Простой местного вагона на ответственности ржд | Загранник

Простой местного вагона на ответственности ржд

Генезис простоя

Простой вагонов под грузовыми операциями на Московской железной дороге за девять месяцев 2013 года увеличился по сравнению с тем же периодом предыдущего года. О том, отчего это происходит и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию, корреспонденту "Московского железнодорожника" рассказал начальник Московской дирекции управления движением Александр Шинкарев.

– Согласно статистике, за девять месяцев текущего года, а также по сравнению с тем же периодом прошлого года, вагоны простояли под грузовыми операциями выше нормы. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого?

– Сначала хотелось бы уточнить, что в учет простоя грузовых вагонов два года тому назад были внесены изменения. Суть их в том, что простой стал подразделяться на простой вагонов на путях общего и необщего пользования. Так, на путях общего пользования за простой отвечают структуры ОАО "РЖД". На путях необщего пользования – грузоотправители и грузополучатели. И хотя простой местных вагонов в целом по дороге увеличился, простой вагонов, находящихся на ответственности ОАО "РЖД", сокращен. Такое положение говорит о неудовлетворительной работе наших партнеров, в том числе при оформлении документов на порожние вагоны.

– Александр Георгиевич, давайте напомним нашим читателям, что означает показатель простоя местного вагона под грузовыми операциями.

– На железнодорожном транспорте, как и в других отраслях хозяйства, существуют количественные и качественные показатели, которые характеризуют его работу. К первым относятся – погрузка, выгрузка, прием и сдача вагонов по стыковым пунктам, работа вагонного парка и его содержание. Ко вторым – статическая и динамическая нагрузка рабочего вагона, его среднесуточный пробег, производительность вагона или локомотива, средний вес поезда, участковая и техническая скорости, средняя длина поезда.

Комплексный показатель качества использования грузовых вагонов во времени – оборот рабочего вагона. Один из составляющих его элементов – время простоя местного вагона под грузовыми операциями или местная работа на станции.

– Какие, на ваш взгляд, факторы повлияли на ухудшение показателя простоя местных вагонов, не относящихся к ответственности ОАО "РЖД"?

– Часто грузы прибывают массово. В результате их получатель не в состоянии уложиться в нормативные сроки из-за низких перерабатывающих мощностей или занятого фронта выгрузки. Некоторые грузополучатели имеют недостаточное количество емкостей. Как следствие – вагоны простаивают на подходах к станциям.

Не так давно на железнодорожную станцию Космос пришло большое количество цистерн с нефтепродуктами. Из-за недостатка сливных емкостей грузополучатели не уложились в нормативы разгрузки вагонов. В среднем в сутки станция способна разгрузить 88 вагонов, вместо этого она выгружала 31. Другие примеры. Станция Мытищи при мощности 55 вагонов выгружала 39 вагонов, станция Присады при среднесуточной норме 180 вагонов выгружала всего 121 вагон.

Часто вагоны простаивают на таможне в ожидании так называемой таможенной "очистки". В отчетном периоде в среднем ежесуточно на таможне простаивают по 289 вагонов. Это 14% от общего остатка невыгруженных вагонов на Московской железной дороге!

– Столичная магистраль не выполнила также и норматив по обороту рабочего вагона. Скажите, пожалуйста, как связаны показатели простоя и оборота вагонов?

– Простой местного вагона – один из элементов оборота рабочего вагона. За девять месяцев текущего года оборот грузового вагона к технической норме замедлен на 0,34 суток, а к прошлому году – на 0,76 суток. Причина замедления – переизбыток вагонов на магистрали. Среднесуточная норма содержания рабочего парка превышала все допустимые пределы. Несмотря на то что объем перевозочной работы, по сравнению с тем же периодом прошлого года, упал на 1,4%, парк вырос на 11,2%. В результате грузовой вагон находился в движении только 10,7% от его оборота. Все остальное время он простаивал на технических, грузовых и промежуточных станциях!

Но вернемся к простою вагонов. Многие станции Московской магистрали сократили простой местного вагона по отношению к прошлому году, одновременно увеличив объем грузовой работы. Это станции Авиационная, Тула-3, Маклец, Вослебово, Саханская, Азотная, Погар, Подольск, Купавна, Электросталь, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Софрино, Монино, Белокаменная, Черкизово, Угрешская, Пресня, Новопролетарская, Москва-Южный порт, Пески, Луховицы, Денежниково, Проня, Перово, Бронницы, Шатура, Черусти, Жилево, Тучково, Нара, Калуга-1 и многие другие.

– В чем, по-вашему мнению, корни неудовлетворительной работы станций, которые не справляются с этим показателем?

– Действительно, отдельные железнодорожные станции не выполнили задание по простою местного вагона. Например, на станции сетевого значения Курбакинская за девять месяцев простой местного вагона составил 44,61 часа при плане 43,39 часа. В том числе простой на ответственности ОАО "РЖД" составил 31,03 часа при плане 27,42 часа. К аналогичному периоду прошлого года простой увеличен на 0,91 часа. На станции Стенькино-2 простой на ответственности ОАО "РЖД" составил 34,11 часа при плане 33,77 часа. Правда, к прошлому году здесь получена положительная динамика.

Каковы причины? Занятость фронтов погрузки-выгрузки, длительное оформление таможенных документов, поломка механизмов на фронтах погрузки-выгрузки, долгое ожидание при оформлении перевозочных документов, сгущенное прибытие груза, ожидание переадресовки.

– Почему, на ваш взгляд, происходит скопление вагонов на магистрали особенно летом?

– Основной принцип управления порожними вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД", – их оперативная отправка на ближайшую станцию погрузки. Даже если эта перевозка груза могла оказаться убыточной. На первом месте была технология, а не экономика. Это сводило к минимуму порожние пробеги и простои, вагонный парк использовался более эффективно.

Однако в процессе реформы железнодорожной отрасли вагоны инвентарного парка передали в управление частным компаниям. Частники отправляют порожние вагоны на такую станцию, доходы от перевозки груза с которой окупят потенциальные перепробеги. Если частным вагонам выгодно стоять в ожидании груза, они будут стоять, если выгодно проехать мимо станции, на которой есть низкодоходный, невыгодный груз, они ее проедут.

Инфраструктура оказалась не готова к скоплению огромного количества простаивающих вагонов и встречному пробегу порожняка. Так, в середине прошлого лета на Московской магистрали в ожидании заадресовки в отдельные сутки простаивало до 10 тыс. вагонов. Наиболее крупные собственники, допускающие простой вагонов: ОАО "ПГК", ОАО "ФГК", ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "НПК", ЗАО "Русагротранс", ООО "Ферротранс"…

– Нынешней ситуацией недовольны многие перевозчики. Выжимая максимум доходов, приносимых одним вагоном в сутки, частники впервые нарушили принцип, десятилетиями формировавшийся на магистрали: рост объема перевозок – рост производительности вагонов…

– Если движение приватных вагонов подчиняется финансовой выгоде в ущерб сетевой технологии, по которой раньше работал инвентарный парк, необходимо убирать перекосы в тарифной системе и заполнять пробелы в нормативно-правовой базе. Нужно заставить частных операторов приблизить нынешний принцип управления вагонами к тому, который был когда-то у инвентарных вагонов. Иного не дано, так как инфраструктура исторически создавалась под работу единым парком с учетом максимальной эффективности управления им.

Кроме того, длительное нахождение вагонов под погрузкой и выгрузкой приводит к заметным потерям погрузочных ресурсов. В этих условиях операторы подвижного состава стремятся увеличить парк вагонов, приобретая новый подвижной состав под перевозку грузов. Таким образом, создается искусственный дефицит подвижного состава.

Читать дальше  Срок службы электрического счетчика по закону

– Что необходимо сделать, чтобы переломить ситуацию в положительную сторону?

– В минувшем году ОАО "РЖД" разработало единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок – ЕСТП. Его цель – повышение эффективности грузоперевозок в условиях, когда на железной дороге действует много операторов подвижного состава и отсутствует инвентарный парк. В этом документе определены основные принципы организации взаимодействия участников перевозочного процесса и владельцев подвижного состава. Важный элемент разработанной технологии – четкое определение зон ответственности между участниками перевозочного процесса и владельцами подвижного состава.

Модель управления вагонным парком будет прорабатываться и дальше. Ее реализация требует формирования новой нормативно-правовой базы на федеральном уровне. Необходимо внести поправки и дополнения в устав железнодорожного транспорта РФ, проработать механизм технологического отстоя вагонов, урегулировать вопросы взаимодействия перевозчиков и операторов. На мой взгляд, это обязательное условие жизнеспособности разрабатываемой технологии.

Не следует забывать и о специфике российской экономики. В некоторых регионах нашей страны нет альтернативы железнодорожным перевозкам грузов на большие расстояния. Это требует централизованного управления вагонным парком даже в условиях формирования конкурентного транспортного рынка и значительного числа собственников и операторов подвижного состава.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2010 г. N 2829р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДО-24АВЦ "ОТЧЕТ О РАБОТЕ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ"

В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 27 сентября 2010 г. N 2018р "Об утверждении Инструктивных указаний по учету простоя на станциях инфраструктуры ОАО "РЖД" грузовых вагонов рабочего парка и порядке автоматизированного ведения формы внутренней статистической отчетности ДО-6 ВЦ "Отчет о простое грузовых вагонов рабочего парка на станции" и в целях уточнения отдельных положений методики автоматизированного формирования и выдачи отчетности:
1. Утвердить прилагаемые Изменения, вносимые в инструктивные указания о порядке автоматизированного ведения формы внутренней статистической отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций", форму статистической отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций", формы аналитических справок на основе отчетности о работе грузовых станций ДО-24аВЦ.
2. Директору ГЖТБ ЦКИ Кузнецову А.В. до 1 мая 2011 г. разработать и передать в ГВЦ программные средства по ежесуточному автоматизированному формированию на базе сетевой составляющей АСОУП-2 показателей отчетности с учетом вносимых изменений, утвержденных настоящим распоряжением.
3. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В., начальнику Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю., директору ГЖТБ ЦКИ Кузнецову А.В., директору ГВЦ Вишнякову В.Ф. с 1 мая 2011 г. обеспечить ежесуточное формирование и размещение в СИС "Эффект" показателей отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций" и аналитических справок на основе отчетности о работе грузовых станций ДО-24аВЦ в соответствии с утвержденными настоящим распоряжением формами.
4. Начальнику Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю. организовать работу по выверке показателей размещаемой в СИС "Эффект" отчетности ДО-24аВЦ и аналитических справок на ее основе и обеспечить их методологическое сопровождение.
5. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В., директору ПКТБ ЦКИ Кузнецову А.В., директору ГВЦ Вишнякову В.Ф., директору ООО "ЦитТранс" Никандрову В.А, (по согласованию), директору ООО "НТЦ Транссистемотехника" Москалеву А.А. (по согласованию), начальникам железных дорог обеспечить своевременную и качественную передачу данных грузовыми станциями и формирование отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций" с учетом изменений, утвержденных настоящим распоряжением, начиная с 1 июля 2011 г. в режиме постоянной эксплуатации.
6. Директору ГВЦ ОАО "РЖД" Вишнякову В.Ф. отменить с отчетного 1 июля 2011 г. формирование и размещение СИС "Эффект" выходных форм отчетности ДО-24аВЦ и аналитических справок на их основе по формам, определенным приложениями к распоряжениям ОАО "РЖД" от 04 августа 2009 г. N 1651р и от 17 ноября 2009 г. N 2353р.
7. Начальникам железных дорог довести настоящее распоряжение до сведения всех причастных и обеспечить исполнение.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Г. Лемешко

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 31 декабря 2010 г. N 2829р

Изменения,
вносимые в инструктивные указания о порядке автоматизированного ведения внутренней формы статистической отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 августа 2009 г. N 1651р

1. Пункт 5 второй абзац после слов "В учет включаются поезда" дополнить "вагоны которых подлежат учету в вагонообороте станции" и далее по тексту.
2. Пункт 6 изложить в следующей редакции "Вагонооборот станции – определяется в целом за отчетные сутки суммированием количества прибывших и убывших вагонов рабочего и нерабочего парка.
В него включаются вагоны:
– прибывшие с других станций инфраструктуры ОАО "РЖД", включая внутренние паромы, и отправленные на другие станции инфраструктуры ОАО "РЖД", включая внутренние паромы;
– прибывшие с инфраструктуры общего пользования других владельцев РФ и отправленные на инфраструктуру общего пользования других владельцев РФ;
– прибывшие с новостроящихся линий и отправленные на новостроящиеся линии;
– прибывшие из третьих стран, стран СНГ и Балтии, включая международные паромы, и отправленные в третьи страны, страны СНГ и Балтии, включая международные паромы;
– новые, поступившие от примыкающих заводов постройки;
– прибывшие и отправленные с путей/на пути необщего пользования, если эти пути имеют выход на две и более станции и подача/уборка производилась по другой станции;
В вагонооборот станции по прибытию и отправлению не включаются вагоны:
– прибывшие и отправленные с путей/на пути необщего пользования, если эти пути имеют выход только на одну станцию;
– прибывшие и отправленные в поездах, имевших на данной станции остановку для пропуска другого поезда;
– прибывшие в поездах назначением на данную станцию, которые после изменения индекса поезда отправлены назначением на другую станцию без смены локомотива, локомотивной бригады или перецепки локомотива при изменении направления следования поезда;
– прибывшие и отправленные в транзитных поездах, не имевших на данной станции смены локомотива, локомотивной бригады или перецепки локомотива при изменении направления следования поезда.".
Пункт 9 определение вагонов, относящихся к местным, изложить в следующей редакции:
"К местным вагонам относятся:
– вагоны, прибывшие на станцию назначения;
– вагоны, переадресованные на данную станцию;
– вагоны, используемые станцией под погрузку;
– приватные вагоны, выпущенные из ремонта и не используемые под погрузку, до момента оформления перевозочных документов (заадресовки);
– вагоны, отставленные в резерв ОАО "РЖД". В число местных вагоны зачисляются:
по моменту прибытия поезда на станцию назначения вагона (по сообщению 201), за исключением местных вагонов, находящихся в составе транзитных поездов на станции назначения вагона, и с которыми на станции назначения грузовые операции не совершались;
по моменту подачи вагона под погрузку (по сообщению 1397 при условии выполнения на пути общего/необщего пользования грузовой операции по факту передачи сообщений 410, 421, 431) или погрузке вагона (по сообщениям 410, 421, 431) при отсутствии сообщения 1397;
по моменту подачи вагона под выгрузку, если не было сообщения о переадресовке (по сообщению 1397 при условии выполнения на пути общего/необщего пользования грузовой операции по факту передачи сообщений 242, 422, 432) или выгрузке вагона (по сообщениям 242, 422, 432) при отсутствии сообщения 1397;
по моменту переадресовки на данную станцию (сообщение 406 с кодом операции 2, сообщение 410 с кодом операции 10) или перегрузе вагона (сообщение 406 с кодом операции 4);
по моменту подачи порожнего вагона на пути необщего пользования соседней станцией (для станции уборки вагона в случае примыкания путей необщего пользования к двум и более станциям и совершения грузовой операции погрузки, учитываемой за станцией уборки) (сообщение 1397);
по моменту оформления грузовой операции выгрузки за станцией подачи вагона на путях необщего пользования (для станции уборки вагона в случае примыкания путей необщего пользования к двум и более станциям и совершения на них сдвоенной грузовой операции) (сообщения 242, 422);
по моменту перечисления вагона в резерв ОАО "РЖД" (по сообщению 1359);
по моменту перечисления из числа неисправных используемых под погрузку вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" (по сообщению 1354);
по моменту перечисления приватного вагона из числа неисправных в рабочий парк (по сообщению 1354).
Из числа местных вагоны исключаются:
по моменту отправления вагона со станции в составе поезда (сообщение 200);
по моменту переадресовки вагона на другую станцию, а также заадресовке вагона, выпущенного из ремонта, если не было погрузки или выгрузки (сообщения 406, 410 с кодом операции 10);
по моменту перечисления вагона в неисправные (по сообщению 1353);
по моменту уборки вагона с путей необщего пользования соседней станцией (для станции подачи в случае примыкания путей необщего пользования к двум и более станциям и совершения грузовой операции выгрузки, учитываемой за станцией подачи) (сообщение 1397);
по моменту оформления грузовой операции выгрузки за станцией подачи вагона на путях необщего пользования (для станции подачи в случае примыкания путей необщего пользования к двум и более станциям и совершения на них сдвоенной грузовой операции) (сообщения 242, 422);
по моменту перечисления вагона, не используемого станцией под погрузку, из резерва ОАО "РЖД" (по сообщению 1359).".
Далее по тексту.
3. Пункт 10 изложить в следующей редакции
"Средний простой местного вагона на ответственности ОАО "РЖД" в целом равен сумме элементов простоя на ответственности ОАО "РЖД" на путях общего пользования и путях необщего пользования.
Простой местного вагона на ответственности ОАО "РЖД":
на путях общего пользования – время простоя на станции местного вагона при нахождении его на станционных путях общего пользования от момента прибытия на станцию (сообщение 201) или приема с подъездных путей необщего пользования (сообщение 1397) и до отправления со станции (сообщение 200) или сдачи на пути необщего пользования (сообщение 1397), за исключением времени нахождения в резерве, в отстое, а также простоя приватных вагонов на ответственности собственника (оператора, арендатора вагона);
на путях необщего пользования – время простоя на станции местного вагона при нахождении его на путях необщего пользования от момента оформления перевозочных документов (сообщение 410) до момента уборки с путей необщего пользования (сообщение 1397).
Простой местного вагона на ответственности грузоотправителя/грузополучателя – от момента подачи вагона на пути необщего пользования (с. 1397) до момента оформления перевозочных документов (с. 410).
Простой местного вагона на ответственности ОАО "РЖД" раскладывается по элементам:
от прибытия до подачи – делением суммы вагоно-часов простоя местных вагонов от прибытия на станцию (по сообщению 201) до подачи под погрузку (выгрузку) или на подъездные пути (по сообщению 1397) на количество местных вагонов, закончивших простой по категории;
от подачи до окончания грузовой операции – делением суммы вагоночасов простоя местных вагонов от подачи под погрузку (выгрузку) на пути общего пользования до окончания грузовой операции (от сообщения 1397 до сообщения 410,421,242 или 422) на количество местных вагонов, закончивших простой по категории;
от окончания грузовой операции до уборки – делением суммы вагоночасов простоя местных вагонов от окончания грузовой операции до уборки (от сообщения 410, 421, 242 или 422 до сообщения 1397) на количество местных вагонов, закончивших простой по категории;
от уборки до отправления – делением суммы вагоно-часов простоя местных вагонов от уборки из-под погрузки (выгрузки) или с подъездных путей до отправления в составе поезда со станции (от сообщения 1397 до сообщения 200) на количество местных вагонов, закончивших простой по категории.
В случае, когда вагон прибыл на станцию обработки вагонов на пункте подготовки, время простоя от прибытия (по сообщению 201) до вывода из ППС, ППВ (по сообщению 1358) учитывается в элементе "от прибытия на станцию до подачи под грузовую операцию", время простоя от вывода из ППС, ППВ (по сообщению 1358) до отправления (по сообщению 200) учитывается в элементе "от уборки вагона до отправления в составе поезда".
Для оценки качества работы железнодорожных станций и доли простоя местного вагона, участвующего в грузовых операциях, в простое местного вагона выделяются элементы:
простой местного вагона, участвующего в грузовых операциях – время простоя на станциях совершения грузовых операций (в т.ч. сдвоенных) от прибытия (по сообщению 201) до отправления (по сообщению 200), включая время, затраченное на промывку и пропарку.
В случае, когда вагон взят под погрузку на станции, где производился его ремонт, учитывается время простоя от момента перечисления вагона из числа неисправных в рабочий парк (по сообщению 1354) до отправления со станции (по сообщению 200). Время простоя от момента перечисления вагона из числа неисправных в рабочий парк (по сообщению 1354) до подачи под грузовую операцию (по сообщению 1397) учитывается в элементе "от прибытия на станцию до подачи под грузовую операцию".
В случае, когда вагон имел грузовые операции на станции, где он находился в резерве, учитывается время простоя от момента прибытия (по сообщению 201) до отправления со станции (по сообщению 200), исключая время нахождения в резерве. Если вагон после вывода из резерва взят на этой станции под погрузку, времена простоя от момента прибытия (по сообщению 201) до перечисления вагона в резерв ОАО "РЖД" (по сообщению 1359) и от перечисления вагона из резерва ОАО "РЖД" (по сообщению 1359) до подачи под грузовые операции (по сообщению 1397) учитываются в элементе "от прибытия на станцию до подачи под грузовую операцию". Если вагон после выгрузки отставляется в резерв на этой станции, то времена простоя от момента уборки с пути выгрузки (по сообщению 1397) до перечисления вагона в резерв ОАО "РЖД" (по сообщению 1359) и от перечисления вагона из резерва ОАО "РЖД" (по сообщению 1359) до отправления со станции (по сообщению 200) учитываются в элементе "от уборки вагона до отправления в составе поезда".
В случае, когда вагон взят под погрузку на станции, где он находился в отстое, учитывается время простоя от момента прибытия (по сообщению 201) до отправления со станции (по сообщению 200), исключая время нахождения в отстое. Времена простоя от момента прибытия (по сообщению 201) до подачи на путь отстоя (по сообщению 1397) и от вывода с пути отстоя (по сообщению 1397) до подачи под грузовые операции (по сообщению 1397) учитываются в элементе "от прибытия на станцию до подачи под грузовую операцию".
В случае, когда вагон после выгрузки направляется в отстой на этой станции, времена простоя от момента уборки с пути выгрузки (по сообщению 1397) до подачи на путь отстоя (по сообщению 1397) и от вывода с пути отстоя (по сообщению 1359) до отправления со станции (по сообщению 200) учитываются в элементе "от уборки вагона до отправления в составе поезда";
в резерве – время простоя от момента отстановки вагона в резерв ОАО "РЖД" (по сообщению 1359) до момента изъятия вагона из резерва (по сообщению 1359);
в отстое – время простоя от момента подачи вагона на пути, выделенные для отстоя (по сообщению 1397), до момента уборки с путей, выделенных для отстоя (по сообщению 1397);
прочий простой местного вагона – включает в себя время простоя на станциях обработки вагонов на пункте подготовки, время простоя на станции от момента перечисления из неисправных в рабочий парк до заадресовки, если на этих станциях не было грузовых операций и т.д. Рассчитывается как разница между простоем местного вагона и суммой элементов: простой местного вагона, участвующего в грузовых операциях, в резерве, в отстое.
4. Пункт 11 исключить 3-й абзац.
5. Приложение форма статистической отчетности ДО-24аВЦ "Отчет о работе грузовых станций" изменить по прилагаемой форме.
6. Приложение "Аналитическая справка о работе важнейших грузовых станций (по отчету ДО-24аВЦ)" изменить по прилагаемой форме.

Читать дальше  Постановление правительства рф 97 о жкх 2016

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 31 декабря 2010 г. N 2829р

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Форма ДО-24аВЦ

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 31 декабря 2010 г. N 2829р

08.12.2010 ГВЦ ОАО "РЖД" 23:13

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ ВАЖНЕЙШИХ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ (ПО ОТЧЕТУ ДО-24аВЦ)
ЗА _______________ 201__ ГОДА

Яндекс.Поделиться

Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило на днях (10 января) написал письмо главе Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину, информируя его о том, что оборот грузового вагона достиг 15 суток на фоне роста ставок операторов. В связи с этим ОАО «РЖД» будет карать злостных вредителей и предлагает ужесточить условия: резко поднять штрафы для тех, кто занимает пути или задерживает вагоны под выгрузкой-погрузкой, а парк, который стоит дольше недели, использовать принудительно через электронные торги.

Алексей Шило в письме перечисляет довольно много фактов, которые, на наш взгляд, скорее симптомы болезни, а не её причины. Так, среди информации, предоставленной РЖД, нет ни слова о падении скорости движения грузов в 2018 году. Понятно, что исполнение майских указов президента и рост погрузки до «советской» обострили главную проблему несоответствия инфраструктуры амбициям.

Обвинения в адрес операторов может и небеспочвенны, но операторы заинтересованы в быстром обороте в условиях дефицита.

Простои растут не только вследствие нерасторопности операторов, но и из-за того, что количество вагонов в сети близко к критической цифре, скорость движения упала, «узкие» места не расшиваются, а техногенные катастрофы участились. РЖД откровенно везёт, что львиная доля происшествий приходится на грузовые составы, и с рельсов не сходят пассажирские поезда. Резонанс не так широк, но это помогает только замалчивать проблему.

2018 год был сложным для организации движения не только потому, что вырос грузооборот. Зимняя пробка в Кузбассе из-за морозов, чемпионат мира, масштабные военные учения, плохая погода в черноморских портах в августе, дефицит тяги и запчастей — всё это показывает, что РЖД работают на грани возможностей. Это очередной сигнал, что железным дорогам требуются не единицы мегапроектов, а сотни или тысячи малых и средних проектов.

Читать дальше  Распределение денежных средств при банкротстве

Обвинения в адрес операторов может и небеспочвенны (кстати, нам жаловались, что дочка РЖД, ФГК не брезгует время от времени отстаивать вагоны, чтобы подогревать спрос), но, по сути, операторы заинтересованы в быстром обороте в условиях дефицита. Поэтому попытка Алексея Шило назначить операторов виноватыми в текущей проблеме выглядит неуклюже. Зато очевидно намерение монополии обратить на пользу собственному карману общие неприятности. То есть, за простой вагонов операторы будут караться штрафами в пользу монополии, а простаивающие вагоны будут выставлены на ЭТП, комиссия с которой также идёт на счёт РЖД.


Алексей Шило

В своём письме Алексей Шило утверждает, что угольщики, щебёночники и аграрии жалуются на нехватку вагонов. При этом в октябре—декабре 2018 года «значительная часть парка была размещена операторами на путях и под погрузку не использовалась». Замедление оборота на фоне большого количества вагонов на сети влечёт риск дефицита парка, отмечает Алексей Шило, это может стать препятствием для вывоза продукции и увеличить её стоимость из-за роста ставок операторов.

В фирменном стиле РЖД операторам навязывается блицкриг.

РЖД предлагают рассмотреть:

повышение платы за нахождение порожних вагонов на путях общего пользования вне перевозки. Сегодня она составляет до 226 руб. в сутки (но через три дня простоя может вырасти в пять раз);

поддержать законопроект Минтранса, вводящий ответственность грузоотправителей и получателей за задержку на путях чужих вагонов;

ввести механизм принудительного привлечения к перевозкам простаивающих более недели вагонов через электронную торговую площадку ОАО РЖД (ЭТП ГП).

В фирменном стиле РЖД операторам навязывается блицкриг. Все эти идеи в ОАО «РЖД» хотят обсудить уже до конца января. С одной стороны, решение проблемы не терпит отлагательств, с другой — предложенные меры направлены только на ещё большее ужесточение условий. Не факт, что они приведут к чему-либо, кроме дополнительных сборов в пользу РЖД. Ведь из-за штрафов и поборов не изменится ни скорость движения, ни продолжительность ТОРов, не появятся новые машинисты и локомотивы. Как написал «Ъ», эксперты считают идеи ОАО «РЖД» жёсткими и асимметричными. Предложения монополии усиливают финансовое давление на участников рынка, тогда как сама она старается ограничить свою финансовую ответственность за сроки перевозок, пояснил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При увеличении числа «брошенных» поездов (в декабре 2018 года их было более чем вдвое больше, чем в конце 2016 года) и дефиците тяги идея принудительного вывода на ЭТП ГП порожних вагонов «звучит странно», считает он, это может разрушить механизм долгосрочных сервисных контрактов.

Перед участниками рынка снова появляется дилемма: вяло согласиться с РЖД и ныть в кулуарах, либо организованно и сплочённо дать быстрый ответ в виде альтернативных мер и требований к РЖД от операторов. Ближайшие дни покажут, какие уроки извлекли участники рынка из тарифной кампании- 2018 и появилась ли у них мотивация отойти от соглашательской политики умиротворения РЖД.

P. S. Справку по вагонным паркам можно увидеть здесь .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector