Спец субъект административного правонарушения | Загранник

Спец субъект административного правонарушения

Одним из элементов состава административного правонарушения является субъект правонарушения. Субъект административного правонарушения – это физическое лицо, которое непосредственно совершило правонарушение или участвовало в его совершении. Частью 1 статьи 4.3 КоАП Республики Беларусь “Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом”.[1]

К признакам субъекта относят достижение определенного возраста. В КоАП установлен возраст лица, которое может подлежать административной ответственности – 16 лет, в соответствии с частью 1статьи 4.3 настоящего Кодекса, за исключением части 2 данной статьи.[1] Однако частью 2 этой статьи установлен перечень правонарушений, за которые лицо подлежит административной ответственности от четырнадцати до шестнадцати лет. Вторым немаловажным признаком являетсявменяемость, то есть состояние, когда человек способен осознавать и руководствоваться своими действиями. В статье 4.4 КоАП Республики Беларусь четко установлено, что “Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания”.[1]

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическими критериями.

Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

Хроническое психическое расстройство представляет собой заболевание психики, носящее длительный характер и способное к прогрессированию, при этом, не излечимо (шизофрения, эпилепсия и другое).

Временное психическое расстройство – это психическое заболевание, которое протекает остро, в виде приступов, носит временный характер, излечимо (белая горячка, патологическое опьянение и другое).

Слабоумие – это врожденное умственное недоразвитие. Наиболее часто встречается олигофрения.

Иное психическое заболевание – это, например, психопатия, наркотическая абсистенция и другое.

Юридический критерий невменяемости – это неспособность лица отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими.

Эти два признака являются обязательными признаками для каждого субъекта правонарушения. Если будет отсутствовать хотя бы один из них, то физическое лицо не может являться субъектом правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь субъектами могут быть помимо физических лиц также юридические лица и индивидуальные предприниматели, но только когда они оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП.[1]

Физическое лицо – это гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Однако к физическим лицам относят и иных лиц предусмотренных настоящим Кодексом (должностные лица, родители и т.д.).

Все субъекты делят на три категории:

1.Общие. К данной категории относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Они обладают общими признаками, присущими любому физическому лицу, однако могут совершать ряд правонарушений присущих только им, например причинение телесного повреждения. Являются основными субъектами правонарушений.

2.Специальные субъекты – такие лица, которые, помимо общих признаков обладают, еще и дополнительными, предусмотренными статьями Особенной части КоАП. К ним относятся должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств, военнослужащие. Они могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им, так и правонарушения присущие общим признакам. Например, часть 4 статьи 18.12 КоАП Республики Беларусь “Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотреныремни безопасности, а равно управление мотоциклом, либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами”.[1]

13. Субъективная сторона административного правонарушения и ее признаки.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Это — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 2.1 КоАП Республики Беларусь. Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности.

Действуяс умыслом, правонарушитель сознаетпротивоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) илине желает, но предвидит исознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел. Например, статья 18.1 КоАП Республики Беларусь “ Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом”.[1] В качестве примера косвенного умысла можно привести статью 12.12 КоАП Республики Беларусь “Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды”.[1]

Административный проступок может быть совершен ипо неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжаяна большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.

Небрежность состоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и моглоих предвидеть.Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.

Примером неосторожности послужит часть 1 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь “Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час”.[1]

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствийсвоих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.

Мотив – это побуждения, которыми руководствуется лицо при совершении правонарушения. Например, пункт 6 части 1 статьи 7.3 КоАП Республики Беларусь “совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни”.[1]

Примером номы, где цель указана, является статья 23.3 КоАП Республики Беларусь “ Воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения”.[1]

Если мотив и цель указаны в статье, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Специальные субъекты административной ответственности

Под специальными субъектами понимаются лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К ним относятся:

Читать дальше  Проверить адвоката по реестру адвокатов россии

1) должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;

2) родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (ст. ст. 5.35 и 20.22 КоАП РФ);

3) собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

Еще корочеСпециальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

10) обязательные работы;

(п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

(п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 – 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участники производства делам об административных правонарушениях тут же

Понятие административной юстиции

НЕ КРАТКО

Обращение граждан и их виды.Статьей 33 Конституции РФ установлено, что ʼʼграждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправленияʼʼ. Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан бывают трех видов.

Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление— обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 ᴦ. № 4866-1 ʼʼОб обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданʼʼ. В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, в случае если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединœений, общественных объединœений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые бывают обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

– действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

– в судебном порядке;

– в порядке подчинœенности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. В случае если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединœения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, в случае если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причинœе срок подачи жалобы должна быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом желœезных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. О порядке рассмотрения обращений

граждан Российской Федерации

(В редакции федеральных законов от 29.06.2010 ᴦ. N 126-ФЗ;

от 27.07.2010 ᴦ. N 227-ФЗ; от 07.05.2013 ᴦ. N 80-ФЗ;

от 02.07.2013 ᴦ. N 182-ФЗ.

Статья 10. Рассмотрение обращения

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Статья 13. Личный прием граждан

Специальные субъекты административной ответственности

Под специальными субъектами понимаются лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К ним относятся:

1) должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;

2) родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (ст. ст. 5.35 и 20.22 КоАП РФ);

3) собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

Читать дальше  Не выдают бесплатно лекарства куда обратиться

4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

Еще корочеСпециальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Специальные и отдельные субъекты правонарушений являют­ся обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступаютдолжностные лица. До КоАП 2003 г. зако­нодательного определения должностного лица не существовало ни в целом в административном праве, ни в административно-де- ликтном праве. В КоАП 2003 г. в статье 1.3 должностное лицо определяется как физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распо­рядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и прини­мать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Такое определение не внесло ясности в понимание должностного лица в административно-деликтном праве, ибо в нем употребляет­ся немало терминов, не получивших ни в законодательстве, ни в научной литературе доступных разъяснений. Например, что пони­мается под термином «выполнение функций по специальному полномочию», «организационно-распорядительные и администра­тивно-хозяйственные функции»? Тем не менее, данное определе­ние представляет значительный шаг вперед в уяснении сущности должностного лица.

Рассматриваемое определение позаимствовано из уголовного права и частично усовершенствовано. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 УК Республики Беларусь записано: «лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях. должности». Следует подчеркнуть, что действую­щее законодательство не знает такого способа занятия должности, как по специальному полномочию. В статье 1.3 КоАП говорится не о занятии должности по специальному полномочию, а о выпол­нении соответствующих функций по специальному полномочию. Некстати здесь и термин «полномочие». Правильнее было бы ска­зать «по специальному поручению (разрешению или решению)». По сути дела, речь идет о том, что отдельному лицу поручается

выполнить отдельные полномочия, не свойственные для него, это лицо уполномочивается осуществить права организационно-распо­рядительного или административно-хозяйственного характера. Термины «организационно-распорядительные», «административ­но-хозяйственные функции» свидетельствуют о выполнении управленческих действий. Управленческие действия могут осу­ществляться только служащими. Лицо, которое получает право по отдельному поручению выполнять специальные управленческие функции, не является служащим, или, являясь служащим, не обладает такими полномочиями для выполнения какого-то зада­ния. Лица, постоянно или временно выполняющие организацион­но-распорядительные или административно-хозяйственные функ­ции, должны быть служащими.

В Трудовом кодексе более просто и понятно дано определение должностного лица. В статье 1 записано: «. должностное лицо на­нимателя — руководитель (его заместители) организации (обособ­ленного подразделения), руководитель структурного подразделе­ния (его заместители), мастер, специалист или иной работник, ко­торому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений».

Определение должностного лица, данное в статье 1.3 КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяетсясобственно должностное лицо, во второй —представители административ­ной власти. Слово «собственно» употребляется нами лишь с целью разграничения первого понятия должностного лица от вто­рого, а они весьма разные. Объединять их словом «должностные лица» не только нежелательно, но, как представляется, неверно. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. Между тем, у собственно должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным ра­ботникам, представителей административной власти — к неподчи­ненным лицам. Однако подобные полномочия по своему характе­ру во многом различаются. Вторая группа должностных лиц име­ет свое название — «представители административной власти», первая названия не имеет, кроме как «должностные лица». По КоАП первая группа относится к субъектам административных правонарушений, вторая — нет. Вторая группа обозначена лишь в пяти статьях КоАП (ст.сг. 23.1-23.5), и они не являются субъек­тами административных правонарушений. В этих статьях свобод­-

но можно было обойтись без употребления термина «должнос­тное». Нельзя обойти и факт несоответствия определения должностного лица определению, оговоренному в статье 23.3. Так, членом административной комиссии или комиссии по делам несо­вершеннолетних может быть и не государственный служащий, а рабочий или служащий общественного объединения. Члены этих комиссий участвуют лишь в принятии решения по делу и не впра­ве отдавать распоряжения или приказы лицам, не подчиненным им по службе (о чем записано в ст. 1.3), так как вне заседания ко­миссии они — обычные граждане, работники учреждений, органи­заций, пенсионеры.

Нежелательность обозначения второй группы лиц должност­ными лицами видится и в том, что они приобретают двойное и более наименование — представители административной власти и должностные лица, а также работники милиции, контролеры, ре­визоры и т.п. Таким образом, среди подобных лиц не может быть иных, кроме должностных. Если все представители власти — должностные лица, а по мнению законодателя — это действитель­но так, то тем более они не нуждаются в дополнительном назва­нии — «должностные лица».

Таким образом, включение представителей административной власти в группу должностных лиц лишено достаточных основа­ний, ничем не обосновано и ведет к соответствующим противоре­чиям, несоответствиям и неточностям.

Первая группа получила обобщенное название — должност­ные лица — для того, чтобы выделить из иных служащих лиц, на­деленных властными полномочиями по отношению к своим подчиненным. В эту группу включены также лица, могущие и не быть служащими, но по отдельному поручению выполняющие специальные управленческие функции организационно-распоря­дительного или распорядительно-хозяйственного характера.

Дальше разговор о представителях власти вести не будем, поскольку они не относятся к специальным субъектам админист­ративных правонарушений.

Собственно должностные лица по порядку выполнения функ­ций делятся на следующие:

3.по специальному полномочию.

По видам выполняемых функций они классифицируются на два вида:

1.выполняющие организационно-распорядительные функции;

2.выполняющие административно-хозяйственные функции.

Постоянное выполнение функций состоит в том, что должност­ное лицо находится на постоянной работе. Это основная и самая распространенная форма выполнения управленческих функций.

Читать дальше  Прописать человека в квартиру через госуслуги

Временное выполнение функций должностного лица выража­ется в том, что служащий переведен с другой должности или просто зачислен на должность, соответствующую должностному лицу, на определенный промежуток (период) времени, т.е. непосто­янно, например, на период болезни, отпуска должностного лица.

Деление должностных лиц на постоянно или временно выпол­няющих организационно-распорядительные или административ­но-хозяйственные функции не имеет никакого практического зна­чения для определения наличия или отсутствия субъекта админист­ративного правонарушения. Во-первых, такая дифференциация не предусмотрена в статьях Особенной части КоАП, в которых субъ­ектами состава правонарушения выступают должностные лица. Проще говоря, такое деление не соответствует Особенной части. Во-вторых, она не имеет значения для характеристики должнос­тного лица как субъекта административного правонарушения. Постоянство или временность выполнения рассматриваемых функций не является существенным признаком должностного лица вообще и тем более как субъекта правонарушения, т.е. фактор продолжительности выполнения функций не имеет ника­кого значения. Главное заключается в том, что служащий нахо­дился в статусе должностного лица во время совершения правона­рушения.

Признаки правонарушений, которые могут быть совершены должностными лицами, описаны не однозначно. В КоАП из 395 статей Особенной части примерно 259 предусматривают в качес­тве субъекта должностное лицо. Из них в 51 статье прямо называ­ется должностное лицо. Только должностным лицом могут быть совершены 27 правонарушений, которые можно назвать должност­ными. Они находятся в разных главах Особенной части. В боль­шинстве случаев должностное лицо в диспозиции нормы не назы­вается. Оно подразумевается в связи с тем, что в санкции этой же нормы субъектом ответственности выступает юридическое лицо или подобное правонарушение может быть совершено только

должностным лицом. Например, нарушение законодательства об обращениях граждан (ст. 9.13), прием на работу без документов, подлежащих предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15), либо работа с обращениями граждан осуществляются только руководящим (начальствующим) составом организации, т.е. должностными лицами; подобные же лица наделены правом приема на работу.

В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами. Например, самовольное подключение к системе питьевого водос­набжения или канализации (ч. 3 ст. 15.54), ввоз в Республику Бе­ларусь и вывоз из нее семян растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль и при необходимости санитарную обработку (ст. 15.55). В некоторых статьях должностные лица выступают субъектами правонарушения наравне с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, что прямо определя­ется в диспозиции правовой нормы. Так, в статье 11.24 говорится о должностном и юридическом лице, в статьях 11.25 и 11.26 — о должностном лице и индивидуальном предпринимателе.

Под работникомюридического лица понимается физическое лицо (кроме должностного лица), состоящее в трудовых отноше­ниях с юридическим лицом на основании заключенного трудового договора (ст. 1.3). В статьях Особенной части они специально, как правило, не называются, а выступают в общей, объединенной группе с должностными лицами и, возможно, иными физически­ми лицами. Так, в статье 16.8 установлено, что нарушение сани­тарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязан­ным соблюдать эти правила, может быть осуществлено и общими субъектами, и предпринимателями, и должностными лицами, и просто работниками юридического лица. В то же время в статьях 11.13, 11.30, 12.4, 12.14, 12.16 употребляются термины «работник», «физическое лицо».

Водители транспортных средств — физические лица, управ­ляющие транспортными средствами за исключением лиц, обучае­мых вождению. К водителям приравниваются лица, обучающие вождению транспортного средства и при этом находящиеся в нем, а также всадники, извозчики, погонщики животных (ст. 1 Закона

Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движе­нии»). Чтобы стать водителем транспортного средства, необходи­мо достичь установленного возраста (в зависимости от вида транспортного средства — 16, 18 лет и 21 года) и получить права на управление транспортным средством.

Водители транспортных средств являются субъектами отдель­ных правонарушений, предусмотренных лишь в главе 18 «Адми­нистративные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Несовершеннолетние — физические лица, которые на день со­вершения административного правонарушения не достигли возраста 18 лет (ст. 1.3). Несовершеннолетние от 14 до 16 лет мо­гут быть субъектами лишь некоторых видов правонарушений, пе­речень которых дан в части 2 статьи 4.3. Лица в возрасте до 14 лет рассматриваются как малолетние, которые по понятным причи­нам не являются субъектами ни одного административного право­нарушения. Подобные лица могут совершить лишь противоправ­ное деяние. Для наличия правонарушения требуется присутствие всех признаков состава правонарушения, среди которых — субъ­ект, достигший 16 лет как общее правило и 14 лет — для отдель­ных видов правонарушений. В статье 1.3 при определении мало­летнего почему-то указывается, что это физическое лицо соверша­ет правонарушение. Полагаем, что здесь имеет место неточность в формулировке, противоречащая положениям статьи 4.3 и некото­рым другим статьям КоАП.

В статьях Особенной части о несовершеннолетних как субъек­тах правонарушения ничего не указывается, и в этом нет никакой необходимости. Однако при установлении субъекта в связи с со­вершением деяния, подпадающего под признаки конкретного административного правонарушения, всегда выясняется возраст. Если совершил деяние малолетний, то дело об административном правонарушении не оформляется.

К отдельным субъектам правонарушений относятся лица с разным правовым статусом. Некоторые составы правонарушений описаны в КоАП таким образом, что субъектами их совершения могут быть лица, выполняющие определенный вид работы или имеющие определенную профессию. Так, нарушение порядка ве­дения кассовых операций может быть совершенокассиром(ст. 11.7), применение радиационного оборудования, не прошед­шего контроля технических характеристик либо находящегося в

неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях —медицинским работником (ст. 16.5), ненадле­жащее осуществление функций технического надзора за строи­тельством жилого дома по договору с организацией граждан- застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости вы­полненных строительно-монтажных работ и произведенных за­трат, может сделатьинженер (инженерная организация) (ст. 21.8). Субъектами нарушения правил торговли могут быть толькора­ботники торговли (ст.ст. 12.16, 12.17). Специальным признаком субъекта в отдельных случаях предусматриваются обстоятельства, характеризующие взаимоотношения (родственные и др.) между лицом, совершившим деяние, и лицом, виновным в этом. Так, не­выполнениеродителями или лицами, их заменяющими, обязан­ностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее со­вершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет де­яния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, административная или уголовная ответствен­ность за которое наступает после достижения этого возраста, рассматривается как правонарушение (ст. 9.4).

Отдельные составы правонарушений описаны в КоАП так, что субъектами их могут быть тольковоеннообязанные илипризыв­ники. Так, уклонение от призыва на военную службу, уклонение от явки на сборы (ст. 25.6) может осуществить только военнообя­занный (ст. 25.5), а уклонение от воинского учета (ст. 25.7) и на­рушение правил воинского учета (ч. 1 ст. 25.8) — только призыв­ник или военнообязанный.

В качестве отдельного субъекта КоАП предусматриваетпеше­ходов, велосипедистов, всадников, извозчиков, погонщиков жи­вотных (ч. 1 ст. 18.23),пассажиров (ст. 18.30),проводников(ст. 18.32).

Заканчивая характеристику специальных и отдельных субъек­тов административных правонарушений, следует обратить внима­ние еще на одно обстоятельство. Оно состоит в том, что признаки специального и отдельного субъекта относятся только к исполни­телям правонарушения. Соучастниками правонарушений, совер­шаемых специальными и отдельными субъектами, могут быть и общие субъекты.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 2210 | Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector