Работа психолога в колледже в чем заключается | Загранник

Работа психолога в колледже в чем заключается

Психолог в школе.

К основным видам деятельности школьного психолога относятся:

  • – психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
  • – психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
  • – психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;
  • – психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
  • – психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
  • – работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. Так, в интернатах для детей, лишенных попечения родителей, психолог прежде всего разрабатывает и осуществляет такие развивающие, психокоррекционные и психопрофилактические программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали развитию их личностных ресурсов [2, с.24].

Психологи, работающие при роно, в основном выполняют следующие виды деятельности:

  • – организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры. Опыт показывает, что именно после прослушанного курса лекций учителя и родители чаще обращаются к психологу, видят больше проблем, лучше их формулируют. Это повышает заинтересованность не только в психологических знаниях, но и в консультировании; родители и учителя начинают представлять себе, в чем состоит работа психолога, перестают пугаться, когда их приглашают на беседу с психологом по поводу учебы или поведения их ребенка;
  • – проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи. К психологу часто обращаются с просьбой рассказать о том, где можно получить консультацию по специальным вопросам, затрагивающим интересы ребенка. В зависимости от запроса психолог рекомендует специализированные психологические, дефектологические, юридические, медицинские и иные консультации;
  • – осуществление углубленной работы в каком-либо классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определении совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития школьников;
  • – помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов в отдельных школах;
  • – организация постоянно действующего семинара для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;
  • – создание психологического "актива" из числа учителей школ района. Это обязательное условие работы районной психологической службы. Если в каждой школе или по крайней мере в большинстве школ района не будет хотя бы одного учителя, умеющего грамотно ставить психологические вопросы, определить, каких детей и по каким проблемам целесообразно показать для обследования психологу, то районному психологическому центру работать будет практически невозможно: несколько человек, которые в нем есть, не смогут самостоятельно определить трудности и проблемы, которые возникают у учащихся в школах;
  • – участие в наборах в первые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе [4, с.65].

Опыт работы районного психологического центра позволяет говорить о нем как о полезной форме психологической службы, учитывая, что обеспечить психологами в ближайшее время все школы трудно.

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка.

Психолог в гимназии.

Работа психолога в гимназии неразрывно связана с образовательным процессом. Но гимназия – это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.

В компетенцию школьного психолога входят диагностирование и коррекционная работа, а также уроки психологии (а такие есть в ряде школ и гимназий). Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

При необходимости психолог составляет психолого-педагогические характеристики детей, которые раскрывают развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д.

Консультирование в гимназии играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка [7, с. 32].

Гимназия для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого – всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуацию, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в гимназии может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

Психолог в лицее.

Что касается психолога в лицее, то впервые такого рода педагог появился примерно десять лет тому назад. С тех пор изменилось многое. На сегодняшний день психолог-педагог является достаточно востребованной профессией. Ни одна современная школа не позволит себе пренебрегать данной должностью. Что входит в обязанности психолога в лицее? Насколько важно для ребенка общение с психологом? Об этом, а также многом другом, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Самым главным "оружием" психологов в лицее является психологическая диагностика. Данная диагностика основывается на проведении групповых либо индивидуальных исследований школьников при помощи специальных методик. Чаще всего данные методики применяются для тех детей, которые действительно в них нуждаются. Методик исследования психологических состояний у детей достаточно много. Это методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы. Школьный психолог – это довольно сложная профессия. Ведь именно этот педагог практически всегда нагружен не только многочисленной, но и весьма противоречивой информацией. Причем с каждым днем такой информации становится все больше и больше [9, с.24].

Психолог в колледже.

Работа педагога-психолога в педагогическом колледже имеет свои специфические особенности. Это работа с подростками в возрасте 15-16 лет, которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться не просто к обучению в новом учебном заведении, а к обучению, направленному на получение профессии педагога. Важной задачей является работа педагога-психолога со студентами, которые идут на практику в школы, к детям.

Отсюда и вытекает цель работы педагога-психолога в педагогическом колледже: создание психологического комфорта для студентов в адаптационный период и период прохождения педагогической практики. Соответственно цели поставлены следующие задачи:

  • – Создание условий для успешной адаптации первокурсников. Первокурсники чем-то похожи на первоклассников. Придя в колледж, вчерашние школьники приобретают новый статус – студент. Ведущим видом деятельности теперь становится не общение со сверстниками, а освоение будущей профессии. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары, не учителя, а преподаватели, не классный руководитель, а куратор и т.д. На этом этапе обучения главная задача психолога – грамотное психологическое сопровождение студентов: наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи.
  • – Проведение тренингов для студентов первого курса на сплочение коллектива, проявления личностных качеств. В целом успешность обучения зависит не только от успешного прохождения периода адаптации, стремления получать знания, но и от коллектива, в котором приходиться учится. Придя в новое учебное заведение, подростки попадают соответственно и в новый коллектив сверстников.
  • – Организация работы центра "Практика на "5". Оказание психологической помощи студентам перед педагогической практикой и, непосредственно, в период педагогической практики. Бывают ситуации, когда студенты, проучившись несколько лет в педагогическом колледже, боятся (в прямом смысле этого слова) идти на практику, возникает неосознаваемый страх перед детьми.
  • – Психологическое консультирование по организации образовательного процесса. В ряду практик, проходимых студентами педагогического колледжа, стоит "Психолого-педагогическое исследование школьника". В ходе этой практики студентам необходимо выявить психологические особенности (особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, общения и т.д.) школьника.

Для реализации целей и задач педагог-психолог работает в следующих направлениях: коррекционно-развивающее, культурнопросветительское, диагностическое и консультативное.

Диагностическая деятельность педагога-психолога заключается в проведении исследования уровня развития умений, знаний, навыков, личностных особенностей. На основе полученных данных составляется план коррекции (изменения, исправление) и развития (процесс закономерного изменения к лучшему) студентов. А эти педагог-психолог занимается в рамках коррекционно-развивающего направления [10, с.36].

Читать дальше  Приказ об утверждении обходного листа образец

Еще одно направление работы педагога-психолога – это консультирование (особым образом организованное общение педагога-психолога со студентом). Консультирование состоит из ряда этапов: установление контакта с консультируемым, постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Работа психолога в педагогическом колледже сложна и интересна. Он должен знать возрастные и психологические особенности подростков и юношей, уметь активно взаимодействовать с ними, ведь он один из главных помощников на пути основания профессии учителя. В целом работа педагога-психолога заключается в следующем: проведение диагностики на выявление личностных качеств первокурсников, оказание помощи им адаптироваться к новому коллективу и к новым условиям обучения; проведение консультаций по решению психологических проблем возникших у студентов в входе педагогической практики, оказание помощи в исследовании личности школьника; обеспечение психологического сопровождения будущих педагогов, помощь им в профессиональной деятельности.

Не для кого не секрет, что в системе начальной и средней профессиональной подготовки вот уже несколько лет идет так называемая “оптимизация”. Осуществляется она путем сокращения учреждений НПО. Однако это не самое страшное! Проработав педагогом-психологом 17 лет из них в начальном профессиональном образовании 8 лет, я столкнулась с интересной ситуацией. Новый директор сообщила мне о том, что в настоящее время учреждению актуальнее иметь социального-педагога, а не психолога. И как же мне стало обидно! Многие выпускники встречая меня, педагога-психолога, с теплотой вспоминают наши факультативные занятия, рассказывают о своих достижениях. Это и подвигло меня поделиться своим профессиональным опытом и в очередной раз показать значимость психологической службы не только в школах, но и колледжах, техникумах, ведь учатся там те же десятиклассники!

Критерий эффективности психологической службы любого общеобразовательного учреждения – нормальное психологическое развитие обучающегося (помимо здоровья нервной системы), спокойная и доброжелательная обстановка. Не секрет что у большинства обучающихся в подростковый период под влиянием определённых ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. Но есть факторы, играющие некую роль в причине этих нарушений (неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. Работа психологической службы профессионального учреждения охватывает все выше перечисленные направления. С первых дней обучения обучающиеся находятся под постоянным наблюдением педагога-психолога, классных руководителей и конечно же мастеров п/о, которые не забывают о свои учениках и в не рабочее время.

Подростковый возраст! Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст "переходным" от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами:

  • неустойчивостью эмоциональной сферы;
  • особенностями высшей нервной деятельности;
  • высоким уровнем ситуативной тревожности.

Поступив в профессиональное учреждение подросток проходит период адаптации, и от того как пройдет адаптация зависит состояние его здоровья, дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и весь общеобразовательный процесс.

При поступлении в профессиональное учреждение (когда будущие обучающиеся подают заявление) им предлагают ответить на вопросы ознакомительной анкеты (общие сведения о себе, его интересы и увлечения, почему он поступает в учебное учреждение) и дифференциально-диагностический опросник (по типам профессии). Это является предварительной диагностикой, что позволяет формировать группы.

Весь сентябрь педагог-психолог проводит диагностическую работу во всех группах 1 курса, используя различные тесты и анкеты:

  • на выявления типа темперамента;
  • направленность личности (Б.Баеса ориентационная анкета);
  • выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях (Томас);
  • определений уровня самооценки;
  • определение уровня познавательных процессов (память, внимание).

Как правило обучающиеся с интересом участвуют в диагностике и по желанию в индивидуальном или групповом порядке проходят консультацию по результатам диагностики. На консультациях они получают рекомендации: на что необходимо обратить внимание, что корректировать в себе и как для успешного обучения в профессиональном учреждении. Здесь следует отметить, что количество обучающихся с заниженной самооценкой очень минимальное, практически единичные случаи. Если человек уверен в себе, своих силах, имеет цель в своей жизни, он может достичь высоких результатов, как в обучении, так и в жизни. Вот почему многие обучающиеся, которые были неуспевающими в школе, переступив порог профессионального учреждения, чувствуя постоянную заботу и переживание за них, вдохновляются окружением и могут учиться значительно лучше. А эти понятия и раскрывает педагог-психолог на консультациях.

Уже в октябре создается расширенная информация об обучающихся первого курса: адекватность учебной самооценки, соответствие уровня сформированности познавательных процессов и их произвольности по возрасту, социально-психологический статус ребенка, психологические характеристики личности обучающегося и состояние его здоровья.

На первом психолого-педагогическом консилиуме педагог-психолог предлагает информацию о результатах очередного набора обучающихся. Все данные по каждой группе доводятся до сведения педагогов в корректной форме, не называя фамилию, психолог дает рекомендации по работе с группой, на что следует обратить внимание.

В целях успешной адаптации первокурсников с первых дней обучения проводятся факультативные занятия. Предлагаю свою разработку факультативного курса “Социально-психологический практикум”:

Цели и задачи курса:

– сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у обучающиеся;

– научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;

– использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.

Освоение материала даст возможность обучающиесям приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.

Особенностью факультативного курса является проблемность обучения, она происходит за счет привлечения обучающиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.

Содержание факультативного курса “Социально-психологический практикум” включает изложение теоретического материала: основные понятия подросткового возраста, качеств личности, межличностных взаимоотношений, стили семейного воспитания (из области семейной психологии). Активные формы работы: игровые упражнения, творческие задания, тесты, дискуссии и обсуждения. Активные формы работы занимают большую часть курса, проигрывание ситуаций с элементами психологического тренинга дают возможность сформировать у обучающиеся навыки конструктивного ведения диалога, анализа интересов, чувств, мотивов общения и самоанализа, обучают обучающиеся приемам и методам саморегуляции.

Программа курса рассчитана на 42 часа.

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Форма проведения урока
1.1. Раздел 1. Подростковый возраст.

Переход от детства к взрослости.

Физическое и психическое взросление.

Юность в разных исторических периодах.

2 Групповая дискуссия 1.2. Подростковый возраст.

Особенности развития личности подростка.

Поведенческие реакции подростка.

Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

1

1

Беседа и обсуждение

диагностика

1.3. Изучение индивидуальных особенностей личности подростка.

Обсуждение результатов диагностики.

1

1

диагностика

беседа

1.4. Качества личности подростка.

Креативность.

2 Игровые упражнения 1.5. Самооценка.

Источники формирования самооценки.

2 Беседа диагностика 1.6. Самоотношение. Что включает в себя понятие “самоотношение”. Самоуважение – путь к уверенности в себе. 2 Обсуждение Итого: 12 ч. 2.1 Раздел 2. Межличностные взаимоотношения

Взаимоотношение поколений.

2 дискуссия 2.2 Коллектив и личность.

Лидерство.

2 Ролевые игры

диагностика

2.3 Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания). 2 дискуссия 2.4 Любовь в жизни человека. 2 Игровые упражнения 2.5 Что такое дружба?

Особенности юношеской дружбы.

2 Беседа Итого: 10 ч. 12. Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Что такое саморегуляция?

Приемы и методы саморегуляции.

2 Обучение упражнениям 13. Почему подростки не слышат предостережений?

Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

2 Беседа

анкетирование

14. Умение сказать “НЕТ” вредным привычкам. 2 Тренинг навыков отказа 15. “Брось сигарету” круглый стол. 2 Дискуссия и обсуждение 16. Позитивное мышление.

Как влияет образ мыслей на жизнь человека?

Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

2 Беседа тренинг Итого: 10 ч. 17. Раздел 4. Семейная психология.

Психология семейных отношений.

2 Лекция

беседа

18. Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление. 2 Игровые упражнения 19. Функции семьи. 2 Групповая дискуссия 20. Стили семейного воспитания. 2 Лекция

беседа

21. Заключительное занятие.

Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?

2 Творческая

беседа

Итого: 10 ч. Всего: 42 ч.

Содержание

Раздел 1. Подростковый возраст.

Тема 1.1. Вводное занятие. Переход от детства к взрослости. Физическое и психическое взросление. Юность в разных исторических периодах.

Занятие построено в форме групповой дискуссии, рассматриваются следующие вопросы:

– переход от детства к взрослости;

– физическое и психическое взросление.

В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста “Капитан или пассажир?” (автор Прутченков А.С.), тест “Поддаетесь ли вы чужому мнению?” (для выявления уровня конформности поведения, автор Киршева Н.В. и Рябчикова Н.А.).

Тема 1.2 Подростковый возраст. Особенности развития личности подростка. Поведенческие реакции подростка. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

Занятие включает обсуждение подросткового возраста, поведенческие реакции подростка. Чем характеризуется данный возрастной период, на что необходимо обратить внимание, чтобы успешно общаться с родителями и сверстниками. Изучение индивидуальных особенностей личности, в целях коррекции своего поведения, развития определенных качеств и особенностей личности.

Тема 1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся. Обсуждение результатов диагностики.

Занятие включает проведение диагностики индивидуальных особенностей личности с использованием теста Айзенга (подростковый вариант), опросника по схеме построения профессиональной перспективы (ЛПП), тест Томаса “Стили разрешения конфликтов” (выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях), ряд методик по определению уровня концентрации внимания, видов памяти и развития мышления.

Тема 1.4 Качества личности. Творческие способности

Занятие включает развивающие игровые упражнения, творческие задания, при помощи которых обучающиеся знакомятся с различными качествами личности, понятием Креативность, исследуют свои творческие способности и выявляют у себя новые. В конце занятия обсуждение: что нового обучающиеся узнали о себе?

Тема 1.5 Самооценка. Источники формирования самооценки.

Читать дальше  Основание платежа штраф по решению налоговой

Занятие построено на дискуссии, идет обсуждение особенностей поведения людей в зависимости от самооценки. Далее предлагается провести исследование свой самооценки, используем тест “Самооценка” (модификация Л.П.Пономаренко).

Тема 1.6 Самоотношение. Что включает в себя понятие “самоотношение”. Самоуважение – путь к уверенности в себе.

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с понятием “самоотношение”, “самоуважение”, в ходе беседы идет обсуждение. Обучающимся предлагается изучить биографии известных людей и их достижения, в конце занятия подводим итог: что помогает человеку достичь успеха?

Раздел 2. Межличностные взаимоотношения.

Тема 2.1 Межличностные отношения. Взаимоотношение поколений.

Занятие включает дискуссию на тему: “Взаимоотношение поколений”, что мешает наладить хорошие взаимоотношения. Используя ролевые игры обучающиеся на практике узнают и изучают ошибки, совершаемые при знакомстве с новыми людьми. При проведении тренинга “Составь рассказ”, обучающиеся изучают типологию людей по методам восприятия информации.

Тема 2.2 Коллектив и личность. Лидерство.

Обучающиеся знакомятся с понятием “Коллектив”, видами коллективов, с этапами формирования коллектива, с распределением Родей в коллективах. Проведение диагностики позволяет обучающимся определить свое отношение к коллективу, и общий показатель сплоченности своего коллектива, на данном этапе формирования.

Тема 2.3. Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания).

Обучающиеся знакомятся с понятиями “Эмоциональная сфера личности”, “Чувства”, “Настроение”. Закрепляется материал проигрыванием игровых упражнений: “Изобрази эмоцию”, “Передай эмоцию”, “Как я могу владеть своими эмоциями”.

Тема 2.4 Любовь в жизни человека.

Занятие построено в форме дискуссии на тему : “Одна из форм переживания – любовь в жизни человека”, (здесь раскрывается понятие “любовь”, её разновидности, согласно греческой интерпретации, обсуждение ситуаций из жизни людей и произведений писателей). Обучающиеся получают советы по преодолению эмоций при расставании.

Тема 2.5 Что такое дружба? Особенности юношеской дружбы.

На занятии раскрывается и обсуждается с обучающимися феномен дружбы, с помощью ролевых и творческих упражнений: “Незаконченные предложения”, “Что препятствует сохранению дружбы?”. Изучаются факторы, влияющие на зарождение дружбы, составляются правила отношений, позволяющих сохранить дружбу. В конце занятия проводим тест “Настоящий друг” (автор Киршева Н.В., Рябчикова Н.А.).

Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Тема 3.1 Что такое саморегуляция? Приемы и методы саморегуляции.

На занятии изучаем понятия “саморегуляция”, для чего необходимо знать приемы и методы саморегуляции. Далее занятие проходит в активной форме и отрабатываются навыки саморегуляции. В конце занятия обучающимся предлагается игровое упражнение релаксации “Капля”, с использованием аудио аппаратуры.

Тема 3.2 Почему подростки не слышат предостережений? Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

Обучающиеся получают знания о вредных последствиях злоупотребления алкоголя и наркотических веществ. Идет обсуждение на тему: “Почему часть сверстников игнорируют предупреждения взрослых?”. В конце занятия проводиться викторина и тестирование “Что я знаю о курении?”.

Тема 3.3 Умение сказать “НЕТ” вредным привычкам.

Занятие полностью построено на отработке навыков отказа. Используются ролевые игры, обучающиеся проигрывают ситуации “За компанию”, “Маменькин сынок”, “Слабак” и непосредственно тренинговые упражнения в кругу.

Тема 3.4 “Брось сигарету” круглый стол.

Обучающиеся, предварительно подготовленные, обсуждаю совместно проблему курения. Занятие построено в форме круглого стола.

Тема 3.5 Позитивное мышление. Как влияет образ мыслей на жизнь человека? Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

В процессе беседы обучающиеся знакомятся с представлением о важности позитивного мышления, как влияет образ мыслей на человека. Отрабатывают приемы позитивного мышления на тренингах: “Коллаж удачи”, “Умение получать хорошее”, “Избавление от негативных мыслей”. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “Вы умеете быть счастливым?” (болгарский еженедельник “Орбита”).

Раздел 4. Семейная психология.

Тема 4.1 Психология семейных отношений.

Занятие построено в форме дискуссии. Рассматриваются некоторые из проблем, возникающие в семье, факторы, влияющие на стабильность семейных отношений. В конце занятия обучающиеся разбиваются на группы, составляют перечень признаков гармоничной семьи, затем защищают свои проекты. Идет обсуждений.

Тема 4.2 Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление.

Занятие построено в форме игры. Разыгрывается ситуация “Неприятность на работе” (обучающиеся анализируют семейные конфликты и их преодоление).

Идет обсуждение и выводы. Самостоятельно обучающиеся составляют основные правила общения, выделят главные моменты.

Тема 4.3 Функции семьи.

Обучающиеся знакомятся с функциями семьи в форме лекции. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “РОП” (для выявления ролевых притязаний в браке) под редакцией М.К. Тутушкиной. Идет обсуждение результатов тестирования.

Тема 4.4 Стили семейного воспитания.

Обучающиеся детально останавливаются на воспитательной функции семьи. В процессе обсуждения разбирают типы негармоничного (неправильного) воспитания. Выделяют основные причины негармоничного (неправильного) воспитания.

Тема 4.5 Заключительное занятие. Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?”.

Обучающиеся подводят итоги всего курса, вспоминают все направления курса, что полезного приобрели, чему научились, высказывают свое мнение. Пишут мини сочинение “Что я знаю о себе?”. Желающие выступают со своими творческими работами перед группой.

Список литературы:

  1. И.С. Кон “Психология юношеской дружбы”, М., 1973г.
  2. Н.Н.Обозов “Возрастная психология: юность”, СП, 2001г.
  3. Н.Н.Обозов “Психология межличностных отношений”, Киев, 1990г.
  4. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова “Основы психологии для старшеклассников” (пособие для педагогов), М., ВЛАДОС, 2001г.
  5. А.Е.Личко “Психопатии и акцентуации характера у подростка”, Л.,1977г.
  6. А.Прихожанин “Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе”, М., 1994г.
  7. А.С.Прутченков “Наедине с собой. Психологические тесты и психологические упражнения для подростков и старшеклассников”, М., 1996г.

И в заключение хотелось бы отметить, с первого курса обучающиеся имеют тесный контакт с педагогом-психологом, знают его в лицо, приветствуют его и приходят на консультации. Ведь зачастую обучающийся-подросток не всегда подойдет со своей проблемой к родителям или родственникам, некоторые испугаются, а другие и вовсе не имеют взаимопонимания с родителями, а вопрос нужно решить.

Так нужен ли психолог в профессиональном образовании?

План работы педагога-психолога по всем направлениям.

Скачать:

Вложение Размер
План работы психолога на 2017-2018 учебный год 182 КБ

Предварительный просмотр:

2017 – 2018 учебный год

Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся техникума.

– содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;

– мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме;

– формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;

– мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

– профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;

– профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; экстремистских и террористических склонностей; употребления нецензурной лексики; самовольных уходов из общежития;

– повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (кражи) среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: "Живи своим трудом, а не чужим умом".

4 – 8 сентября 2017 г.

Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса.

Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (самовольных уходов из общежития) среди студентов I курса психологическое занятие по теме: "Жить в мире с собой и другими".

11-15 сентября 2017 г.

Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса.

Психологическая профилактика агрессивных форм поведения среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: « Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления ».

18-22 сентября 2017 г.

Формирование толерантных установок в межличностных взаимоотношениях между студентами.

Психологическая профилактика дезадаптации студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Прими того, кто рядом».

2 – 6 октября 2017 г.

Успешная адаптация студентов в техникуме, сплочение группы и командообразование.

Психологическая профилактика суицидальных намерений студентов I курса тренинговое занятие по теме: «На что потратить жизнь».

16 – 20 октября 2017 г.

Формирование установок на без-опасное поведение и здоровый образ жизни.

Психолого-педагогический консилиум: «Адаптация студентов I курса к условиям обучения в техникуме».

31 октября 2017 г.

Выработана стратегия комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса.

Психологическая профилактика употребления алкогольных напитков студентами I курса тренинговое занятие по теме: «История одного обмана».

7 – 10 ноября 2017 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Международный день толерантности (16 ноября)

Акция Всероссийского интернет-урока «Урок доброты» для студентов I курса.

13 – 17 ноября 2017 г.

Формирование толерантного отноше-ния к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – III курсов.

1 декабря 2017 г.

Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

День борьбы со СПИД (1 декабря)

Анкетирование студентов I-III курсов по теме: «Что мы знаем о СПИД…»

Оформление стенда по тематике недели.

1 декабря 2017 г.

Неделя борьбы со СПИД

Формирование основ здорового образа жизни.

Оформленный стенд по теме.

Психологическая профилактика употребления табачной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение как угроза».

4 – 8 декабря 2017 г.

Формирование установок: анти-табачных и здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Наркотики».

18 – 22 декабря 2017 г.

Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления нецензурной лексики у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Сквернословие – это болезнь».

15 – 19 января 2018 г.

Формирование установки на эффективное общение.

Психологическая профилактика возникновения экстремистских и террористических тенденций у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Экстремизм и терроризм – беда XXI века».

22 – 26 января 2018 г.

Формирование антиэкстремистских и антитеррористических установок у студентов I курса.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Алкоголь».

5 – 9 февраля 2018 г.

Формирование антиалкогольной установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика компьютерной зависимости у студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Если не мыслишь свою жизнь без интернета».

Читать дальше  Оспаривание штрафа гибдд с камеры текст письма

12 – 16 февраля 2018 г.

Формирование основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение – спорные утверждения».

19 – 22 февраля 2018 г.

Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Мифы об алкоголе».

5 – 7 марта 2018 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Необъявленная война».

12 – 16 марта 2018 г.

Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика зависимостей у студентов I курса психологическое занятие по теме: «О зависимости весело, но серьезно».

19 – 23 марта 2018 г.

Формирование установок на здоровый образ жизни и умении я понимать себя и других.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Скрытая правда об алкоголе».

26 – 30 марта 2018 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Легкий способ бросить курить».

2 – 6 апреля 2018 г.

Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – II курсов.

16 – 20 апреля 2018 г.

Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) выпускников III курса.

Практическая помощь выпускникам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

Психолого-педагогический консилиум: «Анализ результатов адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме».

Анализ результатов комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса.

Международный день отказа от курения (31 мая)

Просмотр на перерыве студентами видео: «Исцеляющий настрой от курения Н.Г.Сытина ‘Бросаем курить!”».

Психологическая профилактика курения «Секреты манипуляции – Табак» (просмотр видеофильма, интерактивная дискуссия) I курс.

Формирование антитабачных установок и основ здорового образа жизни у студентов, осознание его ценности и отказ от курения.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Сквернословие – это болезнь»

4 октября 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива, способности к саморазвитию.

Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Внимание опасность: алкоголь, табак, наркотики, суицид, противоправные действия, экстремизм и терроризм» I курс.

28 октября 2017 г.

Расширение психологических знаний родителей об опасных ситуациях. Ознакомить с актуальным уровнем адаптации студентов I курса.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Образовательная кинесиология».

6 декабря 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Методы предотвравщения насилия в образовательном учреждении ».

9 января 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива.

Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Как наладить общение с ребенком».

3 февраля 2018 г.

Расширение психологических знаний родителей о способах установления контакта с собственным ребенком.

Психологическое просвещение студентов I курса психологический час по теме: «Как справиться с самим собой?».

26 – 2 марта 2018 г.

Осознание студентами своих психологических особенностей.

Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

11-15 сентября 2017 г.

В течение года (по необходимости)

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса.

Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг особенностей развития студентов «группы социального риска».

Выявлен уровень психологического развития студентов «группы социального риска».

Мониторинг склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (опросник А.Н. Орел) у студентов I курса.

18-22 сентября 2017 г.

Выявлена группа студентов, готовых к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Мониторинг характерологических особенностей (Айзенк) у студентов I курса.

Выявлены характерологические особенности у студентов.

Мониторинга уровня тревожности студентов I курса.

25-29 сентября 2017 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих высокий уровень тревожности.

Мониторинга акцентуаций характера (Личко) студентов I курса.

Выявлены ведущие акцентуации характера у студентов.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов I курса.

2 – 6 октября 2017 г.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов II курса.

9 – 13 октября 2017 г.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг уровня адаптированности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса.

16 – 20 октября 2017 г.

Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов III курса.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса.

23 – 27 октября 2017 г.

Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов III курсов условиями обучения в техникуме.

7 – 10 ноября 2017 г.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

25 – 29 декабря 2017 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса.

Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг (повторный) психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса.

9 – 13 апреля 2018 г.

Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов.

Мониторинг (повторный) уровня адаптиро-ванности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса.

Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме.

23 – 27 апреля 2018 г.

Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме.

Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг выпускников и их родителей удовлетворенности полученным качеством образования в техникуме.

3 – 4 мая 2018 г.

Выявить уровень удовлетворенности выпускников и их родителей качеством полученного образования в техникуме.

Мониторинг (повторный) аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

7 – 11 мая 2018 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг (повторный) суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой).

Выявлен уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг (повторный) особенностей развития студентов «группы социального риска».

4 – 22 июня 2018 г.

Отслеживание уровня психоло-гического развития студентов «группы социального риска».

Психологическая коррекция и развитие

Тренинг «Знакомство с психологом» в рамках Дня здоровья.

8 сентября 2017 г.

Установление контакта с первокурс-никами, снятие негативных уста-новок при общении с психологом, сплочение группы.

Психологическая коррекция и развитие студентов «группы социального риска».

18 сентября 2017 г. – 22 июня 2018 г.

Решение конкретных проблем студентов «группы социального риска».

Психологическая коррекция и развитие студентов «группы суицидального риска».

18 сентября 2017 г. – 4 мая 2018 г.

Снижение аутоагрессивных тенден-ций и факторов, формирующих суицидальные намерения, предуп-реждение серьезных попыток самоубийства.

Психологическая коррекция и развитие дезадаптированных обучающихся I курса и решение их конкретных проблем.

7 ноября 2017 г. – 30 марта 2018 г.

Решение конкретных проблем дезадаптированных обучающихся I курса.

Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме.

Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития.

Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме.

21 – 25 мая 2018 г.

Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития.

Индивидуальные и групповые консультации – классных руководителей, мастеров п/о, студентов, родителей и лиц их заменяющих по их проблемам.

В течение учебного года

Решение конкретных проблем клиентов.

Корректировка плана работы на год.

1 сентября 2017 г.

План работы на год.

Корректировка списков студентов входящих в «группу социального риска».

4 – 8 сентября 2017 г.

Список студентов «группы социального риска».

Разработка и выдача рекомендаций для мастеров по и классных руководителей по вопросам специфики организации индивидуальной работы со студентами.

Рекомендаций для мастеров по и классных руководителей для индивидуальной работы со студентами.

Корректировка плана работы. Работа с документацией.

9 – 12 января 2018 г.

План работы и документация.

Подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики студентов.

В течение учебного года

Организация и методическая подготовка к проведению психодиагностики студентов.

В течение учебного года

План проведения психодиагностики студентов.

Обработка результатов психодиагностического исследования, составление заключений, психологических характеристик студентов.

В течение учебного года

Заключения, психологические харак-теристики, рекомендации.

Изучение психолого-педагогической литературы.

В течение учебного года

Применение новых знаний в работе.

Аналитическая деятельность по всем направлениям работы.

25 – 28 июня 2018 г.

Анализ работы за год и план работы на следующий год.

Работа по запросам:

В течение учебного года

Содействие в решении возникающих проблем.

Педагог-психолог: И.П. Ягодкина

*Крупным шрифтом выделены общие мероприятия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector