Содержание
Администрации городов, городских и сельских поселений по роду своей деятельности курируют места массового захоронения населения. В связи с чем им приходится сталкиваться с понятием санитарно-защитная зона кладбища.
Сразу стоить уточнить, что закон предписывает установление СЗЗ не всем кладбищам. В СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов.
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I – ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.
Класс II – ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.
Класс III – ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
Класс IV – ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Класс V – ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
Рис. Пример №1. Нанесение границ ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища, расчетных точек и источников выбросов на ситуационный план
В целом процесс установления СЗЗ для кладбища не отличается от ее утверждения для прочих объектов, кроме того, что для кладбищ не требуется проводить оценку риска для здоровья населения, как это предписывается прочим объектам I-II классов опасности. Приведем этапы получения СЗЗ кладбища:
Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (от проведения инвентаризации до выдачи Постановления санитарным врачом) по опыту нашей компании занимает в среднем 2 года.
В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.
К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:
Возможные источники шума на территории кладбища:
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Рис. Пример №2. Нанесение расчетной СЗЗ кладбища и точек замеров на ситуационный план
Как уже говорилось, иногда администрациям кладбищ приходится устанавливать границу СЗЗ по требованию Роспотребнадзора после жалоб населения. В этом случае необходимо выполнить расчет влияния факторов негативного воздействия от работы кладбища в рамках проекта обоснования размеров СЗЗ и направить проект на экспертизу в экспертную организацию, а потом на согласование в Роспотребнадзор, и далее проводить натурные исследования.
На практике случалось и так, что Роспотребнадзор после изучения экспертного заключения выдавал отказ о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения в виду доказанного в проекте отсутствия негативного воздействия кладбища на соседствующих жителей домов. При этом объект освобождался от проведения натурных исследований – доказательств расчетов на практике. В некоторых ситуациях Роспотребнадзор отказывал в выдаче санэпидзаключения и предписывал провести мероприятия по благоустройству и озеленению территории.
Статья 78. "СЗ-3". Санитарно-защитная зона кладбищ
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв.
Классификация размеров санитарно-защитных зон для кладбищ установлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция):
1) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища – 50 м;
2) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га – 100 м;
3) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га – 300 м;
4) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га – 500 м.
Расстояние от водозаборных сооружений и централизованного источника водоснабжения населения должно быть не менее 1000 метров независимо от типа кладбища.
1. Основные виды разрешенного использования:
1) проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
2) размещение объектов, связанных с ритуальным услугами;
3) размещение предприятий по производству похоронных принадлежностей;
4) размещение линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП, автодорог, железной дороги), кроме водоводов хозяйственного и питьевого назначения.
2. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне СЗ-3, не подлежат установлению.
3. Особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) отвод земельных участков под проектирование и строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
2) предоставление земель для садоводства и огородничества.
> "СЗ-4". Санитарно-защитная зона свалок, отстойников, карьеров, полигонов и золоотвалов |
Содержание Решение Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области от 18 марта 2010 г. N 94/4 "Об утверждении Правил землепользования. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постоянные читатели журнала знакомы с циклом статей по санитарно-защитным зонам[1] (далее — СЗЗ). В них последовательно, с экскурсом в историю было показано, как нормы СЗЗ формировались без учета принципов права, гражданского и земельного законодательства. 03.08.2018 — знаменательный день для Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ): в него внесли изменения сразу шесть законов, два из которых призваны исправить упомянутый недостаток.
Однако получается, что и теперь законодательство о СЗЗ отличилось. На сегодняшний день мы имеем последовательно принятые документы обратной иерархии:
1) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2) Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее — Постановление № 222);
3) Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 340-ФЗ);
4) Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ).
Другими словами, сначала принимается документ ниже по иерархии, потом чуть выше, потом еще выше — федеральный закон, даже в двух экземплярах.
Новые документы, обладая более высокой юридической силой, чем предыдущие, принимались без учета уже существующих документов более низкого уровня, с чем приходится согласиться, учитывая нелогичность и невзаимоувязанность с жизнью, здравым смыслом и принципами права предыдущего нормативного регулирования. Однако это неизбежно привело к тому, что документы более низкого уровня противоречат документам более высокого уровня и в этой части действовать не вправе.
Сейчас мы уже знаем, что Постановление № 222, отсылая к санитарно-эпидемиологическим нормам, предполагает принятие новых СанПиН, проект которых представлен на сайте regulation.gov.ru[2]. Свежепринятый Федеральный закон № 342-ФЗ требует принятия Положения о СЗЗ, при этом Постановлением № 222 утверждены Правила. Можно ли считать, что Правила = Положение, или же ждем теперь еще и Положение, которое будет иметь более высокую юридическую силу по отношению к Правилам, как принятое позже и по прямому указанию нормы закона? Разумно, чтобы Правительство внесло изменения в Постановление № 222 и утвержденные им Правила, заменив слово «правила» на «положение» и попутно скорректировав те нормы, которые не соответствуют Федеральному закону № 342-ФЗ.
Так что ждем нового нормотворчества. Если есть возможность ждать, стоит ждать, мало ли еще какие нормы появятся.
Кто может ждать и почему?
СЗЗ не установлена
Необходимо прикинуть, будет ли превышение санитарно-эпидемиологических требований за контуром объекта.
Проекты актов, представленные на сайте regulation.gov.ru[3], не предусматривают какие-либо процедуры доказывания того, что за контуром отсутствуют превышения (что логично, поскольку Постановление № 222 распространяется только на те объекты, которые превышение за контуром имеют). Как объект об этом узнает — его дело. Главное, чтобы надзорный орган не смог доказать обратное. Обратите внимание: бремя доказывания в гражданском праве на той стороне, которая заявляет, а в административном — на административном органе.
Таким образом, вы в любом случае можете утверждать, что у вас превышений за контуром нет (по вашим ощущениям), и проблемы у вас появятся только после того, как кто-либо заявит обратное. Острота проблемы будет зависеть от того, кто и как заявит.
Например, жители близлежащих домов почувствуют, что превышение есть. Они могут вам сообщить это устно при встрече. Вы можете не услышать. Могут написать жалобу в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор будет обязан принять меры. Если Роспотребнадзор согласится с жителями и выдаст вам предписание, вы можете его оспорить, и именно Роспотребнадзору придется доказывать свои доводы. Также общественность может обратиться в суд, тогда свои доводы придется доказывать общественности.
В общем, если вы уверены, что правда на вашей стороне, можете никому ничего не доказывать до тех пор, пока не придется оспаривать доказательства противной стороны.
Если превышение обнаружено, то следует подать заявление до 15.03.2019 согласно Постановлению № 222 (до 01.01.2022 согласно Федеральному закону № 342-ФЗ, обладающему большей юридической силой). А вдруг еще Положение о СЗЗ выйдет, и в нем будет что-то новенькое.
Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу. Но чтобы не ссориться с госорганом, возможно, стоит соблюсти срок, установленный Постановлением № 222, т.к. здесь все-таки идет речь о здоровье человека. К тому же, чем дольше тянуть, тем больше построек может оказаться в вашей СЗЗ, и следовательно может вырасти сумма компенсации убытков.
Есть проект ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ
Следует оценить, устраивают ли вас установленные границы. Если раньше мы рекомендовали устанавливать СЗЗ и побольше, чтобы не иметь жителей у забора предприятия[4], то теперь мы так рекомендуем не всем, поскольку свежеизданные Федеральные законы ввели нормативное регулирование СЗЗ в правовое поле. Это значит, что теперь нельзя просто так ограничить землепользователей только потому, что они не в курсе своих прав. Теперь землепользователи знают, что имеют право на возмещение убытков. На это и направлен Федеральный закон № 342-ФЗ: в документе очень подробно расписано, кто, как, когда, какие убытки возмещает[5].
Раньше разработка проекта СЗЗ требовалась от всех, у кого за контуром было превышение 0,1 ПДК, и какое-то время какие-то территориальные органы не разрешали каким-то заявителям сокращать СЗЗ по периметру промплощадки, поэтому у части хозяйствующих субъектов, установивших себе ориентировочную СЗЗ, может и не наблюдаться превышений за контуром. В этом случае следует оценить, кому принадлежит земля под СЗЗ, каков риск возмещения убытков при установлении СЗЗ, и принимать решение о дальнейших действиях исходя из этих факторов. Также следует учитывать, что теперь появилась и процедура ликвидации СЗЗ по факту отсутствия превышений на контуре.
Несмотря на то что согласно Федеральному закону № 342-ФЗ с 01.01.2020 проекты расчетных СЗЗ утратят силу, указанный Федеральный закон заложил обязанность правообладателя до 01.10.2019 подать заявление об установлении или ликвидации СЗЗ. Получается, что те, кто получил санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ (в отличие от тех, у кого нет данного заключения), не имеют права просто подождать до 01.01.2020, когда их проекты утратят силу, а все равно должны подать заявление о ликвидации СЗЗ.
Есть решение об установлении СЗЗ, но сведения о ней не внесены в ЕГРН[6]
В срок не позднее 01.01.2022 правообладателю следует подать документы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН (п. 12 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ).
А если нет превышений за контуром и огромной потребности иметь СЗЗ (поскольку есть риск взыскания убытков), можно подать заявление о ликвидации СЗЗ.
Сведения о СЗЗ внесены в ЕГРН
Если СЗЗ установлена по линии достижения нормативов, пока (до выхода Положения о СЗЗ) новостей не предвидится. Вероятно, просто надо продолжать вести производственный контроль по установленной проектом СЗЗ программе. Если СЗЗ можно сократить или ликвидировать — есть варианты.
Вот такая логика вырисовывалась по совокупной трактовке имеющихся норм и положений проектов актов.
Здесь мы видим реакцию законодателя на проблемы разных зон, обременяющих земельные участки. Проблема, известная нам по СЗЗ, существует не только с этой зоной, а по сути, и со всеми остальными. Низкая дисциплина внесения таких зон в кадастр (а теперь — в реестр), идущая еще с советских времен, привела к тому, что владельцы обремененных земельных участков могли десятилетиями не знать о существующем обременении. И при покупке участка ни продавец, ни покупатель даже не подозревали о каких-то ограничениях.
Например, люди купили дом рядом с заброшенными, наполовину несуществующими, поросшими травой рельсами, которые и не видны были при осмотре участка. Прожили с десяток лет, а теперь выяснилось, что это железная дорога, которую новый владелец умершего было предприятия собирается реанимировать вместе с предприятием. А дом вполне себе зарегистрирован. Как оказалось, в охранной зоне железной дороги.
Подобных случаев много. В части СЗЗ (и опять же, не только СЗЗ) много построек, правообладатели которых либо не знали о запрете, либо проигнорировали его. Среди обеих категорий много тех, кто надлежащим (или ненадлежащим) образом получил всю разрешительную документацию, зарегистрировал недвижимое имущество. Другими словами — стоит дом в СЗЗ, и документы у него в порядке.
И в этом беспорядке законодатель решил навести порядок.
Федеральный закон № 340-ФЗ ввел в ГрК РФ главу 6.4 «Снос объектов капитального строительства», ст. 55.33 которой посвящена сносу объектов в зонах с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ).
В свою очередь, Федеральный закон № 342-ФЗ ввел в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) главу XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», в которой перечислены 28 ЗОУИТ и очень подробно указано (ст. 106), как устанавливаются ЗОУИТ (эти нормы больше отсылочные к положениям о соответствующих ЗОУИТ), кто и за чьи средства должен снести то, что не должно быть в ЗОУИТ, и кто, как, когда, каким образом возместит убытки правообладателю земельного участка, попавшего в ЗОУИТ, и снесенных или обремененных перестройкой объектов. Причем рассмотрены и варианты, когда объект имел разрешительную документацию, — в этом случае платить будет тот, кто разрешил:
Извлечение
из Федерального закона № 342-ФЗ
Также предусмотрена ситуация, когда ЗОУИТ несвоевременно была внесена в ЕГРН:
Извлечение
из ЗК РФ
Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий
[…]Также подробно рассмотрены иные многочисленные нюансы и ситуации — законодатель попытался предусмотреть все.
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18.
[2] См. проект Постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.___-18 "Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"» (regulation.gov.ru/projects#npa=80855).Анализ данного проекта см.: Ламихова М. Санитарно-защитные зоны: проект новых СанПиН // Справочник эколога. 2018. № 8. С. 24–35 (profiz.ru/eco/8_2018/SZZ_new_2) (прим. редакции).
• «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (regulation.gov.ru/projects#npa=80942);
• «Об утверждении формы решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» (regulation.gov.ru/projects#npa=80943);
• «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» (regulation.gov.ru/projects#npa=80941).
Анализ данных проектов см.: Ламихова М. Установление СЗЗ по-новому: ищем ответы в проектах подзаконных актов // Справочник эколога. 2018. № 7. С. 6–16 (profiz.ru/eco/7_2018/SZZ_new) (прим. редакции).
[4] Подробнее см.: Дудникова А.Г. Можно ли построить жилой дом в СЗЗ предприятия? // Справочник эколога. 2017. № 12. С. 54–57 (profiz.ru/eco/12_2017/dom_v_SZZ). [5] Подробнее см.: Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: новое регулирование // Справочник эколога. 2018. № 9. С. 6–16. [6] Единый государственный реестр недвижимости. [7] Здесь и далее выделено автором. [8] Здесь и далее выделено автором.А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ»
No related posts.