Школа это какая организационно правовая форма | Загранник

Школа это какая организационно правовая форма

Статьи по теме

Особенности функционирования образовательной организации зависят от многих факторов — характера взаимодействия с учредителем, количества учащихся, региональной политики. Организационно-правовая форма школы, под которой следует понимать законодательно закрепленную форму хозяйствующего субъекта, определяет ключевые параметры работы учреждения, а именно:

  • способ закрепления и использования имущества;
  • правовое положение;
  • цели деятельности.

На протяжении многих лет правовой статус российских школ оставался неизменным, но введение новой образовательной политики обусловило необходимость актуализации внимания регулятора к данному вопросу, следствием чего стало расширение перечня организационных форм учебно-воспитательных учреждений, призванных обеспечивать реализацию широкого круга образовательных запросов граждан.

Организационно-правовая форма школы в соответствии с актуальными законодательными нормами

В Гражданском кодексе РФ представлены различные виды некоммерческих учреждений, при этом организационно-правовая форма школы выделяется как особая структура, созданная с целью осуществления учебно-воспитательного процесса, направленного на реализацию установленного программного содержания. Перечень некоммерческих организаций, представленных в ГК РФ, дополняется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными законодательными постановлениями, что предусматривает возможность создания различных организационно-правовых форм образовательных учреждений. Но даже с учетом того, что п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит ограничений по формам некоммерческих структур, в нем отмечено, что организация, специализирующаяся на предоставлении учебно-воспитательных услуг, должна иметь в качестве основного вида деятельности образовательную активность и прилагать усилия по достижению целей, которые были заявлены при ее создании.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» представлена важная информация по вопросам обеспечения учебно-воспитательного процесса в рамках правового поля:

(с примерами рекомендуемых формулировок)

(бланк для скачивания)

В законодательной базе имеются ограничения по возможности создания муниципальными образованиями некоммерческих организаций, которые могут учреждаться исключительно в организационно-правовой форме муниципальных учреждений (ч. 4. ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Вместе с тем отсутствие в списках основных видов деятельности юрлиц образовательной активности не является препятствием для работы по направлению — для этого необходимо получение соответствующей лицензии. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ такие учреждения будут классифицироваться как организации, осуществляющие обучение. Основным ограничением для таких учреждений является возможность реализовывать учебно-воспитательный процесс исключительно по программам профессионального обучения, дошкольного и дополнительного образования.

В вопросах классификации организационно-правовой формы средних школ некоммерческого типа крайне важен процесс развития гражданского законодательства в стране. Эксперты продолжают задаваться вопросом, целесообразно ли в условиях внедрения социально-экономических изменений сохранения деления юрлиц на коммерческие и некоммерческие, и пересмотр устоявшихся практик, конечно же, может в корне изменить реалии образовательной реальности.

Виды организационно-правовых форм образовательных учреждений

Актуальные законодательные нормы закрепляют правомочия по предоставлению образовательных услуг за организациями, прошедшими процедуру лицензирования согласно со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». При этом виды организационно-правовых форм образовательных учреждений определяются с учетом того, кто является учредителем:

  1. Органы госвласти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
  2. Организации, ассоциации и союзы любой формы собственности с российской или иностранной регистрацией.
  3. Отечественные и зарубежные общественные и частные фонды.
  4. Религиозные объединения, зарегистрированные на территории РФ. Россияне и иностранные граждане.

Ограничение для состава учредителей предусмотрено в двух случаях. Во-первых, организации, реализующие программное содержания с элементами военной подготовки, могут учреждаться только Правительством РФ. Во-вторых, право на создание учебно-воспитательных учреждений для детей, проявляющих признаки общественно опасного (девиантного) поведения, закрепляется исключительно за федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

Виды организационно-правовых форм образовательных учреждений

Статус ОУ Имущество Финансирование
Государственные школы (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ). Пребывает в собственности государства. Осуществляется из госбюджета.
Муниципальные Находится в собственности муниципалитета.
Негосударственные (частные школы и учреждения, пребывающие в ведении общественных и религиозных объединений). Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств осуществляется учредителем.

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за учебно-воспитательные услуги.

Порядок деятельности государственных и муниципальных ОУ регулируется типовыми положениями, установленными Правительством РФ. В своей деятельности школы, финансируемые из госбюджета, руководствуются Конституцией РФ, Федеральными законами, президентскими и правительскими постановлениями, нормативными актами, представленными Минобразования РФ, местными органами власти, а также нормативами в сфере защиты труда, техники безопасности, антитеррористической и противопожарной защиты, локальными актами. Развитие и оптимизации деятельности всех организационно-правовых форм школ (за исключением негосударственной формы собственности) определяется программой развития, которая разрабатывается на несколько лет на базе региональных наработок или самостоятельно. Ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает требования к разработке Уставов ОУ — учредительных документов, определяющих действия школьной администрации и требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Читать дальше  Предоставление отпуска инвалидам 3 группы тк рф

Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на вероятности создания новых организационно-правовых форм образовательных учреждений, возможность которых предусмотрена Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. №175-ФЗ. Данная законодательная инициатива существует относительно недавно, поэтому говорить о существовании автономных ОУ, которые могли бы стать альтернативой государственных и муниципальных школ, еще рано. Однако нельзя не отметить, что для таких учреждений предусмотрены ограничения по особенностям организации учебно-воспитательного процесса. В частности, задания по развитию, соответствующие основному виду деятельности, устанавливается только учредителем, при этом автономная организация должна действовать в рамках этих заданий и нести обязательства перед страховщиками. Финансирование автономных школ должно осуществляться в виде субвенций, выделяемых из бюджета РФ и иных источников, не запрещенных федеральным законодательством. Если иное не предусмотрено установочными документами, доходы автономного ОУ поступают в его полное распоряжение и используются для организации образовательного процесса, при этом обязательным условием существования учреждения является ежегодная подготовка и публикация в открытых источниках публичного отчета, что позволит обеспечить прозрачность деятельности. Пока в России автономные школы не существуют, но не исключено, что они появятся в отечественном правовом поле в ближайшие годы.

Негосударственные образовательные учреждения (далее — НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими: такие образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных актуальными нормами гражданского законодательства. Негосударственные образовательные организации преимущественно учреждают вузы, общественные и религиозные объединения, частные лица в формате ОУ, но в последние годы все более распространенной становится такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (далее — АНО). Обучение в НОУ и АНО преимущественно проводится на платной основе — такая возможность предусмотрена п. 1 ст. 101 Закона РФ «Об образовании в РФ». Следует отметить, что взимание платы за предоставление учебно-воспитательных услуг в данном случае нельзя трактовать как предпринимательскую деятельность, поскольку все полученные средства используются для организации и обеспечения образовательного процесса.

НОУ и АНО организовывают рабочий процесс на основании уставов, хотя типовые положения, обязательные для исполнения бюджетными ОУ, для негосударственных структур являются рекомендуемыми. Также школы негосударственной формы собственности могут выступать собственниками имущества, хотя данное правомочие остается спорным ввиду противоречий, представленных в п. 2 ст. 48 ГК РФ и Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В данном правовом случае нормы ГК РФ считаются приоритетными, поэтому имущество, переданное АНО ее учредителями, остается в собственности учреждения (п. 1 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Все виды организационно-правовых форм образовательных учреждений, в частности некоммерческие, с целью получения прибыли праве вести предпринимательскую деятельность, не противоречащую нормам законодательства и отраженную в уставной документации. Так, ОУ имеют право:

  1. Оказывать посреднические услуги.
  2. Принимать долевое участие в деятельности других учреждений, в частности образовательных.
  3. Приобретать ценные бумаги, акции для увеличения показателей прибыли.
  4. Сдавать имущество в аренду.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Менеджмент общего образования» (250 часов).

К полномочиям ОУ также относится открытие филиалов или структурных подразделений, которым предоставляется право частично или полностью осуществлять полномочия вышестоящего юрлица. Деятельность филиалов подчинена Уставу организации-учредителя, а полномочия их руководителей ограничены перечнем должностных обязанностей, указанных в доверенности. При этом обязательным условием законного функционирования образовательных организаций со сложной структурой является указание в установочной документации полного перечня филиалов с указанием юридических и фактических адресов и полными реквизитами.

Особенности организации видов деятельности различных организационно-правовых форм образовательных учреждений

Характеристика Учреждение Автономное учреждение АНО
Собственник имущества Государство в лице уполномоченного органа, который непосредственно определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения Организация (как юрлицо)
Управление имуществом Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.
Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.
Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.
Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.
Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.
АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.
Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом Уполномоченные органы госвласти.
Руководитель ОУ.
Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.
При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.
Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.
Ограничения по распоряжению собственностью Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.

Требуется распоряжение учредителя при распоряжении имуществом, выданным учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования, а также при передаче материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по вопросам участия в учреждении юрлиц, совершения сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.

Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ. Ответственность по принятым обязательствам В пределах имеющихся материальных ресурсов. Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования. Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе. Тип ответственности учредителя Субсидиарная Отсутствует Отсутствует Участие в деятельности других юрлиц Долевое участие Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника. Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Читать дальше  Экономист нормировщик должностная инструкция

Организационно-правовая форма общеобразовательной школы государственного или муниципального типа

Абсолютное большинство современных российских ОУ классифицируются как государственные или муниципальные учреждения, поэтому данной организационно-правовой форме общеобразовательной школы, в границах которых выделяют автономные, бюджетные и казенные структуры, следует уделить особое внимание. Типология образовательных организаций осуществляется с учетом характера реализации программного содержания по основному виду деятельности, хотя законодательством предусмотрена возможность ведения учебно-воспитательной работы по дополнительным программам. Принципы классификации ОУ с учетом характера основной деятельности закреплены в ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

В актуальных правовых нормах закреплены различные определения для терминов «основная цель деятельности» и «основной вид деятельности»: если первые представлены в законодательной базе, регулирующей сферу образования, то вторые устанавливаются учредителем с учетом государственных заданий. Что касается реализации программного содержания и образовательных услуг, предписанных для конкретных ОУ в качестве основных целей деятельности, то ее следует обязательно предусмотреть в качестве основных видов деятельности.

Одной из важнейших черт, которые определяет организационно-правовую форму государственного (муниципального) образовательного учреждения, является запрет на извлечение прибыли от основной цели деятельности, что регламентируется п. 1 ст. 120 ГК РФ. ОУ учреждается с целью реализации гражданами РФ конституционного права на получение общедоступного и бесплатного образования всех ступеней, если обучение осуществляется впервые. Деятельность такой организации должна основываться на принципах общедоступности, гуманизма, демократии, уважительного отношения к жизни, здоровью и личностным потребностям участников образовательного процесса. Школы некоммерческого типа обязаны предоставить возможности для освоения базового программного содержания всем учащимся, независимо от национальности, пола, языка, происхождения, социального и материального статуса, религиозных убеждений, возраста и состояния здоровья, в частности детям с ОВЗ, для которых предусмотрена возможность создания специальных учебно-воспитательных условий.

Таким образом, определение законодательного статуса ОУ остается одним из ключевых параметров организации и обеспечения образовательной работы. Если возникает вопрос, как заполнить организационно-правовую формы школы, важно вспомнить традиционные принцип формирования названия организации, которое содержит указание на учредителя или собственника имущества (например, «муниципальное»), организационно-правовую форму (учреждение, организация), тип (бюджетное общеобразовательное), а также особенности внутренней организации (лицей).

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

способ владения собственностью, имеющейся на балансе;

совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.

С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.

Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств выполняется учредителем.

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;

учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Читать дальше  Пример доверенности на управление автомобилем

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.

Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.

Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.

Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.

Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.

АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.

Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом

Уполномоченные органы госвласти.

Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.

При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.

Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.

Ограничения по распоряжению собственностью

Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.

Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:

распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;

передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:

участие в учреждении юрлиц;

совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.

Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.

Ответственность по принятым обязательствам

В пределах имеющихся материальных ресурсов.

Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.

Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.

Тип ответственности учредителя

Участие в деятельности других юрлиц

Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.

Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.

Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.

Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.

Я работаю в школе. Хочу оформить кредит. Как правильно в сбербанк указать организационно-правовую форму школы?

Вопрос относится к городу: Курск

Если школа частная – негосударственное образовательное учреждение.

Здравствуйте.

Муниципальное образовательное учреждение.

Муниципальное образовательное учреждение.

Рекомендую уточнить в школе, какая у нее ОПФ. Могут быть варианты на самом деле. Если у школы есть сайт (а сейчас почти у каждой школы есть сайт), то там должны быть реквизиты, а в них – организационно-правовая форма соответственно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector