Содержание
На отношения между участниками госзакупки распространяется действие не только 44-ФЗ, но и Гражданского Кодекса. Так, статья 168 ГК РФ устанавливает, что возможно признание контракта недействительным по 44 ФЗ, если он изначально заключен в разрез с законом. А в случае, когда нарушение затрагивает права третьих лиц или публичные интересы, сделка становится ничтожной. Разница в том, что в первом случае договор не теряет силу до момента расторжения. Во втором же сделка изначально не имеет под собой никаких оснований, а значит, все поставки, работы или услуги, которые были оказаны в ее рамках, ровно, как и денежные движения, не имеют смысла.
При незаконном заключении государственного контракта часто речь идет о нарушении прав других участников закупки (третьих лиц), так как имеет место необоснованное ограничение конкуренции. Например, когда заказчик описывает объект закупки по требованиям ст 33 44 ФЗ, недействительным контракт могут признать, если под требуемые характеристики подходит только один поставщик.
Если закупочную процедуру признают незаконной, то и заключенный по ее результатам договор не будет иметь силы (ст. 449 ГК РФ). Например, закупка совершена у единственного поставщика, хотя оснований для ее проведения не было.
Госконтракт, стороны которого состоят в родственных отношениях или в браке (конфликт интересов по п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ), также аннулируется. Причем, данное обстоятельство должно отсутствовать не только при оформлении самой сделки, но и на момент подачи тендерной заявки.
В соответствии с ч. 22 ст. 34 44-ФЗ суд аннулирует соглашение, если будет выявлена личная заинтересованность представителя заказчика (получение любых ценностей, имущественных прав, услуг).
После того, как договор признают недействительным, необходимо в его карточке в ЕИС данный факт отметить как недействительные сведения об исполнении контракта. При этом необходимо ввести основание для такого утверждения.
Если сделка уже находится в стадии исполнения, то ликвидировать ее не так просто. Тем не менее, это возможно, но процедура будет несколько сложнее, чем при восстановлении прав до ее заключения. Условно такой механизм можно разделить на следующие этапы:
Таким образом, аннулировать сделку может только суд. При этом стоит учесть, что потерпевшая сторона напрямую может подать иск, либо обратиться в Прокуратуру, которая в свою очередь может также провести проверку и оспорить договор.
Рассмотрим Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2015 по делу № А33-21425/2014. В суд с иском обратился прокурор, который потребовал признать недействительным документ, заключенный по результатам закупки у единственного поставщика. Ответчиком выступило МБДОУ Большесырский детский сад.
Суть претензии заключалась в том, что ответчик, с целью проведения капремонта, провел закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, хотя должен был провести любую конкурентную процедуру, например, аукцион. Заказчик не смог доказать обоснованность выбора способа закупки. Плачевное состояние здания не было результатом действия непреодолимой силы и состояло в госпрограмме по капремонту. Таким образом не было повода проводить чрезвычайную закупку. Прокурор посчитал, такие действия незаконными: непроведение конкурентной закупочной процедуры необоснованно ограничило конкуренцию и ущемило права других участников. Суд принял сторону истца, а договор признал ничтожным.
Дата публикации: 30.05.2015 2015-05-30
Статья просмотрена: 3325 раз
Алферова Ю. О., Лаврик Т. М. Недействительность государственных и муниципальных контрактов // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1051-1053. URL https://moluch.ru/archive/91/19526/ (дата обращения: 02.09.2019).
Данная статья посвящена проблемам недействительности государственных и муниципальных контрактов, проведён анализ недействительности государственных и муниципальных контрактов, рассмотрены основания их недействительности, предложены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: государственные и муниципальные контракты, сделки, оспоримость, недействительность, ничтожность.
Так как государственные и муниципальные контракты являются одним из видов договоров, к которым применяются общие положения гражданского кодекса Российской Федерации о сделках (далее — ГК РФ), то вопрос их недействительности имеет важное значение.
В первую очередь, необходимо отметить, что заключение государственного или муниципального контракта представляет собой сложный юридический состав, в силу того, что ему предшествует непростая правовая процедура, предусмотренная Федеральным законом № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (далее — ФЗ № 44). Указанная процедура включает в себя планирование закупки, подготовку документации, в числе которой находится проект контракта, размещение заказа в единой информационной системе (далее — ЕИС), выявление победителя, который в дальнейшем будет являться стороной контракта (контрагентом). Принятие ФЗ № 44 происходило одновременно с реформой гражданского законодательства, по результатам которой было разработано и внесено множество поправок в ГК РФ, а именно, в ст. 168 ГК РФ о недействительности сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, где в предыдущей редакции законодатель лишь установил, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иного нормативного правового акта — ничтожна, если законом не установлено, что она оспорима [1]. Согласно поправке, принятой ФЗ № 100 от 07.05.2013 [3], законодатель более широко и подробно урегулировал норму ст. 168 ГК РФ. В настоящее время, согласно данной норме, такие сделки являются оспоримыми, а, если, при этом сделка посягает на публичные интересы, интересы третьих лиц — ничтожной, если законом не установлено иное. В связи с этим возникает вопрос: что включает в себя понятие публичных интересов, и к какому виду недействительности сделки относятся государственные и муниципальные контракты? Правовая категория публичных интересов отражает интересы общества, признанные и охраняемые государством. Тогда каким образом данная правовая категория проявляется в ФЗ № 44? Видимо в тех целях, которые преследует закон. Соответственно, формально, в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт не может быть признан ничтожным, если он не нарушает публичных интересов, т. е. целей ФЗ № 44, к которым относятся: обеспечение государственных и муниципальных нужд, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений [2]. В таком случае, они будут признаны оспоримыми. К примеру, в соответствии с п. 22 ст. 34 ФЗ № 44 законодатель в императивном порядке устанавливает оспоримость государственного или муниципального контракта по требованию контрольного органа, а также норму, которая устанавливает запрет на признание недействительным контракта (например, п. 25 ст. 34 ФЗ № 44.) [2]. Основания оспоримости государственных и муниципальных контрактов могут быть различными. Так, Постановлением одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2015 г. по делу № А55–14300/2014 [4] было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы первого заместителя прокурора об отмене решения суда первой инстанции и признании недействительным размещения муниципального заказа в форме запроса котировок на заключение договора на отпуск автомобильного бензина от 28.11.2013 № 0342300216813000053, полагая, что размещение данного заказа должно было быть произведено путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Из мотивировочной части решения суда следует, что прокурор Самарской области, обратившись за защитой нарушенных прав муниципального образования муниципального района Безенчукский в лице главы района, применил нормы ФЗ № 44, в то время как отношения, возникшие по договору, образовались до вступления в силу ФЗ № 44, а значит в соответствии со ст. 112 ФЗ № 44, регулируются ФЗ № 94.
Также распространены случаи, когда суд отказывает в удовлетворении исковых требований в связи с недостаточностью доказательственной базы. Так, Постановлением восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. № 08АП-5761/2014 [5] было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Новострой» (далее — ООО СК «Новострой») об отмене решения суда первой инстанции и признании незаконными действий УФССП по Омской области по размещению государственного заказа № 0352100005914000001 и заключению государственного контракта от 18.02.2014 № 01/14-ЭА, о признании недействительным государственного контракта от 18.02.2014 № 01/14-ЭА. Позиция ООО СК «Новострой» основывалась на том, что при размещении заказа на осуществление работ по демонтажу были допущены нарушения Закона ФЗ № 44, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 со ссылкой на то, что среди документов, подлежащих представлению участниками аукциона, в частности ООО «Секанс», не было представлено доказательств о допуске к определенным видам работ соответствующей саморегулируемой организацией. Из материалов дела усматривается, что в числе аукционной документации имеется свидетельство № С-259–5504117536–02, выданное ООО «Секанс» СРО НП «Региональное объединение строителей «Трест» о допуске к определенному виду работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе демонтажу зданий, строений и сооружений, стен, покрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей, монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений. Мотивируя отказ в удовлетворении заявленной жалобы ООО СК «Новострой», суд апелляционной инстанции посчитал, что ООО в данном случае не представило в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Из приведённых примеров становится ясно, что на практике возникает множество оснований для недействительности государственных и муниципальных контрактов, например, недействительность документации, размещённой в ЕИС, недостаточность доказательственной базы при обращении в суд. И это далеко не все случаи и основания, по которым государственные и муниципальные контракты могут быть признаны недействительными.
Возникающие споры подтверждают неполноту нормативного правового регулирования. Норма статьи 168 ГК РФ недостаточно конкретизирована и подвергается расширительному толкованию, в то время как одной из основных целей правотворческой деятельности является единообразие в толковании норм права. Помимо этого возникают вопросы в добросовестности сторон договора, а именно, вопрос о том, может ли отсутствие вины лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, служить обстоятельством, препятствующим признанию недействительным заключенного контракта?
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности [1], а согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство [1]. Данные выводы подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 20.08.2007 № А68–7112/06–381/3 разъяснил, что применение последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренных ст. 167 ГК РФ, не зависит от наличия либо отсутствия вины какой-либо из сторон в недействительности (ничтожности) сделки [6].
Таким образом, отсутствие вины лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, не может служить обстоятельством, препятствующим признанию недействительными размещения заказа и заключенного контракта, в случае если установлены факты несоответствия процедуры размещения заказа требованиям ФЗ № 44.
Также не урегулирована проблема с фактически исполненными контрактами. В законодательстве и судебной практике нет однозначного ответа, как разрешить вопрос, если контракт уже исполнен, а бюджетные средства израсходованы. В целом в судебно-арбитражной практике последних лет наметилось три основных подхода к рассмотрению подобных споров, но все они учитывают соблюдение интересов добросовестного лица, фактически исполнившего контракт. Во-первых, отсутствие исполнения государственного (муниципального) контракта расценивается арбитражными судами как необходимое условие для признания торгов на размещение государственного (муниципального) заказа недействительными. Во-вторых, торги могут быть признаны недействительными, что, в свою очередь, не является основанием для отказа заказчика от оплаты выполненных работ. В-третьих, торги могут быть проведены повторно, к примеру, в случае, если победитель прежних торгов утратил по тем или иным основаниям право на заключение контракта. Нередко суды приходят к выводу, что истец должен участвовать в подобных повторных торгах, а его неучастие в них свидетельствует об отсутствии законного интереса в оспаривании результатов первоначальных торгов, что представляется неправомерным, поскольку первые и повторные торги представляют собой разные юридические составы, поэтому оспаривание результатов первых торгов по мотиву, допустим, неправомерного не допуска для участия в них не находится в причинно-следственной связи с участием либо неучастием в повторных торгах по тому же предмету.
Таким образом, можно сделать вывод, что норма ст. 168 ГК РФ, предусматривающая недействительность договора имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны она находится в некой логической связи с нормами ФЗ № 44 и в общем смысле регулирует недействительность государственных и муниципальных контрактов, но с другой, ˗ недостаточно конкретизирована, что впоследствии приводит к многообразию её толкования, а это непозволительно с точки зрения правовой доктрины. В связи с этим субъектам спорных правоотношений приходится руководствоваться судебной практикой, что также непозволительно с точки зрения природы источников российского права. Поэтому, возможно, на данном этапе одним из решений, позволившим урегулировать вопрос единого подхода к недействительности государственных и муниципальных контрактов будет являться разработка соответствующих механизмов нормативного правового регулирования, в том числе, конкретизация нормы ст. 168 ГК РФ либо внесение поправок путём принятия дополнительных норм.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 02.03.2015) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. — 2013. — № 80. — апр.
3. Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 2013.-№ 99.- май.
20 июля |
No related posts.