Реализация дополнительного образования в доу | Загранник

Реализация дополнительного образования в доу

Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Дополнительное образование

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ)

Цель дополнительного образования – внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);

соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Дополнительное образование может быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ:

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы.

Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности:

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Одной из форм дополнительного образования в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

Образовательной программой ДОУ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);

Планом работы кружка на год;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Схема разработки программы кружковой работы

Читать дальше  Рассчитать неустойку по 395 гк рф калькулятор

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей:

1. Озорные ладошки – 1 младшая группа

2. Озорной каблучок – подготовительная группа

3. Тили-тили тесто – подготовительная группа

4. Кляксочка – средняя группа

5. Мастерская актеров – средняя группа

6. Юный эколог – подготовительная группа

Прикреплённые файлы:

dopolnitelnoe-obrazovanie-v-dou_3b9c7.pptx | 7967,1 Кб | Скачан: 995

Кружок дополнительного образования. С 2014 года веду дополнительное образование детей в форме кружка по оригами «Город мастеров» в средней группе. Пояснительная записка Дошкольный.

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Организация кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики» Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Перспективное планирование к программе дополнительного образования по математике «Сосчитай-ка» Перспективное планирование месяц тема цель содержание Сентябрь Знакомство. Математические способности. Диагностика на начало учебного.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №79» городского округа Самара 443030,.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по математике Кружок "Сосчитай-ка" по математике МБДОУ Детский сад №1 г. Починка Пояснительная записка Огромную роль в умственном воспитании и в развитии.

Программа дополнительного образования «Забавное тесто» Пояснительная записка. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти.

Работа с родителями в рамках дополнительного образования В соответствии с ФГОС ДОО родители и детский сад должны являться партнёрами в воспитании и обучении детей. В связи с этим я, как педагог.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска

«Детский сад №87 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организации дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования [1]. На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей. В то же время появились группы художественного творчества, обучения иностранному языку, танцам, подготовке детей к школе, группы здоровья для старших дошкольников, спортивные секции. В детских садах пустовавшие помещения переоборудовались под разнообразные студии, комнаты, гостиные, кабинеты. У дошкольников появилась возможность сменить повседневную обстановку группы на новую. Включение ребёнка в необычную атмосферу, интересную деятельность в другом коллективе стало важным моментом для более интенсивного индивидуального развития личности ребёнка, что не всегда могла обеспечить семья, ДОУ. Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день – неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные услуг в ДОУ должно быть организованы с учётом норм СанПина, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28—02-484/16. Это «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», в которых указывается, что они должны соответствовать:

· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

· определённому уровню дошкольного образования;

· направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической, и т. д.);

· современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля над образовательным процессом [2].

Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:

· на создание условий для развития личности ребёнка;

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

· обучение эмоциональному благополучию;

· приобщение к общечеловеческим ценностям;

· профилактику асоциального поведения;

· создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;

· интеллектуальное и духовное развитие личности;

· укрепление психического и физического здоровья;

· взаимодействие педагога с семьёй [3].

Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях являются:

Читать дальше  Сколько часов работник должен работать в месяц

· фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);

· познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

· соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;

· контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

· научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;

· нетрадиционные: домашнее задание, моделирование [2,4].

Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Не только педагоги ДОУ могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но педагоги других образовательных учреждений.

Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями, будет востребована [3].

При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое по всему саду расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки [1].

Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в ДОУ, но и в микрорайоне, районе, городе.

Для успешной реализации образовательных услуг необходимо провести полный комплекс мер по их маркетингу, который предполагает действия:

· изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;

· анализ платёжеспособности родителей, установление цены;

· анализ возможностей ДОУ (кадры, помещение, программы);

· сбор информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги;

· формирование перечня намечаемых услуг;

· предварительный расчёт себестоимости;

· анализ изменения спроса на предлагаемые услуги [4].

В перспективы развития дополнительного образования детей в ДОУ могут быть решены следующие задачи:

· составление авторских программ дополнительного образования;

· расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города: ДМШ, ДХШ, ДЮСШ и т. д.

· повышение квалификации, творческих способностей педагогов;

· внедрение новых технологий, способствующих разнообразию образовательного пространства;

· повышение качества учебно-методической работы ДОУ;

· сотрудничество педагогов ДОУ и дополнительного образования;

· решение социально-педагогических задач [4].

Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе [3].

В заключении нужно подчеркнуть, что платные образовательные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов [3].

1. Зацепина М., статья «Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!», журнал «Обруч» № 3-2006 г.;

2. , статья «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;

3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;

4. , статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.

Материал по реализации программ дополнительного образования в условиях четырехгруппового детского сада

Скачать:

Вложение Размер
upravlenie_detskih_doshkolnyh_uchrezhdeniy.doc 91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25»

«Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг»

МБДОУ «Детский сад № 25»

Бобина Елена Александровна

Дзержинск 2018 год

Актуальность разработки системы дополнительного образования в детском саду

Дополнительное образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Система методической работы с педагогами детского сада, создание развивающей среды в помещениях по дополнительному образованию, система педагогического взаимодействия со специалистами, направленная на дополнительное развитие детей и работу с родителями.

При построении системы работы по дополнительному образованию дошкольников очень важно учитывать новизну задач реализуемой образовательной программы и соответствующим разделам парциальных программ.

Особенностью данной системы является разработка пространственной и организационно-методической модели дополнительного образования. Окружающий нас мир представляет собой огромную сложную систему взаимодействия людей в разных видах деятельности с целью развития творческих, познавательных, интеллектуальных и физических способностей детей. В ней последовательно раскрывается усложнение задач ФГОС ДО через внедрение системы дополнительного образования в ДОУ.

Дополнительное образование детей —вариативная часть основного образования, сущностно – мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В системе основного образования МБДОУ наметилась тенденция на высокий уровень овладения детьми знаний во многих направлениях: художественно-эстетическом, физкультурно-оздоровительном, социально-личностном. Устойчивый интерес к разным видам деятельности. Успешное овладение основной образовательной программой. А с другой стороны – это недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, отсутствие методологической структуры организации в системе дополнительного образования при оказании дополнительных образовательных услуг, ориентированность дополнительных образовательных услуг только на интересы детей.

Читать дальше  Свидетельство о перемене фамилии где получить

В системе дошкольного учреждения существуют кружки. Дети, посещающие их участвуют в различных конкурсах на уровне детского сада «Помоги природе», «Космическая станция» и т.д., на городском уровне праздники, посвященные Дню матери, Дню семьи, Дню города, фестиваль «Солнышко в ладошках», «Пасхальные мотивы», «Мой любимый город» и занимали в них призовые места.

Таким образом, можно судить о сформированности внутренней потребности коллектива к созданию системы дополнительного образования в ДОУ, с целью повышения качества образования воспитанников дошкольного образовательного учреждения, необходим поиск и разработка инновационных подходов к внедрению системы дополнительного образования в рамках ДОУ.

Цель и задачи образовательного проекта

Проектирование новой модели организации методической работы по дополнительному образованию на уровне дошкольного образовательного учреждения сможет разрешить существующие противоречие – между необходимостью разработки системы дополнительного образования и несформированностью способов методического сопровождения из-за невысокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

Анализ существующей ситуации позволяет сформулировать актуальность проблемы – несформированность методической и технологической модели системы дополнительного образования на уровне ДОУ.

Реализация обозначенной проблемы позволит осуществить следующую цель и задачи данного образовательного проекта.

Цель: разработать сбалансированную систему дополнительного образования

1. Разработать организационно-методическую модель

2. Разработать пространственную модель

3. Создание системы мониторинга для отслеживания

результативности дополнительного образования

4. Повысить уровень профессиональной компетентности

педагогов ДОУ по нормативной базе и методологических основах дополнительного образования

По окончании реализации образовательного проекта по созданию в ДОУ системы дополнительно образования можно спрогнозировать следующие результаты

  1. Разработка авторских программ дополнительного образования во всех направлениях образовательной деятельности
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности (по показателю «квалификационная категория»)
  3. Повышение результативности воспитанников МБДОУ «Детский сад № 25» при участии в массовых городских мероприятиях.
  4. Положительная динамика уровня развития детей, посещающих кружки и студии.
  5. Увеличение количества воспитанников охваченных системой дополнительного образования.

2. Теоретические и методологические основы организации системы дополнительного образования ДОУ

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»

При разработке системы дополнительного образования мы опирались на Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16, в котором изложены требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо опубликовано в книге «Настольная книга методиста детского сада» в разделе «Методические письма и рекомендации…». В письме содержится информация о содержании программ дополнительного образования.

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • определенному уровню дошкольного образования;
  • направленностям дополнительных образовательных программ (художественной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической и др.);

– современным образовательным технологиям, которые отражены:

  • в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
  • в формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
  • в методах контроля и управления образовательным процессом (анализом результатов деятельности детей);
  • в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов).

Это то, что касается содержания программ.

Теперь, что касается направленности образовательных программ дополнительного образования. Содержание должно быть направленно:

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
  • на профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
  • на интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
  • на укрепление психического и физического здоровья;
  • на взаимодействие педагога дополнительного образования.

Цель и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Для написания образовательных программ дополнительного образования нашего МБДОУ была создана творческая группа, которая включает в себя:

  • старший воспитатель, роль которого консультативная, регулирующая, корректирующая
  • руководитель танцевальной студии (разработка тематического

плана, подбор содержания, мониторинг)

  • музыкальный руководитель (разработка тематического

плана, подбор содержания, мониторинг)

Роль руководителей заключается в разработке тематического плана, подборе содержания, мониторинга.

Направленность дополнительной образовательной программы новизну, актуальность и педагогическую целенаправленность мы определили после сравнительного анализа двух программ: «От рождения до школы» под ред. Н.В.Вераксы и парциальных программ «Восхождение к певческому искусству» Н.К. Беспятова, «Программа ОФП» Л.П.Дружаева.

АНАЛИЗ показал, что программы благодаря тесной связи со всеми направлениями развития знаний и культуры позволят расширить и углубить представления детей, что приведет к расширению знаний в рамках ФГОС ДО.

Рассмотрим структуру написания образовательной программы дополнительного образования.

– наименование образовательного учреждения;

– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

– название дополнительной образовательной программы;

– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

– срок реализации дополнительной образовательной программы;

– Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

– название города, населенного пункта;

– год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

– направленность дополнительной образовательной программы;

– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

– цели и задачи дополнительной образовательной программы;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector