Содержание
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 ноября 2013 года N 678н
Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания"
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 декабря 2013 года,
регистрационный N 30970
Руководитель организации социального обслуживания
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 18 ноября 2013 г. N 678н
Руководитель организации социального обслуживания
I. Общие сведения
Управление организацией социального обслуживания
_________________________________________________________
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам
Руководители учреждений, организаций и предприятий
Отнесение к видам экономической деятельности:
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Управление организацией социального обслуживания
Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация)
Управление ресурсами организации социального обслуживания
Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями
Обеспечение развития организации социального обслуживания
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Управление организацией социального обслуживания
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Руководитель организации социального обслуживания
Директор организации социального обслуживания
Заместитель руководителя (директора)
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
Не менее 1 года на руководящей должности
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Руководители учреждений, организаций и предприятий
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
Бакалавр социальной работы
Магистр социальной работы
Специалист по социальной работе
Специалист по социальной работе
Бакалавр социальной работы
Магистр социальной работы
Специалист по государственному и муниципальному управлению
Специалист по государственному и муниципальному управлению с углубленной подготовкой
3.1.1. Трудовая функция
Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Планирование деятельности организации, разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности организации и ее работников в установленном порядке
Координация деятельности структурных подразделений организации по реализации плановых и программных документов, выполнению государственного (муниципального) задания, выполнению поручений вышестоящих организаций
Принятие решений и подписание локальных нормативных документов организации, необходимых для оказания социальных услуг населению
Контроль выполнения планов и программ деятельности организации
Организация мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг, создание условий для проведения независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организацией, в установленном порядке
Подготовка и осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности организации социального обслуживания и проживающих (пребывающих) в нем граждан
Планировать деятельность организации, разрабатывать программы, формировать систему показателей деятельности организации и работников
Организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты
Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией
Анализировать данные финансовой и статистической отчетности
Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы
Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения
Теория управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления
Основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в организации социального обслуживания
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
3.1.2. Трудовая функция
Управление ресурсами организации социального обслуживания
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Принятие решений о предоставлении социальных услуг клиенту, подписание договоров на оказание социальных услуг
Организация подготовки и утверждение финансовых и бухгалтерских документов организации
Контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств организации
Принятие решений по оснащению организации помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг и соответствующими установленным нормам и нормативам
Принятие решений в области управления персоналом организации, в том числе решения об утверждении штатного расписания организации, подписание локальных нормативных документов по кадровым вопросам
Контроль хозяйственной деятельности организации социального обслуживания
Контроль за соблюдением работниками норм трудового законодательства, правил и норм охраны труда
Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в организации социального обслуживания
Направление сотрудников на диспансеризацию в целях выявления инфекционных заболеваний, контроль за своевременным прохождением диспансеризации
Организация работы по обеспечению в организации требований законодательства по защите персональных данных о клиентах Обеспечение соблюдения работниками требований кодекса этики социального работника
Планировать ресурсное обеспечение в организации (финансовые, технические и кадровые ресурсы)
Применять информационные технологии для контроля за расходованием финансовых средств организации
Основы гражданского законодательства
Основы налогового законодательства
Основы законодательства о государственных закупках
Основы трудового законодательства
Принципы бюджетирования и контроля расходов
Теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
3.1.3. Трудовая функция
Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Ведение личного приема клиентов, консультирование по вопросам получения социальных услуг
Установление деловых связей и организация сотрудничества с различными государственными, общественными, религиозными, негосударственными и иными организациями с целью повышения качества и эффективности оказания социальных услуг, в том числе привлечения благотворительной помощи, направленной на поддержание граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на развитие организации
Формирование и обеспечение деятельности попечительских (общественных, наблюдательных) советов в организации
Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления
Подготовка проектов планов и программ деятельности организации, предложения по проекту государственного (муниципального) задания для представления в вышестоящую организацию
Подготовка и представление отчетности о деятельности организации в вышестоящую организацию
Организация подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации, обеспечение информационной открытости организации социального обслуживания в установленном порядке
Осуществлять консультирование клиентов в рамках компетенции организации в доступной форме, предотвращать возможные конфликтные ситуации
Проводить публичные выступления, в том числе в средствах массовой информации, по вопросам социального обслуживания населения
Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, статьи, справки о деятельности организации социального обслуживания, в том числе для печатных и электронных средств массовой информации
Русский язык (деловой стиль)
Основы этики и психологии делового общения
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
3.1.4. Трудовая функция
Обеспечение развития организации социального обслуживания
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Подготовка предложений по формированию стратегических и программных документов в области социального обслуживания населения по поручению вышестоящей организации
Разработка предложений по повышению эффективности деятельности организации и представление данных предложений в вышестоящую организацию
Руководство внедрением в организации инновационных форм деятельности, современных методов и инструментов оказания социальных услуг
Организация участия работников в конкурсах профессионального мастерства в сфере социального обслуживания
Организация разработки учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций по вопросам организации социального обслуживания
Анализировать социально-экономическую, социально-демографическую ситуацию
Разрабатывать проекты нормативных и методических документов, необходимых для внедрения современных методов и инструментов оказания социальных услуг
Основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области социального обслуживания федерального и регионального уровня
Современные методы организации социального обслуживания населения, включая международный опыт
Основы управления персоналом организации
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Институт труда и страхования ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Александр Львович Сафонов
4.2. Наименования организаций-разработчиков
ГБУСО МО "Люберецкий комплексный центр социального обслуживания населения", Московская обл., г. Люберцы
ГБУСО МО "Озерский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", Московская обл., г. Озеры
ГБУ ТЦСО "Зеленоградский", г. Москва
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Нововведения российского законодательства в части формирования профессиональных стандартов позволяют облегчить процедуру отбора кандидатов на конкретные должности. В частности, профстандарты руководителей призваны сформировать необходимый перечень требований к управленцам в виде знаний и навыков, которые позволят грамотно управлять трудовым процессом.
Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт – это специализированный норматив, включающий в себя перечень необходимых профессиональных характеристик, на основании которых сотрудник сможет исполнять возлагаемые на него трудовые функции, занимая конкретную должность.
Данный сегмент законодательства начал разрабатываться еще в 2013 году. Однако стандарты регулярно корректировались и видоизменялись, что привело к их окончательному внедрению только в 2016 году.
Начиная с 2016 года ряд государственных учреждений, а также должностей, обозначенных в документе, должны руководствоваться профстандартом для конкретной отрасли в своей деятельности.
Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Они могут использоваться для составления должностных инструкций или деловых соглашений с сотрудниками. При этом правомерно составлять местные стандарты, опираясь на оригинальный текст норматива. Для этого необходимо привлечь профессионального юриста или самостоятельно заниматься этим руководителю. Главным требованием является непротиворечивость сформированного документа трудовому законодательству и положениям Министерства труда РФ.
Сферой применения подобных документов является трудовая деятельность служащих организации. Текст стандарта описывает такие требования к сотруднику:
Профессиональные стандарты разрабатываются, исходя из отрасли производственной деятельности. Так, профстандарты для директоров и подчиненных являются одинаковыми. Основные отличия заключаются в соответствии двух категорий работников (руководителей и служащих) разным квалификационным уровням. Для рядового сотрудника указанный уровень будет ниже, чем у управленца. Помимо прочего, данное положение также определяет для руководителей более высокие требования к опыту, знаниям и образованию.
Важно отметить, что отдельного профстандарта для заместителя директора нет. Это связано с тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у главы компании. Однако в ряде стандартов имеется упоминание о заместителях. Так, с августа 2016г. стандарты, которые являются актуальными для заместителей руководителей, представляют собой следующий перечень:
Профстандарты директоров предприятий регламентируют деятельность как управленцев, так и их замов. Для бюджетных учреждений они являются обязательными к использованию.
Все стандарты, подходящие для заместителей директора, основаны на едином шаблоне, что предполагает их одинаковую структуру:
На основании Приказа Министерства труда РФ №691-н от 06.10.2015г. был утвержден профстандарт «Специалист по управлению персоналом». Данным нормативом предусматриваются такие должности:
Главной задачей директора по персоналу является обеспечение эффективного трудового процесса для достижения целей в интересах предприятия.
Профстандартом предполагаются такие требования к директору по персоналу:
Главными задачами, которые управленец по персоналу должен исполнять, являются:
Также для начальника отдела кадров характерно исполнение таких функций:
Профстандарты создаются для отрасли трудовой деятельности. Однако подобная обобщенность не актуальна для такой профессии, как генеральный директор. Невозможно вывести универсальные правила и требования для управления всеми экономическими направлениями в целом. Поэтому отдельного профстандарта для генерального директора не существует.
Альтернативой, регулирующей данную профессию, является перечень профстандартов для руководителей разных отраслей. В частности:
Все профстандарты создаются по единому шаблону. Основная информация для генеральных директоров содержится в третьем разделе документа, где приводится детальный список функций управленца. В данном разделе содержится следующая информация:
Чтобы определить, попадает ли должность руководителя под регламент какого-либо профстандарта, необходимо выяснить следующую информацию:
Если деятельность является упорядоченной регламенту профстандарта, руководителю следует опираться на положения норматива в дальнейшем труде.
No related posts.