Согласование размещения рекламы на фасаде здания | Загранник

Согласование размещения рекламы на фасаде здания

Вывеска на фасаде здания, содержащая название компании и род ее деятельности, не является рекламой, а потому разместить ее можно без каких-либо разрешений и договоров. Но если вывеска расположена по другому адресу, то ее размещение нужно согласовать с уполномоченным органом. Чем реклама отличается от обычной информации, можно понять из судебной практики.

Информация о компании или предпринимателе, а также реализуемых такими субъектами товарах (работах, услугах), размещенная на вывеске, не относится к рекламе при выполнении нескольких условий:

  • она имеет целью информирование, а не привлечение внимания;
  • размещена вблизи магазина, офиса, в котором непосредственно происходит торговля, оказание услуг, выполнение работ или заключение договоров на их выполнение или оказание;
  • информация размещена в одном месте;
  • в ней нет дополнительных графических объектов помимо торговых знаков или средств индивидуализации, права на которые принадлежат компании (предпринимателю).

К таким выводам позволяет прийти анализ судебной практики окружных арбитражных судов и Высшего арбитражного суда РФ, сложившейся за последние четыре года.

Нерекламный характер сведений освободит компанию от дополнительных расходов

Для размещения рекламной конструкции на здании, сооружении, земельном участке, не принадлежащем рекламорас­пространителю, необходимо заключить соответствующий договор с собственником такого объекта недвижимости. Если речь идет о государственной или муниципальной собственности, то такой договор заключается путем проведения торгов (п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее — Закон о рекламе). Для размещения рекламной конструкции на общем имуществе многоквартирного дома (фасад, крыша и др.) рекламораспространителю понадобится получить согласие собственников помещений в таком доме (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Помимо этого необходимо наличие специального разрешения уполномоченного органа местного самоуправления (п. 10 ст. 19 Закона о рекламе).

Однако все перечисленные требования Закона о рекламе не распространяются на размещение вывесок и указателей, не содержащих рекламную информацию, а также на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (подп. 2, 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Именно по этим двум основаниям рекламораспространители обычно оспаривают постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 и 14.37 КоАП РФ) или предписания об устранении таких нарушений.

Стоит заметить, что неблагоприятные последствия размещения рекламной конструкции без законных оснований не исчерпываются для компании или предпринимателя административным штрафом. Помимо этого заинтересованные лица (например, собственник или арендатор имущества, на котором размещена рекламная конструкция) могут обратиться в суд с иском о понуждении рекламораспространителя демонтировать спорную конструкцию (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10), а также взыскать неосновательное обогащение в виде неполученной арендной платы за место для размещения конструкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу № А56-11496/2009).

Итак, Закон о рекламе понимает под рекламной конструкцией наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Судебная практика, с одной стороны, придала этому определению больше конкретики, а с другой — дополнила перечень критериев, на основании которых конструкцию можно отнести к рекламной. Среди таких критериев можно выделить три основных: содержание размещенной информации, место ее размещения и количество размещенных объектов (щитов, конструкций и т.д.).

«Рекламный» признак: содержание информации

Главные признаки рекламы — предназначенность неограниченному кругу лиц и направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Сведения о наименовании компании (предпринимателя), графике работы, роде деятельности суды рекламой не признают. Эти сведения необходимо в любом случае доводить до сведения потребителя, а потому для их размещения никаких специальных договоров и разрешений не требуется. Манера изложения информации значения не имеет (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37).

На вывеске также можно указывать сведения о реализуемых товарах, оказываемых услугах или выполняемых работах (постановления Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 7517/11, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2011 по делу № А56-20916/2010, Центрального округа от 24.11.2011 по делу № А48-462/2011, Дальневосточного округа от 10.06.2011 № Ф03-2391/2011, Восточно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу № А33-2976/2011, Московского округа от 18.02.2009 № КГ-А40/357-09 и Западно-Сибирского округа от 13.11.2009 по делу № А45-9520/2009). Стоит отметить, что на вывеске должна быть размещена вся необходимая для потребителя информация — наименование компании (Ф.И.О. предпринимателя), адрес, режим работы, вид деятельности. Если на вывеске будет указано, например, только наименование и вид деятельности, то суд вполне может признать ее рекламой. Хотя встречаются и дела, в которых вывески только с наименованием компании суды не квалифицировали как рекламные (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А45-8848/2010).

Определенную роль в квалификации сведений как рекламы может сыграть сложившаяся практика размещения таких сведений в населенном пункте (Определение ВАС РФ от 16.06.2009 № ВАС-6722/09). Например, суд может не усмотреть рекламы в размещении указателей с наименованием компании и графиком ее работы, если в городе такие указатели — норма (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по делу № А63-9593/2011).

Читать дальше  Открытое судебное заседание по уголовному делу

К рекламе не относятся и указатели, содержащие только название компании, например, конструкция со стрелкой — указателем (Определение ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-1749/11). Правда, в практике есть случаи, когда суд признавал рекламной конструкцией флаг с одним наименованием компании, размещенный вблизи основной информационной конструкции, также содержащей наименование компании и иные сведения (Определение ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13163/11).

Еще одним признаком рекламы может стать использование изображений(постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010). Однако товарные знаки или средства индивидуализации не превращают вывеску в рекламную конструкцию (постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2010 № Ф03-7191/2010, Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А63-6017/2011, Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 № Ф04-4507/2009(11813-А45-43)).

«Рекламный» признак: место размещения информации

Отличительным признаком вывески и рекламной конструкции также является и место ее размещения. Например, вывеску у входа в офис компании суд вряд ли расценит как рекламную конструкцию. Причем это может быть не табличка с информацией, но и, например, конструкция фасада здания (Определение ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-1930/12) или световой короб (Определение ВАС РФ от 12.10.2010 № ВАС-13232/10, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу № А13-8200/2011 и Центрального округа от 07.08.2009 по делу № А08-5345/2008-11).

Однако если конструкция со сведениями о компании или производимой продукции (услугах, работах) размещена вдали от входа в офис, например, на противоположной стороне здания, а у входа имеется еще и вывеска, то суд почти наверняка признает такую конструкцию рекламой (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967). Если рекламная конструкция, дублирующая вывеску информационного характера, размещена на фасаде здания, это не сыграет существенной роли при ее квалификации в качестве рекламы (Определение ВАС РФ от 03.07.2012 № ВАС-7829/12). Также на рекламный характер конструкции указывает ее размещение в нескольких местах вдали от офиса компании, например, на нескольких световых опорах вдоль дороги (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10). Но даже единственный рекламный щит, расположенный вне места нахождения компании, суд может признать рекламой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010). Кроме того, на рекламный характер укажет размещение конструкции в таком месте, которое позволяет усмотреть цель привлечения внимания, например, на крыше здания (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

«Рекламный» признак: количество размещенных объектов

Количество размещенных объектов является не определяющим, но все же довольно веским аргументом в спорах о признании таких объектов рекламными конструкциями.

Так, например, компания разместила в одном месте две вывески с необходимой потребительской информацией и одну световую вывеску только с наименованием компании. Суд решил, что световая вывеска является рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-25147/201). В другом деле судьи признали рекламными размещенные на фасаде здания, а также в удаленном от него месте 28 конструкций (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2010 по делу № А63-10080/2009).

Общественный совет по малому предпринимательству при главе администрации Приморского района проводит бесплатные консультацию по согласованию наружной рекламы или информационных вывесок. Предприниматели могут обращаться по телефону: +7 (812) 340-54-84 или в приемную Общественного совета (Школьная ул., 68), в часы приема: Вт., Чт. с 10.00 до 12.00 по предварительной записи по телефону: +7 (812) 340-54-84.

Вся наружная реклама и дополнительное оборудование, размещаемое на фасадах зданий на территории Санкт-Петербурга , подлежит согласованию с государственными органами.

Разрешения на установку наружных вывесок на фасадах зданий и прочих конструкций в Санкт-Петербурге выдает Комитет по печати и взаимодействию со СМИ.

Использование несогласованных наружных вывесок, а также элементов благоустройства чревато для владельцев штрафом и принудительным демонтажем конструкций.

Различают вывески двух типов: рекламные и информационные. Наибольшее распространение в Санкт-Петербурге получило согласование информационной вывески, в виду упрощённой и менее дорогой процедуры согласования.

Санкт-Петербург , особенно историческая часть города, является охраняемым культурно-историческим наследием. Поэтому, в Петербурге, к размещению наружных вывесок на фасадах зданий применяются особые требования, которые регламентируются Постановлениями Правительства СПб № 1002 и № 576, а также законом о Рекламе.

Информационные конструкции — это вывески с указанием названия предприятия, сферы его деятельности, логотипа, торговой марки, а также указатели, сообщающие о направлении движения и расстоянии до места назначения, и информационные таблички, размещаемые при входе в здание на которых указывается официальное наименование юридического лица, информация о месте его нахождения и режим работы.

Согласование информационных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1002 от 20.09.2012 г. В июле 2015г. в данное Постановление, были внесены изменения, в частности, увеличен срок действия разрешения с трех до пяти лет; при пролонгации разрешения сокращено время рассмотрения документов в госорганах до одного месяца.

Читать дальше  Нормативы проверки тетрадей по русскому языку

• Выдачу разрешений осуществляет Комитет по печати и взаимодействию со СМИ в лице ГКУ «Городская реклама и информация»

• Срок рассмотрения документов и выдачи результата составляет два месяца, при пролонгации разрешения – один месяц.

• Срок действия разрешения составляет 5 лет.

• Пакет документов в обязательном порядке рассылается в КГА, КГИОП, УГИБДД и в КБ СПб.

Рекламной конструкцией считается вывеска, в тексте которой присутствует адрес или телефон компании, рекламный слоган или иная информация, побуждающая потребителя к действию, и, вместе с другими, аналогичными рекламоносителями (стендами, щитами, электронными табло и т.д.). Согласование такой вывески на фасаде здания требует более сложной процедуры.

Согласование рекламных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №904 от 25.07.2006 г

Разрешения на размещение рекламных конструкций в Санкт-Петербурге выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ через подведомственное ему ГУ «Городская реклама и информация».

Также, необходимо получить согласование от следующих комитетов:

• Комитет по Градостроительству и Архитектуре Санкт-Петербурга ;

• Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга ;

• Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

• Для получения разрешения на размещение рекламы для отдельностоящей конструкции, кроме вышеперечисленных ведомств также требуется согласие:

• Государственной административно-технической инспекции;

• Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству;

• Службы охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации

Разрешение на установку рекламной конструкции выдаётся на срок до 10 лет.

За наличием согласований на вывески тщательно следит надзорный орган – ГКУ «Городская реклама и информация», который выдаёт предписания на демонтаж незаконных вывесок и определяет размер штрафов. Помимо вышеупомянутой организации за размещением незаконных вывесок следят районные Администрации СПб, а также представители управляющих компаний, Жилкомсервисов, ТСЖ и собственники, озабоченные внешним видом своих домов.

Законодательство Санкт-Петербурга предусматривает административную ответственность за установку и эксплуатацию дополнительных элементов фасада без соответствующего разрешения в виде штрафа: на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.

Штраф может быть выписан при каждой проверке, причем повторный – на максимальную сумму.

Штрафы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без соответствующего разрешения, согласно КоАП РФ: на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Задумываясь над тем, какой должна быть вывеска магазина, кафе или салона красоты, бизнесмены чаще всего обращают внимание только на особенности ее оформления: цвет, размер, текст, световое решение, практичность. Конечно, вывеска должна быть красивой, привлекать внимание и уметь доносить до потенциальной аудитории суть вашего предложения.

Но есть и другая сторона дела: правовая или административная. С точки зрения закона, наружная реклама и вывеска – это разные конструкции, и их размещение регулируется разными нормативными актами.

Чем отличаются наружная реклама и вывеска?

Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.

Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).

Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).

Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».

Читать дальше  Трудоустройство по внешнему совместительству

В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).

В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.

Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».

Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.

Разрешение на размещение рекламы

Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).

Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:

  • возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
  • выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
  • условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.

По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.

Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.

Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:

  • эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
  • компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
  • план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается с главным архитектором и комитетом благоустройства города. Хотя в законе говорится о том, что местная администрация самостоятельно согласовывает выдачу разрешения с этими службами, но заявитель тоже вправе обратиться к ним за согласованием.

Итого, для размещения наружной рекламы необходимо:

  1. Получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости.
  2. Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением на получение разрешения.
  3. Согласовать размещение рекламы с архитектурной службой и комитетом благоустройства города (самостоятельно или через местную администрацию).
  4. Заключить договор с собственником недвижимости, на которой будет размещать реклама.
  5. Оплатить госпошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции 5000 рублей (ст. 333.33 (105) НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.

При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.

Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:

  • на обычных физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на руководителей организаций и ИП – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector