ

О специальной оценке условий труда

Обозначение: Федеральный закон 426-ФЗ
Обозначение англ: Federal Law 426-ФЗ
Статус: действует
Название рус.: О специальной оценке условий труда
Дата добавления в базу: 01.10.2014
Дата актуализации: 01.01.2018
Дата введения: 01.01.2014
Область применения: Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда
Оглавление: Глава 1. Общие положения
Глава 2.
Читать дальше  Требования к упаковке медицинских изделий гост

Ошибка 404

Порядок проведения специальной оценки условий труда
Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
Глава 4. Заключительные положения

Утверждён: 28.12.2013 Президент Российской Федерации (President of the Russian Federation 426-ФЗ) Издан: Собрание законодательства Российской Федерации (от 30.12.2013 г. № 52 (часть I), ст. 6991) Расположен в: Список изменений:
  • № 3 от 01.05.2016(«Официальный интернет-портал правовой информации» (Номер опубликования: 0001201605010014 от 01.05.2016 г., Извлечение)
Нормативные ссылки:

Скачать Федеральный закон 426-ФЗ

Текстовое изменение № 3 от 01.05.2016

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) О специальной оценке условий труда

от 01.05.2016) О специальной оценке условий труда

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

23 декабря 2013 года

25 декабря 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда

Статья 3. Специальная оценка условий труда

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда

Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда

Статья 14. Классификация условий труда

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда

Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда

Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда

Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда

Глава 4. Заключительные положения

Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда

Статья 27. Переходные положения

Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Мы предоставляем обучение руководителей, специалистов, рабочих по следующим направлениям:

охрана труда, охрана труда при работе на высоте (по новым правилам).

пожарная безопасность, электробезопасность.

рабочие профессии, промышленная безопасность (нефтяная промышленность, газовая промышленность, подъемные сооружения, оборудование, работающие под давлением),

безопасность дорожного движения для водителей и руководителей, методика оказания первой помощи пострадавшим, экология.

Обучение персонала предприятия по ГО и ЧС.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»

предоставляется сервисно-консультативное обслуживание организации (аутсорсинг), с индивидуальной подборкой обучения, инструкций, журналов и удостоверений.

приобретение журналов, наклеек, удостоверений.

Наличие и правильность оформления документов по охране труда гарантирует, что Ваша организация будет готова к проверкам контролирующих органов, избежит штрафов и различных санкций.

Мы гарантируем выполнение работв максимально короткие сроки,в соответствии со всем законодательными нормами ина очень высоком уровне

Даже если только офис
И сотрудник там один,
Проведи ты Спецоценку-
Декларацию дадим!

Если же на производстве
Вы работаете вдруг,
Тут уж Вы нас извините —
Всё измерим мы вокруг!

Оказываем услуги в проведении дополнительного обучения по разным направлениям

15% на обучение
если СОУТ Вы проводили
в нашей организации
не более 5 лет назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector