Содержание
Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" даёт им право проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так. В этой статье закона есть такое положение. Но не впадайте в панику ! Просто внимательно прочитайте эти Правила и вы увидите, что в пункте 55 написано следующее:
" Контроль за соблюдением торговыми предприятиями настоящих правил осуществляют в пределах своей компетенции органы Комитета РФ по торговле, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другие органы государственного управления. Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей"
Таким образом, представители общественных организаций не имеют права на самостоятельное проведение проверок по соблюдению правил торговли, т.к. не относятся к органам государственного управления.
Да, кстати, к государственным органам, согласно ст. 12 Конституции РФ не относятся районные и городские администрации, т.к. в этой статье сказано: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". А, следовательно,
совместно только с представителями различных служб местных органов власти (горадминистрации, горсовета и т.п.) общественные организации производить проверки не имеют право.
Ещё раз обращаем ваше внимание, что общественные организации только могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
19. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1.8 "Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций’, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: " Внеплановые проверки проводятся органами государственной метрологической службы по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы". Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, о ПРАВАХ ПОКУПАТЕЛЯ.
Согласно "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, покупатель имеет следующие права : проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.
Но эти права покупателя не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдаёт документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила – это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.
И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; см., например, права госторгинспекции, налоговой инспекции и др.), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель – наблюдает.
Прежде всего надо отметить, что Закон "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 7.02.92г. в редакции ФЗ № 2-ФЗ от 9.11.96г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь ". информацию о сертификации товаров (работ , услуг). ", и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого закона ". доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым д
В данной статье будет описано, как правильно оформлять ценники на товар, какая информация необходима. Грамотное оформление обезопасит от претензий с Защиты Прав Потребителей и сэкономит довольно значительные средства (штраф мин. 17 грн. за неправильно написанный ценник).
Согласно статьи 15 Закону « Про захист прав споживачів», покупатель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре. А именно:
1. Наименование товара
2. Наименование нормативных документов условиям которых должны отвечать товары
3. Данные про основные свойства продукции (если пищевые то состав).
4. Ведомости про наличие вредных веществ.
5. Ведомости про наличие или отсутствие ГМО
6. Данные про цену и условия приобретения.
7. Дату изготовления
8. Условия хранения
9. Правила использования товара
10. Гарантийные обязательства производителя
11. Срок годности товара
12. Месторасположение Производителя (продавца)
13. Продукция, которая обязательна к сертификации – должна иметь ведомости про сертификат.
Кроме того, данные должны быть оформлены на Украинском языке.
Так же эти правила частично дублируются в " Правила роздібної торгівлі непродовольчих товарів".
Итак, для магазина одежды часть информации есть непосредственно на товаре – размер, состав. Но большую часть придется писать.Прежде всего, необходимо указать Реквизиты продавца и его адрес:«ПП Ковалов», вул. Правди 65. Затем:найменування виробу: Куртка, Шкарпетки и т.д.Виробник: LTD Ching Yong, Китай, Пекин 12034Артикул 670667-07 ( для внутреннего учета)Дата виготовлення (если известна –по мне глупый пункт, так как срок годности одежды, как и многих товаров не ограничен)Ціна: 345 грн.Дата друкування цінника 23.07.10Підпис:Термін придатності: Необмежений
На ценнике так же пишут, каким ГОСТам отвечает продукт или какими Сертификатами подтверждается его качество. А так же гарантийные обязательства продавца (возраст в течении 14 дней, гарантийный срок эксплуатации и т.д.).
Даже если часть информации находится на товаре, продублировать ее не будет лишним.
Штрафная санкция за неполное информативное сопровождение – 30% от закупочной стоимости партии товара согласно ст.23 п.7 ЗУ Про захист прав споживачів"
Согласно ЗУ про « Захист прав споживачів» региональное управление защиты прав потребителя может осуществлять плановые проверки (один раз в год) субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает практика, в последний год штрафные санкции значительно увеличились, это скорее объясняется более тщательной проверкой, чем сменой законодательства. Что необходимо знать ЧПшнику при получении направления на плановую проверку? В данной статье будут описаны основные претензии проверяющих. В дальнейшем она будет дополнена видами санкций за предполагаемое нарушение.
1. Не правильно оформлен или отсутствие уголка потребителя. Как правильно оформлять уголок, и какие документы необходимы – тут.
2. На вывеске перед входом (витрине, входной двери, вывеске) не написано наименование объекта хозяйствования ( «ПП Хомяк», «ОАО Рута» и т.д. – не название магазина, а юридическое название).
Дополнительный совет. Пишите все на украинском языке, во избежании нарушения закона "Про мову".
3. Недостаточно информации на ценнике (по штрафным санкциям самое дорогое удовольствие) – Как правильно оформлять смотрите тут
4. Нарушены условия хранения продукции ( Условия даны в « Правилах роздрібного продажу непродовольчих товарів» та « Правилах роздрібного продажу продовольчіх товарів») . Так же советую ознакомится с другими важными нормативно-правовыми актами, которые представлены в разделе Документы и Шаблоны и Законы.
5. Отсутствие градусника, психогигрометра – как обязательный элемент соблюдения условий хранения продукции (влажность, температура помещения)
6. Отсутствие санитарно-гигиенического заключения на продукцию, сертификатов на продукцию (Рекомендация – проверьте даты на ценниках и сертификатах, ценники должны быть новее).
1.Регистрация в «Журналі регістрації перевірок» ( отказ от регистрации автоматически запрещает проводить проверку ).
2. Осуществляется осмотр вещей.
3. При обнаружении нарушений составляется Акт, на основе которого предприниматель может написать «Пояснення». Кроме того дается Припис «Про усунення недоліків, що зазначені в акті перевірки».
4. Дается «повідомлення на розгляд справи».
5. После рассмотрения дела остается два выхода или платить ( если рассмотрено негативно) или подавать в суд.
Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ "О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торгового обслуживания.
Права и обязанности продавца устанавливаются в Главе 2 ФЗ "О защите прав потребителей”, а права и обязанности оказывателя услуг в Главе 3 того же закона.
При этом права и обязанности продавца и оказывателя услуг не являются идентичными. Это обусловлено тем, что к продавцу законом предъявляются, в основном, требования, касающиеся продаваемого товара (ВЕЩИ). А к оказывателю услуг законом предъявляются требования в отношении произведенных ДЕЙСТВИЙ.
В то же время, отдельных ПРАВИЛ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ не существует. И можно согласиться, что они входят, как составная часть в ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ. Однако лишь как ЧАСТЬ этих правил.
Правила торговли условно можно разбить на 3 группы: правила предпродажной подготовки, правила хранения и правила реализации товара.
При этом Правила торгового обслуживания по сути являются Правилами оказания обязательных услуг потребителю при продаже товара Само понятие ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ подразумевает наличие трех составляющих: Оказывателя торговых услуг (по сути, в этой роли выступает Продавец), Потребителя торговых услуг (одновременно он же и Покупатель) и наличие сделки купли – продажи (либо намерений осуществить данную сделку) между ними.
Под Продавцом в соответствии с Законом "О защите прав потребителей” подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие товар потребителям по договору купли-продажи (т.е. осуществляющие РОЗНИЧНУЮ торговлю).
Под Потребителем подразумевается ФИЗИЧЕСКОЕ лицо, приобретающее (или имеющее намерение приобрести) товар исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Под РОЗНИЧНОЙ торговлей подразумевается продажа товара Потребителям (исключительно, ПОТРЕБИТЕЛЯМ, т.е. только физическим лицам для их личных (бытовых) нужд).
Таким образом, продажа товара любому иному лицу – НЕ потребителю (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) НЕ является розничной торговлей и, соответственно, действие Правил торговли в целом и, Правил торгового обслуживания в частности на такие отношения не распространяется.
Следует знать, что общественные организации потребителей при осуществлении проверок НЕ обладают правами государственных органов власти, и НЕ обладают правами, которыми наделен любой потребитель в отдельности.
Это подтверждается, во-первых, ст.70 "Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри "Полезно знать – 0.2. ”.
Во-вторых, представители общественных организаций потребителей – юридических лиц в случае осуществления самостоятельных проверок действуют от имени организации, т.е. от имени юридического лица, а, соответственно, потребителями не являются и правами ПОТРЕБИТЕЛЕЙ не обладают.
Однако общественные объединения потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
Кстати, немного о правах потребителей – покупателей.
Права покупателей установлены "Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ "О защите прав потребителей”.
Права потребителя – покупателя
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.
общество защита право потребитель
o Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять соблюдение продавцами (оказывателями услуг) законных прав покупателей, потребляющих данные услуги. И не более того.
Проверку иных положений, установленных Правилами торговли, полномочны проверять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО государственные органы власти.
5.1 Хотим обратить внимание на тот факт, что потребители и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов соответствия или их заверенных копий, но не давать им правовую оценку.
Правовую оценку сертификатам могут давать исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ органы, для чего объединения потребителей вправе передавать им соответствующие акты проверок сертификатов.
5.2 По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
Эти полномочия даны различным государственным органам.
При этом особое внимание следует уделить отсутствию у общественных объединений потребителей права на КОНТРОЛЬНУЮ ПОКУПКУ.
Во-первых, при совершении контрольной покупки у "покупателя” – представителя общественной организации потребителей отсутствуют намерения использовать приобретенный товар в личных целях (т.е. в данном случае цель у так называемого "покупателя” – проверить действия продавца). Соответственно, при контрольной покупке отсутствует ПОТРЕБИТЕЛЬ, а, значит, такие отношения не регулируются действием Закона РФ "О защите прав потребителей”.
Во-вторых, при совершении контрольной покупки общественным объединением потребителей – юридическим лицом через своих представителей в роли "покупателя” выступает юридическое лицо, не являющееся ПОТРЕБИТЕЛЕМ, т.е. снова действие Закона РФ "О защите прав потребителей” на такие отношения не распространяется (юридическое лицо не вправе совершать покупки в РОЗНИЦУ ни непосредственно, ни через своих представителей, взаиморасчеты между юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ оформляются иначе, чем с обезличенными физическими лицами – потребителями: обязательное наличие счетов-фактур, накладных и т.п.).
В-третьих, контрольная покупка – это, по сути, провокационные действия, ограничивающие права граждан (намеренное введение в заблуждение). А ограничение прав граждан может быть осуществлено исключительно на основании федерального закона. Данная норма установлена ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности”. Подробнее см. "
5.3 Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.
Место покупателя – по другую сторону прилавка!
5.4 Общества потребителей в соответствии со ст.46 Закона РФ "О защите прав потребителей” вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя.
При этом объединения потребителей зачастую основывают свои исковые заявления на результатах проводимых ими проверок деятельности субъектов предпринимательства.
В то же время, при проведении проверок нередко представители обществ потребителей превышают свои полномочия и безосновательно присваивают себе полномочия государственных контролирующих органов.
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.
Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:
Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.
Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.
Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.
Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:
Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).
После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:
Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:
Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.
С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).
Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.
Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.
Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.
Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.
Обязательно должна быть отражена информация:
В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.
Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.
По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:
Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.
Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:
Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:
Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.
Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.
Например, к административным относят следующие нарушения:
Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:
Нарушение | Штраф |
Нарушение санитарных требований | 5-10 МРОТ, либо приостановка работы на три месяца |
Несоблюдение норм использования нежилых помещений | 10-20 минимальных окладов |
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания | 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение |
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции | 20000 рублей |
Несоблюдение выданных ранее предписаний | 10000-20000 рублей |
Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.
Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.
Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.
Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.
Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.
Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.
Нарушения салонов красоты, парикмахерских:
Нарушения аптек:
Нарушения в общепите:
Нарушения торговых точек:
Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:
No related posts.