Содержание
С 2014 года в стране допускается пользование электроэнергией без обязательной установки электросчётчика. В данном случае расчет производится с учетом нормативов, действующих в конкретном регионе.
И владельцы частного сектора, и жильцы многоквартирных домов вправе перейти на плату за электроэнергию без счетчика. При составлении договора на потребительские услуги производится расчет в индивидуальном порядке.
Обратите внимание! В каждом регионе страны действуют свои нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика.
При их составлении по внимание берутся такие факторы:
В таблице ниже представлены для сравнения нормативы некоторых регионов России. Показатели меняются в зависимости от потребительских условий.
Нормативный показатель потребления э/э на 1 человека, кВтч/м
Условия | Москва | Санкт-Петербург | Челябинск |
---|---|---|---|
В квартире установлена газовая плита (с проживанием 1 человека) | 50 | 78 | 100 |
При наличии газовой плиты в квартире, где проживает семья | 45 | 48 | 90 |
1 жилец с электрической плитой | 80 | 111 | 180 |
Семья в квартире с электроплитой | 70 | 63 | 130 |
Обратите внимание! Как видно из таблицы, нормативы меняются в зависимости от наличия или отсутствия в квартире электрической плиты, а также количества проживаемых там человек. Чем прохладнее регион, тем данный показатель будет выше.
Также составляется список жизненно необходимых электрических приборов, имеющихся у потребителя: отопительные котлы, электроплиты для приготовления пищи, водонагреватели (бойлеры), холодильники и т.п. Перечень приборов, подлежащих к учету, составляется региональной администрацией.
Рассчитанный норматив становится основой для таблицы, которой в дальнейшем пользуются абонентские службы региона. Образец подобного документа представлен на рис. ниже. Глядя на него, можно сделать вывод, что чем больше прописано по конкретному адресу жильцов, тем ниже потребительский норматив на 1 человека.
Иногда возникают ситуации, когда счетчик установлен, но по ряду причин энергопоставляющей службой дополнительно рассчитывается потребление энергии за определенный период.
Если прибор находится внутри дома или квартиры и контролеру не доступен, владелец должен ежемесячно передавать в абонентскую службу показания счетчика. Когда на протяжении полугода (в некоторых регионах по истечении 3-х месяцев) никаких сведений не поступает (например, из-за отсутствия жильцов), за этот период во внимание берут среднемесячные показатели, а затем автоматически переводят на нормативный вид оплаты.
Когда в квартире или доме проживают люди, но контролеры не могут получить доступ к приборам, владельцев письменно уведомляют о дате и времени посещения представителя службы. Если хозяин сознательно игнорирует эти визиты, то после трех неудачных попыток получить доступ к прибору учета платить за электричество придется 3 месяца по среднему месячному тарифу, а затем по установленному нормативу.
Как только счетчик вышел из строя, хозяин квартиры (дома) обязан уведомить об этом поставщика в письменном виде. Пока прибор будут менять, поверять и устанавливать на место, учет оплаты производится по усредненным показателям. Но если хозяин умолчал о дефекте, а контролер сам обнаружил неисправность прибора или механическое вмешательство в него, здесь будут исходить из последнего оплаченного показателя и времени, когда это событие произошло.
Кроме общепринятых нормативов, при расчете за потребленную энергию учитываются и другие нюансы: наличие автономного отопления, льготные и социальные платы.
В доме или квартире, где установлено электрическое отопление, во внимание берут нормативную мощность бытового прибора (котла), указанную в технических условиях, а также количество часов работы системы. Чтобы определить для конкретного жилища нормативы потребления э/э, суммируют затраты на бытовые нужды и на отопление.
Государство устанавливает тарифы на потребление электроэнергии для льготных категорий граждан. Если в квартире проживает семья, то данный тариф начисляют только на льготника, к остальным жильцам применяются нормативы на общих основаниях.
Социальная норма действует не по всей стране – только часть регионов ввела ее, как пилотный вариант. В программе во внимание берется 2 тарифа: один – социальный норматив (на среднестатистическое потребление энергии), другой – за плату сверхнормы.
Действие проекта можно рассмотреть на конкретном примере. Для жителей Алтайского края социальная норма потребления равна 131 кВтч, за каждый киловатт которой начисляют по 2,70 рубля. Все, что наматывают приборы учета сверх норматива, оплачивают по повышенному тарифу – 3,66 руб./кВтч.
Допустим, за месяц потребленная энергия составляет 170 кВтч, то расчеты будут выглядеть таким образом:
Если бы социальные нормативы не были введены, и в Алтайском крае действовал стандартный тариф в 2,90 руб./кВтч, то заплатить пришлось бы:
170 * 2,90 = 493 рубля.
В некоторых жилых домах (ведомственных, коммунального типа, общежитиях) устанавливаются общие счётчики. Чтобы узнать, сколько должна платить каждая квартира, расчеты производятся по такой формуле:
Если суммировать все квартиры, то полученный итог будет меньше показателя на общем счетчике. В приведенной формуле не учитываются площади общественного пользования: подъездное освещение, коридоры, санузлы, кухни и т.п.
В данном случае расчет энергии, затраченной на общественные места, проводится с учетом соотношения размеров конкретной квартиры к общей площади дома (этажа, коммуналки). Посчитать дополнительную плату за ОДН (общественные домовые нужды) можно по такой формуле:
Pкв. = (Pобщ. – Pобщ.кв. – Pобщ.нежил.) * Sкв. / Sдома, где:
Дополнительная плата за ОДН может просчитываться каждый месяц, либо во внимание берут среднестатистические показатели и выводят для каждой квартиры свои нормативы.
Когда общие электросчетчики на домах не установлены, сколько необходимо заплатить каждому пользователю, высчитывают с учетом таких параметров:
Формула расчета электроэнергии (в кВт/ч) выглядит таким образом:
Р = Кн * Sодн * Sкв / Sобщ.жил.
Чтобы узнать, сколько необходимо платить за потребление электричества с учетом нормативного коэффициента, полученный результат умножают на действующий тариф. Например, в регионе норматив равен 2,75 кВтч на 1 кв.м площади. Взяв условные данные по размерам площадей, получают:
Р = 2,75 * 500 * 55 / 6000 = 12,6 кВтч.
К оплате за ОДН по данной квартире ежемесячно начисляется:
12,6 * 2,87 = 36 руб., где, 2,87 – тариф за 1 кВтч.
Оплату электроэнергии без счетчика практикуют те, кто уверен, что это дешевле. В нормативных показателях учитываются только жизненно необходимые бытовые приборы и во внимание не берутся компьютера, домашние кинотеатры и т.п. Но следует иметь в виду, что тарифы на электроэнергию постоянно растут, а, следовательно, увеличиваются и нормативы.
Расчет без счетчика не выгоден в том случае, если потребление энергии регулярно идет ниже установленных норм. Поэтому стоит задуматься о монтаже прибора, фиксирующего расход э/э. Чтобы понять, как рассчитать собственное потребление с учетом категории, можно воспользоваться онлайн калькулятором.
Грозят ли санкции со стороны БГЭС, если платить за электроэнергию по среднему тарифу, несмотря на то, что установлен счетчик, поинтересовался житель Барнаула Александр во время онлайн-конференции с энергетиками, которая прошла на портале Amic.ru.
Отвечает генеральный директор БГЭС Иван Василиади:
"В том случае, если вы не передаете показания, Горэлектросеть в их отсутствие первые три месяца выставляет счета на оплату, исходя из средних показаний, а начиная с четвертого месяца начисления производятся, исходя из норматива. При этом в случае возникновения неоплаченной разницы между выставленными счетами и вашими платежами вам будет начислена пеня. В этом заключаются ваши главные риски. В дальнейшем пеня не будет списана, даже при снятии ваших фактических показаний с электросчетчика и проведении соответствующих перерасчетов".
Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.
В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:
Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.
Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):
Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:
Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.
Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:
П = Л*Н*Т,
Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.
В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:
Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.
Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.
Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.
Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.
Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.
Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.
Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.
Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:
Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.
No related posts.