Сопровождение ребенка инвалида в детском саду | Загранник

Сопровождение ребенка инвалида в детском саду

В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_seminara.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта психолого-педагогического сопровождения

ребенка-инвалида в ДОУ

педагог-психолог МАДОУ детский сад №1 г.Лысково

Дарья Михайловна Гришина

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь с вами опытом психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в нашем дошкольном учреждении.

Прежде чем начать, хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ограниченными возможностями здоровья.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).

Наш детский сад посещает 1 ребенок-инвалид.

Психолого-педагогическое сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:

* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития;

* Создание условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения;

* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии ребенка-инвалида.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида:

* Выявление особых образовательных потребностей ребенка-инвалида, обусловленных недостатками в его физическом и (или) психическом развитии;

* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

* Возможность освоения ребенком-инвалидом «Общеобразовательной программы» и его интеграции в образовательном учреждении.

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка-инвалида, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровня социальной адаптации. В нашем учреждении сопровождение ребенка-инвалида осуществляется рядом специалистов.

Основной целью сопровождения ребенка-инвалида является определение и реализация индивидуального образовательного маршрута коррекционно- педагогической работы, которое происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. Каждый специалист разрабатывает свой план занятий и осуществляет его в течение периода действия индивидуального плана реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с ребенком-инвалидом:

– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса.

– Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей ребенка-инвалида. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создания ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничество детей и взрослых. Таким образом, составляется интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида на протяжении определённого времени.

– Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка-инвалида. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для всестороннего развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника. Психолого-педагогические занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме. Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в комнате психологической разгрузки или в кабинете педагога-психолога, в рамках которых создаются условия для актуального развития ребенка. В своих занятиях мы используем элементы песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии, музыко- и аромо-терапии.

Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

– Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми-инвалидами предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительской парой.

Эта система психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида для обеспечения его развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития воспитанника на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности ребенка; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Иногда у педагогов возникают трудности при общении с особенными детьми. Такое взаимодействие может носить конфликтный характер. Когда негативное чувство достигает определенного уровня интенсивности, то его уже нельзя остановить, подавить, оно должно достичь своего пика. У каждого человека свой предел интенсивности, своя критическая точка, которая зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, личного опыта, образования, мудрости и понимания. У детей с особенностями развития данный уровень интенсивности низкий, контроль над эмоциями отсутствует.

Задача педагога – не развивать конфликт до критической точки. Основные средства, которые стабилизируют взаимодействие педагога и ребенка – способность к принятию, терпимое отношение.

Управление дыханием – способ влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание – с участием мышц живота, понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению. Я предлагаю вам прямо сейчас освоить пару приёмов саморегуляции.

  1. Ваша задача максимально расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

  1. Сядьте на стул так, чтобы спина касалась спинки стула, и поза была для вас удобной. Затем обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя со стулом – останьтесь в этом положении так долго, сколько сможете, но не слишком усердствуйте. Далее опустите руки, закройте глаза и подышите глубоко. Представьте, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так немного, теперь слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Откройте глаза и вернитесь к работе.
Читать дальше  Объяснение по служебной проверке образец мвд

Эти упражнения спасут вас от негативных эмоций в большинстве ситуаций.

Душевного равновесия вам и спасибо за внимание!

Но, помимо проблемы доступности, которая в России начала хоть как-то решаться в ходе реализации государственной программы «Доступная среда», для достижения полноценной инклюзии необходимо решать и другие проблемы. Одну из таких проблем хотелось бы затронуть сегодня. Это проблема предоставления ассистентов/помощников для учащихся с инвалидностью, которые нуждаются в дополнительном сопровождении при получении образования. Во-первых, это дети, нуждающиеся в постоянном уходе или эпизодической помощи, т. е. нуждающиеся в физической посторонней помощи. Во-вторых, это дети, нуждающиеся в дополнительной помощи при освоении образовательных программ.

В соответствии с законом об образовании в РФ

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в каждом регионе действует свой региональный закон, регулирующий правоотношения в сфере образования. В частности, в Москве в 2013 году был принят Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"

Таким образом, на законодательном уровне впервые в России было введен институт помощников (ассистентов), которые призваны содействовать учащимся с инвалидностью в получении образования. Понятие «помощник» законом понимается как один из компонентов «специальных условий», которые при необходимости должны быть созданы для учащегося с инвалидностью. Такая необходимость должна быть прописана в его ИПР. Только после этого она становится обязательна для исполнения системой образования и конкретной школы, где обучается этот учащийся.

Итак, законами предоставлено право. Система образования должна следовать закону и создать условия для реализации этого права. Что же на самом деле происходит и как могут реализовать это право дети с инвалидностью?

На практике даже в Москве – самом благополучном в финансовом отношении регионе, ситуация не сильно сдвинулась с мертвой точки. В большинстве случаев детей, нуждающихся в помощниках, направляют на надомное/ дистанционное обучение. Ну и, конечно, в коррекционные образовательные организации интернатного типа. В случае несогласия родителей этих детей на такой подход к решению проблемы им предлагается самостоятельно решать проблему сопровождения своих детей в процессе обучения. Т. е., как и раньше, самим сопровождать своего ребенка в школе. Единственное, что действительно изменилось, – перестали запрещать и ставить препоны родителям при сопровождении ими своих детей. Раньше и с этим была проблема, РООИ «Перспектива» неоднократно помогала родителям решать такую проблему со школами, поскольку родителям часто запрещали организовывать сопровождение своих детей даже за собственный счет. По сути, система образования милостиво разрешила родителям делать то, на что они и раньше имели право, и теперь, в соответствии с новым законодательством, должны делать сами за счет бюджета.

Конечно, бывают и другие случаи. Так, например, Валентине ДРОЗДКОВОЙ, удалось добиться оплаты школой ее сопровождения своего ребенка с инвалидностью. Валентина также сопровождает еще двух девочек в этой е школе. В данном вопросе Валентина занимает четкую позицию: есть закон, и его нужно исполнять. Записано в ИПР, что ребенок нуждается в помощнике, значит, школа должна его предоставить. Нужно добиваться, чтобы закон исполнялся, и основное бремя этой борьбы лежит, прежде всего, на родителях детей с инвалидностью. Им не стоит думать, что все само урегулируется одним лишь фактом принятия закона.

Нужно отметить, что школа, где обучается сын Валентины Кирилл, достаточно давно позиционирует себя как инклюзивная, задолго до принятия закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из данного факта, становится понятно, что Валентине в такой ситуации значительно легче добиться исполнения закона.

В другом случае в другой московской школе мама детей с инвалидностью Юлия САЯПИНА вынуждена сопровождать своего ребенка в школе «Ковчег» самостоятельно и за свой счет в школе. Как заявила Юлия на вебинаре, прошедшем 22 мая и организованном в ресурсном центре РООИ «Перспектива»: У школ нет на это денег, несмотря на то, что Департамент образования говорит обратное, и школы должны обеспечить предоставление помощников детям с инвалидностью.

Как правило, отказы в реализации права на специальные условия, в данном случае услуги помощника, обосновывают отсутствием средств. Сложно назвать такую мотивировку обоснованной в правовом понимании. Тем не менее, на практике оказывается, что школа, чиновники образования не врут. Действительно, деньги по данной статье не выделяются. С момента вступления в действие закона «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья» не было издано ни одного подзаконного акта, который бы определял порядок, размер и источники финансирования данной услуги. Между тем, она достаточно затратна, и в организационном отношении нуждается в определенном правовом оформлении. То есть нужно изменить штатное расписание школ, под которое, соответственно, можно будет выделять финансирование. Кроме того, необходимо определить требования, предъявляемые к помощникам/ассистентам системой образования, его должностные обязанности и т. п. Без урегулирования вышеперечисленных вопросов данная проблема вряд ли сдвинется с мертвой точки.

В соответствии с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015

Читать дальше  Норма подъема тяжести для мужчин охрана труда

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

29. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме учителя, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 – 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 – 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, приказ Минобрнауки предусматривает наличие помощников/ассистентов только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также для учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях. Между тем, в ассистентах очень часто нуждаются учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций. Важно отметить, что в настоящем документе введено понятие тьютор. Это с одной стороны как бы ассистент тот же, но имеет немного другие функции. Тьютор – это, как определено в приказе, воспитатель. Его конкретные функции и квалификационные требования также не определены. Подразумевается, что в его функции входит, прежде всего, налаживании коммуникации между учителем и учащимся и вовлечение непосредственно в учебный процесс. Также остается непонятным, должен ли тьютор сопровождать учащегося во внеклассных занятиях и внеучебных мероприятиях, организованных школой.

Из вышеизложенного мы можем видеть, насколько остро стоит проблема реализация права на специальные условия для получения образования детьми с инвалидностью. Это и проблемы финансового обеспечения, и проблемы организационного и правового характера.

МБДОУ "Улыбка" г.Долинск

сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении

1. Первый шаг. Работа по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами в области инклюзии. Основными документами выступает Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт), в котором регулируются права детей с ОВЗ на этапе получения ими дошкольного образования, прописаны положения, определяющие обучение детей с ОВЗ, условия для освоения программ детьми с ОВЗ. Особого внимания требует пункт 3.2.7. Стандарта, предписывающий при создании условий для работы с детьми-инвалидами учитывать индивидуальную программу реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА). Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы и обязательна для исполнения всеми органами и организациями. Во всех вышеперечисленных документах организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Деятельность ПМПК регламентируется приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

2. Второй шаг. Для обеспечения процесса инклюзии, кроме нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, необходимо на уровне дошкольной образовательной организации разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ. Необходимо внести соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, коллективный договор (разделы оплаты труда, учета рабочего времени), должностные инструкции, инструкции по технике безопасности (порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, как действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и др. локальные акты.

3. Третий шаг. Анализ и уточнение психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации рекомендаций ПМПК детям с ОВЗ. В случае отсутствия у детей с ОВЗ рекомендаций ПМПК необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) детей обеспечить комплексное обследование ребенка ПМПК (центральной или территориальной).

4. Четвертый шаг. Обследование детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проведение по результатам обследования заседания ПМПк образовательного учреждения, на котором выступают специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) с результатами обследования ребенка, а также воспитатель с результатами своих наблюдений за ребенком.

5. Пятый шаг. Составление адаптированной образовательной программы (далее- АОП) на основе рекомендаций ПМПК, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка. Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, но в случае его предъявления в дошкольную образовательную организацию является обязательным для исполнения ею. Необходимо внимательно изучить заключение ПМПК, учитывая, что не все дети-инвалиды нуждаются в АОП. АОП разрабатывается, если в заключении ПМПК рекомендовано обучение ребенка по адаптированной образовательной программе, то есть, если он не осваивает программу без специально созданных условий. Кроме того, в заключении точно указывается тип нозологии (определенное нарушение здоровья), под которую разрабатывается АОП. Например, обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями слуха. В разработке АОП принимают участие воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, при необходимости инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и др. специалисты, предоставляя свои адаптированные разделы программы.

Читать дальше  Срок исковой давности может быть изменен судом

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает пользоваться проектами программ в качестве примеров при конструировании АООП дошкольными образовательными организациям (разработки Научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи – АНО НМЦ «СУВАГ»)

6. Шестой шаг. Мониторинг развития ребенка проводится каждые три месяца (динамика развития). Пересмотр и совершенствование адаптированной программы. Если есть положительная динамика, ПМПк образовательного учреждения может принимать решение о внесении изменений в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, например, перевести его из группы компенсирующей направленности в группу комбинированной направленности. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) обеспечить комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций и определения новых специальных условий.

С 1 сентября 2013 год а в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

– формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

– обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

– побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

– установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

– использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

– разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

– использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.

принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителюв условиях инклюзивного образования.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.

Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector